Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Л.К. Кургузовой, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Камчатского края - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа
на решение от 19.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014
по делу N А24-2319/2014 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи Номоконова Е.Н., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.
по заявлению Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края
о признании недействительным предписания
Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН 1134101001429, ИНН 4101156604, место нахождения: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 72, далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, ИНН 4101102831, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, 5, далее - инспекция) от 11.03.2014 N 477/1-02 на устранение нарушений законодательства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, департаменту в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе департамента, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, является ошибочным вывод судов о том, что департамент является субъектом, в отношении которого могла быть проведена проверка и выдано оспариваемое предписание. Считает, что выявленные нарушения должна устранять администрация или управляющая компания, поскольку бремя содержания общего имущества многоквартирного дома возлагается на собственников помещений или организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом; ответственным лицом за содержание спорного жилого дома являлось ООО "УЖКХ по г. Петропавловску-Камчатскому" в силу не расторгнутого в установленном порядке договора управления. Полагает, что предписанием на департамент незаконно возложена обязанность всех собственников по ремонту общего имущества дома, в то время как несение расходов на оплату таких работ повлечет нецелевое использование бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании приказа руководителя инспекции от 20.02.2014 N 477 в отношении департамента проведена внеплановая выездная проверка соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и инженерного оборудования по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, ул. Океанская, дом 30, в ходе которой выявлены нарушения требований пунктов 4.3.1, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.4.7, 4.7.1, 4.8.11, 4.8.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выразившиеся: в отсутствии двери входа в тамбур, жалюзийной решетки в слуховом окне в чердачном помещении, козырька над входом в здание (кровля дома скатная, металлическая), частичном отсутствии досок покрытия в деревянных полах на лестничной клетке; в квартире <...> в жилой комнате, в кухне на поверхности стен и потолка на отделочных покрытиях, в квартире <...> в жилой комнате на потолке наблюдаются следы протечки кровли; в квартире <...> в санузле наблюдается прогиб чердачного перекрытия; во всех квартирах в санузлах наблюдается разрушение межэтажного перекрытия, граждане пользуются душем в неприспособленных помещениях, что зафиксировано в акте проверке от 05.03.2014 N 477/1-02.
В целях устранения выявленных нарушений инспекцией в пределах предоставленных полномочий департаменту выдано предписание от 11.03.2014 N 477/1-02 о необходимости в срок до 01.05.2014 организовать следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений: установить дверь входа в тамбур, жалюзийную решетку, козырек над входом в подъезд; выполнить ремонт полов, кровли, чердачного и межэтажного перекрытия.
Не согласившись с вынесенным предписанием, департамент обратился с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу, поддержанному апелляционным судом, о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы департамента. При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав положения статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суды пришли к правильному выводу о том, что именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества. При этом отсутствие договора управления, заключенного между собственником и обслуживающей организации, не освобождает собственника от несения предусмотренных законом расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Обстоятельства дела, установленные судами обеих инстанций, свидетельствуют о том, что доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в вышеупомянутом многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов. При этом способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран.
Исходя из положений части 1 статьи 48 Устава Петропавловск - Камчатского городского округа, статьи 2 Решения Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 01.06.2011 N 394-нд "О порядке представления интересов Петропавловск - Камчатского городского округа при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности", подпунктов 3.2.6, 3.2.8, 4.2.1 Положения о Департаменте управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, утвержденного Решением Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 26.12.2012 N 66-р, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, что департамент как лицо, осуществляющее полномочия собственника (администрации Петропавловск - Камчатского городского округа) в отношении квартир в спорном многоквартирном доме при отсутствии соответствующего договора управления многоквартирным домом или договора о содержании и ремонте общего имущества, ответственен за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества многоквартирного дома в части, причитающейся на долю муниципального жилого фонда.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обеих инстанций установили несоблюдение департаментом пунктов 4.3.1, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.4.7, 4.7.1, 4.8.11, 4.8.12 Правил при содержании многоквартирного жилого дома, расположенного по улице Океанской, 30 в г. Петропавловске - Камчатском и пришли к обоснованному выводу о том, что у должностного лица инспекции в пределах предоставленных полномочий имелись законные основания для выдачи департаменту спорного предписания об устранении выявленных нарушений.
Довод жалобы о том, что до 01.12.2013 функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами спорного многоквартирного жилого дома осуществляло ООО "УЖКХ по г. Петропавловску-Камчатскому" в соответствии с действующим, не расторгнутым в установленном порядке договором управления многоквартирным жилым домом не может быть принят во внимание, поскольку заявителем не доказано, что на этапе выявления спорных нарушений указанная управляющая организация в соответствии с заключенным договором выполняла работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Также подлежит отклонению как необоснованный довод жалобы о том, что предписанием незаконно на департамент возложена обязанность всех собственников по ремонту общего имущества дома, так как данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности за содержание муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого предписания как соответствующего требованиям действующего законодательства и не нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судами фактические обстоятельства установлены на основании исследования и оценки доказательств в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ и правильно применены нормы материального права, основания для отмены судебных актов об отказе в удовлетворении требования департамента о признании недействительным оспариваемого предписания и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А24-2319/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Л.К.КУРГУЗОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2015 N Ф03-6389/2014 ПО ДЕЛУ N А24-2319/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2015 г. N Ф03-6389/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Л.К. Кургузовой, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Камчатского края - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа
на решение от 19.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014
по делу N А24-2319/2014 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи Номоконова Е.Н., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.
