Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.07.2014 N 33-11211/2014

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. N 33-11211/2014


Судья: Коваль Н.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Белоногого А.В.
судей Ильичевой Е.В., Бакуменко Т.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июля 2014 года апелляционную жалобу В., С. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-694/2014 по заявлению В., С. о признании незаконными действий по изданию распоряжения, признании недействительными условий договора найма, обязании предоставить изолированное помещение,
заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения заявителей В., С., поддержавших доводы жалобы, представителя заинтересованного лица, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга Х., действующей на основании доверенности от <дата>, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Заявители В., С. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением, уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) просили признать действия Жилищного комитета по изданию распоряжения от <дата> N <...> не соответствующими закону; также просили признать недействительным условие в пункте 1 договоров найма о предоставлении заявителям внаем части жилого помещения, обязать Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга предоставить В. изолированное жилое помещение по договору социального найма, С. - оставить жилое помещение по месту регистрации.
В обоснование требований заявители ссылались на то, что В. с 1986 года, а С. - с 1989 года в связи с работой в СУ вселены в жилое помещение в общежитии по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Впоследствии между В., С. (с одной стороны) и СПб ГБУ (ранее, ГУ) (с другой стороны) на комнату <адрес> в данном общежитии в соответствии с вышеупомянутым распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от <дата> N <...> заключены договоры найма специализированного жилого помещения в общежитии от <дата> и <дата> соответственно.
На основании Распоряжения Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> исключено из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включено в состав жилого фонда социального использования Санкт-Петербурга.
Заявители ссылались на то, что после передачи помещения для социального использования с ними подлежит заключению договор социального найма, однако, они не являются членами одной семьи и не могут занимать одно жилое помещение по договору социального найма. В то же время администрация района уклоняется от расселения заявителей.
Также заявители ссылались на то, что с <дата> здание общежития находится в ведении государственного учреждения, в связи с чем с ними не могли быть заключены договоры найма специализированного жилого помещения.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2014 года В., С. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявители ставят вопрос об отмене состоявшегося решения суда по делу и вынесении нового об удовлетворении заявления.
В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц, ГБУ, Жилищного комитета Санкт-Петербурга не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. О причинах своей неявки в судебное заседание представители заинтересованных лиц не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, с учетом того обстоятельства, что возможность представления возражений на жалобу указанным лицам была предоставлена судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) закреплено, что служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
На основании пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 04 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" служебные жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.4.36 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, полномочия по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставлено администрациям районов.
Жилые помещения в общежитиях исключаются из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включаются в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга на основании решения Правительства Санкт-Петербурга.
Как установлено судебной коллегией, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2008 года N 584 "Об исключении жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга" здание общежития по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литера А включено в адресный перечень по исключению из состава специализированного жилищного фонда в 1 квартале 2010 года.
Вышеупомянутым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2008 года N 584 установлено, что администрации районов Санкт-Петербурга по согласованию с Жилищным комитетом принимают решения об исключении жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга.
Этим же постановлением утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при исключении жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга.
В силу пункта 7 данного Положения Администрации районов Санкт-Петербурга после издания распоряжения:
- в трехмесячный срок обеспечивают государственную регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на жилые помещения в общежитиях, исключенные из состава специализированного жилищного фонда и включенные в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга (пункт 7.1).
- обеспечивают в установленном порядке соблюдение прав граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, исключенных из состава специализированного жилищного фонда и включенных в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга (пункт 7.2).
- осуществляют в установленном порядке выселение граждан, проживающих без законных оснований в жилых помещениях в общежитиях, исключенных из состава специализированного жилищного фонда и включенных в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга (пункт 7.3).
По смыслу указанных положений исключение жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда и включение их в состав жилищного фонда социального использования наделяет правами, вытекающими из договора социального найма жилых помещений, проживающих на законном основании в данном жилом помещении граждан.
Приведенные положения, в том числе правомочия администрации района, позволяют судебной коллегии прийти к выводу, что разрешая вопрос об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга, администрации надлежало разрешить вопрос о расселении заявителей, занимающих одно жилое помещения, и не являющихся членами одной семьей.
В силу положений статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) с учетом издания Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга распоряжения от <дата> N <...>, права и обязанности по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, которые были заключены с заявителями <дата> и <дата>, прекратились в связи с изменением статуса жилого помещения.
При этом согласно пункту 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Статьей 110 ЖК РСФСР было установлено, что другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 и статье 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договорам социального найма.
