Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 15)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-21033/2013 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ИНН 3446030706, ОГРН 1083460004308, адрес местонахождения: 400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 19 а)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 15)
о признании незаконным бездействия,
заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, адрес местонахождения: 109012, г. Москва, Никольский пер., 9),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Карпенко Е.А., по доверенности от 20.01.2013,
ТУ Росимущества в Волгоградской области - не явился, извещено,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещено,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - заявитель, ООО "Стройсервис", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по заявлению ООО "Стройсервис" (от 14.05.2012 N 177), как несоответствующее положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В порядке восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение об образовании четырех земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163 в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, путем раздела земельного участка площадью 99 999 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:070001:65 по адресу: г. Волгоград, Кировский и Советский районы с разрешенным видом использования под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 20 ноября 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области удовлетворил.
Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по заявлению ООО "Стройсервис" (от 14.05.2012 N 177), как несоответствующее положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение об образовании четырех земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163 в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, путем раздела земельного участка площадью 99 999 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:070001:65 по адресу: г. Волгоград, Кировский и Советский районы с разрешенным видом использования под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
Кроме того, суд взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
ТУ Росимущества в Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Стройсервис" отказать.
ООО "Стройсервис" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ООО "Стройсервис" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ, что подтверждается отметкой в отзыве на апелляционную жалобу. Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
ТУ Росимущества в Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 79573 1 о вручении корреспонденции). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя управления. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (информация с сайта "Почта России" о вручении корреспонденции 10.01.2014).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суду апелляционной инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 данного Кодекса), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 данного Кодекса), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеются доказательства получения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом информации о начавшемся процессе, что подтверждается информацией с сайта "Почта России" о вручении Федеральному агентству по управлению государственным имуществом 09.10.2013 копии определения суда первой инстанции от 01.10.2013 о назначении дела к судебному разбирательству (т. 1 л.д. 147), а также телеграммой от 08.11.2013 N 87/8901 и отчетом об отправке определения от 31.10.2013 по факсимильной связи (т. 2 л.д. 27, 28).
Явку представителя в судебное заседание Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27 декабря 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя Общества, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройсервис" на праве долгосрочной аренды в соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации N 15/2008 от 18.03.2008 (с учетом дополнительного соглашения N 2 к указанному договору аренды от 29.12.2010), принадлежит земельный участок площадью 99 999 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский и Кировский районы, кадастровый номер 34:34:070001:65, разрешенное использование - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
В соответствии с разрешениями на строительство от 28.11.2011 N RU 34301000-284/К/11, от 08.02.2012 NRU 34301000-19/К/12, от 07.03.2012 NRU 34301000-29/К/12, от 05.04.2012 N Яи34301000-57/К/12, Общество на части вышеуказанного земельного участка осуществило строительство четырех многоквартирных жилых домов.
29 декабря 2012 года, ООО "Стройсервис" ввело указанные многоквартирные жилые дома в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU 34301000112/07/12, N RU 34301000-113/07/12, N RU 34301000-114/07/12, N RU 34301000-115/07/12.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома объединены едиными сетями инженерно-технического обеспечения, элементами благоустройства придворовой территории (тротуары, проезды, автопарковки), элементами озеленения, благоустроенной детской площадкой, другими элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в указанных домах. Управление указанными жилыми домами осуществляется ООО "Управляющая компания "Прибрежный".
ООО "Стройсервис" установило размеры и границы земельного участка, на котором расположены построенные многоквартирные жилые дома, а также размеры и границы земельных участков, на которых в настоящее время осуществляется строительство последующих многоквартирных жилых домов, осуществив раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 на четыре земельных участка, внеся в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами: 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163.
Письмом от 14.05.2012 N 177 (вх. N 6644 от 15.05.2012) Общество обратилось в ТУ Росимущества в Волгоградской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, при этом обосновав основания раздела земельного участка осуществлением поэтапного строительства и ввода в эксплуатацию многоэтажных жилых домов на вновь образованных земельных участках, указав на целесообразность раздела земельного участка со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
В ответ на обращение ООО "Стройсервис" ТУ Росимущества в Волгоградской области в письме от 14.06.2013 N 09/7233 указало, что Обществу необходимо представить согласие залогодержателей на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, поскольку зарегистрирована ипотека в пользу участников долевого строительства (физические лица) и банков.
