Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области
к закрытому акционерному обществу "ТАНДЕР" (ИНН 2310031475)
о привлечении к административной ответственности,
- от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
- от заинтересованного лица: А.Н. Гладких, представитель по доверенности N 2-4/780 от 05.02.2014, паспорт; А.В. Клементьев, представитель по доверенности N 2-4/425 от 10.08.2013, паспорт;
- В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Представителям заинтересованного лица разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать со ссылкой на отсутствие события правонарушения, ненадлежащий субъект ответственности, допущенные при проверке процессуальные нарушения: непривлечение к участию в производстве по делу потерпевшего, не извещение о времени и месте составления постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области возражает против доводов заинтересованного лица, считает их необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем не возражает при наличии достаточных оснований относительно применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и назначении ЗАО "Тандер" наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, арбитражный суд
установил:
Прокуратурой Ленинского района г. Нижнего Тагила, в связи с поступившим обращением Репьева Г.М. о самовольно проведенной реконструкции части помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле, с участием специалиста Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении закрытого акционерного общества "Тандер", осуществляющего деятельность в магазине "Магнит", расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 21.
В ходе проверки установлено, что закрытым акционерным обществом "Тандер" в период с 17.09.2013 по 17.10.2013 в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялась реконструкция объекта капитального строительства - нежилых помещений под магазин "Магнит" на первом этаже в многоквартирном жилом доме N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, без разрешения на строительство.
По итогам проверки составлен акт проверки соблюдения требований градостроительного законодательства от 17.03.2014.
10.04.2014 прокурором Ленинского района города Нижнего Тагила вынесено постановление о возбуждении в отношении ЗАО "Тандер" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, направлены заявителем в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов проверки, при осмотре наружных стен дома, изучении проектной документации, технической информации дома, установлено, что ЗАО "Тандер" произведены работы по демонтажу бетонного блока подоконного пространства несущей (фасадной) стены многоквартирного дома до отметки чистого пола справа от центрального входа в магазин в помещение N 2 по поэтажному плану многоквартирного дома N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле, а также произведена установка (монтаж) в образовавшийся проем металлической двери, второго входа, посредством которого осуществляется загрузка (выгрузка) товара в магазин. Перед этим входом на земельном участке размещена металлическая конструкция (порог), слева от входа размещено вентиляционное оборудование.
Согласно поэтажному плану многоквартирного дома N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле, представленному филиалом "Горнозаводское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости" СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области, помещение N 1 на поэтажном плане дома является тамбуром площадью 1,8 кв. м, помещение N 2 - вестибюлем площадью 20,4 кв. м. Для входа в тамбур обустроен отдельный вход, крыльцо. В помещении вестибюля имеется окно.
Как видно из проекта "Реконструкция нежилых помещений под магазин продовольственных товаров по ул. Пархоменко, 21 (ЗАО "Тандер")", выполненного ООО "Бизнес Проект - НТ", фотоматериалов (приложение Г к заключению по результатам обследования состояния строительных конструкций встроенных помещений здания, расположенного по ул. Пархоменко, 21 г. Нижний Тагил Свердловской области, утвержденному директором ООО "Бизнес Проект - НТ" Чернышевой В.И. 20.10.2013), до проведения работ в спорные помещения имелся один существующий вход.
Согласно плану разбираемых и вновь возводимых перегородок проекта "Реконструкция нежилых помещений под магазин продовольственных товаров по ул. Пархоменко, 21 предусмотрено устройство отдельного входа в нежилые помещения за счет разбираемой подоконной части стены в существующем оконном проеме справа от центрального входа в помещения.
Между ЗАО "Тандер" (заказчик) и ООО "Стройкомплекс-НТ" 17.09.2013 (подрядчик) заключен договор подряда N НтгФ/516/13 на проведение ремонтных работ, согласно которому подрядчик (ООО "Стройкомплекс-НТ") в срок до 17.10.2013 обязуется выполнить работы по капитальному ремонту Объекта: г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 21, а заказчик (ЗАО "Тандер") принять результат работ и оплатить их, точный перечень видов и объемов работ определен в ведомости работ и смете.
Согласно смете работ (приложение N 1 к договору), ведомости работ N 1 от 17.09.2013, (приложение N 2 к договору), предусмотрены разборка оконного блока, а также установка дверного блока.
На момент проверки названные работы выполнены, разрешение на строительство по указанному адресу ЗАО "Тандер" не оформлено, что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 07.1 1.2013 N 5899.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
- Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
- Согласно п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство (реконструкцию) необходимо представление согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с пп. 3, 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом.
