Судебные решения, арбитраж
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
Председательствующего судьи Темираева Э.В.,
судей - Гатеева С.Г., Бесолова В.Г.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ от 13 августа 2013 года, по делу по иску Ц. к Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение, которым постановлено:
исковые требования Ц. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего Ц., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. ..., общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу).
Возложить на Администрацию местного самоуправления г. Владикавказ обязанность осуществить перевод жилого помещения, принадлежащего Ц., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. ..., общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу), о чем выдать Ц. соответствующее Уведомление о переводе жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Бесолова В.Г., возражения представителя Ц. - Д. - судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
установила:
Ц. обратилась в суд с иском к АМС г. Владикавказ о признании незаконным решения Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу), возложении обязанности на АМС г. Владикавказ осуществить перевод жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу). В обоснование иска указала, что на основании разрешения на строительство N RU 15301000-194 от 08.10.2007 года и на основании договора купли-продажи от 28.09.2011 года Ц. на праве собственности принадлежит двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м, а также земельный участок, площадью 0,0407 га. В 2012 году по заказу истца ЗАО "Ремист" был разработан проект перевода указанного жилого дома в нежилое помещение - гостинцу. Перевод жилого дома по указанному проекту в нежилое помещение - гостиницу соответствует требованиям действующего законодательства, строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, согласно ст. 23 Жилищного кодекса РФ проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения необходим лишь в том случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Вместе с тем, для использования принадлежащего истцу жилого дома в качестве нежилого помещения (гостиницы) проведения переустройства и (или) перепланировки не требуется. Проект перевода жилого дома в гостиницу не содержит никаких изменений площади помещения, его границ, расположения стен, конструктивных и других характеристик надежности и безопасности. Для перевода данного дома в гостиницу необходимо лишь изменение назначения помещения с жилого на нежилое. С соответствующим заявлением Ц. обратилась с в АМС г. Владикавказа и представила все необходимые документы для перевода принадлежащего ей на праве собственности жилого дома в нежилое помещение - гостиницу, однако ей было отказано на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, а именно в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. В представленном проекте перевода помещения из жилого в нежилое (гостиницу) отсутствует раздел по обеспечению доступа маломобильных групп населения, кроме того проект подразумевает занятие территории общего пользования (ступени). Однако отсутствие раздела по обеспечению доступа инвалидов в проекте перевода жилого дома в гостиницу не является нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в переводе помещения из жилого в нежилое. Таким образом, при соблюдении требований действующего законодательства у Ц. имеется право на перевод принадлежащего ей на праве собственности жилого дома в нежилое помещение - гостиницу. Просила суд признать незаконным решение АМС г. Владикавказа (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, расположенного в г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу), обязать АМС г. Владикавказа осуществить перевод жилого помещения, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу).
Ц. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была надлежаще извещена.
В судебном заседании представитель истца - Д. требования своего доверителя поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что фактически в строении нет необходимости проводить перепланировку, необходимо лишь изменить назначение помещения из жилого в нежилое.
Представитель ответчика Т. в судебном заседании требования истца не признала, поскольку проект перевода жилого дома в нежилое помещение - гостиницу не соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ. Просила в иске отказать.
В судебном заседании Ч., представляющий интересы УМИЗРАГ АМС г. Владикавказ, в удовлетворении требований истца также просил отказать и пояснил, что проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям законодательства. В представленном Ц. проекте перевода помещения из жилого в нежилое (гостиницу) отсутствует раздел по обеспечению доступа маломобильных групп населения. Проект подразумевает занятие территории общего пользования (ступени).
По делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась представитель АМС г. Владикавказ Т. В своей апелляционной жалобе она просит отменить решение суда полностью и принять новое решение, отказав в удовлетворении требований истца.
Ц., представители АМС г. Владикавказ и УМИЗРАГ АМС г. Владикавказ, извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились. На основании ст. 167 ГПК РФ коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав мнение представителя истца Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет, в том числе, и подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в ч. 5 ст. 23 ЖК РФ, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ц. является собственником двухэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м.
Ц. обратилась в АМС г. Владикавказ с заявлением о переводе указанного выше жилого дома в нежилое здание для размещения в нем гостиницы. К заявлению были приложены правоустанавливающие документы на переводимое помещение и на земельный участок, кадастровый паспорт переводимого помещения, а также проект перевода жилого помещения в нежилое (гостиницу).
