Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Петухов Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Селезневой Е.Н., Ильичевой Е.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2014 года апелляционную жалобу К.С.Ю. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу N <...> по заявлению К.С.Ю. о признании отказа администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки незаконным, обязании согласовать перепланировку, издать распоряжение о переводе помещения в нежилой фонд и обязании Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга согласовать проект распоряжения,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - К.С.Ю., судебная коллегия
установила:
К.С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным, обязании согласовать перепланировку, издать распоряжение о переводе помещения в нежилой фонд, и обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга согласовать проект распоряжения администрации Приморского района Санкт-Петербурга на перевод квартиры в нежилой фонд. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ему на праве собственности. Письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> заявителю дано разрешение, разработать проект устройства входа со стороны бокового фасада в соответствии с ранее разработанной концепцией входов в здание по указанному адресу. В последующем данный проект был изготовлен и прошел согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Кроме этого, проект перепланировки и переустройства получил положительные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге", а также ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. Однако уведомлением от <дата> N <...>МВК администрацией Приморского района Санкт-Петербурга было отказано в согласовании проекта перепланировки. В обоснование отказа, Администрация ссылалась на отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу устройства дополнительного входа на фасаде здания, в соответствии с правилами главы 6 ЖК РФ, а также п. 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"). Заявитель считает отказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки незаконным, просил обязать Администрацию согласовать перепланировку, издать распоряжение о переводе помещения в нежилой фонд и обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга согласовать проект распоряжения.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления К.С.Ю. - отказано.
В апелляционной жалобе К.С.Ю. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица: администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, ТСЖ <...> не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ. Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга извещены <дата> посредством факсимильной связи, ТСЖ <...> извещено <дата> путем направления судебной повестки; в представленном суду заявлении представитель заинтересованного лица ТСЖ <...> просил рассматривать апелляционную жалобу в его отсутствие. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, заявитель К.С.Ю. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, находящегося на первом этаже многоквартирного дома.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга письмом от <дата> N <...> дано разрешение разработать проект устройства входа со стороны бокового фасада в соответствии с ранее разработанной концепцией входов в здание по указанному адресу для организации работы магазина промышленных товаров.
В последующем данный проект был изготовлен и прошел согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Кроме этого, проект перепланировки и переустройства получил положительные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге", а также ГУ МЧС России по СПб.
Уведомлением от <дата> N <...>/МВК администрация Приморского района Санкт-Петербурга отказала в согласовании проекта перепланировки.
Отказывая в переводе помещения из жилого в нежилой фонд, администрация Приморского района Санкт-Петербурга пришла к выводу, что на основании п. 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" не допускается расширение и пробивка проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий.
Суд первой инстанции установил, что данный мотив отказа не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
15.10.2003 зарегистрировано Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", определяющее правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, указанные в нем правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда содержат несколько разделов.
В разделе 4, названных Правил, - "Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержится п. 4.2 - "Стены". В данном пункте содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности 4.2.1 - стены каменные (кирпичные, железобетонные), 4.2.2 - стены деревянные, 4.2.3 - отделка, 4.2.4 - балконы, козырьки, лоджии и эркеры. В данном п. 4.2.4 содержится пп. 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В данном пункте также указано о том, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из вышеуказанных норм, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом, раздел 1 Правил - основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Так, п. 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
Также, в решении Администрация указала на отсутствие в представленной на рассмотрение документации, протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по устройству дополнительного входа на фасаде здания.
В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Как указано в п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Рабочим проектом перепланировки квартиры под магазин промышленных товаров с переводом в нежилой фонд, разработанным ООО Строительная компания "<...>" от <дата> установлено, что для перепланировки квартиры под магазин промышленных товаров рекомендуется следующее: устройство входной группы на месте существующего дверного проема; возведение перегородок из ГКЛ; закладка кирпичом существующего выхода на лестничную клетку; замена оконных и дверных заполнений; отделка помещений (п. 1.3.8).
