Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2014 по делу N А34-4625/2014 (судья Деревенко Л.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" (далее - заявитель, ООО "ЖКО Фортуна") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, Управление Роспотребнадзора по Курганской области) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2014 N 0473 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - ОАО "КГК")
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 16.12.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖКО Фортуна" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного ему административного правонарушении. Обращает внимание на то, что при измерении температуры воды в ходе проверки не измерялась температура теплоносителя на входе в теплообменник и на входе в жилой дом, а также представители заявителя не приглашались на проведение лабораторных испытаний. Указывает на то, что расположенный в подвале жилого дома теплообменник относится к участку транзитных тепловых сетей и не является общедомовым имуществом, в связи с чем не входит в зону обслуживания заявителя. Также ссылается на то, что собственники помещений многоквартирного дома не наделили заявителя правом предоставления коммунальных услуг, поскольку в договорах управления такая обязанность отсутствует, и коммунальную услугу предоставляет ОАО "КГК", которое, по мнению подателя жалобы, и виновно в нарушении качества оказанной услуги. При этом ссылается на то, что заключенный между заявителем и ОАО "КГК" договор на энергоснабжение этого жилого дома исполняется лишь в части поставки теплоэнергии для обслуживаемых заявителем подсобных помещений. Помимо этого указывает на отсутствие у него возможности повлиять на температурный режим горячего водоснабжения в доме. Также податель жалобы полагает, что выявленное нарушение подлежит квалификации в соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой не отнесено к компетенции Роспотребнадзора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. От заинтересованного лица в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон и третьего лица.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ОАО "КГК" возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. ОАО "КГК" указывает на то, что жилой дом к системе централизованного горячего водоснабжения не подключен, в подвале этого дома установлен водоподогреватель, который на балансе и обслуживании ОАО "КГК" не стоит, и посредством которого осуществляется подогрев воды, поставляемой жителям дома. Этот водоподогреватель является общедомовым имуществом, в связи с чем должен обслуживаться заявителем. По договору теплоснабжения ОАО "КГК" поставляет заявителю тепловую энергию для последующего приготовления горячей воды во внутридомовом водоподогревателе, при этом точка поставки теплоносителя, необходимого для приготовления горячей воды располагается на внешней поверхности стены жилого дома. В этой связи полагает, что именно заявитель является исполнителем коммунальной услуги и несет ответственность за надлежащее качество этой услуги.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКО Фортуна" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.03.2010 за основным государственным регистрационным номером 1104501001549 и осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом.
На основании заключенных с собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане заявитель осуществляет управление общим имуществом указанного многоквартирного дома (т. 1 л.д. 38-40, 82-86). Приложением к указанному договору является перечень общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление заявителю, в котором значатся, в том числе сети теплоснабжения, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения и обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения, система ГВС, бойлерные (теплообменники).
В связи с поступлением в Управление Роспотребнадзора по Курганской области 24.01.2014 жалобы жильцов указанного жилого многоквартирного дома на низкую температуру горячего водоснабжения в доме, по заданию управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведены инструментальные исследования температуры горячей воды в этом жилом доме, результаты которых отражены в протоколе лабораторных испытаний от 04.02.2014 (т. 1 л.д. 114-116). В соответствии с этим протоколом температура горячей воды в квартире N 24 дома N 10 по ул. Карбышева г. Кургана (санузел) составляет +28 С°, а в квартире N 31 температура горячей воды составляет +33 С°, что ниже требований температуры воды установленных СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения управлением определения N 03-2/47 от 21.02.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 39-140).
В рамках возбужденного административного расследования управлением 04.03.2014 проведен осмотр территории указанного дома, в ходе которого специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" произведены измерения температуры горячей воды. Результаты осмотра отражены в протоколе от 04.03.2014 с приложением фотоматериалов (т. 1 л.д. 105-107).
Проведенным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" исследованием воды установлено, что во внутридомовом водоподогревателе (на выходе, после приготовления) установленном в подвальном помещении дома N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане и квартире N 24 дома N 10 по ул. Карбышева, температура горячей воды в квартире N 24 и на выходе из внутридомового водоподогревателя составляет +40 С° и +56 С° соответственно, что ниже допустимой требований СанПин 2.1.4.2496-09 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (т. 1 л.д. 144-145).
Полагая, что заявителем нарушены требования ст. ст. 11, 29, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), п. п. 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п. п. 2.2, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", управление 19.03.2014 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 03-2/57 по признакам нарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 78-80). Протокол составлен в присутствии представителя ООО "ЖКО Фортуна". Копия протокола вручена представителю заявителя.
