Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Каширской Н.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица -
общества с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.10.2013,
принятое судьей Даниловым А.Р., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013,
принятое судьями Логиновой О.А., Вечкановым А.И., Соловьевой М.В.,
по делу N А79-3107/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Газпром межрегионгаз Чебоксары"
к муниципальному образованию город Чебоксары - столица Чувашской Республики - Чувашии в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - финансовое управление администрации города Чебоксары
(ИНН: 2128706234, ОГРН: 1052128157256),
открытое акционерное общество "Чувашсетьгаз"
(ИНН: 2128049998, ОГРН: 1032128009605) и
общество с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис"
(ИНН: 2128700458, ОГРН: 1052128000649),
о взыскании задолженности
и
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Администрация) о взыскании 40 292 рублей 55 копеек долга за поставленный с 01.01.2010 по 31.03.2013 природный газ для газоснабжения внутридомового газового оборудования, установленного по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, дом 30, квартира 9.
Руководствуясь статьей 210, пунктом 2 статьи 539, пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4, статьей 154, пунктами 1 - 3, 9 и 12 статьи 161, пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и пунктами 2 и 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд решением от 21.10.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, дом 30, находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис", которое является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса является обязанным лицом по отношению к ресурсоснабжающей организации по оплате отпущенного в дом коммунального ресурса.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "Богданка-Сервис" (далее - управляющая организация) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.10.2013 и постановление от 24.12.2013 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация, являющаяся собственником квартиры 9, должна оплатить отпущенный Обществом газ; Администрация не передавала данную квартиру в управление управляющей организации; собственник, наниматели и управляющая организация не заключали договор на обслуживание названной квартиры; в материалах дела отсутствует договор социального найма, заключенный Администрацией с жильцами квартиры 9. Договор по передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда от 01.01.2009 прекратил действие 31.12.2012. Заявитель жалобы обратил внимание суда округа на то, что Общество и управляющая организация не заключали договор на поставку газа в спорный многоквартирный дом; управляющая организация не имеет права собирать с собственников помещений многоквартирного дома денежные средства на оплату услуг газоснабжения; в материалы дела представлены договоры Общества с гражданами, по которым последние оплачивали газ непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.10.2013 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А79-3107/2013 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, жилое помещение, расположенное по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, дом 30, квартира 9, принадлежит на праве муниципальной собственности муниципальному образованию город Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.
Общим собранием собственников 15.12.2007 принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом N 30 по улице Фучика посредством управляющей компании - ООО "Богданка-Сервис".
Муниципальное учреждение "Управление жилищным фондом города Чебоксары" и управляющая организация 01.01.2009 заключили договор о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда.
Управляющая организация по условиям пункта 3.1.1 договора от 01.01.2009 обязалась управлять жилищным и нежилым фондом с соблюдением положений действующих законодательных и нормативных актов, обеспечивать комфортные условия проживания в домах граждан, функционирование расположенных в них организаций.
В пунктах 4.1.1 и 4.1.3 договора от 01.01.2009 предусмотрено, что управляющая организация обязана осуществлять сбор доходов от сдачи жилых помещений внаем, платежей за техническое обслуживание дома от арендаторов, владельцев и собственников помещений и строений, а также платежей за оказываемые коммунальные и прочие услуги, оформление соответствующих договоров с собственниками, арендаторами, нанимателями и владельцами жилых и нежилых помещений, обеспечивать потребителей коммунальными и прочими услугами.
Общество поставило с 01.01.2010 по 31.05.2013 в жилое помещение N 9 дома N 30 по улице Фучика природный газ, который не был оплачен на сумму 40 907 рублей 80 копеек.