Уведомлением N 7002-5458 от 23.05.2013 года заместителя начальника комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказ принято решение об отказе в переводе указанного жилого дома в нежилое здание на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ (несоответствия проекта переустройства или перепланировки жилого помещения требованиям законодательства). В уведомлении указано, что проект не в полном объеме - в нем отсутствует раздел по обеспечению доступа маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 года "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Кроме того указано, что проект подразумевает занятие территории общего пользования (ступени).
Удовлетворяя требования Ц., суд первой инстанции исходил из того, что истцом был представлен в АМС г. Владикавказ разработанный ЗАО "Ремист" проект перевода жилого дома в г. Владикавказ, ул. ... в нежилое помещение, вместе с тем реконструкция дома (изменение параметров жилого дома, перестройка, расширение) не требовалась и истцом не осуществлялась. Кроме того суд посчитал установленным то, что истицей соблюдены условия перевода жилого помещение в нежилое, представлены все необходимые документы, а проект перевода жилого дома в нежилое помещение не содержит нарушений требований действующего законодательства.
Суд пришел к вывод о том, что Ц. все предусмотренные законом документы представлены в АМС г. Владикавказ, а содержащиеся в Уведомлении от 22.05.2013 года ссылки необоснованны и не являются основанием к отказу в переводе жилого помещения в нежилое.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, так же как и с доводами, приведенными в обоснование решения суда, по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, Ц. утверждает, что для перевода принадлежащего ей жилого строения в нежилое (гостиницу) не требуется какое-либо переустройство или перепланировка. В связи с чем она могла не предоставлять соответствующий проект в АМС г. Владикавказ. Однако истцом не представлено доказательство, подтверждающее этот довод. Документами, подтверждающими, что перепланировка и (или) переустройство не требуются для обеспечения использования жилого дома в г. Владикавказ, ул. ... в качестве нежилого помещения для размещения гостиницы могут быть заключение экспертов либо заключение межведомственной комиссии.
Согласно материалам дела Ц. представила в АМС г. Владикавказа пакет документов, в котором имелся проект перевода жилого дома по ул. ... в нежилые помещения (гостиница). В проекте отсутствовал раздел по мероприятиям по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения и т.д. Не оспаривая факта отсутствия в проекте указанного раздела, истец Ц. считала его необязательным в проекте, а отказ администрации в переводе из жилого в нежилое помещение по этому основанию неправомерным.
Между тем, в силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 года планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство, реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен состав проектной документации объектов капитального строительства, в который должен включаться, в том числе, раздел, содержащий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. 8 названного Закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе требования эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
В силу ст. 30 Закона параметры элементов строительных конструкций в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.
Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: - досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; -безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Из смысла приведенных выше положений закона следует, что нежилое здание для размещения гостиницы, помимо прочих, должно отвечать требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, возлагается на собственников зданий и сооружений.
Следовательно, в проекте перевода жилого дома в нежилое помещение (гостиницу) обязательно наличие раздела содержащего перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. А отсутствие указанного перечня мероприятий (раздела) в проекте переустройства или перепланировки жилого помещения должно расцениваться как несоответствие требованиям (нарушение) законодательства.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Исходя из анализа, приведенных норм закона и установленных обстоятельств, судебная коллегия находит решение АМС г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения в г. Владикавказ, ул. ... принадлежащего Ц., в нежилое помещение (гостиницу) обоснованным и законным.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного коллегия считает, что решение суда об удовлетворении требований Ц. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении ее требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 13 августа 2013 года отменить и вынести по делу новой решение, которым: - исковые требования Ц. о признании незаконным решения Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего Ц., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу) и возложении на АМС г. Владикавказ обязанности осуществить перевод жилого помещения в нежилое (гостиницу), с выдачей Ц. соответствующего Уведомления оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказ удовлетворить.
Председательствующий
Э.В.ТЕМИРАЕВ
Судьи
С.Г.ГАТЕЕВ
В.Г.БЕСОЛОВ
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Ленинским районным судом г. Владикавказ под председательством судьи Гогаевой А.К.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1194/2013
Разделы:Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N 33-1194/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
Председательствующего судьи Темираева Э.В.,
судей - Гатеева С.Г., Бесолова В.Г.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ от 13 августа 2013 года, по делу по иску Ц. к Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение, которым постановлено:
исковые требования Ц. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего Ц., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. ..., общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу).