Определением от 27.05.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.06.2014 (т. 1 л.д. 94). Копия определения направлялась в адрес общества по почте и получена адресатом 09.06.2014 (т. 1 л.д. 95).
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом без участия представителя заявителя вынесено постановление от 24.06.2014 N 0473, которым ООО "ЖКО Фортуна" привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д. 73-75).
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного постановления закону.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 6.5 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной этого правонарушения является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Такие требования устанавливаются, в частности, Законом N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу положений статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, обязательным для юридических лиц является соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, определены в СанПиН 2.1.4.1074-01.
Требования этих санитарных правил распространяются, в том числе на юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
СанПиН 2.1.4.2496-09 направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
В соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09, горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (п. 2.2). Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 С°, в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (п. 2.3). Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C (п. 2.4). При эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60°C, статическом давлении не менее 0,05мПа при заполненных трубопроводах и водонагревателях водопроводной водой (п. 3.1.10).
Нарушение этих санитарно-эпидемиологических требований к качеству горячей воды образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к статье 7.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В этой связи довод апелляционной жалобы о неверной квалификации действий заявителя подлежит отклонению.
Факт несоответствия температуры горячего водоснабжения жилого дома N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане нормативным требованиям установлен материалами административного расследования и заявителем по существу не оспаривается. В частности, управлением установлено, что температура воды на выходе из внутридомового водяного подогревателя расположенного в доме N 2 по ул. Карбышева (после приготовления) составляет + 56 С°, а у потребителя + 40 С°, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу п. 10, пп."а" п. 16 которых общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (ч. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе: заключением с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (пп."в" п. 3). Исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (п. 2). Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (п. 10). Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13). Исполнитель несет обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами (пп."а" п. 31). Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (пп."а" п. 149). Установлены следующие требования к качеству коммунальных услуг по горячему водоснабжению: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года с допустимой продолжительностью перерыва подачи воды, обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) с допустимым отклонением температуры в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время - не более чем на 5°С, в дневное время - не более чем на 3°С (п. п. 4 и 5 приложения N 1).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемой ситуации ООО "ЖКО Фортуна" осуществляет управление многоквартирным домом N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане, и является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем, несет обязанность по обеспечению надлежащего качества такой услуги, включая их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Доводу заявителя о том, что субъектом административного правонарушения является ОАО "КГК" судом первой инстанции дана надлежащая оценка. В частности судом обоснованно отмечено, что указанный довод противоречит положениям ст. 161 ЖК РФ и п. п. 2, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает отсутствие в материалах дела доказательств фактической поставки ОАО "КГК" коммунального ресурса - горячей воды в рассматриваемый жилой дом. Из представленного в материалы дела договора энергоснабжения N 3404 от 05.08.2010 (т. 1 л.д. 88-90, 98-104), следует, что ОАО "КГК" является ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальной услуги "теплоснабжение". При этом, как обоснованно отмечено третьим лицом в отзыве на апелляционную жалобу, из представленных в материалы дела схем водоснабжения дома следует, что жилой дом оборудован водонагревателем, посредством которого осуществляется приготовление горячей воды, поступающей впоследствии собственникам помещений дома. То есть, в отношении коммунального ресурса "горячая вода" ОАО "КГК" применительно к рассматриваемому дому не может быть признано исполнителем коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным наличие в действиях ООО "ЖКО Фортуна" объективной стороны вмененного ему правонарушения.
Поскольку доказательств совершения обществом каких-либо действий, направленных на обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при оказании коммунальной услуги горячего водоснабжения, в материалах дела не имеется, следует признать подтвержденным вину заявителя в совершении правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, наличие в действиях ООО "ЖКО Фортуна" состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ подтверждено.
Обстоятельств исключающих ответственность заявителя не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции ст. 6.5 КоАП РФ.
В этой связи оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии закону оспоренного постановления у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что, так как объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции, действующей с 19.12.2013), рассмотрение настоящего дела отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции. То есть, дело рассмотрено судом первой инстанции с нарушением установленных законом правил подведомственности.
Однако, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.09.2014 N 301-Д14-1385, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными. При выявлении нарушений правил подведомственности необходимо установить, могло ли это нарушение применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве "существенного нарушения".