Согласно заключению генерального директора ООО "<...>" ООО "<...>" от <дата> N <...> согласно представленному проекту предусмотрено устройство дверного проема вместо существующего оконного на первом этаже здания со стороны бокового фасада с сохранением отметки верха и ширины существующего проема. Проем устраивается в керамзитобетонной самонесущей стеновой панели Н-351-6. Панель является ограждающей конструкцией только одного помещения.
Заявитель ссылается в апелляционной жалобе на то, что поскольку ограждающая конструкция представляет собой ненесущую стеновую панель, обслуживающую одно помещение, то отсутствуют законные основания для получения согласия собственников жилого дома на устройство дверного проема в данной стене.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом, в связи с неправильным толкованием заявителем норм материального права.
К спорным правоотношениям подлежат применению ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК РФ, которые в совокупности определяют состав общего имущества в многоквартирном доме.
Из буквального толкования пункта 3 части 1 ст. 36 ЖК РФ следует, что к общему имуществу жилого дома относятся ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома. Необходимость условия обслуживания более одного помещения в данной норме права относится только к механическому, электрическому, санитарно-техническому и иному оборудованию за пределами или внутри квартиры.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что в состав общего имущества входят ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции)(п. п. "г" п. 2)
Постановления Правительства РФ, иные правовые акты этого же уровня не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия Постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий закон.
С учетом того, что п. п. "г" п. 2 Постановления противоречит ст. 36 ЖК РФ, суд применяет положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заключение генерального директора ООО "<...>" ООО "<...>" от <дата> N <...>, представленное заявителем не может быть принято во внимание, поскольку в данном случае статус имущества, как общего имущества собственников многоквартирного дома установлен федеральным законом.
Судебная коллегия принимает во внимание, что ограждающие ненесущие конструкции включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость.
Таким образом, в результате осуществления данного проекта фактически произведено разрушение части ненесущей стены многоквартирного дома. При этом установление отдельного входа и устройство крыльца и ступеней привели к изменению порядка использования внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме.
Предусмотренное ч. 1 ст. 247 ГК РФ согласие собственников многоквартирного дома на перепланировку не получено, в связи, с чем отсутствовали законные основания для согласования проекта перепланировки Администрацией.
Как следует из представленной в материалы дела кадастровой выписки, земельный участок, находящийся под многоквартирным домом сформирован в границах фундамента дома, в котором расположена квартира заявителя.
Согласно рабочему проекту устройства отдельного входа в нежилое помещение по адресу <адрес>, разработанному ООО Строительная компания "<...>" предполагается устройство крыльца, ступеней, площадки и тротуара, ведущего к пешеходной дороге.
Заявитель ссылается на то, что устройство крыльца и тротуара будет произведено на земельном участке, который не принадлежит собственникам дома, а следовательно отсутствуют основания для получения их согласия на пользование земельным участком.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в данном случае используется земельный участок, часть поверхности земли, непосредственно примыкающая к внешним стенам многоквартирного дома.
Учитывая, что земельный участок под многоквартирным домом оформлен (сформирован и прошел кадастровый учет) ровно по обрезу фундамента данного дома, то это означает, что дать разрешение на устройство лестницы в данном случае может владелец соответствующего земельного участка, смежного с земельным участком, сформированным под многоквартирным домом.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Распоряжение участками, расположенными в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Заявитель не представил соответствующее согласие собственника земельного участка, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные К.С.Ю. требования в части обязания Администрации издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку такое заявление им не подавалось.
Согласно п. 3.4.10 и п. 3.4.41 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевод жилых помещений в нежилые помещения.
Порядок предоставления государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение установлен Административным регламентом предоставления администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по осуществлению в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденным в Приложении N 2 к распоряжению Жилищного комитета от 13.04.2012 N 263-р "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг".
В соответствии с п. 3.2.4 Административного регламента критерием принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение является соответствие проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения требованиям законодательства, а также соблюдение условий перевода помещений, предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу пунктов 3.2.3, 3.2.5 Административного регламента перевод жилых помещений в нежилые помещения согласовывается с Жилищным комитетом.