В силу приведенных правовых норм после изменения правового статуса общежития жилые помещения в нем не могут предоставляться по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу требований статей 62, 63 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требований В. об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма является наличие его законного права на вселение в жилое помещение специализированного жилищного фонда, основанного на соблюдении порядка предоставления соответствующего помещения.
Бездействие администрации района по предоставлению одному из заявителей или обоим заявителям вместо занимаемого жилого помещения других жилых помещений по договорам социального найма привело к нарушению прав заявителей на жилищное обеспечение, поскольку занимаемая ими комната не может быть предоставлена им по договору социального найма; вместе с тем перевод дома в статус социального использования позволяет обоим заявителям, вселенным на законных основаниях, претендовать на жилищное обеспечение исходя из норм предоставления жилых помещений по договору социального найма.
Учитывая, что жилые помещения в общежитии, в котором заявители зарегистрированы по месту жительства, исключены из состава специализированного жилищного фонда и включены в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга; а также в связи с тем, что одна комната в коммунальной квартире (которую фактически занимают заявители в настоящее время на законных основаниях - по договорам найма специализированного жилого помещения) не может быть заселена лицами, не являющимися членами одной семьи; судебная коллегия соглашается с доводами заявителей о необходимости возложения на администрацию района обязанности по предоставлению каждому из заявителей отдельного жилого помещения по договору социального найма.
Для целей защиты прав заявителей на жилищное обеспечение по договорам социального найма, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции в части отказа В. в удовлетворении требований о предоставлении ему изолированного жилого помещения по договору социального найма, с оставлением С. занимаемого жилого помещения.
Поскольку право С. на заключение договора социального найма в отношении занимаемой им комнаты в коммунальной квартире в случае отселения В. в порядке реализации настоящего судебного акта не будет нарушаться, а будет зависеть лишь от действий самого заявителя, до настоящего времени не обратившегося в администрацию района по вопросу предоставления ему на условиях социального найма занимаемой комнаты, то специального указания на оставление помещения, комнаты N <...> по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, за С. не требуется.
Поскольку администрация района не реализовала предоставленные ей полномочия и не обеспечила защиту прав заявителей, исходя из диспозитивного выбора заявителей, судебная коллегия полагает возможным возложить на Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга обязанность по предоставлению В. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в жилом доме из состава жилищного фонда социального использования площадью не менее нормы предоставления, установленной для одиноко проживающих граждан, отвечающего техническим и санитарным нормам.
К данному выводу судебная коллегия приходит исходя из пункта 1.2 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 года N 89-рп "Об организации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном статьями 86 - 88 ЖК РФ", в соответствии с которым Жилищному комитету и администрациям районов предписывается при предоставлении жилых помещений нанимателям и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определять размер предоставляемого по договору социального найма жилого помещения исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; при этом предоставление ему жилого помещения производится не в связи с улучшением жилищных условий, как плановому очереднику, а в связи с изменением статуса занимаемого жилого помещения, то он подлежит обеспечению жилым помещением по норме предоставления, установленной абзацем 1 пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", т.е. в размере не менее 33 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего гражданина.
В части оспаривания заявителями пункта 1 договоров найма специализированного фонда, Распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от <дата> N <...> судебная коллегия полагает указать на следующие обстоятельства.
Как установлено ранее с момента перевода жилого помещения из специализированного фонда в жилой фонд социального использования спорное жилое помещение перестало быть предметом регулирования названных гражданско-правовых договоров, а оспариваемый акт органа государственной власти не нарушает прав заявителей, при том положении, что мог быть издан до изменения статуса указанного жилого помещения, т.е. до <дата>.
В отношении жилого фонда социального использования подлежат заключению договоры социального найма, вопрос о порядке заключения которых судебной коллегией разрешен ранее.
Таким образом, в настоящий момент времени вышеупомянутые договоры найма специализированного жилого помещения, распоряжение Жилищного комитета Санкт-Петербурга в той части, в которой они оспариваются заявителями, не порождают для последних препятствий в получении жилых помещений по договорам социального найма по доводам, изложенным в заявлении и апелляционной жалобе, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления в данной части требований.
При установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о предоставлении В. изолированного жилого помещения по договору социального найма не может быть признано отвечающим требованиям статьи 195 ГПК РФ и подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении требований о предоставлении В. изолированного жилого помещения по договору социального найма - отменить.
Обязать Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга предоставить В. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в жилом доме из состава жилищного фонда социального использования площадью не менее нормы предоставления, установленной для одиноко проживающего гражданина, отвечающее техническим и санитарным нормам.
В остальной части Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2014 года - оставить без изменений, апелляционную жалобу В., С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)