Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.11.2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 года


Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Дедюевой М.В., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу А. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 13 августа 2013 года, которым А. в удовлетворении иска к администрации городского округа город Шарья Костромской области о возложении обязанности отремонтировать подъездной путь к дому N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье в границах: от начала дома до конца дома, а именно, положить твердое покрытие и обустроить водоотведение, чтобы ливневая вода не затекала в подъезды дома, отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Шарья Костромской области, в котором просил обязать ответчика выполнить требования СанПиН 2.1.2.2645-10 и отремонтировать подъездной путь к дому N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье. Требования мотивировал тем, что неоднократно обращался в администрацию города для решения вопросов ремонта подъездного пути возле многоквартирного дома N 1 по ул. Юбилейной, находящегося в ненадлежащем техническом состоянии, по которому осуществляется движение транспортных средств в к домам N 5, 8, 9 и другим, и установки дорожного знака, ограничивающего транзитное движение транспорта. В связи с тем, что в кадастровом паспорте у данного дома земельного участка нет, то ремонт подъездного пути должен производиться муниципалитетом.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил обязать администрацию городского округа г. Шарья отремонтировать подъездной путь к дому N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье в следующих границах: от начала дома до конца дома, а именно, положить твердое покрытие и обустроить водоотведение, чтобы ливневая вода не затекала в подъезды дома.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Управляющая компания", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Костромской области.
По делу постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе А. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что согласно данным кадастрового паспорта границы земельного участка с почтовым адресом ориентира: <...> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правах на земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В техническом паспорте дома план земельного участка отсутствует, застроенная площадь земельного участка составляет 1 278 кв. м, данных о незастроенной площади нет. Указание в кадастровом паспорте площади 1 278 кв. м с учетом приведенных сведений технического паспорта дома позволяет сделать вывод о том, что 1 278 кв. м - это площадь застроенного земельного участка, т.е. участка, находящегося непосредственно под многоквартирным домом в пределах периметра здания. Из фактических обстоятельств дела следует, что земельный участок, на котором расположен подъездной путь в границах от начала до конца дома, не перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме ни в силу части 2, ни согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Заявление о формировании земельного участка, предусмотренное ч. 3 ст. 16 названного Закона, собственниками не подавалось. Ремонт подъездного пути, который расположен на земельном участке, не находящемся в общей долевой собственности собственников, не должны осуществлять собственники помещений многоквартирного дома. Поскольку государственный кадастр недвижимости не содержит информации о правах на земельный участок, на котором расположен подъездной путь, то такой земельный участок является участком, государственная собственность на который не разграничена и распоряжение которым согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления. Считает, что в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения тот факт, что подъездной путь в обязательном порядке должен войти в границы земельного участка в случае его формирования в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Судом не установлено, в каких границах должен быть сформирован земельный участок. Полагает, необоснованным предположение суда о том, что если собственники проходят в свои подъезды через подъездной путь, то это автоматически образует часть земельного участка, являющегося придомовой территорией. То обстоятельство, что в договоре от 27 февраля 2012 года, заключенном между собственниками помещений в доме N 1 и ООО "Управляющая компания", предусмотрено обязательство по содержанию территории, а также то, что собственниками на общем собрании принято решение о включении в состав общего имущества земельного участка, правового значения не имеет, поскольку целью указанных документов является принятие собственниками мер по исполнению тех обязательств, которые ответчик фактически не выполняет, а территория, которую содержат собственники в соответствии с этими документами, не включает в себя подъездной путь (содержанию подлежит лишь отмостка по периметру здания). Таким образом, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследовав вопрос о том, вошел ли бы подъездной путь в границы земельного участка собственников помещений в многоквартирном доме в случае его формирования; неверно применил нормы материального права, отказав в иске вне зависимости от положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ, в то время как собственники помещений в доме N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье не являются собственниками земельного участка, на котором расположен подъездной путь.
В возражениях относительно апелляционной жалобы глава администрации городского округа город Шарья К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.
Указанным требованиям решение суда не отвечает ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" полномочиями по осуществлению ремонта подъездного пути и прилегающей территории к многоквартирному жилому дому наделяются собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации. Следовательно, ремонт проезда придомовой территории у многоквартирного дома к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится, а поскольку подъездной путь не является участком дороги, находящимся в муниципальной собственности, соответственно не может содержаться органом местного самоуправления, так как это не является обязанностью органов местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела видно, что А. является собственником квартиры N многоквартирном доме N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье. Управление многоквартирным домом N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье осуществляет ООО "Управляющая компания" на основании договора на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27 февраля 2012 г., по условиям которого последнее обязано организовать работы по содержанию и текущему ремонту имущества общего пользования. Решением общего собрания собственников помещений дома в форме заочного голосования по адресу: <...> от 10 апреля 2012 г. утвержден состав общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. Перечень и стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту жилого помещения многоквартирного дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье на 2012 г. (Приложение N 1 к договору от 27 февраля 2012 г.) включает санитарную очистку придомовой территории (пп. "г" п. 1.1).