Возложить на Администрацию местного самоуправления г. Владикавказ обязанность осуществить перевод жилого помещения, принадлежащего Ц., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. ..., общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу), о чем выдать Ц. соответствующее Уведомление о переводе жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Бесолова В.Г., возражения представителя Ц. - Д. - судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
установила:
Ц. обратилась в суд с иском к АМС г. Владикавказ о признании незаконным решения Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу), возложении обязанности на АМС г. Владикавказ осуществить перевод жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу). В обоснование иска указала, что на основании разрешения на строительство N RU 15301000-194 от 08.10.2007 года и на основании договора купли-продажи от 28.09.2011 года Ц. на праве собственности принадлежит двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м, а также земельный участок, площадью 0,0407 га. В 2012 году по заказу истца ЗАО "Ремист" был разработан проект перевода указанного жилого дома в нежилое помещение - гостинцу. Перевод жилого дома по указанному проекту в нежилое помещение - гостиницу соответствует требованиям действующего законодательства, строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, согласно ст. 23 Жилищного кодекса РФ проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения необходим лишь в том случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Вместе с тем, для использования принадлежащего истцу жилого дома в качестве нежилого помещения (гостиницы) проведения переустройства и (или) перепланировки не требуется. Проект перевода жилого дома в гостиницу не содержит никаких изменений площади помещения, его границ, расположения стен, конструктивных и других характеристик надежности и безопасности. Для перевода данного дома в гостиницу необходимо лишь изменение назначения помещения с жилого на нежилое. С соответствующим заявлением Ц. обратилась с в АМС г. Владикавказа и представила все необходимые документы для перевода принадлежащего ей на праве собственности жилого дома в нежилое помещение - гостиницу, однако ей было отказано на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, а именно в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. В представленном проекте перевода помещения из жилого в нежилое (гостиницу) отсутствует раздел по обеспечению доступа маломобильных групп населения, кроме того проект подразумевает занятие территории общего пользования (ступени). Однако отсутствие раздела по обеспечению доступа инвалидов в проекте перевода жилого дома в гостиницу не является нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в переводе помещения из жилого в нежилое. Таким образом, при соблюдении требований действующего законодательства у Ц. имеется право на перевод принадлежащего ей на праве собственности жилого дома в нежилое помещение - гостиницу. Просила суд признать незаконным решение АМС г. Владикавказа (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, расположенного в г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу), обязать АМС г. Владикавказа осуществить перевод жилого помещения, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу).
Ц. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была надлежаще извещена.
В судебном заседании представитель истца - Д. требования своего доверителя поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что фактически в строении нет необходимости проводить перепланировку, необходимо лишь изменить назначение помещения из жилого в нежилое.
Представитель ответчика Т. в судебном заседании требования истца не признала, поскольку проект перевода жилого дома в нежилое помещение - гостиницу не соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ. Просила в иске отказать.
В судебном заседании Ч., представляющий интересы УМИЗРАГ АМС г. Владикавказ, в удовлетворении требований истца также просил отказать и пояснил, что проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям законодательства. В представленном Ц. проекте перевода помещения из жилого в нежилое (гостиницу) отсутствует раздел по обеспечению доступа маломобильных групп населения. Проект подразумевает занятие территории общего пользования (ступени).
По делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась представитель АМС г. Владикавказ Т. В своей апелляционной жалобе она просит отменить решение суда полностью и принять новое решение, отказав в удовлетворении требований истца.
Ц., представители АМС г. Владикавказ и УМИЗРАГ АМС г. Владикавказ, извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились. На основании ст. 167 ГПК РФ коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав мнение представителя истца Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет, в том числе, и подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в ч. 5 ст. 23 ЖК РФ, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ц. является собственником двухэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м.
Ц. обратилась в АМС г. Владикавказ с заявлением о переводе указанного выше жилого дома в нежилое здание для размещения в нем гостиницы. К заявлению были приложены правоустанавливающие документы на переводимое помещение и на земельный участок, кадастровый паспорт переводимого помещения, а также проект перевода жилого помещения в нежилое (гостиницу).