Как видно из материалов дела, К.С.Ю. обращался в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а не по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии с обращением К.С.Ю. ему было направлено уведомление об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, которое имеется в материалах дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.02.2014 N 33-863/14
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N 33-863/14
Судья: Петухов Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Селезневой Е.Н., Ильичевой Е.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2014 года апелляционную жалобу К.С.Ю. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу N <...> по заявлению К.С.Ю. о признании отказа администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки незаконным, обязании согласовать перепланировку, издать распоряжение о переводе помещения в нежилой фонд и обязании Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга согласовать проект распоряжения,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - К.С.Ю., судебная коллегия
установила:
К.С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным, обязании согласовать перепланировку, издать распоряжение о переводе помещения в нежилой фонд, и обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга согласовать проект распоряжения администрации Приморского района Санкт-Петербурга на перевод квартиры в нежилой фонд. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ему на праве собственности. Письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> заявителю дано разрешение, разработать проект устройства входа со стороны бокового фасада в соответствии с ранее разработанной концепцией входов в здание по указанному адресу. В последующем данный проект был изготовлен и прошел согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Кроме этого, проект перепланировки и переустройства получил положительные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге", а также ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. Однако уведомлением от <дата> N <...>МВК администрацией Приморского района Санкт-Петербурга было отказано в согласовании проекта перепланировки. В обоснование отказа, Администрация ссылалась на отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу устройства дополнительного входа на фасаде здания, в соответствии с правилами главы 6 ЖК РФ, а также п. 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"). Заявитель считает отказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки незаконным, просил обязать Администрацию согласовать перепланировку, издать распоряжение о переводе помещения в нежилой фонд и обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга согласовать проект распоряжения.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления К.С.Ю. - отказано.
В апелляционной жалобе К.С.Ю. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица: администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, ТСЖ <...> не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ. Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга извещены <дата> посредством факсимильной связи, ТСЖ <...> извещено <дата> путем направления судебной повестки; в представленном суду заявлении представитель заинтересованного лица ТСЖ <...> просил рассматривать апелляционную жалобу в его отсутствие. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, заявитель К.С.Ю. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, находящегося на первом этаже многоквартирного дома.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга письмом от <дата> N <...> дано разрешение разработать проект устройства входа со стороны бокового фасада в соответствии с ранее разработанной концепцией входов в здание по указанному адресу для организации работы магазина промышленных товаров.
В последующем данный проект был изготовлен и прошел согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Кроме этого, проект перепланировки и переустройства получил положительные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге", а также ГУ МЧС России по СПб.
Уведомлением от <дата> N <...>/МВК администрация Приморского района Санкт-Петербурга отказала в согласовании проекта перепланировки.
Отказывая в переводе помещения из жилого в нежилой фонд, администрация Приморского района Санкт-Петербурга пришла к выводу, что на основании п. 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" не допускается расширение и пробивка проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий.
Суд первой инстанции установил, что данный мотив отказа не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
15.10.2003 зарегистрировано Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", определяющее правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, указанные в нем правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда содержат несколько разделов.
В разделе 4, названных Правил, - "Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержится п. 4.2 - "Стены". В данном пункте содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности 4.2.1 - стены каменные (кирпичные, железобетонные), 4.2.2 - стены деревянные, 4.2.3 - отделка, 4.2.4 - балконы, козырьки, лоджии и эркеры. В данном п. 4.2.4 содержится пп. 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В данном пункте также указано о том, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из вышеуказанных норм, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом, раздел 1 Правил - основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Так, п. 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
Также, в решении Администрация указала на отсутствие в представленной на рассмотрение документации, протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по устройству дополнительного входа на фасаде здания.
В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Как указано в п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Рабочим проектом перепланировки квартиры под магазин промышленных товаров с переводом в нежилой фонд, разработанным ООО Строительная компания "<...>" от <дата> установлено, что для перепланировки квартиры под магазин промышленных товаров рекомендуется следующее: устройство входной группы на месте существующего дверного проема; возведение перегородок из ГКЛ; закладка кирпичом существующего выхода на лестничную клетку; замена оконных и дверных заполнений; отделка помещений (п. 1.3.8).
