Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н., Шпачевой Т.В., при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" Федоровой Е.А. (доверенность от 17.02.2014 N 2), рассмотрев 15.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А56-53908/2013 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Стрела", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30, ОГРН 1067847318285, ИНН 7839329663 (далее - ТСЖ "Стрела"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 83, ОГРН 1027810344000, ИНН 7826683829 (далее - Агентство), о взыскании 1 598 030,48 руб. долга на основании договоров от 15.02.2010 N 4-10/ТСЖ, от 01.02.2012 N 4-12/ТСЖ.
Решением от 25.11.2013 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2014 указанное решение отменено. Суд принял отказ ТСЖ "Стрела" от иска в части взыскания 117 898 руб. и прекратил производство по делу в этой части. В остальной части иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление от 29.04.2014 отменить, решение от 25.11.2013 оставить в силе.
В отзыве ТСЖ "Стрела" просит оставить постановление от 29.04.2014 без изменения, полагает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 11.06.2013 по делу N ВАС-15066/12 к настоящему делу неприменимо, и заявляет об отсутствии у него права самостоятельно собирать плату с нанимателей жилых помещений.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы.
ТСЖ "Стрела" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их в отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, считает жалобу Агентства подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, согласно протоколу от 11.02.2006 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 16/30 по Измайловскому проспекту в Санкт-Петербурге (далее - дом), проведенного в форме заочного голосования, собственниками избрана форма управления домом - товарищество собственников жилья, создано ТСЖ "Стрела", утвержден его устав.
В доме находятся жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.
ТСЖ "Стрела" (исполнитель) и Агентство (заказчик) заключили договоры от 15.02.2010 N 4-10/ТСЖ и от 01.02.2012 N 4-12/ТСЖ, по условиям которых исполнитель обязался оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, обеспечивать предоставление коммунальных услуг, а заказчик - возмещать расходы исполнителя на выполнение данных услуг.
Согласно разделу 3 названных договоров заказчик обеспечивает ежемесячное внесение платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении помещений, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг (услуг по ресурсоснабжению нежилых помещений) при условии надлежащего исполнения указанных работ и услуг в соответствии с условиями договора (пункт 3.1.); заказчик обеспечивает перечисление исполнителю платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, за коммунальные услуги, а также пеней, в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на счет государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования "Жилищное хозяйство" (далее - Предприятие), на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов - счетов за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, формируемых Предприятием по договору с заказчиком. Если размер вносимой нанимателями жилых помещений платы меньше размера платы, установленного договором, оставшаяся часть вносится заказчиком в установленном договором порядке (пункт 3.3.).
ТСЖ "Стрела" в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 полностью исполнило обязанности по договорам, при этом оплата от заказчика поступила лишь частично (сумма задолженности составила 1 598 030 руб. 48 коп.), в связи с чем исполнитель 26.08.2013 направил Агентству претензию N 21 об ее уплате.
Поскольку претензия была оставлена Агентством без удовлетворения, ТСЖ "Стрела" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения спора суд первой инстанции установил, что указанная задолженность является задолженностью нанимателей жилых помещений, занимающих их по договорам социального найма.
Поскольку частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут соответствующие расходы на содержание жилых помещений муниципального жилищного фонда только до их заселения, суд отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции отменил такое решение и удовлетворил заявленные ТСЖ "Стрела" требования, посчитав, что условия договоров возлагают на Агентство обязанность компенсировать затраты на содержание дома в суммах, не полученных от нанимателей. Обязательственные отношения товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и нанимателей по оплате жилищно-коммунальных услуг, указал суд, законодательно не закреплены; наниматели по договору социального найма и найма жилого помещения не являются ни собственниками помещений, ни, соответственно, членами ТСЖ, следовательно, они не могут быть отнесены ни к одной из категорий должников ТСЖ, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Поскольку управление управляющей организацией и управление ТСЖ - это разные по своей правовой природе способы управления многоквартирными домами, установленные статьей 161 ЖК РФ, к ТСЖ не могут быть применены положения части 4 статьи 155 ЖК РФ, так как указанная норма может быть применена только в отношении управляющих организаций. Санкт-Петербург является членом ТСЖ "Стрела" и в силу распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" через своего представителя - Агентство производит перечисление оплаты ТСЖ "Стрела" жилья, а эта оплата в свою очередь возмещается городу нанимателями.
Суд кассационной инстанции, изучив условия договоров, считает выводы суда апелляционной инстанции неправильными.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Вместе с тем в силу статьи 153 ЖК РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Следовательно, плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные услуги вносят управляющей организации не собственники, а наниматели жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах. Собственники же несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 по делу N ВАС-15066/12.