В силу положений ст. ст. 15 ч. 5, 36, 40 ЖК РФ, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Стена многоквартирного жилого дома и земельный участок, относящийся к придомовой территории многоквартирного дома, на основании п. 1 ст. 290 ГК РФ, пп. "в", "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В результате демонтажа оконного блока и устройства отдельного входа в помещение изменилось назначение данного помещения за счет уменьшения размера общего имущества, изменились параметры площадей жилого дома как объекта капитального строительства, что требует внесения изменений в технический паспорт жилого дома.
Установление отдельного входа в нежилое помещение и оборудование крыльца связаны с разрушением части несущей стены многоквартирного жилого дома, с реконструкцией объекта и с изменением режима пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, вывод прокуратуры о том, что для принятия решения о выдаче разрешения на реконструкцию помещения при уменьшении размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме необходимо представить согласие всех правообладателей (собственников помещений) объекта капитального строительства (жилого дома), в котором предполагается реконструкция помещения под магазин, является верным.
Доказательств, подтверждающих согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на реконструкцию, не представлено.
Из имеющихся в деле материалов следует, что ЗАО "Тандер" были выполнены работы по обустройству отдельного входа (с улицы) путем демонтажа части наружной (несущей) стены жилого дома и обустройство входной группы без получения в установленном законом порядке согласия всех правообладателей и без разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах в действиях заинтересованного лица имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Ссылка общества на проведение работ по капитальному ремонту, не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства. Из представленных документов (проектной документации N 171 "Реконструкция нежилых помещений под магазин продовольственных товаров по ул. Пархоменко, 21", заключения по результатам обследования), положений п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что проводимые работы относятся к работам, связанным с реконструкцией объекта.
Ссылка общества на письмо Управления архитектуры и градостроительства от 05.06.2014 N 21-01/2750, в подтверждение отсутствия основания для получения разрешения, не принимается во внимание, как не имеющее доказательственного значения по делу.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется; правонарушение совершено юридическим лицом виновно.
Таким образом, в действиях ЗАО "Тандер" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что ЗАО "Тандер" не является надлежащим субъектом ответственности, рассмотрена судом и подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство (пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Ссылка общества на то, что договором подряда от 17.09.2013 (п. 2.1.3) на подрядчика была возложена обязанность по получению разрешения на строительство, не освобождает заинтересованное лицо от ответственности, как застройщика, не организовавшего надлежащим образом контроль за получением соответствующего разрешения.
Довод заинтересованного лица о допущенных существенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
О времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (10.04.2014 в 09 час. 30 мин.) ЗАО "ТАНДЕР" было извещено по юридическому адресу - 35000, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185 и фактическому адресу - 350072, г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/5. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела почтовыми квитанциями от 18.03.2014. Получение ЗАО "Тандер" 24.03.2014 направленного по юридическому и фактическому адресам извещения от 17.03.2014 N 1199ж-2013 о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Указание в извещении от 17.03.2014 N 1199ж-2013 в качестве генерального директора Галицкого С.Н. является опиской и не свидетельствует о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также не лишало ЗАО "Тандер" возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения.
То обстоятельство, что доверенность представителя Клементьева А.В. не содержала полномочий на участие в рассмотрении конкретного административного дела, не свидетельствует о процессуальных нарушениях со стороны прокурора. Обо всех юридически значимых процессуальных действиях прокурор извещал непосредственно юридическое лицо, в отношении которого велось административное производство, присутствие при их совершении представителя общества Клементьева А.В. являлось дополнительной гарантией процессуальных прав общества.
Наличие общей доверенности (без указания полномочий на участие в конкретном административном деле) не имеет существенного значения при условии надлежащего извещения общества о времени и месте совершения в отношении него конкретного процессуального действия.
Ссылка заинтересованного лица на то, что гражданин Репьев Г.М., обратившийся 18.02.2014 в прокуратуру Ленинского района г. Нижнего Тагила, является потерпевшим, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Доказательств того, что виновными действиями ЗАО "Тандер" в результате совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, гражданину Репьеву Г.М. причинен физический, имущественный или моральный вред, не имеется.