Согласно заключению генерального директора ООО "<...>" ООО "<...>" от <дата> N <...> согласно представленному проекту предусмотрено устройство дверного проема вместо существующего оконного на первом этаже здания со стороны бокового фасада с сохранением отметки верха и ширины существующего проема. Проем устраивается в керамзитобетонной самонесущей стеновой панели Н-351-6. Панель является ограждающей конструкцией только одного помещения.
Заявитель ссылается в апелляционной жалобе на то, что поскольку ограждающая конструкция представляет собой ненесущую стеновую панель, обслуживающую одно помещение, то отсутствуют законные основания для получения согласия собственников жилого дома на устройство дверного проема в данной стене.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом, в связи с неправильным толкованием заявителем норм материального права.
К спорным правоотношениям подлежат применению ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК РФ, которые в совокупности определяют состав общего имущества в многоквартирном доме.
Из буквального толкования пункта 3 части 1 ст. 36 ЖК РФ следует, что к общему имуществу жилого дома относятся ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома. Необходимость условия обслуживания более одного помещения в данной норме права относится только к механическому, электрическому, санитарно-техническому и иному оборудованию за пределами или внутри квартиры.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что в состав общего имущества входят ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции)(п. п. "г" п. 2)
Постановления Правительства РФ, иные правовые акты этого же уровня не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия Постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий закон.
С учетом того, что п. п. "г" п. 2 Постановления противоречит ст. 36 ЖК РФ, суд применяет положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заключение генерального директора ООО "<...>" ООО "<...>" от <дата> N <...>, представленное заявителем не может быть принято во внимание, поскольку в данном случае статус имущества, как общего имущества собственников многоквартирного дома установлен федеральным законом.
Судебная коллегия принимает во внимание, что ограждающие ненесущие конструкции включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость.
Таким образом, в результате осуществления данного проекта фактически произведено разрушение части ненесущей стены многоквартирного дома. При этом установление отдельного входа и устройство крыльца и ступеней привели к изменению порядка использования внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме.
Предусмотренное ч. 1 ст. 247 ГК РФ согласие собственников многоквартирного дома на перепланировку не получено, в связи, с чем отсутствовали законные основания для согласования проекта перепланировки Администрацией.
Как следует из представленной в материалы дела кадастровой выписки, земельный участок, находящийся под многоквартирным домом сформирован в границах фундамента дома, в котором расположена квартира заявителя.
Согласно рабочему проекту устройства отдельного входа в нежилое помещение по адресу <адрес>, разработанному ООО Строительная компания "<...>" предполагается устройство крыльца, ступеней, площадки и тротуара, ведущего к пешеходной дороге.
Заявитель ссылается на то, что устройство крыльца и тротуара будет произведено на земельном участке, который не принадлежит собственникам дома, а следовательно отсутствуют основания для получения их согласия на пользование земельным участком.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в данном случае используется земельный участок, часть поверхности земли, непосредственно примыкающая к внешним стенам многоквартирного дома.
Учитывая, что земельный участок под многоквартирным домом оформлен (сформирован и прошел кадастровый учет) ровно по обрезу фундамента данного дома, то это означает, что дать разрешение на устройство лестницы в данном случае может владелец соответствующего земельного участка, смежного с земельным участком, сформированным под многоквартирным домом.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Распоряжение участками, расположенными в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Заявитель не представил соответствующее согласие собственника земельного участка, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные К.С.Ю. требования в части обязания Администрации издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку такое заявление им не подавалось.
Согласно п. 3.4.10 и п. 3.4.41 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевод жилых помещений в нежилые помещения.
Порядок предоставления государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение установлен Административным регламентом предоставления администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по осуществлению в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденным в Приложении N 2 к распоряжению Жилищного комитета от 13.04.2012 N 263-р "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг".
В соответствии с п. 3.2.4 Административного регламента критерием принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение является соответствие проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения требованиям законодательства, а также соблюдение условий перевода помещений, предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу пунктов 3.2.3, 3.2.5 Административного регламента перевод жилых помещений в нежилые помещения согласовывается с Жилищным комитетом.
Как видно из материалов дела, К.С.Ю. обращался в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а не по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии с обращением К.С.Ю. ему было направлено уведомление об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, которое имеется в материалах дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)