Посчитав, что обязанным лицом по оплате отпущенного газа является собственник названного помещения, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, помимо прочего, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Данные отношения рассматриваются как договорные (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 3 Правил N 307 коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть в том числе и управляющая организация. Исполнитель производит или приобретает коммунальные ресурсы и предоставляет коммунальные услуги потребителям в необходимых для них объемах. Потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Ресурсоснабжающей организацией признавалось лицо, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность за предоставление коммунальных услуг.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ в пункты 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения и данная статья дополнена пунктом 7.1, предоставляющим право собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома вносить коммунальные платежи непосредственно ресурсоснабжающим организациям или их агентам. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям не освобождает управляющую организацию от обязанности обеспечивать потребителей коммунальными услугами надлежащего качества. Аналогичное положение содержится в пункте 64 Правил N 354.
Таким образом, в силу указанных норм права управляющая организация является абонентом отпущенного в дом N 30 по улице Фучика города Чебоксары (в том числе в квартиру 9) коммунального ресурса (природного газа) и по общему правилу должна предоставлять жителям (собственникам помещений) многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать природный газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управляющая организация не представила доказательств принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о внесении коммунальных платежей за газ непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, не оспорили факт поставки газа, его объем и стоимость.
При этих обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания задолженности с Администрации за поставленный Обществом коммунальный ресурс.
Ссылка управляющей организации на статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие доказательств передачи Администрацией спорной квартиры в управление управляющей организации, отсутствие договора на обслуживание спорной квартиры, заключенного собственником, нанимателем и управляющей организацией, и договора социального найма не принята судом округа в качестве правового основания для возложения обязательства по оплате отпущенного газа на Администрацию, как противоречащая названным специальным нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Довод заявителя о том, что договор по передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда от 01.01.2009 прекратил действие 31.12.2012, отклонен судом округа, поскольку статус ООО "Богданка-Сервис" как управляющей организации домом N 30 по улице Фучика города Чебоксары подтвержден протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 15.12.2007. ООО "Богданка-Сервис" не представило доказательства изменения способа управления многоквартирным домом либо смены управляющей организации.
Иные аргументы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, как не имеющие правового значения для разрешения спора.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.10.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А79-3107/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N А79-3107/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N А79-3107/2013
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Каширской Н.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица -
общества с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.10.2013,
принятое судьей Даниловым А.Р., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013,
принятое судьями Логиновой О.А., Вечкановым А.И., Соловьевой М.В.,
по делу N А79-3107/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Газпром межрегионгаз Чебоксары"
к муниципальному образованию город Чебоксары - столица Чувашской Республики - Чувашии в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - финансовое управление администрации города Чебоксары
(ИНН: 2128706234, ОГРН: 1052128157256),
открытое акционерное общество "Чувашсетьгаз"
(ИНН: 2128049998, ОГРН: 1032128009605) и
общество с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис"
(ИНН: 2128700458, ОГРН: 1052128000649),
о взыскании задолженности
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Администрация) о взыскании 40 292 рублей 55 копеек долга за поставленный с 01.01.2010 по 31.03.2013 природный газ для газоснабжения внутридомового газового оборудования, установленного по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, дом 30, квартира 9.
Руководствуясь статьей 210, пунктом 2 статьи 539, пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4, статьей 154, пунктами 1 - 3, 9 и 12 статьи 161, пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и пунктами 2 и 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд решением от 21.10.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, дом 30, находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис", которое является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса является обязанным лицом по отношению к ресурсоснабжающей организации по оплате отпущенного в дом коммунального ресурса.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "Богданка-Сервис" (далее - управляющая организация) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.10.2013 и постановление от 24.12.2013 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация, являющаяся собственником квартиры 9, должна оплатить отпущенный Обществом газ; Администрация не передавала данную квартиру в управление управляющей организации; собственник, наниматели и управляющая организация не заключали договор на обслуживание названной квартиры; в материалах дела отсутствует договор социального найма, заключенный Администрацией с жильцами квартиры 9. Договор по передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда от 01.01.2009 прекратил действие 31.12.2012. Заявитель жалобы обратил внимание суда округа на то, что Общество и управляющая организация не заключали договор на поставку газа в спорный многоквартирный дом; управляющая организация не имеет права собирать с собственников помещений многоквартирного дома денежные средства на оплату услуг газоснабжения; в материалы дела представлены договоры Общества с гражданами, по которым последние оплачивали газ непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.10.2013 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А79-3107/2013 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, жилое помещение, расположенное по адресу: город Чебоксары, улица Фучика, дом 30, квартира 9, принадлежит на праве муниципальной собственности муниципальному образованию город Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.
