Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2015 N 02АП-6192/2015 ПО ДЕЛУ N А28-4838/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. по делу N А28-4838/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124)
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Наговицына А.В., по доверенности от 01.06.2015;
- от ответчика: не явились,
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2015 по делу N А28-4838/2015, принятое в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Русский Дом-СВА" (ОГРН 1104312002057; ИНН: 4312143918)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124)
о признании недействительными предписаний от 11.02.2015 N N 12/10, 13/13,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русский Дом-СВА" (далее - Общество, Управляющая компания, ООО УК "Русский Дом-СВА") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 21.04.2015 в редакции заявления от 06.05.2015 (л.д. 5-7, 58) о признании недействительным Предписаний Инспекции Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган, ГЖИ Кировской области) от 11.02.2015 N N 12/10, 13/13 (далее также - Предписания).
Требования, основанные на положениях статей 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), мотивированы заявителем тем, Предписания не соответствует закону и существенно нарушают права и законные интересы ООО УК "Русский Дом-СВА", как управляющей организации в отношении многоквартирного жилого дома N 7 по улице Чепецкой года Кирово-Чепецка Кировской области (далее - многоквартирный дом, дом, МКД).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2015 требование заявителя о признании недействительными Предписаний удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что Общество является управляющей организацией в отношении спорного дома с 01.10.2014. Следовательно, с данного момента заявитель вправе взимать с собственников помещений дома плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ссылку ответчика на обстоятельства, связанные с прекращением договора договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 01.01.2014 N 161/2-2014 (далее - договор оказания услуг), заключенного между собственниками помещений МКД с обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора - 2" (далее - ООО "ЖЭК-2"), суд первой инстанции отклонил, как не имеющую правового значения для настоящего спора.
Инспекция, не согласившись с судом первой инстанции, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 08.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. ГЖИ Кировской области оспаривает вывод суда первой инстанции о незаконности Предписаний, указавших на неправомерность начисления и выставления платежных документов собственникам МКД за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги за октябрь 2014 года, и считает, что ООО УК "Русский Дом - СВА" не имело право в указанный месяц выставлять платежные документы собственникам, поскольку в этот период действовал договор оказания услуг между собственниками помещений дома и ООО "ЖЭК-2", обслуживавшим дом. С учетом части 9 статьи 161 ЖК РФ, пункта 14 Правил N 354 Общество вправе была приступить к своим обязанностям управляющей организации с момента расторжения собственниками помещений дома договора оказания услуг с обслуживающей организацией - ООО "ЖЭК-2" и при условии заключения договоров на поставку соответствующих коммунальных ресурсов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК "Русский Дом - СВА" доводы Инспекции оспорила, в полном объеме поддержав правовую позицию суда первой инстанции. Просит решение от 08.06.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции без удовлетворения.
Заявитель в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 200 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителя административного органа.
Представитель Общества, присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 01.01.2014 собственники помещений многоквартирного дома, решением от 31.01.2014 избравшим непосредственный способ управления МКД, заключили договор оказания услуг с правопредшественником ООО "ЖЭК-2" - обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный кооператив" (приложение к делу, л.д. 57), в соответствии с которым последнее обязалось оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, самостоятельно определяя порядок и способ выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, привлекая сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документ; производить начисление и сбора за содержание и ремонт жилого помещения. При этом договоры о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении собственники заключают с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Собственники, в свою очередь, обязались оплачивать услуги и работы ООО "ЖЭК-2" в порядке, установленном договором оказания услуги действующим законодательством (пункты 2.1, 2.3, 3.2.13.2.8, 3.2.9, 4.1 договора оказания услуг).
В силу пункта 6.1 договор оказания услуг и приложения к нему считается подписанным с момента его акцептования (утверждения собственниками помещений на общем собрании таких собственников или уполномоченным собственниками лицом) и вступает в силу с 01.01.2014, и действует в течение пяти лет.