В силу пункта 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление ТСЖ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
По условиям договоров ТСЖ "Стрела" фактически выполняет функции управляющей организации, указанные в части 2 статьи 162 ЖК РФ, а именно: в течение согласованного в договорах срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в названном многоквартирном доме; предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме. В свою очередь Агентство, выступающее уполномоченным представителем Санкт-Петербурга (собственника жилых и нежилых помещений в этом доме), обязалось возмещать ТСЖ "Стрела" расходы, связанные с исполнением истцом вышеназванных обязанностей. Таким образом, ТСЖ "Стрела" является организацией, управляющей домом, и исполнителем коммунальных услуг.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ТСЖ "Стрела" не является управляющей организацией в отношении жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, а также с выводом о разной правовой природе различных способов управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3.3 договоров Агентство обеспечивает перечисление ТСЖ платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, за коммунальные услуги. Также заказчик перечисляет исполнителю пени в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством. Указанные суммы поступают на счет Предприятия на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых Предприятием по договору с Агентством.
В пункте 3.4.1 договоров перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемые Предприятием непосредственно на расчетный счет ТСЖ "Стрела". Пункт 3.4.2 договоров содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с приложением 2 к договорам, и порядок их расчета.
В данном случае судом установлено, что ТСЖ "Стрела" требует взыскания по установленным в Санкт-Петербурге тарифам задолженности за спорный период только в отношении жилых помещений, занятых нанимателями по договорам социального найма; плата за капитальный ремонт не взыскивается. С учетом приведенных выше норм данные платежи не могут быть взысканы с Агентства.
Доказательства того, что наниматели жилых помещений дома, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в указанный период полностью внесли плату за содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги, перечислив денежные средства Предприятию, однако последнее указанные средства удерживает или перечислило Агентству, суду не представлены.
При таких обстоятельствах следует признать, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения от 25.11.2013 и удовлетворения иска ТСЖ "Стрела", а потому обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение - оставлению в силе.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ с ТСЖ "Стрела" в пользу Агентства надлежит взыскать 2000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А56-53908/2013 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2013 по указанному делу оставить в силе.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Стрела", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30, ОГРН 1067847318285, ИНН 7839329663, в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
Н.Н.МАЛЫШЕВА
Т.В.ШПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-53908/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. по делу N А56-53908/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н., Шпачевой Т.В., при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" Федоровой Е.А. (доверенность от 17.02.2014 N 2), рассмотрев 15.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А56-53908/2013 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Стрела", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30, ОГРН 1067847318285, ИНН 7839329663 (далее - ТСЖ "Стрела"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 83, ОГРН 1027810344000, ИНН 7826683829 (далее - Агентство), о взыскании 1 598 030,48 руб. долга на основании договоров от 15.02.2010 N 4-10/ТСЖ, от 01.02.2012 N 4-12/ТСЖ.
Решением от 25.11.2013 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2014 указанное решение отменено. Суд принял отказ ТСЖ "Стрела" от иска в части взыскания 117 898 руб. и прекратил производство по делу в этой части. В остальной части иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление от 29.04.2014 отменить, решение от 25.11.2013 оставить в силе.
В отзыве ТСЖ "Стрела" просит оставить постановление от 29.04.2014 без изменения, полагает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 11.06.2013 по делу N ВАС-15066/12 к настоящему делу неприменимо, и заявляет об отсутствии у него права самостоятельно собирать плату с нанимателей жилых помещений.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы.
ТСЖ "Стрела" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их в отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, считает жалобу Агентства подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, согласно протоколу от 11.02.2006 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 16/30 по Измайловскому проспекту в Санкт-Петербурге (далее - дом), проведенного в форме заочного голосования, собственниками избрана форма управления домом - товарищество собственников жилья, создано ТСЖ "Стрела", утвержден его устав.
В доме находятся жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.
ТСЖ "Стрела" (исполнитель) и Агентство (заказчик) заключили договоры от 15.02.2010 N 4-10/ТСЖ и от 01.02.2012 N 4-12/ТСЖ, по условиям которых исполнитель обязался оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, обеспечивать предоставление коммунальных услуг, а заказчик - возмещать расходы исполнителя на выполнение данных услуг.
Согласно разделу 3 названных договоров заказчик обеспечивает ежемесячное внесение платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении помещений, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг (услуг по ресурсоснабжению нежилых помещений) при условии надлежащего исполнения указанных работ и услуг в соответствии с условиями договора (пункт 3.1.); заказчик обеспечивает перечисление исполнителю платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, за коммунальные услуги, а также пеней, в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на счет государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования "Жилищное хозяйство" (далее - Предприятие), на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов - счетов за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, формируемых Предприятием по договору с заказчиком. Если размер вносимой нанимателями жилых помещений платы меньше размера платы, установленного договором, оставшаяся часть вносится заказчиком в установленном договором порядке (пункт 3.3.).
