Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2015 ПО ДЕЛУ N А12-21320/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2015 г. по делу N А12-21320/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой А.А.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "ВМСтрой" Полякова В.А., действующего на основании решения от 24.09.2014 N 1, представителя общества с ограниченной ответственностью "ВМСтрой" Грамматикова В.В., действующего на основании доверенности от 15.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-21320/2015 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВМСтрой" (400120, г. Волгоград, ул. Новоузенская, д. 6Б, 40, ОГРН 1143443026957, ИНН 3460018002)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15, ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045)
о признании недействительным постановления от 12.05.2015 N 670,
установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ВМСтрой" (далее - ООО "ВМСтрой", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Волгограда (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 12.05.2015 N 670 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", об обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями этажностью - 4 этажа, высотой 16,5 м, общей площадью здания 3 351,5 кв. м, общей жилой площадью 2 282,4 кв. м, общей площадью встроенных нежилых помещений 437 кв. м, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030129:299 по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, 58, в Дзержинском районе, в части уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 30 машино-мест до 8 машино-мест.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным как несоответствующее положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации постановление администрации Волгограда от 12.05.2015 N 670 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства", обязал администрацию предоставить ООО "ВМСтрой" разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями этажностью - 4 этажа, высотой 16,5 м, общей площадью здания 3 351,5 кв. м, общей жилой площадью 2 282,4 кв. м, общей площадью встроенных нежилых помещений 437 кв. м, планируемого к размещению на земельном участке (кадастровый N 34:34:030129:299) по улице Ангарской, 58 в Дзержинском районе Волгограда, в части уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 30 машино-мест до 8 машино-мест.
Кроме того, с органа местного самоуправления в пользу общества взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ВМСтрой" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ООО "ВМСтрой" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2 242 кв. м с кадастровым номером 34:34:030129:299, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 58, вид разрешенного использования: "для размещения многоквартирного жилого дома", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2014 серия 34-АБ N 625536.
ООО "ВМСтрой" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, 58, в части уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 30 машино-мест до 8 машино-мест.
Постановлением главы Волгограда от 02.02.2015 N 12-п по вопросу предоставления ООО "ВМСтрой" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства назначены публичные слушания.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 19.02.2015 за предоставление обществу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проголосовало большинство из зарегистрированных участников слушаний, главе администрации Волгограда рекомендовано предоставить обществу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
12.05.2015 администрацией Волгограда принято постановление N 670, которым ООО "ВМСтрой" отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, 58, в части уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 30 машино-мест до 8 машино-мест.
ООО "ВМСтрой", полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении ООО "ВМСтрой" требований статей 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отсутствии у органа местного самоуправления оснований для отказа в предоставлении обществу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации не содержит мотивированных причин отказа заявителю в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (пункт 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (пункт 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в пункте 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
В обоснование отказа обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, администрация Волгограда в оспариваемом постановлении указала на несоблюдение заявителем требований пункта 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8.8 временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.09.2007 N 1574 "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования в Волгоградской области", подпунктов 3.4.4, 3.4.6 пункта 3.4., подпункта 3.5.5. пункта 3.5 раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград".
При этом, пунктом 8.8. временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.09.2007 N 1574 "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования в Волгоградской области" определены минимальные нормативные расстояния от надземных автостоянок для хранения автомобилей, допускаемых к размещению в жилой застройке, вместимостью не более 300 машино-мест до жилых и общественных зданий.
Пунктом 3.4. раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" (далее - Правила землепользования и застройки Волгограда) установлены общие требования в части озеленения территории земельных участков.
Минимально допустимая площадь озелененной территории земельных участков на территории всех зон, за исключением перечисленных в подпункте 3.4.3 подпункта 3.4 пункта 3 настоящего раздела, указана в таблице 8.2.1. (подпункт 3.4.4 пункта 3.4. раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки Волгограда).
Согласно подпункту 3.4.6. пункта 3.4. раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки Волгограда при совмещении на одном земельном участке видов использования с различными требованиями к озеленению минимальный размер озелененных территорий рассчитывается применительно к частям территории земельного участка, выделяемым как земельные доли разных видов использования, пропорциональные общей площади зданий или помещений разного назначения.
Пунктом 3.5. раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки Волгограда определены общие требования в части размещения машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельных участков.
