Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Данилова А.С. (доверенность от 08.10.2013), в отсутствие представителя органа, осуществляющего публичные полномочии - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому края на решение Арбитражного суда Ставропольского от 23.08.2013 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Сомов Е.Г., Сулейманов З.М.) по делу N А63-5426/2013, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным выраженного в сообщении от 19.04.2013 N 01/008/2013-690/10788 отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 4231 кв. м с кадастровым номером 26:12:012101:193, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54/1 (далее - земельный участок), о возложении на управление обязанности по осуществлению государственной регистрации права общей долевой собственности общества на земельный участок как общее имущество многоквартирного дома без выделения доли.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы представлением обществом полного пакета документов, необходимых для проведения соответствующих регистрационных действий, и отсутствием у управления законных оснований для истребования дополнительных документов.
Управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе заявитель настаивает на непредставлении обществом правоустанавливающего документа, а также решения (протокола) общего собрания собственников помещений либо иного соглашения участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, содержащих сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме и размере их долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, что препятствовало заполнению соответствующих подразделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что кадастровый учет земельного участка осуществлен 15.09.2005 (кадастровый паспорт земельного участка от 09.02.2010 N 2600/501/10-28333).
На основании договора аренды от 29.08.2006 N 5227, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя (арендодатель), общество с ограниченной ответственностью "Мирный дом" (арендатор) использовало земельный участок в целях строительства многоэтажного жилого дома со встроенными офисно-торговыми помещениями, автостоянкой, отдельным подземным паркингом.
Обществу на праве собственности принадлежат нежилые помещения N 23, 23а, 25, 26, 26а, 27, 27а, 28, 28а, 30, 30а, 31, 37, 38, 39, 43 (литера А) площадью 535,2 кв. м с кадастровым номером 26-26-01/046/2010-981, находящиеся по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54/1, (далее - нежилые помещения), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20.05.2010 серии 26-АЖ N 310518 (запись регистрации от 20.05.2010 N 26-26-01/046/2010-981).
Основанием государственной регистрации права собственности общества на нежилые помещения в свидетельстве о государственной регистрации права от 20.05.2010 серии 26-АЖ N 310518 указано разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию от 16.04.2010 N RU26309000-043-Э, выданное комитетом градостроительства администрации города Ставрополя.
Общество обратилось в управление с заявлением от 01.03.2013 о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок без выделения доли пропорционально размеру площади нежилых помещений, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка от 09.02.2010 N 2600/501/10-28333, разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию от 16.04.2010 N RU26309000-043-Э, свидетельство о государственной регистрации прав от 20.05.2010 серии 26-АЖ N 310518.
Уведомлением от 20.03.2013 общество извещено управлением о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и необходимости представления решения общего собрания либо иного соглашения участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома об определении долей в названном праве, техническую документацию многоквартирного дома (кадастровый и технический паспорта объекта недвижимости), документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества многоквартирного дома, правоустанавливающие документы на помещения в многоквартирном доме, свидетельства о государственной регистрации прав на помещения.
Причины, препятствующие проведению государственной регистрации, общество не устранило, что послужило основанием принятия управлением решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, выраженного в сообщении от 19.04.2013 N 01/008/2013-690/10788.
Полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы собственника нежилых помещений многоквартирного дома, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного Кодекса, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому прилагаются необходимые для такой регистрации документы (пункты 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; далее - Закон N 122-ФЗ).
На орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, статьей 17 Закона N 122-ФЗ возложена обязанность по осуществлению проверки юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, не предусмотренных названным законом.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права. Одним из оснований принятия уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации прав является непредставление заявителем необходимого пакета документов.
Согласно статье 23 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с Законом N 122-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс). Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс), в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010 N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а в Федеральном законе от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из частей 2 - 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.02.2013 N 12736/12 отметил, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Статьей 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), определено, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, они считаются равными.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, согласно положениям пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса, статьи 15 Закона N 189-ФЗ, пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, если принятым до вступления в силу Закона N 189-ФЗ решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Доказательства того, что собственники помещений многоквартирного дома иным образом распределили доли в общем имуществе (в ином порядке, чем это предусмотрено законом) в материалах дела отсутствуют. В заявлении о государственной регистрации общество также не указало на изменение его доли в общем имуществе.
При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пунктом 39 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, допускается внесение в графу "Доля" подраздела II (записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, о сделках об отчуждении объекта недвижимого имущества) раздела реестра об объекте недвижимости слов "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади" с указанием сведений о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой собственности).
Аналогичный порядок содержит пункт 12 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющееся общим имуществом в многоквартирном доме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2001 N 29.
Таким образом, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме осуществляется независимо от того, указаны в представленных на государственную регистрацию документах размеры доли или нет.
Законом N 122-ФЗ не предусмотрена необходимость представления документа технического учета в качестве обязательного условия для регистрации.
Кроме того, пунктом 5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества с многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано до 01.12.2006 утвердить форму документа технического учета такого имущества, которая до настоящего времени не утверждена.
