Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Кировского областного суда в составе:
председательствующего Леденских И.В.,
членов Президиума Лукьянова Э.В., Ждановой Л.В., Кочкиной Е.А., Ямбаева Р.И.,
по докладу судьи Ямбаева Р.И.,
при секретаре А.Р.,
рассмотрев по кассационной жалобе К. на решение мирового судьи судебного участка N 33 от 14.08.2013 г. и апелляционное определение Оричевского районного суда от 03.12.2013 г. гражданское дело по иску К. к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию "Оричевский муниципальный район", Управлению образования Оричевского района о взыскании компенсации расходов на оплату содержания жилого помещения.
В судебное заседание явились: представитель администрации Оричевского района Кировской области - А.О.
В судебное заседание не явились: К., представитель муниципального образования "Оричевский муниципальный район", представитель Управления образования Оричевского района, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Ямбаева Р.И., пояснения представителя администрации Оричевского района Кировской области - А.О., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, президиум
установил:
К. обратилась в суд с иском к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию "Оричевский муниципальный район", Управлению образования Оричевского района о взыскании затрат, за содержание жилого помещения, понесенных педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, указывая, что с 15.08.1989 г. по настоящее время работает в должности учителя в <адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес> Кировской области". Проживает по адресу: <адрес>. На основании Закона РФ "Об образовании" ей, как работнику учреждения образования, проживающему в сельской местности, должна предоставляться бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением, в том числе с возмещением расходов, связанных с содержанием жилого помещения. Однако в период с ноября 2010 г. по декабрь 2011 г. расходы на содержание жилого помещения не возмещались, в связи с чем ею произведена оплата за указанные услуги в размере <данные изъяты> руб. Просила взыскать с ответчиков в ее пользу понесенные расходы по содержанию жилого помещения в период с ноября 2010 г. по декабрь 2011 г. в размере <данные изъяты> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 33 от 14.08.2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением Оричевского районного суда от 03.12.2013 г., в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 20.03.2014 г., заявитель просит судебные постановления отменить, приводя доводы о существенном нарушении норм материального права. Указывает, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Следовательно, педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на 100-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением, включающее в себя оплату за содержание жилого помещения без каких-либо ограничений.
24.03.2014 г. гражданское дело истребовано в Кировский областной суд, и 08.04.2014 г. определением судьи кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Кировского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Оричевского района Кировской области А.О., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Кировского областного суда приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения, выразившиеся в следующем.
Установлено, что К. как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, обращаясь в суд, в последующем обжалуя решение мирового судьи, исковые требования обосновывала, ссылаясь на положения ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. ст. 154, 160 ЖК РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действующей на декабрь 2011 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Кроме того, субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у К. права на предоставление льгот по оплате за жилое помещение в части платы за содержание жилого помещения нельзя признать правильным.
Согласно ст. 20.1 Закона Кировской области от 11.02.2003 г. N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений предоставляется компенсация в размере 100% расходов на оплату жилых помещений с отоплением, освещением, и обеспечивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В Кировской области механизм предоставления компенсации определен Постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 г. N 110/295 "О порядке предоставления компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области".
Пунктом 2.1 указанного Постановления установлено, что работникам муниципальных образовательных организаций компенсация расходов по ЖКУ выплачивается согласно регистрации по месту их жительства или пребывания органами, должностными лицами, уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществлять отдельные государственные полномочия по возмещению расходов, связанных с предоставлением руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, меры социальной поддержки, установленной абзацем первым части 1 статьи 15 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области", муниципальными образовательными организациями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществлять деятельность по реализации указанных отдельных государственных полномочий.
Суды, разрешая спор, в нарушение приведенных норм не установили уполномоченный орган, в компетенцию которого входит решение вопроса о назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и не привлекли его для участия в деле.