Односторонний отказ собственников помещений от исполнения обязательств по договору оказания услуг может быть произведен только при нарушении существенных условий договора и при условии оплаты исполнителю фактически понесенных и расходов, а также убытков, связанных с досрочным расторжением договора. В случаен расторжения договора оказания услуг ООО "ЖЭК-2" за тридцать дней до его прекращения обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников, а в отсутствие такого - любому из собственников.
При одностороннем отказе собственников от исполнения обязательств в силу закона в том числе от исполнения части обязательств по договору оказания услуг ООО "ЖЭК-2" и собственники расторгают договор оказания услуг только при условии оплаты ООО "ЖЭК-2" фактически понесенных ею расходов, убытки, связанные с досрочным расторжением договора, а также упущенной выгоды. ООО "ЖЭК-2" и собственники обязаны завершить финансовые расчеты в течение одного месяца с момента расторжения договора. Затраты, связанные с расторжением договора, в полном объеме возлагаются на собственников.
Договор оказания услуг считается досрочно расторгнутым. Если собственники помещений в установленном порядке приняли решение на общем собрании о прекращении договорных отношений и за три месяца до предполагаемой даты его расторжения уполномоченной собственниками лицо направило ОО "ЖЭК-2" уведомление о досрочном расторжении договора оказания услуг, заверенную копию протокола общего собрания, копии бланков голосования и документы, подтверждающие факт неисполнения ООО "ЖЭК-2" существенных условий договора оказания услуг. При этом договор расторгается по окончании календарного года (пункты 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 договора оказания услуг).
Все споры по договору оказания услуг решаются путем переговоров, а при невозможности достижения соглашения - в судебном порядке (пункт 7.6 договора).
25.09.2014 в доме было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, где было принято решение изменить способ управление МКД с непосредственного на управление управляющей организацией, которой стало ООО УК "Русский Дом - СВА". В этой связи собственники приняли решение с 30.09.2014 расторгнуть договор оказания услуг с ООО "ЖЭК-2".
01.10.2014 в рамках договора на управление многоквартирным домом N 7 по улице Чепецкая г. Кирово-Чепецк от 01.10.2014 (далее - договор управления; приложение к делу, л.д. 26-45) к исполнения обязанностей управляющей организации приступило ООО УК "Русский Дом - СВА" (пункты 2.1, 6.1, 6.3 договора управления).
В обязанности Управляющей компании в числе прочего в силу пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.7 договора управления вошли осуществление управления общим имуществом в МКД в соответствии с условиями договора управления и действующим законодательством в интересах собственников помещений, в соответствии с целями, указанными в пункте 2.1 договора управления, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов; оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с приложением N 3 к договору; быть исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в МКД в соответствии с обязательными требованиями; принятие от собственников платы за жилое помещение, коммунальные и другие услуги согласно платежному документу. В обязанности собственников с 01.10.2014 вошли своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетов всех пользователей услуг, а также иные платежи, установленные по решениям общего собрания собственников помещений, принятым в соответствии с законодательством (пункт 3.3.1 договора управления).
29.12.2014 в связи с обращением жителя дома по вопросу неправомерного направления в адрес собственников жилых помещений в многоквартирном доме платежных документов (квитанций) за жилое помещение и коммунальные услуги за один период от двух управляющих компаний (приложение к делу, л.д. 1-13) начальником Инспекции вынесен приказ N 2444/14 (приложение к делу, л.д. 14-17) о проведении в отношении ООО УК "Русский Дом - СВА" внеплановой документарной проверки сроком с 15.01.2015 по 11.02.2015. Правовым основанием проведения проверки явились Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ, пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", Постановление Правительства Кировской области от 22.10.2014 N 6/70 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Кировской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области".
