Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ
апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2013 по делу N А40-57779/2013, принятое судьей Андрияновой С.М. в порядке упрощенного производства (шифр судьи 130-569),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт" (ОГРН 1027700082266, г. Москва)
к МРУ Росфинмониторинга по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
- от заявителя: Яшмолкин О.А. по дов. N 67 от 29.01.2014;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ООО "ПИК-Комфорт" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (далее - ответчик, Росфинмониторинг) от 27.03.2013 г. N 07-13/21/21ПЮЛ1 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Решением от 27.08.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является платежным агентом.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию заявителя, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, в период с 11.02.2013 по 22.03.2013 в ходе осуществления выездной проверки Росфинмониторинга соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ответчик пришел к выводу о том, что одним из основных видов деятельности Общества является деятельность оператора по приему платежей, в связи с чем в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ заявителем в течение длительного времени не осуществлялась идентификация клиентов, в том числе с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля; в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ заявителем правила внутреннего контроля не разработаны, не утверждены руководителем организации, а также отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям; Обществом не представлены документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом от 03.08.2010 N 203, что также свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе; заявителем допущено неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, выразившиеся в неисполнении правил внутреннего контроля, а также нарушении пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
На основании указанные данных ответчик пришел к выводу, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
22.03.2013 ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 07-13/21/21ПЮЛ1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
27.03.2013 Росфинмониторингом вынесено оспариваемое постановление N 07-13/21/21ПЮЛ1, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из текста оспариваемого постановления, основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выводы ответчика о том, что в соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее Закон N 103-ФЗ) заявитель является платежным агентом, поскольку принимает денежные средства от собственников помещений за оказанные коммунальные услуги и осуществляет дальнейшие расчеты с поставщиками таких услуг с использованием специального банковского счета.
В связи с изложенным заявитель, по мнению Росфинмониторинга, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции согласился с выводами ответчика, изложенными в оспариваемом постановлении.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод неправильным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
- В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Таким образом, указанное Постановление Правительства РФ устанавливает четкое различие между "коммунальными услугами" и "коммунальными ресурсами", "исполнителем" коммунальных услуг и "ресурсоснабжающей организацией".
Как следует из положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ:
6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.
6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 161 ЖК РФ (Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом):
1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ (Договор управления многоквартирным домом):
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Согласно п. 3.1.3 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Заповедная д. 18, корп. 4 от 01.04.2010 г. N 01/03-10/12, Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Лукинская, д. 4, от 22.04.2011 г. N 4/17, Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Академика Виноградова, д. 3, корп. 1 от 24.12.2011 г. N 52, п. 4.2.3 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 160, корп. 3, от 19.12.2012 N 2156//04-12 Общество обязано предоставлять жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений, на период до заключения Собственником договора с ресурсоснабжающими организациями, а также дополнительные услуги членам семьи Собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями Собственника в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными правительством РФ, установленного качества, и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе:
- - холодное водоснабжение;
- - горячее водоснабжение;
- - водоотведение;
- - электроснабжение мест общего пользования;
- - электроснабжение помещений;
- - отопление.
Услуги электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения предоставляются ООО "ПИК-Комфорт" с момента перевода многоквартирного дома на постоянную схему снабжения ресурсами и фактической подачи коммунальных ресурсов.
Согласно п. 3.1.6 Договора управления многоквартирным домом N 4/17, Договора управления многоквартирным домом N 01/03-10/12, Договора управления многоквартирным домом N 52 Общество обязано принимать от Собственника плату за помещение, а также плату за коммунальные и дополнительные услуги.
Также Обществом заключены:
- Договор энергоснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт" N 58578068 от 15.06.2011 г.
- - Договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде с ОАО "Мосэнерго" N 1103020 от 01.05.2012 г.;
- - Договор на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию с МГУП "Мосводоканал" N 3063 от 05.04.2012 г. и др.
При указанных обстоятельствах, основывая на комплексном анализе приведенных норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг по договорам управления многоквартирными домами, заключившим с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
По всем договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, определены границы эксплуатационной ответственности, которые установлены на границе здания, либо в специальных помещениях. Таким образом, ресурсоснабжающие организации лишены самостоятельной возможности поставки коммунальных ресурсов до жилых помещений собственников.
Наличие отдельного счета на получение платежей за оказываемые коммунальные услуги не свидетельствует о наличии у заявителя статуса платежного агента, установленного Законом N 103-ФЗ.
Согласно п. 1 Договора о приеме платежей физических лиц в валюте РФ N 67/2009 от 01.06.2009 г., Договора о приеме платежей физических лиц в валюте РФ N 380/09 от 10.09.2009 г., п. 1.1 Договора о приеме платежей физических лиц в валюте РФ N 18/2012 от 10.05.2012 г. и др. Общество поручает, а ОАО "Сбербанк" принимает на себя обязательства по приему через свои структурные подразделения г. Москвы денежных средств от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в пользу ООО "ПИК-Комфорт" и перечислению принятых платежей на счет ООО "ПИК-Комфорт".
Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ:
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Заявитель не заключал с поставщиками (ресурсоснабжающими организациями) договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Все обязанности по договорам энергоснабжения перед поставщиками, в том числе по оплате поставляемых коммунальных ресурсов, возникают непосредственно у Общества.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2013 по делу N А40-57779/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрегионального управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27.03.2013 г. N 07-13/21/21ПЮЛ1 о привлечении ООО "Пик-Комфорт" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2014 N 09АП-35767/2013 ПО ДЕЛУ N А40-57779/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. N 09АП-35767/2013
Дело N А40-57779/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ
апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2013 по делу N А40-57779/2013, принятое судьей Андрияновой С.М. в порядке упрощенного производства (шифр судьи 130-569),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт" (ОГРН 1027700082266, г. Москва)
к МРУ Росфинмониторинга по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
- от заявителя: Яшмолкин О.А. по дов. N 67 от 29.01.2014;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ООО "ПИК-Комфорт" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (далее - ответчик, Росфинмониторинг) от 27.03.2013 г. N 07-13/21/21ПЮЛ1 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Решением от 27.08.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является платежным агентом.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию заявителя, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, в период с 11.02.2013 по 22.03.2013 в ходе осуществления выездной проверки Росфинмониторинга соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ответчик пришел к выводу о том, что одним из основных видов деятельности Общества является деятельность оператора по приему платежей, в связи с чем в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ заявителем в течение длительного времени не осуществлялась идентификация клиентов, в том числе с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля; в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ заявителем правила внутреннего контроля не разработаны, не утверждены руководителем организации, а также отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям; Обществом не представлены документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом от 03.08.2010 N 203, что также свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе; заявителем допущено неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, выразившиеся в неисполнении правил внутреннего контроля, а также нарушении пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
На основании указанные данных ответчик пришел к выводу, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
22.03.2013 ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 07-13/21/21ПЮЛ1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
27.03.2013 Росфинмониторингом вынесено оспариваемое постановление N 07-13/21/21ПЮЛ1, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из текста оспариваемого постановления, основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выводы ответчика о том, что в соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее Закон N 103-ФЗ) заявитель является платежным агентом, поскольку принимает денежные средства от собственников помещений за оказанные коммунальные услуги и осуществляет дальнейшие расчеты с поставщиками таких услуг с использованием специального банковского счета.
В связи с изложенным заявитель, по мнению Росфинмониторинга, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции согласился с выводами ответчика, изложенными в оспариваемом постановлении.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод неправильным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
- В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Таким образом, указанное Постановление Правительства РФ устанавливает четкое различие между "коммунальными услугами" и "коммунальными ресурсами", "исполнителем" коммунальных услуг и "ресурсоснабжающей организацией".
Как следует из положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ:
6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.
6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 161 ЖК РФ (Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом):
1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ (Договор управления многоквартирным домом):
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Согласно п. 3.1.3 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Заповедная д. 18, корп. 4 от 01.04.2010 г. N 01/03-10/12, Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Лукинская, д. 4, от 22.04.2011 г. N 4/17, Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Академика Виноградова, д. 3, корп. 1 от 24.12.2011 г. N 52, п. 4.2.3 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 160, корп. 3, от 19.12.2012 N 2156//04-12 Общество обязано предоставлять жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений, на период до заключения Собственником договора с ресурсоснабжающими организациями, а также дополнительные услуги членам семьи Собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями Собственника в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными правительством РФ, установленного качества, и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе:
- - холодное водоснабжение;
- - горячее водоснабжение;
- - водоотведение;
- - электроснабжение мест общего пользования;
- - электроснабжение помещений;
- - отопление.
Услуги электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения предоставляются ООО "ПИК-Комфорт" с момента перевода многоквартирного дома на постоянную схему снабжения ресурсами и фактической подачи коммунальных ресурсов.
Согласно п. 3.1.6 Договора управления многоквартирным домом N 4/17, Договора управления многоквартирным домом N 01/03-10/12, Договора управления многоквартирным домом N 52 Общество обязано принимать от Собственника плату за помещение, а также плату за коммунальные и дополнительные услуги.
Также Обществом заключены:
- Договор энергоснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт" N 58578068 от 15.06.2011 г.
- - Договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде с ОАО "Мосэнерго" N 1103020 от 01.05.2012 г.;
- - Договор на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию с МГУП "Мосводоканал" N 3063 от 05.04.2012 г. и др.
При указанных обстоятельствах, основывая на комплексном анализе приведенных норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг по договорам управления многоквартирными домами, заключившим с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
По всем договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, определены границы эксплуатационной ответственности, которые установлены на границе здания, либо в специальных помещениях. Таким образом, ресурсоснабжающие организации лишены самостоятельной возможности поставки коммунальных ресурсов до жилых помещений собственников.
Наличие отдельного счета на получение платежей за оказываемые коммунальные услуги не свидетельствует о наличии у заявителя статуса платежного агента, установленного Законом N 103-ФЗ.
Согласно п. 1 Договора о приеме платежей физических лиц в валюте РФ N 67/2009 от 01.06.2009 г., Договора о приеме платежей физических лиц в валюте РФ N 380/09 от 10.09.2009 г., п. 1.1 Договора о приеме платежей физических лиц в валюте РФ N 18/2012 от 10.05.2012 г. и др. Общество поручает, а ОАО "Сбербанк" принимает на себя обязательства по приему через свои структурные подразделения г. Москвы денежных средств от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в пользу ООО "ПИК-Комфорт" и перечислению принятых платежей на счет ООО "ПИК-Комфорт".
Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ:
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Заявитель не заключал с поставщиками (ресурсоснабжающими организациями) договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Все обязанности по договорам энергоснабжения перед поставщиками, в том числе по оплате поставляемых коммунальных ресурсов, возникают непосредственно у Общества.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2013 по делу N А40-57779/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрегионального управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27.03.2013 г. N 07-13/21/21ПЮЛ1 о привлечении ООО "Пик-Комфорт" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)