Общество с сопроводительным письмом от 16.07.2012 N 271 (вх. от 17.07.2012) направило в адрес ТУ Росимущества документы, подтверждающие письменное согласие физических лиц и банков на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65.
ТУ Росимущества в Волгоградской области, рассмотрев представленный ООО "Стройсервис" пакет документов, письмом от 05.10.2012 N 09/12607 вернуло его без согласования на доработку, указав, что поскольку целью раздела является строительство многоквартирных жилых домов, заявителю необходимо представить проектную документацию по строительству жилых домов, а также разъяснения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о возможности использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
В соответствии с указаниями ТУ Росимущества ООО "Стройсервис" 09.11.2012 направило в адрес уполномоченного органа дополнительные документы: проект планировки территории по ул. Санаторная в Кировском районе г Волгограда; письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 N ар14561-12, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2009 по делу N А12-4001/2009; дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 18.03.2008 N 15/2008, находящегося в собственности Российской Федерации.
Письмом от 26.02.2013 N 09/3333 ТУ Росимущества в Волгоградской области уведомило ООО "Стройсервис" о повторном направлении доработанных с учетом письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.02.2013 N ПП-10/3951 комплектов документов в Росимущество для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Письмом от 26.07.2013 N ПП-10/34300 Росимущество возвратило пакет документов в ТУ Росимущество на доработку, указав, что территориальное управление обязано проводить первичную экспертизу документов, подлежащих представлению в Росимущество для рассмотрения по существу, на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствия противоречий, комплектности и достаточности для принятия Росимуществом соответствующего решения.
ТУ Росимущество во исполнение письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 26.07.2013 г. N ПП-10/34300, 30.08.2013 г. N 09/11235 направила в очередной раз доработанные документы о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по обращению ООО "Стройсервис" в Федеральное агентство.
На момент рассмотрения дела по существу ТУ Росимущество не располагает сведениями о результатах рассмотрения направленного пакета документов в Росимущество в отношения раздела рассматриваемого земельного участка.
Неисполнение ТУ Росимущества в Волгоградской области своих обязанностей в установленный срок рассмотреть заявление ООО "Стройсервис" и принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконном бездействии Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Волгоградской области по непринятию решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65.
При этом суд указал, что в результате непринятия решения о разделе земельного участка и образовании 4 земельных участков нарушаются права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, как арендатора земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, вынужденного уплачивать арендную плату за земельный участок площадью 17 657 кв. м, на котором расположены уже введенные в эксплуатацию многоквартирные жилые дома, ущемляются права Общества на образование (путем раздела) земельных участков.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3 названного Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как верно указал суд первой инстанции, заявителем во исполнение требования статьи 11.3 Земельного кодекса РФ были представлены в ТУ Росимущества в Волгоградской области все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (заявление с приложением кадастровых паспортов на земельные участки).
Поскольку правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070001:65 имелись в наличии в ТУ Росимущества в Волгоградской области, то у общества не возникло обязанности по их предоставлению.
Несмотря на то, что все, предусмотренные нормами статьи 11.3 ЗК РФ, документы были представлены заявителем в ТУ Росимущества в Волгоградской области, Общество неоднократно предоставляло по запросам государственного органа документы: документы, подтверждающие письменное согласие физических лиц и банков на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65; проект планировки территории по ул. Санаторная в Кировском районе г Волгограда; письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 N ар14561-12, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2009 по делу N А12-4001/2009; дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 18.03.2008 N 15/2008, находящегося в собственности Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции ТУ Росимущества в Волгоградской области в очередной раз направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом раз доработанные документы о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, однако решения по заявлению Общества до настоящего времени не принято.
При этом апелляционная жалоба не содержит доводов о том, почему раздел земельного участка невозможен.
Как верно указал суд первой инстанции, земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. Следовательно, права Российской Федерации разделом земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 не нарушаются.