Возложение на заявителя обязанности по предоставлению оригиналов и копий правоустанавливающих документов на помещения в многоквартирном жилом доме, собственником которых он не является, противоречит нормам статей 5, 16 Закона N 122-ФЗ и статье 36 Жилищного кодекса.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского от 23.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А63-5426/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А63-5426/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А63-5426/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Данилова А.С. (доверенность от 08.10.2013), в отсутствие представителя органа, осуществляющего публичные полномочии - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому края на решение Арбитражного суда Ставропольского от 23.08.2013 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Сомов Е.Г., Сулейманов З.М.) по делу N А63-5426/2013, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным выраженного в сообщении от 19.04.2013 N 01/008/2013-690/10788 отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 4231 кв. м с кадастровым номером 26:12:012101:193, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54/1 (далее - земельный участок), о возложении на управление обязанности по осуществлению государственной регистрации права общей долевой собственности общества на земельный участок как общее имущество многоквартирного дома без выделения доли.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы представлением обществом полного пакета документов, необходимых для проведения соответствующих регистрационных действий, и отсутствием у управления законных оснований для истребования дополнительных документов.
Управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе заявитель настаивает на непредставлении обществом правоустанавливающего документа, а также решения (протокола) общего собрания собственников помещений либо иного соглашения участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, содержащих сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме и размере их долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, что препятствовало заполнению соответствующих подразделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что кадастровый учет земельного участка осуществлен 15.09.2005 (кадастровый паспорт земельного участка от 09.02.2010 N 2600/501/10-28333).
На основании договора аренды от 29.08.2006 N 5227, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя (арендодатель), общество с ограниченной ответственностью "Мирный дом" (арендатор) использовало земельный участок в целях строительства многоэтажного жилого дома со встроенными офисно-торговыми помещениями, автостоянкой, отдельным подземным паркингом.
Обществу на праве собственности принадлежат нежилые помещения N 23, 23а, 25, 26, 26а, 27, 27а, 28, 28а, 30, 30а, 31, 37, 38, 39, 43 (литера А) площадью 535,2 кв. м с кадастровым номером 26-26-01/046/2010-981, находящиеся по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54/1, (далее - нежилые помещения), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20.05.2010 серии 26-АЖ N 310518 (запись регистрации от 20.05.2010 N 26-26-01/046/2010-981).
Основанием государственной регистрации права собственности общества на нежилые помещения в свидетельстве о государственной регистрации права от 20.05.2010 серии 26-АЖ N 310518 указано разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию от 16.04.2010 N RU26309000-043-Э, выданное комитетом градостроительства администрации города Ставрополя.
Общество обратилось в управление с заявлением от 01.03.2013 о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок без выделения доли пропорционально размеру площади нежилых помещений, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка от 09.02.2010 N 2600/501/10-28333, разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию от 16.04.2010 N RU26309000-043-Э, свидетельство о государственной регистрации прав от 20.05.2010 серии 26-АЖ N 310518.
Уведомлением от 20.03.2013 общество извещено управлением о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и необходимости представления решения общего собрания либо иного соглашения участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома об определении долей в названном праве, техническую документацию многоквартирного дома (кадастровый и технический паспорта объекта недвижимости), документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества многоквартирного дома, правоустанавливающие документы на помещения в многоквартирном доме, свидетельства о государственной регистрации прав на помещения.
Причины, препятствующие проведению государственной регистрации, общество не устранило, что послужило основанием принятия управлением решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, выраженного в сообщении от 19.04.2013 N 01/008/2013-690/10788.
Полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы собственника нежилых помещений многоквартирного дома, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного Кодекса, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому прилагаются необходимые для такой регистрации документы (пункты 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; далее - Закон N 122-ФЗ).
На орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, статьей 17 Закона N 122-ФЗ возложена обязанность по осуществлению проверки юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, не предусмотренных названным законом.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права. Одним из оснований принятия уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации прав является непредставление заявителем необходимого пакета документов.
Согласно статье 23 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с Законом N 122-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс). Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс), в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010 N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а в Федеральном законе от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из частей 2 - 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.02.2013 N 12736/12 отметил, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Статьей 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), определено, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, они считаются равными.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, согласно положениям пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса, статьи 15 Закона N 189-ФЗ, пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, если принятым до вступления в силу Закона N 189-ФЗ решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Доказательства того, что собственники помещений многоквартирного дома иным образом распределили доли в общем имуществе (в ином порядке, чем это предусмотрено законом) в материалах дела отсутствуют. В заявлении о государственной регистрации общество также не указало на изменение его доли в общем имуществе.
При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пунктом 39 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, допускается внесение в графу "Доля" подраздела II (записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, о сделках об отчуждении объекта недвижимого имущества) раздела реестра об объекте недвижимости слов "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади" с указанием сведений о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой собственности).
Аналогичный порядок содержит пункт 12 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющееся общим имуществом в многоквартирном доме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2001 N 29.
Таким образом, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме осуществляется независимо от того, указаны в представленных на государственную регистрацию документах размеры доли или нет.
Законом N 122-ФЗ не предусмотрена необходимость представления документа технического учета в качестве обязательного условия для регистрации.
Кроме того, пунктом 5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества с многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано до 01.12.2006 утвердить форму документа технического учета такого имущества, которая до настоящего времени не утверждена.
Возложение на заявителя обязанности по предоставлению оригиналов и копий правоустанавливающих документов на помещения в многоквартирном жилом доме, собственником которых он не является, противоречит нормам статей 5, 16 Закона N 122-ФЗ и статье 36 Жилищного кодекса.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского от 23.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А63-5426/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)