Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальное образование (собственник нежилых помещений в многоквартирных домах) не оплатило услуги, оказанные ТСЖ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Борисова Т.С., Камерилова В.А.)
по делу N А57-17292/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) о взыскании 10 196 руб. 55 коп. задолженности за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова, 5065 руб. 20 коп. многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова, 10 017 руб. многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова, с участием третьего лица: Комитета по управлению имуществом города Саратова,
установил:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию (далее - МО) "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик), администрации МО "Город Саратов" (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности за период с 01.04.2011 по 31.03.2014 по оплате за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 76 538 руб. 91 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 38 021 руб. 16 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 68 691 руб. 18 коп.
Делу по данному иску был присвоен номер А57-7037/14.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2014 суд по собственной инициативе выделил в отдельное производство требование о взыскании задолженности за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., всего 25 278 руб. 75 коп.
С учетом этого в рамках настоящего дела N А57-17292/14 рассмотрены исковые требования о взыскании задолженности за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., всего 25 278 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, производство по делу в части требований истца к администрации МО "Город Саратов" прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к администрации. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскана задолженность в сумме 25 278 руб. 75 коп. за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества указанных выше жилых домов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, жилые дома N 2 по ул. Чехова, N 25 по ул. 1-я Прокатная, N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове выбрали способ управления в виде товариществ собственников жилья "Чехов", "Техстекло" и "Днепр 2004" соответственно.
Данные дома обслуживаются АТСЖ Ленинского района на основании договоров, в соответствии с которыми товарищества передали ассоциации объекты общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов по указанным адресам, для обслуживания и эксплуатации.
МО "Город Саратов" является собственником нежилых помещений: общей площадью 107,9 кв. м в доме N 2 по ул. Чехова, 53,6 кв. м в доме N 25 по ул. 1-я Прокатная, 106 кв. м в доме N 4 по ул. Перспективной.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником нежилых помещений в многоквартирных жилых домах обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт указанных выше многоквартирных жилых домов послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Правил N 491 и статьей 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением в этом доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ).
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление).
На основании изложенных норм права собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества домов. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения, исходя из установленной платы.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Расходы на капитальный ремонт, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
В материалах дела имеются копии протоколов общих собраний собственников помещений спорных домов товариществ от 16.01.2006, 10.01.2006 и 28.04.2006 об определении порядка формирования и утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества дома утверждении договоров с истцом, копии договоров ТСЖ "Чехов", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Днепр 2004", заключенных с истцом, расчет суммы иска, пояснения к расчету.
Согласно представленному истцом расчету за конкретный период времени общая сумма обязательных платежей, связанных с содержанием нежилых домов: за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., составляет 25 278 руб. 75 коп.
В спорной ситуации рассматривается вопрос об обязанности МО "Город Саратов" как собственника спорного имущества ежемесячно нести расходы на его содержание, а также на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с учетом положений действующего законодательства, а не вопрос о выделении товариществу собственников жилья субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Судами установлено, что спорные нежилые помещения являются объектом муниципальной собственности.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 ГК РФ от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Согласно пункту 3.2 Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации МО "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета МО "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка ответчика на Положение о порядке предоставления субсидии на ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденное администрацией города Саратова от 13.02.2012 N 164, признано судом апелляционной инстанции необоснованной.
Постановление N 164 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на ремонт многоквартирных домов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2015 N Ф06-23275/2015 ПО ДЕЛУ N А57-17292/2014
Требование: О взыскании задолженности по оплате расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальное образование (собственник нежилых помещений в многоквартирных домах) не оплатило услуги, оказанные ТСЖ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. N Ф06-23275/2015
Дело N А57-17292/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Борисова Т.С., Камерилова В.А.)
по делу N А57-17292/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) о взыскании 10 196 руб. 55 коп. задолженности за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова, 5065 руб. 20 коп. многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова, 10 017 руб. многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова, с участием третьего лица: Комитета по управлению имуществом города Саратова,
установил:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию (далее - МО) "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик), администрации МО "Город Саратов" (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности за период с 01.04.2011 по 31.03.2014 по оплате за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 76 538 руб. 91 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 38 021 руб. 16 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 68 691 руб. 18 коп.
Делу по данному иску был присвоен номер А57-7037/14.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2014 суд по собственной инициативе выделил в отдельное производство требование о взыскании задолженности за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., всего 25 278 руб. 75 коп.
С учетом этого в рамках настоящего дела N А57-17292/14 рассмотрены исковые требования о взыскании задолженности за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., всего 25 278 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, производство по делу в части требований истца к администрации МО "Город Саратов" прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к администрации. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскана задолженность в сумме 25 278 руб. 75 коп. за период 2013 - 2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества указанных выше жилых домов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, жилые дома N 2 по ул. Чехова, N 25 по ул. 1-я Прокатная, N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове выбрали способ управления в виде товариществ собственников жилья "Чехов", "Техстекло" и "Днепр 2004" соответственно.
Данные дома обслуживаются АТСЖ Ленинского района на основании договоров, в соответствии с которыми товарищества передали ассоциации объекты общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов по указанным адресам, для обслуживания и эксплуатации.
МО "Город Саратов" является собственником нежилых помещений: общей площадью 107,9 кв. м в доме N 2 по ул. Чехова, 53,6 кв. м в доме N 25 по ул. 1-я Прокатная, 106 кв. м в доме N 4 по ул. Перспективной.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником нежилых помещений в многоквартирных жилых домах обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт указанных выше многоквартирных жилых домов послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Правил N 491 и статьей 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением в этом доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ).
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление).
На основании изложенных норм права собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества домов. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения, исходя из установленной платы.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Расходы на капитальный ремонт, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
В материалах дела имеются копии протоколов общих собраний собственников помещений спорных домов товариществ от 16.01.2006, 10.01.2006 и 28.04.2006 об определении порядка формирования и утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества дома утверждении договоров с истцом, копии договоров ТСЖ "Чехов", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Днепр 2004", заключенных с истцом, расчет суммы иска, пояснения к расчету.
Согласно представленному истцом расчету за конкретный период времени общая сумма обязательных платежей, связанных с содержанием нежилых домов: за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., составляет 25 278 руб. 75 коп.
В спорной ситуации рассматривается вопрос об обязанности МО "Город Саратов" как собственника спорного имущества ежемесячно нести расходы на его содержание, а также на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с учетом положений действующего законодательства, а не вопрос о выделении товариществу собственников жилья субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Судами установлено, что спорные нежилые помещения являются объектом муниципальной собственности.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 ГК РФ от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Согласно пункту 3.2 Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации МО "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета МО "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка ответчика на Положение о порядке предоставления субсидии на ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденное администрацией города Саратова от 13.02.2012 N 164, признано судом апелляционной инстанции необоснованной.
Постановление N 164 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на ремонт многоквартирных домов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)