Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2014 N 06АП-87/2014 ПО ДЕЛУ N А37-1494/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. N 06АП-87/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Магаданской области: представитель не явился;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление-7": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение от 09.12.2013
по делу N А37-1494/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Магаданской области
о признании незаконным и отмене постановления N 870 от 01.08.2013
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление - 7"

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления N 870 от 01.08.2013 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Магаданэнерго" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также незаконностью решения суда, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Магаданской области, Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление - 7", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Управлением Роспотребнадзора представлен отзыв, в соответствии с которым доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные в полном объеме, Управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Мэрии г. Магадана N 3262 от 13.04.1993, с внесением записи в ЕГРЮЛ Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области 11.09.2002, свидетельство N 000328467, ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
Согласно Уставу, одним из основных видов деятельности ОАО "Магаданэнерго" является поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.
Из материалов административного дела следует, что 16.05.2013 в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области поступило обращение гражданина Шахова Е.В. (вх. N Ш - 302 от 16.05.2013), проживающего по адресу: г. Магадан, ул. Колымская, д. 6/1 кв. 25, о нарушении потребительских прав в части предоставления необходимой и недостоверной информации о предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Определением от 06.06.2013 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО "Магаданэнерго". Определение получено ОАО "Магаданэнерго" 07.06.2013, о чем свидетельствует входящий штамп N 1628.
Определением от 06.06.2013 у ОАО "Магаданэнерго" истребованы сведения, необходимые для разрешения дела. Определение получено ОАО "Магаданэнерго" 07.06.2013, о чем свидетельствует входящий штамп N 1627.
Определением от 06.06.2013 ООО "ГУК "РЭУ-7" истребованы сведения, необходимые для разрешения дела. Определение получено ООО "ГУК "РЭУ-7" 11.06.2013, о чем свидетельствует входящий штамп N 317.
Уведомлением N 2955-ФС/10 от 04.07.2013 ОАО "Магаданэнерго" извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 18.07.2013 в 15 час. 30 мин., в помещении Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по адресу: ул. Якутская, д. 53, корп. 2, каб. 115. Уведомление получено ОАО "Магаданэнерго" 04.07.2013, о чем свидетельствует входящий штамп N 2098.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в отношении ОАО "Магаданэнерго" 18.07.2013 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Магаданэнерго", извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом. Протокол получен ОАО "Магаданэнерго" 19.07.2013, о чем свидетельствует входящий штамп N 2376.
Определением от 18.07.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено - на 01.08.2013 в 15 час. 10 мин. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено ОАО "Магаданэнерго" 19.07.2013, о чем свидетельствует входящий штамп N 2375.
26.07.2013 ОАО "Магаданэнерго" представило возражения на протокол об административном правонарушении N 20/3-24-2939 от 25.07.2013.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 01.08.2013 вынесено постановление N 870, в соответствии с которым ОАО "Магаданэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ОАО "Магаданэнерго", извещенного о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, в присутствии представителя Матюхина Ф.А., действующего на основании общей доверенности N 210 от 20.12.2012.
Копия постановления направлена по юридическому адресу ОАО "Магаданэнерго" и получена 13.08.2013, что подтверждается представленным в материалах дела почтовым уведомлением N 14841964.
Как следует из постановления N 870 от 01.08.2013, в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства РФ установлено, что в платежном документе за апрель 2013, направленном потребителю Шахову Е.В., проживающему по адресу: г. Магадан, ул. Колымская, д. 6/1 кв. 25, ОАО "Магаданэнерго" представлена недостоверная информация:
- в графе квитанции "Общая площадь жилых и нежилых помещений дома" указанная ОАО "Магаданэнерго" общая площадь жилых и нежилых помещений дома составляет 2 277, 8 кв. м, в то время как в соответствии с техническим паспортом здания (строения) и представленной управляющей организацией ООО "ГУК РЭУ-7" информацией, общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Колымская, 6 корп. 1, составляет 2 277, 9 кв. м.
Таким образом, сведения (информация) о размере общей площади жилых и нежилых помещений дома в платежном документе за апрель 2013 года, являются недостоверными, что является рушением требований статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, Правил N 354 от 06.05.2011.