по заявлению Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края
о признании недействительным предписания
Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН 1134101001429, ИНН 4101156604, место нахождения: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 72, далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, ИНН 4101102831, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, 5, далее - инспекция) от 11.03.2014 N 477/1-02 на устранение нарушений законодательства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, департаменту в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе департамента, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, является ошибочным вывод судов о том, что департамент является субъектом, в отношении которого могла быть проведена проверка и выдано оспариваемое предписание. Считает, что выявленные нарушения должна устранять администрация или управляющая компания, поскольку бремя содержания общего имущества многоквартирного дома возлагается на собственников помещений или организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом; ответственным лицом за содержание спорного жилого дома являлось ООО "УЖКХ по г. Петропавловску-Камчатскому" в силу не расторгнутого в установленном порядке договора управления. Полагает, что предписанием на департамент незаконно возложена обязанность всех собственников по ремонту общего имущества дома, в то время как несение расходов на оплату таких работ повлечет нецелевое использование бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании приказа руководителя инспекции от 20.02.2014 N 477 в отношении департамента проведена внеплановая выездная проверка соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и инженерного оборудования по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, ул. Океанская, дом 30, в ходе которой выявлены нарушения требований пунктов 4.3.1, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.4.7, 4.7.1, 4.8.11, 4.8.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выразившиеся: в отсутствии двери входа в тамбур, жалюзийной решетки в слуховом окне в чердачном помещении, козырька над входом в здание (кровля дома скатная, металлическая), частичном отсутствии досок покрытия в деревянных полах на лестничной клетке; в квартире <...> в жилой комнате, в кухне на поверхности стен и потолка на отделочных покрытиях, в квартире <...> в жилой комнате на потолке наблюдаются следы протечки кровли; в квартире <...> в санузле наблюдается прогиб чердачного перекрытия; во всех квартирах в санузлах наблюдается разрушение межэтажного перекрытия, граждане пользуются душем в неприспособленных помещениях, что зафиксировано в акте проверке от 05.03.2014 N 477/1-02.
В целях устранения выявленных нарушений инспекцией в пределах предоставленных полномочий департаменту выдано предписание от 11.03.2014 N 477/1-02 о необходимости в срок до 01.05.2014 организовать следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений: установить дверь входа в тамбур, жалюзийную решетку, козырек над входом в подъезд; выполнить ремонт полов, кровли, чердачного и межэтажного перекрытия.
Не согласившись с вынесенным предписанием, департамент обратился с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу, поддержанному апелляционным судом, о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы департамента. При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав положения статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суды пришли к правильному выводу о том, что именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества. При этом отсутствие договора управления, заключенного между собственником и обслуживающей организации, не освобождает собственника от несения предусмотренных законом расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Обстоятельства дела, установленные судами обеих инстанций, свидетельствуют о том, что доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в вышеупомянутом многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов. При этом способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран.
Исходя из положений части 1 статьи 48 Устава Петропавловск - Камчатского городского округа, статьи 2 Решения Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 01.06.2011 N 394-нд "О порядке представления интересов Петропавловск - Камчатского городского округа при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности", подпунктов 3.2.6, 3.2.8, 4.2.1 Положения о Департаменте управления жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, утвержденного Решением Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 26.12.2012 N 66-р, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, что департамент как лицо, осуществляющее полномочия собственника (администрации Петропавловск - Камчатского городского округа) в отношении квартир в спорном многоквартирном доме при отсутствии соответствующего договора управления многоквартирным домом или договора о содержании и ремонте общего имущества, ответственен за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества многоквартирного дома в части, причитающейся на долю муниципального жилого фонда.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обеих инстанций установили несоблюдение департаментом пунктов 4.3.1, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.6.1.25, 4.6.4.7, 4.7.1, 4.8.11, 4.8.12 Правил при содержании многоквартирного жилого дома, расположенного по улице Океанской, 30 в г. Петропавловске - Камчатском и пришли к обоснованному выводу о том, что у должностного лица инспекции в пределах предоставленных полномочий имелись законные основания для выдачи департаменту спорного предписания об устранении выявленных нарушений.
Довод жалобы о том, что до 01.12.2013 функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами спорного многоквартирного жилого дома осуществляло ООО "УЖКХ по г. Петропавловску-Камчатскому" в соответствии с действующим, не расторгнутым в установленном порядке договором управления многоквартирным жилым домом не может быть принят во внимание, поскольку заявителем не доказано, что на этапе выявления спорных нарушений указанная управляющая организация в соответствии с заключенным договором выполняла работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Также подлежит отклонению как необоснованный довод жалобы о том, что предписанием незаконно на департамент возложена обязанность всех собственников по ремонту общего имущества дома, так как данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности за содержание муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого предписания как соответствующего требованиям действующего законодательства и не нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судами фактические обстоятельства установлены на основании исследования и оценки доказательств в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ и правильно применены нормы материального права, основания для отмены судебных актов об отказе в удовлетворении требования департамента о признании недействительным оспариваемого предписания и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А24-2319/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Л.К.КУРГУЗОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)