Общим собранием собственников 15.12.2007 принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом N 30 по улице Фучика посредством управляющей компании - ООО "Богданка-Сервис".
Муниципальное учреждение "Управление жилищным фондом города Чебоксары" и управляющая организация 01.01.2009 заключили договор о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда.
Управляющая организация по условиям пункта 3.1.1 договора от 01.01.2009 обязалась управлять жилищным и нежилым фондом с соблюдением положений действующих законодательных и нормативных актов, обеспечивать комфортные условия проживания в домах граждан, функционирование расположенных в них организаций.
В пунктах 4.1.1 и 4.1.3 договора от 01.01.2009 предусмотрено, что управляющая организация обязана осуществлять сбор доходов от сдачи жилых помещений внаем, платежей за техническое обслуживание дома от арендаторов, владельцев и собственников помещений и строений, а также платежей за оказываемые коммунальные и прочие услуги, оформление соответствующих договоров с собственниками, арендаторами, нанимателями и владельцами жилых и нежилых помещений, обеспечивать потребителей коммунальными и прочими услугами.
Общество поставило с 01.01.2010 по 31.05.2013 в жилое помещение N 9 дома N 30 по улице Фучика природный газ, который не был оплачен на сумму 40 907 рублей 80 копеек.
Посчитав, что обязанным лицом по оплате отпущенного газа является собственник названного помещения, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, помимо прочего, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Данные отношения рассматриваются как договорные (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 3 Правил N 307 коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть в том числе и управляющая организация. Исполнитель производит или приобретает коммунальные ресурсы и предоставляет коммунальные услуги потребителям в необходимых для них объемах. Потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Ресурсоснабжающей организацией признавалось лицо, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность за предоставление коммунальных услуг.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ в пункты 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения и данная статья дополнена пунктом 7.1, предоставляющим право собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома вносить коммунальные платежи непосредственно ресурсоснабжающим организациям или их агентам. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям не освобождает управляющую организацию от обязанности обеспечивать потребителей коммунальными услугами надлежащего качества. Аналогичное положение содержится в пункте 64 Правил N 354.
Таким образом, в силу указанных норм права управляющая организация является абонентом отпущенного в дом N 30 по улице Фучика города Чебоксары (в том числе в квартиру 9) коммунального ресурса (природного газа) и по общему правилу должна предоставлять жителям (собственникам помещений) многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать природный газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управляющая организация не представила доказательств принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о внесении коммунальных платежей за газ непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, не оспорили факт поставки газа, его объем и стоимость.
При этих обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания задолженности с Администрации за поставленный Обществом коммунальный ресурс.
Ссылка управляющей организации на статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие доказательств передачи Администрацией спорной квартиры в управление управляющей организации, отсутствие договора на обслуживание спорной квартиры, заключенного собственником, нанимателем и управляющей организацией, и договора социального найма не принята судом округа в качестве правового основания для возложения обязательства по оплате отпущенного газа на Администрацию, как противоречащая названным специальным нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Довод заявителя о том, что договор по передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда от 01.01.2009 прекратил действие 31.12.2012, отклонен судом округа, поскольку статус ООО "Богданка-Сервис" как управляющей организации домом N 30 по улице Фучика города Чебоксары подтвержден протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 15.12.2007. ООО "Богданка-Сервис" не представило доказательства изменения способа управления многоквартирным домом либо смены управляющей организации.
Иные аргументы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, как не имеющие правового значения для разрешения спора.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.10.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А79-3107/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Богданка-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ЧИХ
А.Н.ЧИХ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
Н.А.КАШИРСКАЯ
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
Н.А.КАШИРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)