Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Аносова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3577/2013 по апелляционной жалобе Г., действующей в своих интересах и являющейся законным представителем несовершеннолетней Л.К., на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года, постановленное по заявлению Г., действующей в своих интересах и являющейся законным представителем несовершеннолетней Л.К., о признании незаконным отказа администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на условиях социального найма и внеочередном обеспечении жилым помещением на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - адвоката Ершовой Н.Ю., представителя администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Л.Е., судебная коллегия
Г., действуя в своих интересах и являясь законным представителем своей несовершеннолетней дочери Л.К., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 7 ноября 2012 года об отказе в принятии заявителя и ее дочери на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Поскольку жилое помещение, в котором заявитель и несовершеннолетняя Л.К. фактически проживают в настоящее время, распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга признано непригодным для проживания инвалида-колясочника Л.К., то заявитель просит суд признать Г. и ее несовершеннолетнюю дочь нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма. Возложить на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района) обязанность вне очереди обеспечить ее и ребенка отдельным жилым помещением, расположенным в городе Санкт-Петербурге, по норме предоставления.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года заявление удовлетворено частично. Суд, признав Г. и несовершеннолетнюю Л.К. нуждающимися в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, возложил на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга обязанность принять заявителя и ее дочь на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, а также предоставить Г. и несовершеннолетней Л.К. жилое помещение в Санкт-Петербурге по норме предоставления, в порядке очередности. В удовлетворении требования об обязании администрации района вне очереди обеспечить заявителя жилым помещением на основании договора социального найма, отказано.
В апелляционной жалобе заявитель выразил несогласие с судебным актом, полагая решение постановленным с нарушением норм материального права, что явилось следствием неверного толкования положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя просила апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель администрации Выборгского района Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно справке о регистрации, выданной отделом вселения и регистрационного учета ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" и справке о характеристике жилой площади, заявитель Г., ее несовершеннолетняя дочь Л.К., Г.И.С. - мать заявителя, Г.И.В. - сестра заявителя, М.Н.В. - муж Г.И.В. (сестры заявителя), а всего 5 человек, зарегистрированы и фактически проживают в отдельной трехкомнатной квартире N <...>, площадью <...> кв. м, из которых жилой площади - <...> кв. м, расположенной на <...> этаже 9-этажного дома <адрес>
На основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан N <...> от 26 апреля 2001 года, Г.И.С. (мать заявителя и бабушка несовершеннолетней Л.К.) является собственником вышеуказанного жилого помещения.
Как следует из справки МСЭ-2001 N <...>, выданной 14 августа 2012 года ФКУ <...>, несовершеннолетней Л.К. 29 мая 2012 года повторно, на срок по 1 июля 2014 года установлена группа инвалидности - ребенок-инвалид. Дата очередного освидетельствования - 1 июня 2014 года.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выданной 14 августа 2012 года Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (карта N <...> к акту освидетельствования N <...> от 29 мая 2012 года), сроком до 1 июля 2014 года, несовершеннолетней Л.К. для прогулок рекомендовано техническое средство реабилитации - кресло-коляска для детей с <...>.
Согласно акту <...> от 27 февраля 2012 года Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, квартира N <...>, расположенная в доме <адрес> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. С учетом п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 сделан вывод о возможности признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида и членов его семьи.
Распоряжением и.о. главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N <...> от 2 апреля 2012 года жилое помещение - квартира N <...> в доме <адрес>, признано непригодным для проживания инвалида и членов его семьи в соответствии с заключением N <...> от 27 февраля 2012 года Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга. Жилищному отделу администрации поручено принять меры по отселению физических лиц в сроки, установленные правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга о реализации мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
17 сентября 2012 года Г. обратилась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании ее и несовершеннолетней дочери - Л.К. нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на основании договора социального найма, в связи с проживанием в помещении не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений. А также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, - ввиду признания вышеназванной квартиры непригодной для проживания, заявитель просила предоставить ей и ребенку-инвалиду жилое помещение на основании договора социального найма вне очереди по норме предоставления.
Письмом начальника отдела администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 15 ноября 2013 года Г. уведомлена об издании распоряжения администрации района от 7 ноября 2012 года N <...> об отказе в удовлетворении заявления по той причине, что на одного члена семьи заявителя приходится более 9 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы, установленный ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в связи с этим заявитель и ребенок не являются нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на основании договора социального найма.