ООО "Стройсервис" заблаговременно, до ввода многоквартирных жилых домов в эксплуатацию, в целях соблюдения прав граждан-собственников помещений многоквартирных жилых домов, направило заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, однако до настоящего времени данный раздел не произведен, неоднократное направление пакета документов на доработку с указанием новых замечаний не соответствует положениям статьи 11.3 Земельного Кодекса РФ и нарушает права ООО "Стройсервис".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что в представленных обществом материалах отсутствовали документы, подтверждающие факт расположения земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 в зоне малоэтажной застройки многоквартирными жилыми дома в соответствии с Генеральным планом г. Волгограда.
Из письма Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 г. N ар14561-12, которое уже было ранее направлено обществом в ТУ Росимущество вместе с пакетом дополнительных документов от 09.11.2012 г., следует, что проектом внесения изменений в Генеральный план Волгограда, подготовленным в рамках муниципального контракта N 43 от 30.09.2011 на основании постановления главы Волгограда от 26.12.2008 г. N 2749, предусмотрены изменения функциональной зоны в границах земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, с рекреационной зоны на жилую зону. Также в письме сообщалось, что проект изменений в Генеральный план рассмотрен на публичных слушаниях и в настоящее время осуществляется подготовка проекта изменений в Генеральный план Волгограда для представления в Волгоградскую городскую Думу в целях утверждения. При этом указывалось, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город - герой Волгоград, с учетом планируемых изменений в Генеральный план, испрашиваемые земельные участки (в т.ч. земельный участок N 34:34:070001:65) расположены в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей (Ж2-1)
Вышеизложенное дополнительно подтверждено в суде заявителем представлением выкопировок из Генерального плана Волгограда, Правил землепользования и застройки городского округа город - герой Волгоград, информацией Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 01.10.2013 г. N ар14841-13, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером N 34:34:070001:65 расположен в зоне Ж2-1 (т. 1.л.д.83-89,136-137).
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области указывает, что у него отсутствует возможность по принятию решения о разделе, поскольку документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и ответ из Агентства до настоящего времени не поступал.
Данный довод также был предметом рассмотрения в суд первой инстанции и был правомерно отклонен судом.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Росимущество осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Территориальное управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 22.02.2012 г.) Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных земельным законодательством прав собственников объектов недвижимости.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-21033/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N А12-21033/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N А12-21033/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 15)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-21033/2013 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ИНН 3446030706, ОГРН 1083460004308, адрес местонахождения: 400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 19 а)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684, адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 15)
о признании незаконным бездействия,
заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, адрес местонахождения: 109012, г. Москва, Никольский пер., 9),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Карпенко Е.А., по доверенности от 20.01.2013,
ТУ Росимущества в Волгоградской области - не явился, извещено,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещено,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - заявитель, ООО "Стройсервис", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по заявлению ООО "Стройсервис" (от 14.05.2012 N 177), как несоответствующее положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В порядке восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение об образовании четырех земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163 в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, путем раздела земельного участка площадью 99 999 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:070001:65 по адресу: г. Волгоград, Кировский и Советский районы с разрешенным видом использования под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 20 ноября 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области удовлетворил.
Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по заявлению ООО "Стройсервис" (от 14.05.2012 N 177), как несоответствующее положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение об образовании четырех земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163 в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, путем раздела земельного участка площадью 99 999 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:070001:65 по адресу: г. Волгоград, Кировский и Советский районы с разрешенным видом использования под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
Кроме того, суд взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
ТУ Росимущества в Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Стройсервис" отказать.
ООО "Стройсервис" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ООО "Стройсервис" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ, что подтверждается отметкой в отзыве на апелляционную жалобу. Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
ТУ Росимущества в Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 79573 1 о вручении корреспонденции). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя управления. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (информация с сайта "Почта России" о вручении корреспонденции 10.01.2014).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суду апелляционной инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 данного Кодекса), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 данного Кодекса), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеются доказательства получения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом информации о начавшемся процессе, что подтверждается информацией с сайта "Почта России" о вручении Федеральному агентству по управлению государственным имуществом 09.10.2013 копии определения суда первой инстанции от 01.10.2013 о назначении дела к судебному разбирательству (т. 1 л.д. 147), а также телеграммой от 08.11.2013 N 87/8901 и отчетом об отправке определения от 31.10.2013 по факсимильной связи (т. 2 л.д. 27, 28).
