Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" Третьякова А.М. по доверенности от 10.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2014 года по делу N А13-13106/2014 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семеновское МО), переулок Майский, дом 7Б; ОГРН 1083529000983; ИНН 3507305767; далее - ООО УК "Жилкомсервис", общество, ООО Управляющая компания "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным пунктов 1, 5 предписания от 19.08.2014 N 2130-29.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно решению общего собрания собственников управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, выполнение работ по вывозу мусора из подвальных помещений, по ремонту отмостки дома и приямков, а также оборудование приямков металлическими решетками не включены ни в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - перечень N 290), ни в договор от 01.08.2014 N 4/1 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с этим не является обязанностью общества. Кроме того, по мнению подателя жалобы, арбитражным судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, собственника квартиры N 26 - Лавтаковой А.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением Лавтаковой А., жильца одной из квартир многоквартирного жилого дома, инспекцией на основании распоряжения от 05.08.2014 N 2130 проведена внеплановая проверка соблюдения обществом обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) по адресу: Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково, Майский переулок, дом N 4.
По результатам проверки составлен акт проверки от 19.08.2014, акт обследования от 19.08.2014, где отражено, что обществом допущено нарушение Правил N 170, а именно: по периметру дома выявлено разрушение, щели, провал, проседание отмостки, с фасада дома - нарушение кладки и отделочного слоя приямков в количестве 4 штук, приямки не оборудованы металлическими решетками, в подвальном помещении под подъездом N 3 выявлено наличие мусора (старая мебель, оконные рамы, элементы труб, строительный мусор).
С целью устранения нарушений инспекцией выдано предписание 19.08.2014 N 2130-29, в соответствии с пунктами 1, 5 которого обществу необходимо в срок до 01.10.2014 выполнить мероприятия по ремонту отмостки дома, по ремонту приямков и оборудованию их металлическими решетками, по очистке подвального помещения от мусора.
Общество, полагая, что пункты 1, 5 предписания являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области. Инспекция входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации.
На основании пункта 3.2 Положения N 592 инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Губернатора Вологодской области от 22.04.2010 N 184 утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (далее - Порядок).
На основании пункта 4 Порядка должностные лица инспекции при осуществлении государственного регионального контроля имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания, представления об устранении выявленных в результате проверок нарушений жилищного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний, представлений в установленные сроки.
Таким образом, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных инспекции полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в подпунктах "а", "в" пункта 2 которых установлено, что в состав общего имущества включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании подпункта 12 пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В пункте 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что собственниками жилых помещений в доме, расположенном по адресу: Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково, переулок Майский, дом 4 выбран способ непосредственного управления многоквартирным домом, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 31.07.2014.
При этом согласно протоколу общее количество жилых помещений в доме - 27, то есть превышает лимит, установленный Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", действующим с 1 сентября 2014 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 01.08.2014, заключенным на основании решения общего собрания собственников помещений от 31.07.2014, общество приняло на себя обязанность по выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Следовательно, как лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома, ООО УК "Жилкомсервис" обязано соблюдать требования Правил N 170.
В соответствии с подпунктами "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, в том числе включает в себя:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 4.1.6 Правил N 170 предусмотрено, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
Согласно пункту 3.4.1. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Не допускается захламление и загрязнение подвальных помещений; использование подвалов и технических подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (пункт 4.1.15 Правил N 170).
Материалы дела свидетельствуют о том, что требования Правил N 170 по содержанию дома не соблюдены. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Доводы общества о том, что работы, указанные в пунктах 1, 5 предписания не были поручены обществу, так как не перечислены в решении общего собрания и в договоре от 01.08.2014, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Общество, заключив договор от 01.08.2014, приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества, поэтому как обслуживающая организация, обязано устранять обнаруженные неисправности конструкций жилого дома, принимать меры по надлежащему содержанию общего имущества в соответствии с требованиями Правил N 170 для поддержания нормальных условий проживания, вне зависимости от решений жильцов по указанным вопросам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того, согласно Минимальному перечню N 290 в отношении всех видов фундаментов выполняются следующие виды работ: проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; в зданиях с подвалами так же выполняются следующие виды работ: проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм, а также положения договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества от 01.08.2014, возлагающие на общество обязанность выполнения Правил N 170, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности пунктов 1, 5 выданного обществу предписания.
На основании вышеизложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы ООО Управляющая компания "Жилкомсервис" уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 11.11.2014 N 803 в размере 2000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежат уплате 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2000 рублей.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащий уплате ООО Управляющая компания "Жилкомсервис" составляет 1000 рублей.