Для проверки у Общества были запрошены протокол общего собрания собственников помещений дома, на котором принималось решение о выборе управляющей организации ООО УК "Русский Дом - СВА" с приложением документов, подтверждающих принятие собственниками решений по вопросам повестки дня (лист голосования, при проведении собрания в форме заочного голосования - бюллетени голосования); реестр уведомлений собственников о проведении общего собрания собственников по вопросу выбора управляющей организации или иные документы, свидетельствующие об исполнении требований, установленных ЖК РФ к порядку уведомления собственников о проведении собрания; реестр уведомлений собственников о принятом на общем собрании собственников решений по вопросам повестки дня или иные документы. Свидетельствующие о соблюдении требований, установленных ЖК РФ уведомления собственников о принятом общим собранием решении; договоры управления, заключенные с собственниками помещений дома в соответствии с требованиями статьи 162 ЖК РФ; договоры, заключенные в отношении дома с ресурсоснабжающими и иными организациями, направленные на управление МКД в соответствии с требованиями законодательства с приложением документов, подтверждающих направление ресурсоснабжающими организациями документов на оплату поставляемых ресурсов, оплату представленных документов; пояснения о правовых основаниях предоставления платежных документов (квитанций) за жилое помещение и коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в МКД, с указанием срока начала предъявления платежных документов к оплате; выкопировку из технического паспорта МКД с отражением информации об общей площади дома, общей площади входящих в состав общего имущества дома, площадь жилых и нежилых помещений, этажность, год постройки; проток общего собрания собственников по утверждению размера платы за содержание и ремонт на 2014 год в размере 16 рублей 56 копеек за 1 кв. м и расчет стоимости работ и услуг за 1 кв. м общей площади жилого помещений на 2014 год; письменное пояснение о порядке начисления платы за коммунальные услуги (ГВС, ХВС, водоотведение, теплоснабжение) по квартире N 24 в октябре 2014 года с обоснованием к действующему законодательству; договор, заключенный со специализированной организацией по техническому обслуживанию домофона; платежные документы по квартире N 24 дома за октябрь 2014 года; иные документы, способствующие своевременному и объективному рассмотрению обращению жильца.
В ходе проведенной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 11.02.2015 N 15/41/15 (л.д. 20-36, приложение к делу, л.д. 161-177), Инспекция пришла к выводу о нарушениях со стороны ООО "Русский Дом - СВА" обязательные требований нормативных правовых актов. Исходя из положений пункта 6.8 договора оказаний услуг, статьи 450 ГК РФ, статьи 162 ЖК РФ и пункта 14 Правил N 354, административный орган посчитал, что договор оказания услуги между собственниками и ООО "ЖЭК-2" расторгнут 31.12.2014, в связи с чем ООО УК "Русский Дом - СВА" уполномочено на выставление платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений МКД, не ранее 01.01.2015, а платежные документы с начислениями по коммунальным услугам Управляющая компания может предъявлять только при условии заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку соответствующих коммунальных ресурсов. При этом в платежных документах необходимо фиксировать сведения о показаниях общедомовых приборах учета коммунальных ресурсов.
На основании акта проверки ГЖИ Кировской области выдала ООО УК "Русский дом - СВА" Предписания (л.д. 37-38, приложение к делу, л.д. 178-179, 180-181), согласно которым Управляющая компания в срок до 30.03.2015 обязана провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований указанных в акте от 11.02.2015 N 15/41/15 и приведению в соответствие с обязательными требованиями начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению потребителями жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2014 год, подготовку и направление потребителям жилищно-коммунальных услуг проживающим в доме единого платежного документа с отражением требуемой информации об объемах потребляемых ресурсов; провести организационно-технические мероприятия по приведению в соответствие расчет платы по статье "содержание общего имущества", предъявляемой собственникам жилых помещений МКД за октябрь 2014 года; о выполнении комплекса мероприятий сообщить в ГЖИ Кировской области с представлением копий платежный документов.
Не согласившись с Предписаниями, ООО УК "Русский дом - СВА" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, которое было удовлетворено в полном объеме. Данное обстоятельство послужило основанием для принесения Инспекцией апелляционной жалобы, изучив доводы которой и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Статья 17 Закона N 294-ФЗ закрепила, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
То есть по смыслу приведенной нормы предписание административным органом выносится в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суть спора между сторонами заключается в правомочности осуществления ООО УК "Русский Дом - СВА" функций управляющей организации в отношении МКД с 01.10.2014, в период, когда, по мнению Инспекции, между собственниками помещений дома и ООО "ЖЭК-2" продолжал действовать договор оказания услуг.