Явку представителя в судебное заседание Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27 декабря 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя Общества, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройсервис" на праве долгосрочной аренды в соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации N 15/2008 от 18.03.2008 (с учетом дополнительного соглашения N 2 к указанному договору аренды от 29.12.2010), принадлежит земельный участок площадью 99 999 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский и Кировский районы, кадастровый номер 34:34:070001:65, разрешенное использование - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
В соответствии с разрешениями на строительство от 28.11.2011 N RU 34301000-284/К/11, от 08.02.2012 NRU 34301000-19/К/12, от 07.03.2012 NRU 34301000-29/К/12, от 05.04.2012 N Яи34301000-57/К/12, Общество на части вышеуказанного земельного участка осуществило строительство четырех многоквартирных жилых домов.
29 декабря 2012 года, ООО "Стройсервис" ввело указанные многоквартирные жилые дома в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU 34301000112/07/12, N RU 34301000-113/07/12, N RU 34301000-114/07/12, N RU 34301000-115/07/12.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома объединены едиными сетями инженерно-технического обеспечения, элементами благоустройства придворовой территории (тротуары, проезды, автопарковки), элементами озеленения, благоустроенной детской площадкой, другими элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в указанных домах. Управление указанными жилыми домами осуществляется ООО "Управляющая компания "Прибрежный".
ООО "Стройсервис" установило размеры и границы земельного участка, на котором расположены построенные многоквартирные жилые дома, а также размеры и границы земельных участков, на которых в настоящее время осуществляется строительство последующих многоквартирных жилых домов, осуществив раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 на четыре земельных участка, внеся в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами: 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163.
Письмом от 14.05.2012 N 177 (вх. N 6644 от 15.05.2012) Общество обратилось в ТУ Росимущества в Волгоградской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, при этом обосновав основания раздела земельного участка осуществлением поэтапного строительства и ввода в эксплуатацию многоэтажных жилых домов на вновь образованных земельных участках, указав на целесообразность раздела земельного участка со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
В ответ на обращение ООО "Стройсервис" ТУ Росимущества в Волгоградской области в письме от 14.06.2013 N 09/7233 указало, что Обществу необходимо представить согласие залогодержателей на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, поскольку зарегистрирована ипотека в пользу участников долевого строительства (физические лица) и банков.
Общество с сопроводительным письмом от 16.07.2012 N 271 (вх. от 17.07.2012) направило в адрес ТУ Росимущества документы, подтверждающие письменное согласие физических лиц и банков на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65.
ТУ Росимущества в Волгоградской области, рассмотрев представленный ООО "Стройсервис" пакет документов, письмом от 05.10.2012 N 09/12607 вернуло его без согласования на доработку, указав, что поскольку целью раздела является строительство многоквартирных жилых домов, заявителю необходимо представить проектную документацию по строительству жилых домов, а также разъяснения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о возможности использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
В соответствии с указаниями ТУ Росимущества ООО "Стройсервис" 09.11.2012 направило в адрес уполномоченного органа дополнительные документы: проект планировки территории по ул. Санаторная в Кировском районе г Волгограда; письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 N ар14561-12, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2009 по делу N А12-4001/2009; дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 18.03.2008 N 15/2008, находящегося в собственности Российской Федерации.
Письмом от 26.02.2013 N 09/3333 ТУ Росимущества в Волгоградской области уведомило ООО "Стройсервис" о повторном направлении доработанных с учетом письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.02.2013 N ПП-10/3951 комплектов документов в Росимущество для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Письмом от 26.07.2013 N ПП-10/34300 Росимущество возвратило пакет документов в ТУ Росимущество на доработку, указав, что территориальное управление обязано проводить первичную экспертизу документов, подлежащих представлению в Росимущество для рассмотрения по существу, на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствия противоречий, комплектности и достаточности для принятия Росимуществом соответствующего решения.
ТУ Росимущество во исполнение письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 26.07.2013 г. N ПП-10/34300, 30.08.2013 г. N 09/11235 направила в очередной раз доработанные документы о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по обращению ООО "Стройсервис" в Федеральное агентство.
На момент рассмотрения дела по существу ТУ Росимущество не располагает сведениями о результатах рассмотрения направленного пакета документов в Росимущество в отношения раздела рассматриваемого земельного участка.