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату ООО Управляющая компания "Жилкомсервис" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2014 года по делу N А13-13106/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11.11.2014 N 803 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 ПО ДЕЛУ N А13-13106/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А13-13106/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" Третьякова А.М. по доверенности от 10.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2014 года по делу N А13-13106/2014 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семеновское МО), переулок Майский, дом 7Б; ОГРН 1083529000983; ИНН 3507305767; далее - ООО УК "Жилкомсервис", общество, ООО Управляющая компания "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным пунктов 1, 5 предписания от 19.08.2014 N 2130-29.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно решению общего собрания собственников управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, выполнение работ по вывозу мусора из подвальных помещений, по ремонту отмостки дома и приямков, а также оборудование приямков металлическими решетками не включены ни в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - перечень N 290), ни в договор от 01.08.2014 N 4/1 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с этим не является обязанностью общества. Кроме того, по мнению подателя жалобы, арбитражным судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, собственника квартиры N 26 - Лавтаковой А.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением Лавтаковой А., жильца одной из квартир многоквартирного жилого дома, инспекцией на основании распоряжения от 05.08.2014 N 2130 проведена внеплановая проверка соблюдения обществом обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) по адресу: Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково, Майский переулок, дом N 4.
По результатам проверки составлен акт проверки от 19.08.2014, акт обследования от 19.08.2014, где отражено, что обществом допущено нарушение Правил N 170, а именно: по периметру дома выявлено разрушение, щели, провал, проседание отмостки, с фасада дома - нарушение кладки и отделочного слоя приямков в количестве 4 штук, приямки не оборудованы металлическими решетками, в подвальном помещении под подъездом N 3 выявлено наличие мусора (старая мебель, оконные рамы, элементы труб, строительный мусор).
С целью устранения нарушений инспекцией выдано предписание 19.08.2014 N 2130-29, в соответствии с пунктами 1, 5 которого обществу необходимо в срок до 01.10.2014 выполнить мероприятия по ремонту отмостки дома, по ремонту приямков и оборудованию их металлическими решетками, по очистке подвального помещения от мусора.
Общество, полагая, что пункты 1, 5 предписания являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области. Инспекция входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации.
На основании пункта 3.2 Положения N 592 инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Губернатора Вологодской области от 22.04.2010 N 184 утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (далее - Порядок).
На основании пункта 4 Порядка должностные лица инспекции при осуществлении государственного регионального контроля имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания, представления об устранении выявленных в результате проверок нарушений жилищного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний, представлений в установленные сроки.
Таким образом, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных инспекции полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в подпунктах "а", "в" пункта 2 которых установлено, что в состав общего имущества включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании подпункта 12 пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В пункте 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом установлено, что собственниками жилых помещений в доме, расположенном по адресу: Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково, переулок Майский, дом 4 выбран способ непосредственного управления многоквартирным домом, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 31.07.2014.
При этом согласно протоколу общее количество жилых помещений в доме - 27, то есть превышает лимит, установленный Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", действующим с 1 сентября 2014 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 01.08.2014, заключенным на основании решения общего собрания собственников помещений от 31.07.2014, общество приняло на себя обязанность по выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Следовательно, как лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома, ООО УК "Жилкомсервис" обязано соблюдать требования Правил N 170.
В соответствии с подпунктами "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, в том числе включает в себя:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 4.1.6 Правил N 170 предусмотрено, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
Согласно пункту 3.4.1. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Не допускается захламление и загрязнение подвальных помещений; использование подвалов и технических подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (пункт 4.1.15 Правил N 170).
Материалы дела свидетельствуют о том, что требования Правил N 170 по содержанию дома не соблюдены. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Доводы общества о том, что работы, указанные в пунктах 1, 5 предписания не были поручены обществу, так как не перечислены в решении общего собрания и в договоре от 01.08.2014, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Общество, заключив договор от 01.08.2014, приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества, поэтому как обслуживающая организация, обязано устранять обнаруженные неисправности конструкций жилого дома, принимать меры по надлежащему содержанию общего имущества в соответствии с требованиями Правил N 170 для поддержания нормальных условий проживания, вне зависимости от решений жильцов по указанным вопросам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того, согласно Минимальному перечню N 290 в отношении всех видов фундаментов выполняются следующие виды работ: проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; в зданиях с подвалами так же выполняются следующие виды работ: проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм, а также положения договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества от 01.08.2014, возлагающие на общество обязанность выполнения Правил N 170, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности пунктов 1, 5 выданного обществу предписания.
На основании вышеизложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы ООО Управляющая компания "Жилкомсервис" уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 11.11.2014 N 803 в размере 2000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежат уплате 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2000 рублей.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащий уплате ООО Управляющая компания "Жилкомсервис" составляет 1000 рублей.
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату ООО Управляющая компания "Жилкомсервис" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2014 года по делу N А13-13106/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11.11.2014 N 803 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)