Судом рассмотрена возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Вместе с тем, при разрешении спора суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 25 февраля 2014 N 4-П, и в целях индивидуализации административной ответственности, соразмерности наказания содеянному, с учетом степени вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствия негативных последствий совершенного административного правонарушения (согласно заключению по результатам обследования возможна реконструкция здания с дальнейшей безопасной эксплуатацией), суд считает возможным снизить размер штрафа в десять раз и привлекает ЗАО "Тандер" к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь закрытое акционерное общество "Тандер" (юридический адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, почтовый адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/5, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, дата регистрации - 28.06.1996) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель штрафа - Управление Федерального казначейства по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области), ИНН 6658033077, КПП 665801001, БИК 046577001, расчетный счет 40101810500000010010 ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области, КБК 41511690020026000140 - денежные взыскания (штрафы) начисляемые в доход федерального бюджета.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
В.В.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N А60-15296/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N А60-15296/2014
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области
к закрытому акционерному обществу "ТАНДЕР" (ИНН 2310031475)
о привлечении к административной ответственности,
- от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
- от заинтересованного лица: А.Н. Гладких, представитель по доверенности N 2-4/780 от 05.02.2014, паспорт; А.В. Клементьев, представитель по доверенности N 2-4/425 от 10.08.2013, паспорт;
- В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Представителям заинтересованного лица разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать со ссылкой на отсутствие события правонарушения, ненадлежащий субъект ответственности, допущенные при проверке процессуальные нарушения: непривлечение к участию в производстве по делу потерпевшего, не извещение о времени и месте составления постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области возражает против доводов заинтересованного лица, считает их необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем не возражает при наличии достаточных оснований относительно применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и назначении ЗАО "Тандер" наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, арбитражный суд
установил:
Прокуратурой Ленинского района г. Нижнего Тагила, в связи с поступившим обращением Репьева Г.М. о самовольно проведенной реконструкции части помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле, с участием специалиста Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении закрытого акционерного общества "Тандер", осуществляющего деятельность в магазине "Магнит", расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 21.
В ходе проверки установлено, что закрытым акционерным обществом "Тандер" в период с 17.09.2013 по 17.10.2013 в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялась реконструкция объекта капитального строительства - нежилых помещений под магазин "Магнит" на первом этаже в многоквартирном жилом доме N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле Свердловской области, без разрешения на строительство.
По итогам проверки составлен акт проверки соблюдения требований градостроительного законодательства от 17.03.2014.
10.04.2014 прокурором Ленинского района города Нижнего Тагила вынесено постановление о возбуждении в отношении ЗАО "Тандер" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, направлены заявителем в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов проверки, при осмотре наружных стен дома, изучении проектной документации, технической информации дома, установлено, что ЗАО "Тандер" произведены работы по демонтажу бетонного блока подоконного пространства несущей (фасадной) стены многоквартирного дома до отметки чистого пола справа от центрального входа в магазин в помещение N 2 по поэтажному плану многоквартирного дома N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле, а также произведена установка (монтаж) в образовавшийся проем металлической двери, второго входа, посредством которого осуществляется загрузка (выгрузка) товара в магазин. Перед этим входом на земельном участке размещена металлическая конструкция (порог), слева от входа размещено вентиляционное оборудование.
Согласно поэтажному плану многоквартирного дома N 21 по ул. Пархоменко в г. Нижнем Тагиле, представленному филиалом "Горнозаводское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости" СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области, помещение N 1 на поэтажном плане дома является тамбуром площадью 1,8 кв. м, помещение N 2 - вестибюлем площадью 20,4 кв. м. Для входа в тамбур обустроен отдельный вход, крыльцо. В помещении вестибюля имеется окно.
Как видно из проекта "Реконструкция нежилых помещений под магазин продовольственных товаров по ул. Пархоменко, 21 (ЗАО "Тандер")", выполненного ООО "Бизнес Проект - НТ", фотоматериалов (приложение Г к заключению по результатам обследования состояния строительных конструкций встроенных помещений здания, расположенного по ул. Пархоменко, 21 г. Нижний Тагил Свердловской области, утвержденному директором ООО "Бизнес Проект - НТ" Чернышевой В.И. 20.10.2013), до проведения работ в спорные помещения имелся один существующий вход.
Согласно плану разбираемых и вновь возводимых перегородок проекта "Реконструкция нежилых помещений под магазин продовольственных товаров по ул. Пархоменко, 21 предусмотрено устройство отдельного входа в нежилые помещения за счет разбираемой подоконной части стены в существующем оконном проеме справа от центрального входа в помещения.
Между ЗАО "Тандер" (заказчик) и ООО "Стройкомплекс-НТ" 17.09.2013 (подрядчик) заключен договор подряда N НтгФ/516/13 на проведение ремонтных работ, согласно которому подрядчик (ООО "Стройкомплекс-НТ") в срок до 17.10.2013 обязуется выполнить работы по капитальному ремонту Объекта: г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 21, а заказчик (ЗАО "Тандер") принять результат работ и оплатить их, точный перечень видов и объемов работ определен в ведомости работ и смете.
Согласно смете работ (приложение N 1 к договору), ведомости работ N 1 от 17.09.2013, (приложение N 2 к договору), предусмотрены разборка оконного блока, а также установка дверного блока.
На момент проверки названные работы выполнены, разрешение на строительство по указанному адресу ЗАО "Тандер" не оформлено, что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 07.1 1.2013 N 5899.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
- Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
- Согласно п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство (реконструкцию) необходимо представление согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с пп. 3, 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом.