Уведомлением N 7002-5458 от 23.05.2013 года заместителя начальника комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказ принято решение об отказе в переводе указанного жилого дома в нежилое здание на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ (несоответствия проекта переустройства или перепланировки жилого помещения требованиям законодательства). В уведомлении указано, что проект не в полном объеме - в нем отсутствует раздел по обеспечению доступа маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 года "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Кроме того указано, что проект подразумевает занятие территории общего пользования (ступени).
Удовлетворяя требования Ц., суд первой инстанции исходил из того, что истцом был представлен в АМС г. Владикавказ разработанный ЗАО "Ремист" проект перевода жилого дома в г. Владикавказ, ул. ... в нежилое помещение, вместе с тем реконструкция дома (изменение параметров жилого дома, перестройка, расширение) не требовалась и истцом не осуществлялась. Кроме того суд посчитал установленным то, что истицей соблюдены условия перевода жилого помещение в нежилое, представлены все необходимые документы, а проект перевода жилого дома в нежилое помещение не содержит нарушений требований действующего законодательства.
Суд пришел к вывод о том, что Ц. все предусмотренные законом документы представлены в АМС г. Владикавказ, а содержащиеся в Уведомлении от 22.05.2013 года ссылки необоснованны и не являются основанием к отказу в переводе жилого помещения в нежилое.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, так же как и с доводами, приведенными в обоснование решения суда, по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, Ц. утверждает, что для перевода принадлежащего ей жилого строения в нежилое (гостиницу) не требуется какое-либо переустройство или перепланировка. В связи с чем она могла не предоставлять соответствующий проект в АМС г. Владикавказ. Однако истцом не представлено доказательство, подтверждающее этот довод. Документами, подтверждающими, что перепланировка и (или) переустройство не требуются для обеспечения использования жилого дома в г. Владикавказ, ул. ... в качестве нежилого помещения для размещения гостиницы могут быть заключение экспертов либо заключение межведомственной комиссии.
Согласно материалам дела Ц. представила в АМС г. Владикавказа пакет документов, в котором имелся проект перевода жилого дома по ул. ... в нежилые помещения (гостиница). В проекте отсутствовал раздел по мероприятиям по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения и т.д. Не оспаривая факта отсутствия в проекте указанного раздела, истец Ц. считала его необязательным в проекте, а отказ администрации в переводе из жилого в нежилое помещение по этому основанию неправомерным.
Между тем, в силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 года планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство, реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен состав проектной документации объектов капитального строительства, в который должен включаться, в том числе, раздел, содержащий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. 8 названного Закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе требования эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
В силу ст. 30 Закона параметры элементов строительных конструкций в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.
Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: - досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; -безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Из смысла приведенных выше положений закона следует, что нежилое здание для размещения гостиницы, помимо прочих, должно отвечать требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, возлагается на собственников зданий и сооружений.
Следовательно, в проекте перевода жилого дома в нежилое помещение (гостиницу) обязательно наличие раздела содержащего перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. А отсутствие указанного перечня мероприятий (раздела) в проекте переустройства или перепланировки жилого помещения должно расцениваться как несоответствие требованиям (нарушение) законодательства.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Исходя из анализа, приведенных норм закона и установленных обстоятельств, судебная коллегия находит решение АМС г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения в г. Владикавказ, ул. ... принадлежащего Ц., в нежилое помещение (гостиницу) обоснованным и законным.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного коллегия считает, что решение суда об удовлетворении требований Ц. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении ее требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 13 августа 2013 года отменить и вынести по делу новой решение, которым: - исковые требования Ц. о признании незаконным решения Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (Уведомление от 22.05.2013 года) об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего Ц., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. ... общей площадью ... кв. м в нежилое помещение (гостиницу) и возложении на АМС г. Владикавказ обязанности осуществить перевод жилого помещения в нежилое (гостиницу), с выдачей Ц. соответствующего Уведомления оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказ удовлетворить.
Председательствующий
Э.В.ТЕМИРАЕВ
Судьи
С.Г.ГАТЕЕВ
В.Г.БЕСОЛОВ
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Ленинским районным судом г. Владикавказ под председательством судьи Гогаевой А.К.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)