- в платежном документе за апрель 2013 год не указано наименование исполнителя - ООО "ГУК "РЭУ-7" - адрес (место нахождения), номера контактных телефонов и факса, адреса электронной почты, а указана информация о ресурсоснабжающей организации - ОАО "Магаданэнерго".
Кроме этого, сведения об исполнителе коммунальных услуг являются недостоверными, поскольку нарушены требования статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1; пунктов 4, 7, 71 статьи 155, части 1, части 23 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 8, 31, 69 Правил N 354 от 06.05.2011.
- в платежном документе, направленном потребителю Шахову Е.В. за апрель 2013 год ОАО "Магаданэнерго" предоставляет сведения о неустойке (пени). При этом, отдельный платежный документ с информацией о размере пени потребитель не получал ни от ОАО "Магаданэнерго", ни от ООО "ГУК РЭУ-7".
В то время как в соответствии с п. 70 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 г. N 354 размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Таким образом, сведения о размере пени в 74,78 рублей в платежном документе за апрель 2013 год являются недостоверными, поскольку нарушены положения статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пункта 70 Правил N 354 от 06.05.2011.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, административным органом установлено нарушение ОАО "Магаданэнерго" требований статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", выразившееся в предоставлении недостоверной информации потребителю об оказываемых услугах при начислении платы за потребленную в апреле 2013 года коммунальную услугу по горячему водоснабжению и отоплению.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) является объективной стороной состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
При назначении наказания административным органом учтено наличие отягчающего ответственность обстоятельства - повторное привлечение ОАО "Магаданэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, на основании постановлений N 68 от 24.01.2013, N 70 от 29.01.2013, N 160 от 05.03.2013.
Не согласившись с результатами рассмотрения дела об административном правонарушении, ОАО "Магаданэнерго" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Магаданской области N 870 от 01.08.2013.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также механизм реализации этих прав устанавливает Закон РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992.
Согласно статье 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В силу статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011,
- - исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- - ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 165 ЖК РФ исполнителями коммунальных услуг являются лица, осуществляющие предоставление коммунальных услуг.
Абзацем 6 пункта 2 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьи 171 ЖК РФ.
В силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанных норм жилищного законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения общего собрания собственников помещений.
Положения статьи 155 ЖК РФ, регулирующие порядок оплаты коммунальных услуг, носят императивный характер и не могут изменяться на основании соглашений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией.
Судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 6/1 по ул. Колымская в г. Магадане, выбран способ управления многоквартирным домом в форме управляющей организации - ООО "ГУК "РЭУ-7".
Договор поставки ресурса ОАО "Магаданэнерго" с управляющей организацией ООО "ГУК "РЭУ-7" не заключен.
Судом также установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6/1 по ул. Колымская в г. Магадане о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги, в том числе за потребленную услугу по предоставлению горячего водоснабжения и отопления в жилых помещениях (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям не принималось.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающих по указанному адресу, предоставляются коммунальные услуги, является ООО "ГУК "РЭУ-7".
Соответственно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги с граждан, проживающих в доме N 6/1 по ул. Колымская в г. Магадане, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на управляющую организацию ООО "ГУК "РЭУ-7".
Согласно пункту 69 Правил N 354 в платежном документе должно быть указано, кроме прочего, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Между тем, из материалов административного дела судом установлено, что в платежном документе за апрель 2013 года, направленном в адрес потребителя Шахова Е.В., не указано наименование исполнителя коммунальных услуг - ООО "ГУК "РЭУ-7", адрес (место нахождения), номера контактных телефонов и факса, а указаны реквизиты ресурсоснабжающей организации - ОАО "Магаданэнерго", что является недостоверной информацией.
Следовательно, отсутствие указанной информации в платежном документе является нарушением прав потребителя на получение достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах и обязанности вносить плату исполнителю коммунальных услуг.
Из материалов административного производства судом также установлено, что в платежном документе (извещение, квитанция) о плате за отопление и горячее водоснабжение за апрель 2013 года, направленного в адрес потребителя Шахова Е.В., указана общая площадь жилых и нежилых помещений дома, составляющая 2 277, 8 кв. м.
Между тем, в представленной в материалах дела копии технического паспорта на жилой дом N 6 корпус 1 по ул. Колымской в г. Магадане, инвентарный номер 992 указана общая площадь помещений, составляющая 2 277, 9 кв. м.