При условии соответствия действующим нормативам количества стояночных мест в границах квартала до 30% от установленного настоящими Правилами застройки минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на земельных участках могут размещаться на стоянках-спутниках (на соседних участках) либо для жилых домов - в пределах пешеходной доступности не более 800 м (в районах реконструкции - не более 1500 м). Размещение за пределами земельного участка основного объекта части стояночных мест должно быть обеспечено документальным подтверждением владельца или иного распорядителя соответствующих стояночных мест на их долговременное использование для нужд рассматриваемого объекта (подпункт 3.5.5 пункта 3.5. раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки Волгограда).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что из содержания постановления администрации от 12.05.2015 N 670 не представляется возможным установить, в чем выразилось несоблюдение обществом указанных норм, какие именно из перечисленных выше нормативных параметров ООО "ВМСтрой" не соблюдены.
Перечисление в постановлении от 12.05.2015 N 670 норм права без указания на конкретные нарушения мотивом отказа в выдаче соответствующего разрешения не является.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что принятый администрацией ненормативный правовой акт вопреки требованиям пункта 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит мотивированных причин, по которым обществу отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что не позволяет обществу определить конкретные нарушения, препятствующие получению разрешения, а также в целях их устранения представить в полном объеме весь необходимый пакет документов для получения положительного решения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал постановление администрации от 12.05.2015 N 670 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" недействительным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, признавая недействительным ненормативный правовой акт, должен указать в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом арбитражный суд определяет меру, направленную на восстановление нарушенного права, в зависимости от установленных обстоятельств по делу и не связан восстановительной мерой, предложенной заявителем.
Суд первой инстанции, установив отсутствие доказательств нарушения ООО "ВМСтрой" требований пункта 8.8 временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 05.09.2007 N 1574 "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования в Волгоградской области", подпунктов 3.4.4, 3.4.6 пункта 3.4., подпункта 3.5.5. пункта 3.5 раздела 8.2 главы 8 части II Правил землепользования и застройки Волгограда, принимая во внимание положительное заключение о результатах публичных слушаний от 19.02.2015, пришел к выводу, что нарушение прав и законных интересов заявителя подлежит устранению путем обязания администрации предоставить ООО "ВМСтрой" разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 58, в части уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 30 машино-мест до 8 машино-мест.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, 58, ООО "ВМСтрой" указало, что размещение здания жилого дома выполнено в соответствии с существующим сложным рельефом (перепад высот составляет два метра), параметрами градостроительного плана земельного участка (отступ от границ участка составляет три метра), близостью существующих жилых домов на расстояние менее нормативного и стесненной градостроительной ситуацией (вытянутая форма участка). По мнению общества, указанные характеристики не позволяют разместить нормативное количество парковочных мест (т. 1, л.д. 21-23).
Рассматривая заявление общества и принимая оспариваемое постановление, администрация фактически не установила наличие либо отсутствие обстоятельств, с которыми пункт 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации связывает возможность рассмотрения вопроса о разрешении на отклонение от предельных параметров строительства, - неблагоприятных условий для застройки, указанных в заявлении ООО "ВМСтрой".
Органом местного самоуправления не выяснялось, действительно ли обстоятельства, на которые ссылается заявитель, позволяют характеризовать земельный участок как неблагоприятный для застройки, либо являются лишь формальным поводом для обращения с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, 58.
Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление ООО "ВМСтрой", поданное в орган местного самоуправления, фактически не рассмотрено, в связи с чем способ восстановления нарушенного права заявителя в виде обязания администрации выдать соответствующее разрешение, не может быть применен, поскольку суд не должен подменять собой органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Апелляционная коллегия полагает, что в целях обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов на администрацию подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "ВМСтрой" без номера, без даты (входящий N 20078-14 от 11.12.2014) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в порядке, установленном статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствующей части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-21320/2015 в части обязания администрации Волгограда предоставить обществу с ограниченной ответственностью "ВМСтрой" разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями этажностью - 4 этажа, высотой 16,5 м, общей площадью здания 3 351,5 кв. м, общей жилой площадью 2 282,4 кв. м, общей площадью встроенных нежилых помещений 437 кв. м, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030129:299 по улице Ангарской, 58 в Дзержинском районе Волгограда, в виде уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 30 машино-мест до 8 машино-мест изменить.
В порядке восстановления нарушенного права обязать администрацию Волгограда повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ВМСтрой" без номера, без даты (входящий N 20078-14 от 11.12.2014) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в порядке, установленном статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2015 года по делу N А12-21320/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)