Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306): не явились;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2015 года
по делу N А60-45986/2014,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным п. 3 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-03-63/76 от 07.08.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 14.01.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на законность проведенной корректировки за период январь - май 2011 года по услуге "отопление" по формуле N 2 Правил N 307, действующей применительно к правоотношениям данного периода. Полагает, что изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исключившие нормы, предусматривающие обязанность производить корректировку размера платы за услугу "отопление" при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета, не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до момента его вступления в законную силу; акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения в действие.
Управление по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителей), что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, управлением в связи с обращением гражданки Ворожевой Т.В., проживающей по <...> в г. Екатеринбурге, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 14.07.2014 N 29-11-01-76, проведена проверка в отношении ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК", осуществляющего управление, содержание, эксплуатацию, ремонт, предоставление коммунальных услуг в указанном жилом доме.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении обществом в мае 2014 года порядка, предусмотренного п. 19 Правил и подп. 1 п. 1 Приложения N 2 Правил N 307 в части начисления собственникам дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 50, платы за коммунальную услугу "отопление", потребленную в период с января по декабрь 2011 года, в порядке, утратившем силу с 09.06.2011, в связи с корректировкой платы за названную коммунальную услугу за 2011 год.
Вышеназванное нарушение отражено в пункте 4.3 акта проверки от 07.08.2014 N 29-11-02-76.
В отношении общества вынесено предписание от 07.08.2012 N 29-11-03-63/76 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в срок до 01.11.2014.
Пунктом 3 указанного предписания ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" предписано обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за 2011 год в соответствии с подп. 1 п. 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в связи с начислением платы в порядке, утратившем силу с 09.06.2011 года, отменить проведенную корректировку).
Полагая, что указанное предписание в части п. 3 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии предписания в оспариваемой части положениям действующих нормативных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управление в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступившими в силу с 01.09.2012, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
До указанной даты отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Управлением установлено, из материалов дела следует, что обществом, осуществляющим управление, содержание, эксплуатацию, предоставление коммунальных услуг в вышеуказанном многоквартирном доме в мае 2014 года скорректирован размер платы за услугу "отопление", потребленную в 2011 году, по формуле N 2 Правил N 307.
Так, в соответствии с подп. а) п. 19 Правил N 307 (в редакции, действовавшей до 08.06.2011) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определялся в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам были внесены изменения, в соответствии с которыми последнее предложение подпункта "а" пункта 19 исключено.
При этом, действующим законодательством порядок начисления платы за коммунальную услугу отопление, утвержденный Правилами N 307, не был пролонгирован.
В соответствии с п. 1. п. 2 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам в редакции, действующей с 09.06.2011, корректировка платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета не предусмотрена.
Суд сделал верный вывод о том, что в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указанная формула (порядок начисления платы) не подлежит применению с 09.06.2011, в том числе к правоотношениям, возникшим за период с января 2011 года по май 2011 года.
Соответственно, проведение заявителем в мае 2014 года корректировки размера платы по формуле N 2, утратившей силу, за период, предшествующий 09.06.2011, является незаконным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что общество не нарушало порядок начисления платы за коммунальные услуги, корректировка, проведенная по формуле N 2 (п. 19 Правил, п.п. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам) за период январь - май 2011 года по услуге "отопление", соответствует нормам, которые действуют применительно к правоотношениям данного периода, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным изложенное в п. 3 оспариваемого предписания требование о необходимости обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за 2011 год в соответствии с подп. 1 п. 1 Приложения N 2 Правил N 307, а именно, отменить проведенную корректировку.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания предписания управления в оспариваемой части недействительным, не имеется.
Совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого в части предписания административного органа недействительным судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом государственная пошлина не уплачена, с ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2015 года по делу N А60-45986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2015 N 17АП-2230/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-45986/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. N 17АП-2230/2015-АК
Дело N А60-45986/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306): не явились;
- от заинтересованного лица Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2015 года
по делу N А60-45986/2014,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным п. 3 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-03-63/76 от 07.08.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 14.01.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на законность проведенной корректировки за период январь - май 2011 года по услуге "отопление" по формуле N 2 Правил N 307, действующей применительно к правоотношениям данного периода. Полагает, что изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исключившие нормы, предусматривающие обязанность производить корректировку размера платы за услугу "отопление" при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета, не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до момента его вступления в законную силу; акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения в действие.
Управление по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителей), что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, управлением в связи с обращением гражданки Ворожевой Т.В., проживающей по <...> в г. Екатеринбурге, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 14.07.2014 N 29-11-01-76, проведена проверка в отношении ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК", осуществляющего управление, содержание, эксплуатацию, ремонт, предоставление коммунальных услуг в указанном жилом доме.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении обществом в мае 2014 года порядка, предусмотренного п. 19 Правил и подп. 1 п. 1 Приложения N 2 Правил N 307 в части начисления собственникам дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 50, платы за коммунальную услугу "отопление", потребленную в период с января по декабрь 2011 года, в порядке, утратившем силу с 09.06.2011, в связи с корректировкой платы за названную коммунальную услугу за 2011 год.
Вышеназванное нарушение отражено в пункте 4.3 акта проверки от 07.08.2014 N 29-11-02-76.
В отношении общества вынесено предписание от 07.08.2012 N 29-11-03-63/76 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в срок до 01.11.2014.
Пунктом 3 указанного предписания ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" предписано обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за 2011 год в соответствии с подп. 1 п. 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в связи с начислением платы в порядке, утратившем силу с 09.06.2011 года, отменить проведенную корректировку).
Полагая, что указанное предписание в части п. 3 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии предписания в оспариваемой части положениям действующих нормативных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управление в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступившими в силу с 01.09.2012, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
До указанной даты отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Управлением установлено, из материалов дела следует, что обществом, осуществляющим управление, содержание, эксплуатацию, предоставление коммунальных услуг в вышеуказанном многоквартирном доме в мае 2014 года скорректирован размер платы за услугу "отопление", потребленную в 2011 году, по формуле N 2 Правил N 307.
Так, в соответствии с подп. а) п. 19 Правил N 307 (в редакции, действовавшей до 08.06.2011) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определялся в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам были внесены изменения, в соответствии с которыми последнее предложение подпункта "а" пункта 19 исключено.
При этом, действующим законодательством порядок начисления платы за коммунальную услугу отопление, утвержденный Правилами N 307, не был пролонгирован.
В соответствии с п. 1. п. 2 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам в редакции, действующей с 09.06.2011, корректировка платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета не предусмотрена.
Суд сделал верный вывод о том, что в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указанная формула (порядок начисления платы) не подлежит применению с 09.06.2011, в том числе к правоотношениям, возникшим за период с января 2011 года по май 2011 года.
Соответственно, проведение заявителем в мае 2014 года корректировки размера платы по формуле N 2, утратившей силу, за период, предшествующий 09.06.2011, является незаконным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что общество не нарушало порядок начисления платы за коммунальные услуги, корректировка, проведенная по формуле N 2 (п. 19 Правил, п.п. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам) за период январь - май 2011 года по услуге "отопление", соответствует нормам, которые действуют применительно к правоотношениям данного периода, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным изложенное в п. 3 оспариваемого предписания требование о необходимости обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за 2011 год в соответствии с подп. 1 п. 1 Приложения N 2 Правил N 307, а именно, отменить проведенную корректировку.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания предписания управления в оспариваемой части недействительным, не имеется.
Совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого в части предписания административного органа недействительным судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом государственная пошлина не уплачена, с ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2015 года по делу N А60-45986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)