Кроме того, поскольку указанная выплата производится из областного бюджета, то к участию в деле должен быть привлечен в качестве третьего лица Департамент финансов Кировской области.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и подлежат устранению при новом рассмотрении дела в апелляционном порядке, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ,
постановил:
Апелляционное определение Оричевского районного суда от 03.12.2013 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
И.В.ЛЕДЕНСКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2014 N 44-Г-11/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. N 44-г-11/2014
Президиум Кировского областного суда в составе:
председательствующего Леденских И.В.,
членов Президиума Лукьянова Э.В., Ждановой Л.В., Кочкиной Е.А., Ямбаева Р.И.,
по докладу судьи Ямбаева Р.И.,
при секретаре А.Р.,
рассмотрев по кассационной жалобе К. на решение мирового судьи судебного участка N 33 от 14.08.2013 г. и апелляционное определение Оричевского районного суда от 03.12.2013 г. гражданское дело по иску К. к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию "Оричевский муниципальный район", Управлению образования Оричевского района о взыскании компенсации расходов на оплату содержания жилого помещения.
В судебное заседание явились: представитель администрации Оричевского района Кировской области - А.О.
В судебное заседание не явились: К., представитель муниципального образования "Оричевский муниципальный район", представитель Управления образования Оричевского района, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Ямбаева Р.И., пояснения представителя администрации Оричевского района Кировской области - А.О., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, президиум
установил:
К. обратилась в суд с иском к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию "Оричевский муниципальный район", Управлению образования Оричевского района о взыскании затрат, за содержание жилого помещения, понесенных педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, указывая, что с 15.08.1989 г. по настоящее время работает в должности учителя в <адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес> Кировской области". Проживает по адресу: <адрес>. На основании Закона РФ "Об образовании" ей, как работнику учреждения образования, проживающему в сельской местности, должна предоставляться бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением, в том числе с возмещением расходов, связанных с содержанием жилого помещения. Однако в период с ноября 2010 г. по декабрь 2011 г. расходы на содержание жилого помещения не возмещались, в связи с чем ею произведена оплата за указанные услуги в размере <данные изъяты> руб. Просила взыскать с ответчиков в ее пользу понесенные расходы по содержанию жилого помещения в период с ноября 2010 г. по декабрь 2011 г. в размере <данные изъяты> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 33 от 14.08.2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением Оричевского районного суда от 03.12.2013 г., в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 20.03.2014 г., заявитель просит судебные постановления отменить, приводя доводы о существенном нарушении норм материального права. Указывает, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Следовательно, педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на 100-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением, включающее в себя оплату за содержание жилого помещения без каких-либо ограничений.
24.03.2014 г. гражданское дело истребовано в Кировский областной суд, и 08.04.2014 г. определением судьи кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Кировского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Оричевского района Кировской области А.О., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Кировского областного суда приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения, выразившиеся в следующем.
Установлено, что К. как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, обращаясь в суд, в последующем обжалуя решение мирового судьи, исковые требования обосновывала, ссылаясь на положения ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. ст. 154, 160 ЖК РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действующей на декабрь 2011 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Кроме того, субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у К. права на предоставление льгот по оплате за жилое помещение в части платы за содержание жилого помещения нельзя признать правильным.
Согласно ст. 20.1 Закона Кировской области от 11.02.2003 г. N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений предоставляется компенсация в размере 100% расходов на оплату жилых помещений с отоплением, освещением, и обеспечивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В Кировской области механизм предоставления компенсации определен Постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 г. N 110/295 "О порядке предоставления компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области".
Пунктом 2.1 указанного Постановления установлено, что работникам муниципальных образовательных организаций компенсация расходов по ЖКУ выплачивается согласно регистрации по месту их жительства или пребывания органами, должностными лицами, уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществлять отдельные государственные полномочия по возмещению расходов, связанных с предоставлением руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, меры социальной поддержки, установленной абзацем первым части 1 статьи 15 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области", муниципальными образовательными организациями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществлять деятельность по реализации указанных отдельных государственных полномочий.
Суды, разрешая спор, в нарушение приведенных норм не установили уполномоченный орган, в компетенцию которого входит решение вопроса о назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и не привлекли его для участия в деле.
Кроме того, поскольку указанная выплата производится из областного бюджета, то к участию в деле должен быть привлечен в качестве третьего лица Департамент финансов Кировской области.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и подлежат устранению при новом рассмотрении дела в апелляционном порядке, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ,
постановил:
Апелляционное определение Оричевского районного суда от 03.12.2013 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
И.В.ЛЕДЕНСКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)