В соответствии ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Таким образом, федеральные нормы предусматривают необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом и возникновение права собственности на земельный участок только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведения государственного кадастрового учета. Признание конкретного земельного участка объектом гражданских прав невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом по адресу: <...> не был сформирован в установленном законом порядке. Собственники помещений в этом доме не обращались с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Так, согласно выписке из кадастрового паспорта от 19 июля 2012 г. земельный участок с кадастровым номером N внесен в кадастр недвижимости 08 сентября 1992 г., местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...> Разрешенное использование: для размещения жилого дома. Площадь 1 278 кв. м, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из технического паспорта жилого дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье следует, что площадь застроенного земельного участка составляет 1 278 кв. м.
Исходя из площади земельного участка, отраженной в кадастровом паспорте, данный участок находится непосредственно под многоквартирным домом и ограничен периметром здания.
Таким образом, земельный участок, по которому организован транспортный проезд вдоль дома N 1 по ул. Юбилейной и по поводу которого возник спор, был и остается в собственности публично-правового образования. Право общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме на указанный земельный участок не возникло, следовательно, на них не могут быть возложены обязанности по содержанию данного имущества и несению соответствующих расходов.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Постановление N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 16 Постановления N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем согласно пункту 2 Постановления N 491 в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 491 в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Как указывалось выше, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом N 1 по ул. Юбилейной, не сформирован, а потому не мог быть включен в состав общего имущества. Следовательно, решение общего собрания от 10 апреля 2012 г. о включении земельного участка с элементами озеленения и благоустройства в состав общего имущества не влечет правовых последствий для разрешения настоящего спора. Кроме того, доказательств тому, что управляющей компанией дополнительно были приняты на себя обязательства по организации работ, относящихся текущему ремонту и производимых при капитальном ремонте с целью благоустройства земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в материалах дела не имеется. Таким образом, у суда не имелось оснований для применения к спорным правоотношениям приведенных норм Постановления N 491, предусматривающих обязанности собственников помещений по надлежащему содержанию общего имущества.
Нельзя согласиться и с выводами суда о том, что подъездной путь к дому N 1 по ул. Юбилейная в г. Шарье находится в границах придомовой территории указанного дома. Указанный участок необходим для эксплуатации данного конкретного дома, поскольку расположен непосредственно перед подъездами дома.
В соответствии с Указаниями по организации и проведению работ при содержании придомовых территорий (утверждены Минжилкомхозом РСФСР 07.04.1988 г.) под придомовой территорией следует понимать земельный участок, на котором расположено здание (группа зданий) в соответствии с техническим паспортом. Границы придомовой территории определяются планом земельного участка, прилагаемым к техническому паспорту. К придомовым территориям относятся тротуары у зданий, участки, занятые зелеными насаждениями между домами и тротуарами, въезды во дворы, территории дворов, дворовые и внутриквартальные проезды в соответствии с балансовой принадлежностью.
Согласно п. 4.3.2 Приказа Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" на территории участка жилой застройки с коллективным пользованием придомовой территорией (многоквартирная застройка) рекомендуется предусматривать: транспортный проезд (проезды), пешеходные коммуникации (основные, второстепенные), площадки (для игр детей дошкольного возраста, отдыха взрослых, установки мусоросборников, гостевых автостоянок, при входных группах), озеленение территории.
По смыслу приведенных норм придомовая территория - территория, включающая объекты благоустройства, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц. Границы придомовой территории определяются технической документацией, в частности техническим паспортом жилого дома.
В соответствии с п. 1.1.2 Правил обеспечения благоустройства и чистоты на территории городского округа город Шарья (раздел 1.1 Уборка мест общего пользования), утвержденных постановлением администрации городского округа город Шарья от 14.12.2011 г. N 1767, границы уборки территорий определяются границами земельного участка (в соответствии с правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами на земельный участок) и прилегающей территории в пределах 5-метровой зоны. В случае если границы земельного участка не установлены - в пределах 5-метровой зоны от объектов недвижимости.
В техническом паспорте жилого дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье отсутствует план земельного участка, определяющий границы придомовой территории.
В материалы дела ответчиком не представлено документальных доказательств, что спорный проезд находится на прилегающей к жилому зданию территории в пределах 5-метровой зоны, либо иных нормативных границах придомовой территории.
При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что по представленным фотографиям спорный проезд находится в границах придомовой территории многоквартирного жилого дома, не состоятелен.
Кроме того, имеющиеся материалы дела вопреки выводу суда первой инстанции позволяют признать установленным, что спорным проездом пользуются не только жильцы дома N 1 для подъезда к своим помещениям с ул. Юбилейной, но и неопределенный круг лиц для проезда и прохода к расположенным по смежеству жилым домам микрорайона Юбилейный. Необходимость использования проезда для обслуживания иных жилых домов, подтверждается представленными в материалы дела копиями ситуационного плана застройки и схемы застройки г. Шарьи.