Неисполнение ТУ Росимущества в Волгоградской области своих обязанностей в установленный срок рассмотреть заявление ООО "Стройсервис" и принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконном бездействии Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Волгоградской области по непринятию решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65.
При этом суд указал, что в результате непринятия решения о разделе земельного участка и образовании 4 земельных участков нарушаются права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, как арендатора земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, вынужденного уплачивать арендную плату за земельный участок площадью 17 657 кв. м, на котором расположены уже введенные в эксплуатацию многоквартирные жилые дома, ущемляются права Общества на образование (путем раздела) земельных участков.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3 названного Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как верно указал суд первой инстанции, заявителем во исполнение требования статьи 11.3 Земельного кодекса РФ были представлены в ТУ Росимущества в Волгоградской области все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (заявление с приложением кадастровых паспортов на земельные участки).
Поскольку правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070001:65 имелись в наличии в ТУ Росимущества в Волгоградской области, то у общества не возникло обязанности по их предоставлению.
Несмотря на то, что все, предусмотренные нормами статьи 11.3 ЗК РФ, документы были представлены заявителем в ТУ Росимущества в Волгоградской области, Общество неоднократно предоставляло по запросам государственного органа документы: документы, подтверждающие письменное согласие физических лиц и банков на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65; проект планировки территории по ул. Санаторная в Кировском районе г Волгограда; письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 N ар14561-12, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2009 по делу N А12-4001/2009; дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 18.03.2008 N 15/2008, находящегося в собственности Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции ТУ Росимущества в Волгоградской области в очередной раз направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом раз доработанные документы о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, однако решения по заявлению Общества до настоящего времени не принято.
При этом апелляционная жалоба не содержит доводов о том, почему раздел земельного участка невозможен.
Как верно указал суд первой инстанции, земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. Следовательно, права Российской Федерации разделом земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 не нарушаются.
ООО "Стройсервис" заблаговременно, до ввода многоквартирных жилых домов в эксплуатацию, в целях соблюдения прав граждан-собственников помещений многоквартирных жилых домов, направило заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, однако до настоящего времени данный раздел не произведен, неоднократное направление пакета документов на доработку с указанием новых замечаний не соответствует положениям статьи 11.3 Земельного Кодекса РФ и нарушает права ООО "Стройсервис".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что в представленных обществом материалах отсутствовали документы, подтверждающие факт расположения земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 в зоне малоэтажной застройки многоквартирными жилыми дома в соответствии с Генеральным планом г. Волгограда.
Из письма Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 г. N ар14561-12, которое уже было ранее направлено обществом в ТУ Росимущество вместе с пакетом дополнительных документов от 09.11.2012 г., следует, что проектом внесения изменений в Генеральный план Волгограда, подготовленным в рамках муниципального контракта N 43 от 30.09.2011 на основании постановления главы Волгограда от 26.12.2008 г. N 2749, предусмотрены изменения функциональной зоны в границах земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, с рекреационной зоны на жилую зону. Также в письме сообщалось, что проект изменений в Генеральный план рассмотрен на публичных слушаниях и в настоящее время осуществляется подготовка проекта изменений в Генеральный план Волгограда для представления в Волгоградскую городскую Думу в целях утверждения. При этом указывалось, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город - герой Волгоград, с учетом планируемых изменений в Генеральный план, испрашиваемые земельные участки (в т.ч. земельный участок N 34:34:070001:65) расположены в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей (Ж2-1)
Вышеизложенное дополнительно подтверждено в суде заявителем представлением выкопировок из Генерального плана Волгограда, Правил землепользования и застройки городского округа город - герой Волгоград, информацией Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 01.10.2013 г. N ар14841-13, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером N 34:34:070001:65 расположен в зоне Ж2-1 (т. 1.л.д.83-89,136-137).
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области указывает, что у него отсутствует возможность по принятию решения о разделе, поскольку документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и ответ из Агентства до настоящего времени не поступал.
Данный довод также был предметом рассмотрения в суд первой инстанции и был правомерно отклонен судом.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Росимущество осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Территориальное управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 22.02.2012 г.) Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных земельным законодательством прав собственников объектов недвижимости.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2013 года по делу N А12-21033/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)