Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальное образование - собственник помещений в многоквартирных домах - не вносило плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2015 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-13892/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" (ОГРН 1116450001480, ИНН 6452952038), к муниципальному образованию "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), город Саратов в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора, Администрация Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по управлению имуществом города Саратова, город Саратов; администрация Ленинского района Муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, о взыскании суммы задолженности по оплате за содержание, ремонт, общего имущества многоквартирных домов в размере 97 379,62 руб., суммы государственной пошлины в размере 3895,18 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" (далее - ООО СТСЖ "Прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов", город Саратов в лице Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (далее - Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов", ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Бульварная, дом 12, кв. 48, 49; г. Саратов, ул. Бульварная, дом 14, кв. 36, 68, 136, за период с 01.05.2011 по 31.05.2014 в размере 97 379,62 руб., возмещении судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 895,18 руб.
Определениями от 24.09.2014, от 02.12.2014, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация Ленинского района МО "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, исковые требования ООО СТСЖ "Прогресс" удовлетворены.
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции вынесены при неверном установлении обстоятельств дела, с нарушением норм материального права. Указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов", а Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и подтверждается материалам дела, жилые помещения по адресам: г. Саратов, ул. Бульварная, дом 12, кв. 48, 49, г. Саратов, ул. Бульварная, дом, 14, кв. 36, 68, 136 значатся в реестре муниципальной собственности МО "Город Саратов".
Спорные дома находятся под управлением ООО СТСЖ "Прогресс" на основании договора управления от 01.05.2011 N 1, заключенного между ООО СТСЖ "Прогресс" и товариществом собственников жилья "Дружба-2005".
Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались статьями 290 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 152, 153, частями 2, 4 статьи 154, статьями 158, 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Федеральным законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходили из обязанности ответчика нести бремя расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, в том числе плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В силу пункта 12 Правил содержания общего имущества и статьи 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, чем непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Согласно части 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
С учетом приведенных положений, исходя из представленных в материалах дела доказательств, судами верно указано на наличие у ответчика неисполненной обязанности по оплате оказанных услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме и коммунальных услуг по установленным тарифам.
Судами проверены представленные истцом расчеты задолженности, которые признаны верными. Ответчик не заявил о наличии арифметических ошибок, контррасчет не представил.
Вопреки доводам жалобы, при разрешении спорных правоотношений от имени муниципального образования "Город Саратов" на основании пункта 2 статьи 125 ГК РФ выступает Комитет по финансам.
Согласно Уставу города Саратова, принятому решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации (статьи 22, 33).
Судами верно установлено что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Принимая во внимание пункт 9.4 Положения о муниципальной казне, имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов".
Согласно статье 55 Устава города Саратова финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
На основании пункта 1.1 Положения о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Учитывая вышеизложенное, вывод судов предыдущих инстанций о том, что ответчика по данному делу представляет Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" является правомерным.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А57-13892/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Н.А.ТЮРИНА
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2015 N Ф06-26258/2015 ПО ДЕЛУ N А57-13892/2014
Требование: О взыскании суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальное образование - собственник помещений в многоквартирных домах - не вносило плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N Ф06-26258/2015
Дело N А57-13892/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2015 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-13892/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" (ОГРН 1116450001480, ИНН 6452952038), к муниципальному образованию "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), город Саратов в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора, Администрация Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по управлению имуществом города Саратова, город Саратов; администрация Ленинского района Муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, о взыскании суммы задолженности по оплате за содержание, ремонт, общего имущества многоквартирных домов в размере 97 379,62 руб., суммы государственной пошлины в размере 3895,18 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" (далее - ООО СТСЖ "Прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов", город Саратов в лице Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (далее - Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов", ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Бульварная, дом 12, кв. 48, 49; г. Саратов, ул. Бульварная, дом 14, кв. 36, 68, 136, за период с 01.05.2011 по 31.05.2014 в размере 97 379,62 руб., возмещении судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 895,18 руб.
Определениями от 24.09.2014, от 02.12.2014, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация Ленинского района МО "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, исковые требования ООО СТСЖ "Прогресс" удовлетворены.
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции вынесены при неверном установлении обстоятельств дела, с нарушением норм материального права. Указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов", а Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и подтверждается материалам дела, жилые помещения по адресам: г. Саратов, ул. Бульварная, дом 12, кв. 48, 49, г. Саратов, ул. Бульварная, дом, 14, кв. 36, 68, 136 значатся в реестре муниципальной собственности МО "Город Саратов".
Спорные дома находятся под управлением ООО СТСЖ "Прогресс" на основании договора управления от 01.05.2011 N 1, заключенного между ООО СТСЖ "Прогресс" и товариществом собственников жилья "Дружба-2005".
Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались статьями 290 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 152, 153, частями 2, 4 статьи 154, статьями 158, 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Федеральным законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходили из обязанности ответчика нести бремя расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, в том числе плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В силу пункта 12 Правил содержания общего имущества и статьи 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, чем непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Согласно части 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
С учетом приведенных положений, исходя из представленных в материалах дела доказательств, судами верно указано на наличие у ответчика неисполненной обязанности по оплате оказанных услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме и коммунальных услуг по установленным тарифам.
Судами проверены представленные истцом расчеты задолженности, которые признаны верными. Ответчик не заявил о наличии арифметических ошибок, контррасчет не представил.
Вопреки доводам жалобы, при разрешении спорных правоотношений от имени муниципального образования "Город Саратов" на основании пункта 2 статьи 125 ГК РФ выступает Комитет по финансам.
Согласно Уставу города Саратова, принятому решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации (статьи 22, 33).
Судами верно установлено что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Принимая во внимание пункт 9.4 Положения о муниципальной казне, имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов".
Согласно статье 55 Устава города Саратова финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
На основании пункта 1.1 Положения о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Учитывая вышеизложенное, вывод судов предыдущих инстанций о том, что ответчика по данному делу представляет Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" является правомерным.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А57-13892/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Н.А.ТЮРИНА
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)