ТСЖ "Стрела" в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 полностью исполнило обязанности по договорам, при этом оплата от заказчика поступила лишь частично (сумма задолженности составила 1 598 030 руб. 48 коп.), в связи с чем исполнитель 26.08.2013 направил Агентству претензию N 21 об ее уплате.
Поскольку претензия была оставлена Агентством без удовлетворения, ТСЖ "Стрела" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения спора суд первой инстанции установил, что указанная задолженность является задолженностью нанимателей жилых помещений, занимающих их по договорам социального найма.
Поскольку частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут соответствующие расходы на содержание жилых помещений муниципального жилищного фонда только до их заселения, суд отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции отменил такое решение и удовлетворил заявленные ТСЖ "Стрела" требования, посчитав, что условия договоров возлагают на Агентство обязанность компенсировать затраты на содержание дома в суммах, не полученных от нанимателей. Обязательственные отношения товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и нанимателей по оплате жилищно-коммунальных услуг, указал суд, законодательно не закреплены; наниматели по договору социального найма и найма жилого помещения не являются ни собственниками помещений, ни, соответственно, членами ТСЖ, следовательно, они не могут быть отнесены ни к одной из категорий должников ТСЖ, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Поскольку управление управляющей организацией и управление ТСЖ - это разные по своей правовой природе способы управления многоквартирными домами, установленные статьей 161 ЖК РФ, к ТСЖ не могут быть применены положения части 4 статьи 155 ЖК РФ, так как указанная норма может быть применена только в отношении управляющих организаций. Санкт-Петербург является членом ТСЖ "Стрела" и в силу распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" через своего представителя - Агентство производит перечисление оплаты ТСЖ "Стрела" жилья, а эта оплата в свою очередь возмещается городу нанимателями.
Суд кассационной инстанции, изучив условия договоров, считает выводы суда апелляционной инстанции неправильными.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Вместе с тем в силу статьи 153 ЖК РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Следовательно, плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные услуги вносят управляющей организации не собственники, а наниматели жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах. Собственники же несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 по делу N ВАС-15066/12.
В силу пункта 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление ТСЖ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
По условиям договоров ТСЖ "Стрела" фактически выполняет функции управляющей организации, указанные в части 2 статьи 162 ЖК РФ, а именно: в течение согласованного в договорах срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в названном многоквартирном доме; предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме. В свою очередь Агентство, выступающее уполномоченным представителем Санкт-Петербурга (собственника жилых и нежилых помещений в этом доме), обязалось возмещать ТСЖ "Стрела" расходы, связанные с исполнением истцом вышеназванных обязанностей. Таким образом, ТСЖ "Стрела" является организацией, управляющей домом, и исполнителем коммунальных услуг.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ТСЖ "Стрела" не является управляющей организацией в отношении жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, а также с выводом о разной правовой природе различных способов управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3.3 договоров Агентство обеспечивает перечисление ТСЖ платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, за коммунальные услуги. Также заказчик перечисляет исполнителю пени в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством. Указанные суммы поступают на счет Предприятия на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых Предприятием по договору с Агентством.
В пункте 3.4.1 договоров перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемые Предприятием непосредственно на расчетный счет ТСЖ "Стрела". Пункт 3.4.2 договоров содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с приложением 2 к договорам, и порядок их расчета.
В данном случае судом установлено, что ТСЖ "Стрела" требует взыскания по установленным в Санкт-Петербурге тарифам задолженности за спорный период только в отношении жилых помещений, занятых нанимателями по договорам социального найма; плата за капитальный ремонт не взыскивается. С учетом приведенных выше норм данные платежи не могут быть взысканы с Агентства.
Доказательства того, что наниматели жилых помещений дома, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в указанный период полностью внесли плату за содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги, перечислив денежные средства Предприятию, однако последнее указанные средства удерживает или перечислило Агентству, суду не представлены.
При таких обстоятельствах следует признать, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения от 25.11.2013 и удовлетворения иска ТСЖ "Стрела", а потому обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение - оставлению в силе.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ с ТСЖ "Стрела" в пользу Агентства надлежит взыскать 2000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А56-53908/2013 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2013 по указанному делу оставить в силе.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Стрела", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30, ОГРН 1067847318285, ИНН 7839329663, в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
Н.Н.МАЛЫШЕВА
Т.В.ШПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)