В силу положений ст. ст. 15 ч. 5, 36, 40 ЖК РФ, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Стена многоквартирного жилого дома и земельный участок, относящийся к придомовой территории многоквартирного дома, на основании п. 1 ст. 290 ГК РФ, пп. "в", "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В результате демонтажа оконного блока и устройства отдельного входа в помещение изменилось назначение данного помещения за счет уменьшения размера общего имущества, изменились параметры площадей жилого дома как объекта капитального строительства, что требует внесения изменений в технический паспорт жилого дома.
Установление отдельного входа в нежилое помещение и оборудование крыльца связаны с разрушением части несущей стены многоквартирного жилого дома, с реконструкцией объекта и с изменением режима пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, вывод прокуратуры о том, что для принятия решения о выдаче разрешения на реконструкцию помещения при уменьшении размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме необходимо представить согласие всех правообладателей (собственников помещений) объекта капитального строительства (жилого дома), в котором предполагается реконструкция помещения под магазин, является верным.
Доказательств, подтверждающих согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на реконструкцию, не представлено.
Из имеющихся в деле материалов следует, что ЗАО "Тандер" были выполнены работы по обустройству отдельного входа (с улицы) путем демонтажа части наружной (несущей) стены жилого дома и обустройство входной группы без получения в установленном законом порядке согласия всех правообладателей и без разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах в действиях заинтересованного лица имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Ссылка общества на проведение работ по капитальному ремонту, не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства. Из представленных документов (проектной документации N 171 "Реконструкция нежилых помещений под магазин продовольственных товаров по ул. Пархоменко, 21", заключения по результатам обследования), положений п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что проводимые работы относятся к работам, связанным с реконструкцией объекта.
Ссылка общества на письмо Управления архитектуры и градостроительства от 05.06.2014 N 21-01/2750, в подтверждение отсутствия основания для получения разрешения, не принимается во внимание, как не имеющее доказательственного значения по делу.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется; правонарушение совершено юридическим лицом виновно.
Таким образом, в действиях ЗАО "Тандер" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что ЗАО "Тандер" не является надлежащим субъектом ответственности, рассмотрена судом и подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство (пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Ссылка общества на то, что договором подряда от 17.09.2013 (п. 2.1.3) на подрядчика была возложена обязанность по получению разрешения на строительство, не освобождает заинтересованное лицо от ответственности, как застройщика, не организовавшего надлежащим образом контроль за получением соответствующего разрешения.
Довод заинтересованного лица о допущенных существенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
О времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (10.04.2014 в 09 час. 30 мин.) ЗАО "ТАНДЕР" было извещено по юридическому адресу - 35000, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185 и фактическому адресу - 350072, г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/5. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела почтовыми квитанциями от 18.03.2014. Получение ЗАО "Тандер" 24.03.2014 направленного по юридическому и фактическому адресам извещения от 17.03.2014 N 1199ж-2013 о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Указание в извещении от 17.03.2014 N 1199ж-2013 в качестве генерального директора Галицкого С.Н. является опиской и не свидетельствует о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также не лишало ЗАО "Тандер" возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения.
То обстоятельство, что доверенность представителя Клементьева А.В. не содержала полномочий на участие в рассмотрении конкретного административного дела, не свидетельствует о процессуальных нарушениях со стороны прокурора. Обо всех юридически значимых процессуальных действиях прокурор извещал непосредственно юридическое лицо, в отношении которого велось административное производство, присутствие при их совершении представителя общества Клементьева А.В. являлось дополнительной гарантией процессуальных прав общества.
Наличие общей доверенности (без указания полномочий на участие в конкретном административном деле) не имеет существенного значения при условии надлежащего извещения общества о времени и месте совершения в отношении него конкретного процессуального действия.
Ссылка заинтересованного лица на то, что гражданин Репьев Г.М., обратившийся 18.02.2014 в прокуратуру Ленинского района г. Нижнего Тагила, является потерпевшим, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Доказательств того, что виновными действиями ЗАО "Тандер" в результате совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, гражданину Репьеву Г.М. причинен физический, имущественный или моральный вред, не имеется.
Судом рассмотрена возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Вместе с тем, при разрешении спора суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 25 февраля 2014 N 4-П, и в целях индивидуализации административной ответственности, соразмерности наказания содеянному, с учетом степени вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствия негативных последствий совершенного административного правонарушения (согласно заключению по результатам обследования возможна реконструкция здания с дальнейшей безопасной эксплуатацией), суд считает возможным снизить размер штрафа в десять раз и привлекает ЗАО "Тандер" к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь закрытое акционерное общество "Тандер" (юридический адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, почтовый адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15/5, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, дата регистрации - 28.06.1996) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель штрафа - Управление Федерального казначейства по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области), ИНН 6658033077, КПП 665801001, БИК 046577001, расчетный счет 40101810500000010010 ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области, КБК 41511690020026000140 - денежные взыскания (штрафы) начисляемые в доход федерального бюджета.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
В.В.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)