Согласно пункту 1.5.1. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в состав технической документации длительного хранения входят паспорта на каждый жилой дом, квартиру, земельный участок.
В силу пункта 1.5.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья иная специализированная организация обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом.
Таким образом, ведение технического паспорта многоквартирного дома N 6/1 по ул. Колымской в г. Магадане осуществляет избранная на общем собрании собственников помещений управляющая организация - ООО "ГУК "РЭУ-7".
Поскольку управляющей организацией, ответственной за ведение технический документации многоквартирного дома N 6/1 по ул. Колымской в г. Магадане является ООО "ГУК "РЭУ-7", постольку достоверную информацию о размере общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором проживает потребитель, может представить только указанная управляющая организация.
Между тем, судом установлено, что ОАО "Магаданэнерго" не обращалось в управляющую организацию с соответствующим запросом о размере общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома N 6/1 по ул. Колымской в г. Магадане, а воспользовалось информацией, предоставленной Департаментом ЖКХ и КИ Мэрии г. Магадана.
Таким образом, в платежном документе о плате за отопление и горячее водоснабжение за апрель 2013 года, направленном в адрес потребителя Шахова Е.В., представлена недостоверная информация об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, что является нарушением прав потребителя на получение достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах.
Судом также установлено, что в платежном документе за апрель 2013 года потребителю Шахову Е.В. представлены сведения о начислении неустойки (пени) в размере 74, 78 руб.
Согласно пункту 70 Правил N 354 размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Кроме этого, судом установлено, что потребитель Шахов Е.В. отдельный платежный документ с информацией о размере пени не получал.
Таким образом, указание в платежном документе за апрель 2013 года, сведений о размере пени, начисленной за нарушение условий договора, нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о коммунальной услуге, поскольку указанная информация не отвечает критериям достоверности.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал, что содержащийся в оспариваемом постановлении N 870 от 01.08.2013 вывод административного органа о нарушении ОАО "Магаданэнерго" положений ЖК РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей" при начислении и указании в платежных документах размера оплаты услуг горячего водоснабжения и отопления в жилых помещениях, является правомерным, поскольку подтверждается представленными в материалы административного дела доказательствами.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, обществом не представлены.
Таким образом, судом установлено наличие события административного правонарушения, что в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является обязательным условием для привлечения к административной ответственности, поскольку согласно ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины и сами по себе не нарушают конституционные права и свободы заявителя.
Установление же того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, что является прерогативой судов общей и арбитражной юрисдикции.
Судом установлено, что ОАО "Магаданэнерго" нарушило порядок начисления и указания в платежных документах размера оплаты услуг по горячему водоснабжению и отоплению, поскольку ОАО "Магаданэнерго" направляет потребителю платежные документы на оплату коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, следовательно, именно на ОАО "Магаданэнерго" возложена обязанность по предоставлению потребителю в платежном документе достоверной информации об оказанной услуге и ее исполнителе, соответствующей требованиям ЖК РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Магаданэнерго" не приняло все зависящие от него необходимые и своевременные меры по соблюдению права собственника жилого помещения на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах по горячему водоснабжению и отоплению, в нарушение требований жилищного законодательства недостоверно информирует потребителей об исполнителе указанной услуги, о размере оплаты за потребленную коммунальную услугу, является правильным.
Реальная возможность надлежащего исполнения обязанности по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей, как установлено судом первой инстанции, у ОАО "Магаданэнерго" имелась.
Кроме этого, ОАО "Магаданэнерго" не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и достаточных мер по соблюдению требований федерального законодательства при осуществлении деятельности по теплоснабжению, а также доказательства невозможности соблюдения федерального законодательства в сфере защиты прав потребителей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, судом установлено, что у общества имелась реальная возможность по соблюдению установленных правил и норм, однако, юридическое лицо не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, что привело совершению административного правонарушения.
Следовательно, как правомерно признал суд первой инстанции, в действиях ОАО "Магаданэнерго" имеется вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Судом первой инстанции проверены порядок и срок привлечения ОАО "Магаданэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, нарушений со стороны административного органа судом не установлено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 09.12.2013 по делу N А37-1494/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)