По мнению судебной коллегии, мотивы отказа в удовлетворении заявления Г. в обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди, не являются обоснованными, однако сам вывод администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отсутствии у заявителя и ее дочери такого права, - верный.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Так, среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п. 11 названного Положения).
Из анализа норм разделов 2 и 3 Положения, которыми определены требования к жилому помещению, а также основания, по которым оно признается непригодным для проживания, следует, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным в п. 11 раздела 2 приведенного Положения, не предполагает обязательного признания такого жилого помещения непригодным для проживания, а потому не порождает право для внеочередного обеспечения жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма.
В силу п. 54 Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, принимая во внимание, что распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N <...> от 2 апреля 2012 года квартира N <...>, расположенная в доме <адрес> признана непригодной для проживания инвалида и членов его семьи, то право на внеочередное обеспечение иным жилым помещением, пригодным для использования инвалида, приобрел не только ребенок-инвалид, но и все иные лица, занимающие как единая семья указанную выше квартиру.
В связи с этим вывод суда о признании права ребенка-инвалида Л.К. и ее матери Г., отдельно от иных членов семьи, на обеспечение жилым помещением пригодным для проживания инвалида, основан на ошибочном толковании приведенных норм материального права и повлек неправильное разрешение спора по существу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Исходя из вышеизложенного, признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида влечет предоставление жилого помещения заявителю Г., ее дочери Л.К., пользующейся в связи с заболеванием креслом-коляской, а также иным членам их семьи: Г.И.С. Г.И.В., М.Н.В. всем вместе обладающим в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения пригодного для проживания инвалида, в порядке, предусмотренном статьями 87, 89 ЖК РФ.
Следовательно, заявитель и ее дочь, без учета иных членов семьи, не обладают правом на самостоятельное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, пригодным для проживания инвалида, поскольку такое обеспечение Г. и несовершеннолетней Л.К. повлечет необоснованное улучшение жилищных условий не только заявителя и ее дочери, но и остальных членов их семьи, не являющихся инвалидами и не относящихся к другим маломобильным группам населения, пользующимся в связи с заболеванием креслами-колясками, и для которых квартира N <...>, расположенная в доме <адрес> пригодна для проживания и в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В связи с этим, даже то обстоятельство, что члены семьи заявителя и ее дочери: Г.И.С. Г.И.В., М.Н.В., выразили несогласие с оставлением квартиры N <...>, расположенной на <...> этаже в доме <адрес> и переездом в иное жилое помещение, пригодное для проживания ребенка-инвалида Л.К., исключает возможность издания администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга распоряжения о предоставлении заявителю и ее дочери жилого помещения, пригодного для проживания инвалида, по норме предоставления, установленной Законом Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для двух и более человек.
Вместе с тем, государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания. Для достижения этих целей, ч. 1 ст. 98 ЖК РФ предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, жилыми помещениями для проживания. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и условия его пользования установлены Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 названного Закона Санкт-Петербурга, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты инвалидам, в том числе инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору безвозмездного пользования принимает уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (ч. 2 ст. 6 указанного Закона).
В соответствии с п. 1 и п. 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года N 1164 (в редакции от 2 сентября 2010 года) "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан" вопрос о возможности признания нуждающимся в специальной социальной защите и предоставления специализированного жилого помещения рассматривается районной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, созданных в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании заявлений граждан и(или) их законных представителей, поданных в администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства.
Согласно п. 9 вышеприведенного Постановления Правительства Санкт-Петербурга, распоряжение администрации района Санкт-Петербурга о признании заявителя нуждающимся в специальной социальной защите и предоставлении ему специализированного жилого помещения является основанием для заключения с заявителем договора безвозмездного пользования специализированным жилым помещением.
Таким образом, до получения согласия членов семьи инвалида на переезд в жилое помещение, пригодное для использования Л.К., либо установления иного механизма (способа) защиты жилищных прав инвалидов и граждан, относящихся к маломобильной группе населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, Г. и ее несовершеннолетняя дочь Л.К. для создания возможности проживания в условиях, допускающих использование кресла-коляски в связи с заболеванием ребенка, вправе обратиться в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением об обеспечении их жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на весь период предоставления специальной социальной защиты ребенку-инвалиду.
На основании изложенного, решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года подлежит отмене, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Г.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ,
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года отменить.