В рассматриваемом случае допущенное судом нарушение правил подведомственности не повлияло на правильность выводов, сделанных по существу спора, поскольку данная судом первой инстанции правовая оценка значимых для дела обстоятельств соответствует установленным обстоятельствам и требованиями КоАП РФ. В этой связи такое нарушение не может служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2014 по делу N А34-4625/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 18АП-1003/2015 ПО ДЕЛУ N А34-4625/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. N 18АП-1003/2015
Дело N А34-4625/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2014 по делу N А34-4625/2014 (судья Деревенко Л.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" (далее - заявитель, ООО "ЖКО Фортуна") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, Управление Роспотребнадзора по Курганской области) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2014 N 0473 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - ОАО "КГК")
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 16.12.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖКО Фортуна" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного ему административного правонарушении. Обращает внимание на то, что при измерении температуры воды в ходе проверки не измерялась температура теплоносителя на входе в теплообменник и на входе в жилой дом, а также представители заявителя не приглашались на проведение лабораторных испытаний. Указывает на то, что расположенный в подвале жилого дома теплообменник относится к участку транзитных тепловых сетей и не является общедомовым имуществом, в связи с чем не входит в зону обслуживания заявителя. Также ссылается на то, что собственники помещений многоквартирного дома не наделили заявителя правом предоставления коммунальных услуг, поскольку в договорах управления такая обязанность отсутствует, и коммунальную услугу предоставляет ОАО "КГК", которое, по мнению подателя жалобы, и виновно в нарушении качества оказанной услуги. При этом ссылается на то, что заключенный между заявителем и ОАО "КГК" договор на энергоснабжение этого жилого дома исполняется лишь в части поставки теплоэнергии для обслуживаемых заявителем подсобных помещений. Помимо этого указывает на отсутствие у него возможности повлиять на температурный режим горячего водоснабжения в доме. Также податель жалобы полагает, что выявленное нарушение подлежит квалификации в соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой не отнесено к компетенции Роспотребнадзора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. От заинтересованного лица в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон и третьего лица.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ОАО "КГК" возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. ОАО "КГК" указывает на то, что жилой дом к системе централизованного горячего водоснабжения не подключен, в подвале этого дома установлен водоподогреватель, который на балансе и обслуживании ОАО "КГК" не стоит, и посредством которого осуществляется подогрев воды, поставляемой жителям дома. Этот водоподогреватель является общедомовым имуществом, в связи с чем должен обслуживаться заявителем. По договору теплоснабжения ОАО "КГК" поставляет заявителю тепловую энергию для последующего приготовления горячей воды во внутридомовом водоподогревателе, при этом точка поставки теплоносителя, необходимого для приготовления горячей воды располагается на внешней поверхности стены жилого дома. В этой связи полагает, что именно заявитель является исполнителем коммунальной услуги и несет ответственность за надлежащее качество этой услуги.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКО Фортуна" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.03.2010 за основным государственным регистрационным номером 1104501001549 и осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом.
На основании заключенных с собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане заявитель осуществляет управление общим имуществом указанного многоквартирного дома (т. 1 л.д. 38-40, 82-86). Приложением к указанному договору является перечень общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление заявителю, в котором значатся, в том числе сети теплоснабжения, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения и обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения, система ГВС, бойлерные (теплообменники).
В связи с поступлением в Управление Роспотребнадзора по Курганской области 24.01.2014 жалобы жильцов указанного жилого многоквартирного дома на низкую температуру горячего водоснабжения в доме, по заданию управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведены инструментальные исследования температуры горячей воды в этом жилом доме, результаты которых отражены в протоколе лабораторных испытаний от 04.02.2014 (т. 1 л.д. 114-116). В соответствии с этим протоколом температура горячей воды в квартире N 24 дома N 10 по ул. Карбышева г. Кургана (санузел) составляет +28 С°, а в квартире N 31 температура горячей воды составляет +33 С°, что ниже требований температуры воды установленных СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения управлением определения N 03-2/47 от 21.02.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 39-140).
В рамках возбужденного административного расследования управлением 04.03.2014 проведен осмотр территории указанного дома, в ходе которого специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" произведены измерения температуры горячей воды. Результаты осмотра отражены в протоколе от 04.03.2014 с приложением фотоматериалов (т. 1 л.д. 105-107).
Проведенным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" исследованием воды установлено, что во внутридомовом водоподогревателе (на выходе, после приготовления) установленном в подвальном помещении дома N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане и квартире N 24 дома N 10 по ул. Карбышева, температура горячей воды в квартире N 24 и на выходе из внутридомового водоподогревателя составляет +40 С° и +56 С° соответственно, что ниже допустимой требований СанПин 2.1.4.2496-09 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (т. 1 л.д. 144-145).
Полагая, что заявителем нарушены требования ст. ст. 11, 29, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), п. п. 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п. п. 2.2, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", управление 19.03.2014 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 03-2/57 по признакам нарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 78-80). Протокол составлен в присутствии представителя ООО "ЖКО Фортуна". Копия протокола вручена представителю заявителя.
