Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.04.2014 (судья Новикова О.Л.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 (судьи Кайгородов М.Ю., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-2270/2013 по иску Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 24, ИНН0411005460, ОГРН 1020400753438) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании 244 775,50 руб. за счет казны.
Другие лица, участвующие в деле:
Суд
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о возмещении за счет казны Российской Федерации 244 775,50 руб. убытков в пользу казны Республики Алтай, выплаченных Республикой Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, пользующихся льготами.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением от 30.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) в доход республиканской казны в лице Минфина РА взыскано 244 775,50 руб. убытков.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению Минфина России, выводы суда не соответствуют закону. Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса и статье 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" спорные обязательства относятся к расходам Республики Алтай.
По мнению Минфина России, определен надлежащий ответчик по делам о взыскании мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, а именно - казна Республики Алтай. Судом не применены часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Минфин Республики Алтай в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, по искам прокурора в интересах педагогических работников, проживающих в сельской местности, Чойским районным судом Республики Алтай вынесены решения о взыскании с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу конкретных педагогических работников денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009, 2010 годы.
Полагая, что данные расходы подлежат возмещению бюджету субъекта Российской Федерации из казны Российской Федерации, Минфин Республики Алтай обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали выводы об отнесении финансирования рассматриваемых льгот к расходным обязательствам Российской Федерации и наличии у Российской Федерации обязанности за счет казны Российской Федерации возместить Республике Алтай понесенные расходы на оплату мер социальной поддержки.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Установив, что согласно Федеральным законам от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" и от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субвенции республиканскому бюджету Республики Алтай для финансирования расходов педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и имеющим в силу пункта 5 статьи 55 Закона об образовании право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, не предусматривались и не выделялись, иск удовлетворен правомерно.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
Как верно установлено судами, материалами дела подтверждается размер расходов республиканского бюджета, понесенных в связи с выплатами педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, денежных средств по исполнительным листам, выданным Чойским районным судом Республики Алтай по делам NN 2-170/2012, 2-136/2012, 2-158/2012, 2-159/2012, 2-157/2012, 2-482/2012, 2-325/2012.
Факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, ответчиком не опровергнут.
По расчету истца для возмещения указанных расходов педагогических работников из республиканского бюджета было перечислено 244 775,50 руб.
Данные расходы являются убытками истца и подлежат взысканию с Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.04.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 30.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2270/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2014 ПО ДЕЛУ N А02-2270/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу N А02-2270/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11.04.2014 (судья Новикова О.Л.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 (судьи Кайгородов М.Ю., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-2270/2013 по иску Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 24, ИНН0411005460, ОГРН 1020400753438) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании 244 775,50 руб. за счет казны.
Другие лица, участвующие в деле:
Суд
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о возмещении за счет казны Российской Федерации 244 775,50 руб. убытков в пользу казны Республики Алтай, выплаченных Республикой Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, пользующихся льготами.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением от 30.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) в доход республиканской казны в лице Минфина РА взыскано 244 775,50 руб. убытков.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению Минфина России, выводы суда не соответствуют закону. Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса и статье 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" спорные обязательства относятся к расходам Республики Алтай.
По мнению Минфина России, определен надлежащий ответчик по делам о взыскании мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, а именно - казна Республики Алтай. Судом не применены часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Минфин Республики Алтай в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, по искам прокурора в интересах педагогических работников, проживающих в сельской местности, Чойским районным судом Республики Алтай вынесены решения о взыскании с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу конкретных педагогических работников денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009, 2010 годы.
Полагая, что данные расходы подлежат возмещению бюджету субъекта Российской Федерации из казны Российской Федерации, Минфин Республики Алтай обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали выводы об отнесении финансирования рассматриваемых льгот к расходным обязательствам Российской Федерации и наличии у Российской Федерации обязанности за счет казны Российской Федерации возместить Республике Алтай понесенные расходы на оплату мер социальной поддержки.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Установив, что согласно Федеральным законам от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" и от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субвенции республиканскому бюджету Республики Алтай для финансирования расходов педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и имеющим в силу пункта 5 статьи 55 Закона об образовании право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, не предусматривались и не выделялись, иск удовлетворен правомерно.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
Как верно установлено судами, материалами дела подтверждается размер расходов республиканского бюджета, понесенных в связи с выплатами педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, денежных средств по исполнительным листам, выданным Чойским районным судом Республики Алтай по делам NN 2-170/2012, 2-136/2012, 2-158/2012, 2-159/2012, 2-157/2012, 2-482/2012, 2-325/2012.
Факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, ответчиком не опровергнут.
По расчету истца для возмещения указанных расходов педагогических работников из республиканского бюджета было перечислено 244 775,50 руб.
Данные расходы являются убытками истца и подлежат взысканию с Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.04.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 30.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2270/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)