Из положений статьи 10 ЖК РФ следует, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 3 статьи 161 ЖК РФ).
В ходе процесса установлено, что решением от 25.09.2014 собственники с 01.10.2014 изменили способ управление МКД с непосредственного на управление управляющей организацией, с которой был заключен соответствующий договор управления.
На момент заключения договора собственников помещений дома с ООО "ЖЭК-2" действовали положения части 9.1 статьи 161 ЖК РФ и частей 1.1, 1.2 статьи 164 ЖК РФ, которые предусматривали, что непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме. Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме собственники помещений заключают с управляющей организацией на основании решения общего собрания, в соответствии с которым управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
При этом заключенные на основании приведенных норм договоры регулируются нормами как жилищного, так и гражданского законодательства.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ законодатель предусмотрел возможность изменения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В частности, статья 450 ГК РФ допускает односторонний отказ от исполнения договора. Согласно пункту 3 указанной статьи в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Исходя из смысла приведенной нормы, для расторжения договора в связи с односторонним отказом от его исполнения, когда такой отказ допускается законом, соглашения сторон, решения суда, а также соблюдения порядка, предусмотренного статьей 452 ГК РФ, не требуется. Для того чтобы односторонний отказ от исполнения договора повлек юридические последствия (расторжение договора), достаточно, чтобы он был принят одной стороной договора.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Анализ совокупности норм гражданского и жилищного законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации. Приведенный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Таким образом, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с ООО "ЖЭК-2" (расторжение договора) ни ЖК РФ, ни ГК РФ не противоречит. А собственники помещений, приняв решение о выборе в качестве нового способа управления МКД управление управляющей организацией, выразили свое волеизъявление на расторжение договора с обслуживающей МКД организацией.
В силу частей 5, 6 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Доказательств того, что кем-либо из собственников помещений в МКД решение общего собрания от 25.09.2014 об изменении способа управления домом и расторжении договора с ООО "ЖЭК-2" с 30.09.2014 оспорены и признаны в установленном законом порядке недействительными, или отменены, в материалах дела не содержится.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. С выбором нового способа управления домом, заключением договора управления с ООО УК "Русский Дом - СВА" и расторжением договора с ООО "ЖЭК-2" у последнего прекратился статус обслуживающей организации в отношении МКД в силу императивных норм жилищного законодательства. При этом аргументы Инспекции о продолжавшемся обслуживании дома вплоть до 31.12.2014 ООО "ЖЭК-2" не влияют на правовую оценку действий ООО УК "Русский Дом - СВА", приступившего к исполнению обязанностей управляющей организации в соответствии с решением собственников помещений.
С учетом изложенного апелляционный суд находит, что ООО "Русский Дом - СВА", начав исполнять функции управляющей организации с 01.10.2014 в силу решения общего собрания собственников помещений дома, не нарушало требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По смыслу части 12 статьи 161 ЖК РФ, абзаца седьмого пункта 2 Правил N 354 управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), поскольку непосредственно является исполнителем коммунальных услуг - лицо, приобретающим у ресурсоснабжающей организацией для нужд конечных потребителей (собственников помещений дома) коммунальные услуги.
При этом отсутствие заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией письменного договора не исключает обязанности контрагентов выполнять взаимные обязанности по поставке коммунальных ресурсов и их оплате. Фактическое потребление ресурса через присоединенную сеть потребителями управляемого Управляющей компанией дома следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией, поэтому такие отношения рассматриваются как договорные (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Таким образом, Общество в силу своего статуса управляющей организации, в соответствии с условиями договора управления, вправе выставлять платежные документы за коммунальные ресурсы, поставленные ресурсоснабжающими организациями и в отсутствие заключенных в письменном виде договоров.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.
Таким образом, поскольку доводы, заявленные Инспекцией в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2015 по делу N А28-4838/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)