В удовлетворении заявления Г., действующей в своих интересах и являющейся законным представителем несовершеннолетней Л.К., - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.12.2013 N 33-17059/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. N 33-17059/2013
Судья: Аносова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3577/2013 по апелляционной жалобе Г., действующей в своих интересах и являющейся законным представителем несовершеннолетней Л.К., на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года, постановленное по заявлению Г., действующей в своих интересах и являющейся законным представителем несовершеннолетней Л.К., о признании незаконным отказа администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на условиях социального найма и внеочередном обеспечении жилым помещением на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - адвоката Ершовой Н.Ю., представителя администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Л.Е., судебная коллегия
определила:
Г., действуя в своих интересах и являясь законным представителем своей несовершеннолетней дочери Л.К., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 7 ноября 2012 года об отказе в принятии заявителя и ее дочери на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Поскольку жилое помещение, в котором заявитель и несовершеннолетняя Л.К. фактически проживают в настоящее время, распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга признано непригодным для проживания инвалида-колясочника Л.К., то заявитель просит суд признать Г. и ее несовершеннолетнюю дочь нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма. Возложить на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района) обязанность вне очереди обеспечить ее и ребенка отдельным жилым помещением, расположенным в городе Санкт-Петербурге, по норме предоставления.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года заявление удовлетворено частично. Суд, признав Г. и несовершеннолетнюю Л.К. нуждающимися в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, возложил на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга обязанность принять заявителя и ее дочь на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, а также предоставить Г. и несовершеннолетней Л.К. жилое помещение в Санкт-Петербурге по норме предоставления, в порядке очередности. В удовлетворении требования об обязании администрации района вне очереди обеспечить заявителя жилым помещением на основании договора социального найма, отказано.
В апелляционной жалобе заявитель выразил несогласие с судебным актом, полагая решение постановленным с нарушением норм материального права, что явилось следствием неверного толкования положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя просила апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель администрации Выборгского района Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно справке о регистрации, выданной отделом вселения и регистрационного учета ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" и справке о характеристике жилой площади, заявитель Г., ее несовершеннолетняя дочь Л.К., Г.И.С. - мать заявителя, Г.И.В. - сестра заявителя, М.Н.В. - муж Г.И.В. (сестры заявителя), а всего 5 человек, зарегистрированы и фактически проживают в отдельной трехкомнатной квартире N <...>, площадью <...> кв. м, из которых жилой площади - <...> кв. м, расположенной на <...> этаже 9-этажного дома <адрес>
На основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан N <...> от 26 апреля 2001 года, Г.И.С. (мать заявителя и бабушка несовершеннолетней Л.К.) является собственником вышеуказанного жилого помещения.
Как следует из справки МСЭ-2001 N <...>, выданной 14 августа 2012 года ФКУ <...>, несовершеннолетней Л.К. 29 мая 2012 года повторно, на срок по 1 июля 2014 года установлена группа инвалидности - ребенок-инвалид. Дата очередного освидетельствования - 1 июня 2014 года.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выданной 14 августа 2012 года Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (карта N <...> к акту освидетельствования N <...> от 29 мая 2012 года), сроком до 1 июля 2014 года, несовершеннолетней Л.К. для прогулок рекомендовано техническое средство реабилитации - кресло-коляска для детей с <...>.
Согласно акту <...> от 27 февраля 2012 года Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, квартира N <...>, расположенная в доме <адрес> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. С учетом п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 сделан вывод о возможности признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида и членов его семьи.
Распоряжением и.о. главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N <...> от 2 апреля 2012 года жилое помещение - квартира N <...> в доме <адрес>, признано непригодным для проживания инвалида и членов его семьи в соответствии с заключением N <...> от 27 февраля 2012 года Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга. Жилищному отделу администрации поручено принять меры по отселению физических лиц в сроки, установленные правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга о реализации мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
17 сентября 2012 года Г. обратилась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании ее и несовершеннолетней дочери - Л.К. нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на основании договора социального найма, в связи с проживанием в помещении не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений. А также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, - ввиду признания вышеназванной квартиры непригодной для проживания, заявитель просила предоставить ей и ребенку-инвалиду жилое помещение на основании договора социального найма вне очереди по норме предоставления.
Письмом начальника отдела администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 15 ноября 2013 года Г. уведомлена об издании распоряжения администрации района от 7 ноября 2012 года N <...> об отказе в удовлетворении заявления по той причине, что на одного члена семьи заявителя приходится более 9 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы, установленный ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в связи с этим заявитель и ребенок не являются нуждающимися в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на основании договора социального найма.