Определением от 27.05.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.06.2014 (т. 1 л.д. 94). Копия определения направлялась в адрес общества по почте и получена адресатом 09.06.2014 (т. 1 л.д. 95).
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом без участия представителя заявителя вынесено постановление от 24.06.2014 N 0473, которым ООО "ЖКО Фортуна" привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д. 73-75).
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного постановления закону.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 6.5 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной этого правонарушения является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Такие требования устанавливаются, в частности, Законом N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу положений статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, обязательным для юридических лиц является соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, определены в СанПиН 2.1.4.1074-01.
Требования этих санитарных правил распространяются, в том числе на юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
СанПиН 2.1.4.2496-09 направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
В соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09, горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (п. 2.2). Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 С°, в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (п. 2.3). Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C (п. 2.4). При эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60°C, статическом давлении не менее 0,05мПа при заполненных трубопроводах и водонагревателях водопроводной водой (п. 3.1.10).
Нарушение этих санитарно-эпидемиологических требований к качеству горячей воды образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к статье 7.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В этой связи довод апелляционной жалобы о неверной квалификации действий заявителя подлежит отклонению.
Факт несоответствия температуры горячего водоснабжения жилого дома N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане нормативным требованиям установлен материалами административного расследования и заявителем по существу не оспаривается. В частности, управлением установлено, что температура воды на выходе из внутридомового водяного подогревателя расположенного в доме N 2 по ул. Карбышева (после приготовления) составляет + 56 С°, а у потребителя + 40 С°, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу п. 10, пп."а" п. 16 которых общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (ч. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе: заключением с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (пп."в" п. 3). Исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (п. 2). Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (п. 10). Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13). Исполнитель несет обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами (пп."а" п. 31). Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (пп."а" п. 149). Установлены следующие требования к качеству коммунальных услуг по горячему водоснабжению: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года с допустимой продолжительностью перерыва подачи воды, обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) с допустимым отклонением температуры в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время - не более чем на 5°С, в дневное время - не более чем на 3°С (п. п. 4 и 5 приложения N 1).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемой ситуации ООО "ЖКО Фортуна" осуществляет управление многоквартирным домом N 10 по ул. Карбышева в г. Кургане, и является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем, несет обязанность по обеспечению надлежащего качества такой услуги, включая их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Доводу заявителя о том, что субъектом административного правонарушения является ОАО "КГК" судом первой инстанции дана надлежащая оценка. В частности судом обоснованно отмечено, что указанный довод противоречит положениям ст. 161 ЖК РФ и п. п. 2, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает отсутствие в материалах дела доказательств фактической поставки ОАО "КГК" коммунального ресурса - горячей воды в рассматриваемый жилой дом. Из представленного в материалы дела договора энергоснабжения N 3404 от 05.08.2010 (т. 1 л.д. 88-90, 98-104), следует, что ОАО "КГК" является ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальной услуги "теплоснабжение". При этом, как обоснованно отмечено третьим лицом в отзыве на апелляционную жалобу, из представленных в материалы дела схем водоснабжения дома следует, что жилой дом оборудован водонагревателем, посредством которого осуществляется приготовление горячей воды, поступающей впоследствии собственникам помещений дома. То есть, в отношении коммунального ресурса "горячая вода" ОАО "КГК" применительно к рассматриваемому дому не может быть признано исполнителем коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным наличие в действиях ООО "ЖКО Фортуна" объективной стороны вмененного ему правонарушения.
Поскольку доказательств совершения обществом каких-либо действий, направленных на обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при оказании коммунальной услуги горячего водоснабжения, в материалах дела не имеется, следует признать подтвержденным вину заявителя в совершении правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, наличие в действиях ООО "ЖКО Фортуна" состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ подтверждено.
Обстоятельств исключающих ответственность заявителя не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции ст. 6.5 КоАП РФ.
В этой связи оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии закону оспоренного постановления у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что, так как объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции, действующей с 19.12.2013), рассмотрение настоящего дела отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции. То есть, дело рассмотрено судом первой инстанции с нарушением установленных законом правил подведомственности.
Однако, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.09.2014 N 301-Д14-1385, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными. При выявлении нарушений правил подведомственности необходимо установить, могло ли это нарушение применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве "существенного нарушения".
В рассматриваемом случае допущенное судом нарушение правил подведомственности не повлияло на правильность выводов, сделанных по существу спора, поскольку данная судом первой инстанции правовая оценка значимых для дела обстоятельств соответствует установленным обстоятельствам и требованиями КоАП РФ. В этой связи такое нарушение не может служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2014 по делу N А34-4625/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)