Доказательств обратного, а именно, что проезд, проходящий вдоль дома N 1 по ул. Юбилейной (перед подъездами), предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства только данного дома, отвечает требованиям пп. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, где перечислен объем и дана характеристика общей собственности собственников многоквартирного дома, и может быть при формировании земельного участка многоквартирного дома предоставлен в общую собственность, в деле не имеется.
На основании п. 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утвержден приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) проездом является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что дворовый проезд вдоль дома N 1 по ул. Юбилейной <данные изъяты> является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, т.е. участком автодороги.
С учетом изложенного вывод суда о том, что спорный участок (подъездной путь) не является участком дороги, находится в границах придомовой территории, в связи с чем его ремонт в соответствии с действующим жилищным законодательством должен осуществляться собственниками жилых помещений многоквартирного дома как законными владельцами земельного участка, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку нормы жилищного права не регулируют отношения в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 21, 32 - 33 Устава городского округа город Шарья, принятого решением думы г. Шарьи от 23.06.2005 г. N 1-30, администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Согласно подпунктам 5 и 19 пункта 1 статьи 14 приведенного Закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 7 Устава городского округа город Шарья определяется, что к вопросами местного значения городского округа город Шарья относятся, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (п. 5); организация благоустройства и озеленения территории городского округа (п. 25). Статьей 33 Устава городского округа город Шарья к компетенции администрации городского округа город Шарья отнесено обеспечение исполнения правовых актов думы, главы городского округа, принятых в рамках их полномочий, по вопросам местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, в том числе обеспечение непосредственной реализации вопросов местного значения, установленных пунктами 4 - 8, 10-25, 27-32 части 1 статьи 7 настоящего Устава.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа город Шарья, в целях развития и благоустройства территории городского округа город Шарья постановлением администрации городского округа город Шарья от 01.03.2012 г. N 264 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Благоустройство дворовых территорий городского округа город Шарья Костромской области на 2012-2014 годы". Заказчиком программы является администрация городского округа город Шарья. Задачи программы определены как приведение в нормативное состояние дворовых территорий, приведение в нормативное состояние малых форм, озеленение и благоустройство территорий - выполнить разбивку дворовой территории, провести комплекс работ по установке элементов детских и спортивных площадок, выполнить вертикальную планировку с учетом отвода воды с территории, выполнить необходимую песчаную и гравийную подсыпку, заасфальтировать проезды и пешеходные тротуары, установить бордюрный камень, разбить цветники и клумбы, высадить кустарники, естественные газоны привести в нормативное состояние, установить урны.
Постановлением администрации городского округа город Шарья от 26 февраля 2013 г. N 224 утверждена муниципальная целевая программа "Ремонт дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов городского округа город Шарья на 2013 г.".
По общему правилу объектами благоустройства являются территории общего пользования (дороги, улицы, внутриквартальные и межквартальные проезды, тротуары, дворовые территории и т.д.), содержание объектов благоустройства - комплекс работ и мероприятий по благоустройству, обеспечению чистоты, надлежащему физическому или техническому состоянию и безопасности объектов благоустройства.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Администрация городского округа город Шарья, являясь лицом обязанным нести бремя содержания транспортного проезда (элемента улично-дорожной сети) не представила суду доказательств, подтверждающих, что объект благоустройства содержится надлежаще, проводился комплекс работ и мероприятий по надлежащему физическому, техническому состоянию и безопасности объекта благоустройства.
Благоустройство дворовых территорий путем замощения, асфальтирования отнесено к перечню работ, производимых при капитальном ремонте. По существу необходимость в проведении капитального ремонта дворовой территории дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.
Кроме того, как видно из содержания приведенных выше Программ, придомовые территории, в том числе в микрорайоне Юбилейный, не ремонтировались со дня сдачи жилых домов. Год постройки дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье 1977. В ответе от 08.04.2013 г. на обращение А. главой администрации городского округа город Шарья сообщалось, что обращение заявителя будет учтено при формировании программы ремонта дворовых территорий на 2014 г., 2015 г. Из данного ответа также усматривается, что в 2013 г. выполнение работ по ремонту дворовых территорий осуществляется с привлечение средств дорожного фонда Костромской области.
Статья 179.4 Бюджетного кодекса РФ определяет дорожный фонд как часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" дорожный фонд Костромской области - часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на территории Костромской области.
Таким образом, принимая во внимание положения вышеприведенных нормативно-правовых актов и содержание муниципальной целевой программы "Благоустройство дворовых территорий городского округа город Шарья Костромской области на 2012 - 2014 годы", установленные по делу обстоятельства, оценивая в совокупности доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции по спору, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по организации ремонта транспортного проезда вдоль жилого дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье должна быть возложена на администрацию городского округа город Шарья.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска А.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 13 августа 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Обязать администрацию городского округа город Шарья Костромской области принять меры по организации проведения ремонта транспортного проезда вдоль жилого дома N 1 по ул. Юбилейной в г. Шарье в соответствии с установленными техническими нормами и правилами по благоустройству территории городского округа.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)