По мнению судебной коллегии, мотивы отказа в удовлетворении заявления Г. в обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди, не являются обоснованными, однако сам вывод администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отсутствии у заявителя и ее дочери такого права, - верный.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Так, среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п. 11 названного Положения).
Из анализа норм разделов 2 и 3 Положения, которыми определены требования к жилому помещению, а также основания, по которым оно признается непригодным для проживания, следует, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным в п. 11 раздела 2 приведенного Положения, не предполагает обязательного признания такого жилого помещения непригодным для проживания, а потому не порождает право для внеочередного обеспечения жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма.
В силу п. 54 Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, принимая во внимание, что распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N <...> от 2 апреля 2012 года квартира N <...>, расположенная в доме <адрес> признана непригодной для проживания инвалида и членов его семьи, то право на внеочередное обеспечение иным жилым помещением, пригодным для использования инвалида, приобрел не только ребенок-инвалид, но и все иные лица, занимающие как единая семья указанную выше квартиру.
В связи с этим вывод суда о признании права ребенка-инвалида Л.К. и ее матери Г., отдельно от иных членов семьи, на обеспечение жилым помещением пригодным для проживания инвалида, основан на ошибочном толковании приведенных норм материального права и повлек неправильное разрешение спора по существу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Исходя из вышеизложенного, признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида влечет предоставление жилого помещения заявителю Г., ее дочери Л.К., пользующейся в связи с заболеванием креслом-коляской, а также иным членам их семьи: Г.И.С. Г.И.В., М.Н.В. всем вместе обладающим в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения пригодного для проживания инвалида, в порядке, предусмотренном статьями 87, 89 ЖК РФ.
Следовательно, заявитель и ее дочь, без учета иных членов семьи, не обладают правом на самостоятельное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, пригодным для проживания инвалида, поскольку такое обеспечение Г. и несовершеннолетней Л.К. повлечет необоснованное улучшение жилищных условий не только заявителя и ее дочери, но и остальных членов их семьи, не являющихся инвалидами и не относящихся к другим маломобильным группам населения, пользующимся в связи с заболеванием креслами-колясками, и для которых квартира N <...>, расположенная в доме <адрес> пригодна для проживания и в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В связи с этим, даже то обстоятельство, что члены семьи заявителя и ее дочери: Г.И.С. Г.И.В., М.Н.В., выразили несогласие с оставлением квартиры N <...>, расположенной на <...> этаже в доме <адрес> и переездом в иное жилое помещение, пригодное для проживания ребенка-инвалида Л.К., исключает возможность издания администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга распоряжения о предоставлении заявителю и ее дочери жилого помещения, пригодного для проживания инвалида, по норме предоставления, установленной Законом Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для двух и более человек.
Вместе с тем, государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания. Для достижения этих целей, ч. 1 ст. 98 ЖК РФ предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, жилыми помещениями для проживания. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и условия его пользования установлены Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 названного Закона Санкт-Петербурга, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты инвалидам, в том числе инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору безвозмездного пользования принимает уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (ч. 2 ст. 6 указанного Закона).
В соответствии с п. 1 и п. 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года N 1164 (в редакции от 2 сентября 2010 года) "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан" вопрос о возможности признания нуждающимся в специальной социальной защите и предоставления специализированного жилого помещения рассматривается районной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, созданных в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании заявлений граждан и(или) их законных представителей, поданных в администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства.
Согласно п. 9 вышеприведенного Постановления Правительства Санкт-Петербурга, распоряжение администрации района Санкт-Петербурга о признании заявителя нуждающимся в специальной социальной защите и предоставлении ему специализированного жилого помещения является основанием для заключения с заявителем договора безвозмездного пользования специализированным жилым помещением.
Таким образом, до получения согласия членов семьи инвалида на переезд в жилое помещение, пригодное для использования Л.К., либо установления иного механизма (способа) защиты жилищных прав инвалидов и граждан, относящихся к маломобильной группе населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, Г. и ее несовершеннолетняя дочь Л.К. для создания возможности проживания в условиях, допускающих использование кресла-коляски в связи с заболеванием ребенка, вправе обратиться в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением об обеспечении их жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на весь период предоставления специальной социальной защиты ребенку-инвалиду.
На основании изложенного, решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года подлежит отмене, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Г.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ,
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2013 года отменить.
В удовлетворении заявления Г., действующей в своих интересах и являющейся законным представителем несовершеннолетней Л.К., - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)