Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемым постановлением было нарушено преимущественное право собственников многоквартирного дома на приобретение в долевую собственность земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Бажина Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Шукеновой М.А.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе К.В.
на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 января 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.В. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации г. Омска, ООО "<...>" о признании незаконными ненормативных актов органов местного самоуправления, признании права общей долевой собственности на земельный участок, возложении обязанности прекратить строительные работы, восстановить благоустройство придомовой территории оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения К.В. и ее представителя Л., представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - С., представителя УФАС по Омской области П., судебная коллегия
установила:
К.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными ненормативных актов органов местного самоуправления, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры N <...> в доме N <...> по <...>.
На придомовой территории указанного дома (детской площадке) производятся работы по строительству объекта капитального строительства. Проведение данных работ стало возможным в результате того, что земельный участок общей площадью <...> кв. м был изъят из придомовой территории.
В ответе на ее обращение Департамент имущественных отношений сообщил, что <...> состоялся государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м. Данный земельный участок принадлежит муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на основании постановления Администрации г. Омска от <...> и сдан в аренду для строительства офисного здания. Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <...>, сформирован в установленном порядке и учтен в государственном кадастре недвижимости <...> с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м. Соответственно, на момент регистрации земельного участка под многоквартирным домом спорный земельный участок уже был в собственности муниципалитета.
Считает постановление Мэра г. Омска от <...> незаконным, поскольку было нарушено преимущественное право собственников многоквартирного дома на приобретение в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Кроме того, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска <...> издано распоряжение "Об образовании земельных участков в Центральном АО г. Омска", которое также считает незаконным, поскольку спорный участок изначально входил в состав земельного участка многоквартирного дома.
Администрацией г. Омска был нарушен порядок передачи в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, который мог быть передан в аренду только путем проведения торгов. Разрешение на строительство было выдано ООО "<...>" департаментом архитектуры и строительства Администрации г. Омска на срок до <...>, в то время как строительство начато лишь в этом году.
ООО "<...>", проводя строительные работы, подвергает опасности здоровье и жизнь жителей дома, так как котлован, вырытый для строительства, должным образом не огорожен, в непосредственной близости располагается детская площадка. Строительством разрушено благоустройство придомовой территории: удалены зеленые насаждения, поврежден внешний вид детской площадки. Фактическое расстояние от забора стройки до стены дома намного меньше, чем заявлено в документах. Местное население не информировалось о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
С учетом уточнения заявленных требований просила признать незаконным постановление Мэра г. Омска от <...> N <...> и распоряжение N <...> от <...>; признать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <...>; обязать ООО "<...>" прекратить строительные работы, а также восстановить благоустройство придомовой территории рядом с указанным домом.
В судебном заседании К.В. и ее представитель Л. заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации г. Омска К.О. заявленные требования не признала, заявила о пропуске заявителем срока для обращения в суд с данными требованиями.
Представитель УФАС по Омской области П. заявленные требования нашла необоснованными.
Представители департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ООО "<...>", департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение установленного ст. 30 ЗК РФ семидневного срока. Постановление Мэра г. Омска от <...> вынесено через четыре дня после вынесения распоряжения от <...>. Указывает на истечение сроков предоставления спорного земельного участка, поскольку участок был предоставлен в аренду только на <...> года. Кроме того, разрешение на строительство было выдано сроком до <...>, данных о его продлении в материалах дела не имеется. Вновь указывает на возможность передачи в аренду участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лишь посредством проведения торгов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 ЗК РФ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется с соблюдением следующих процедур:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в органы исполнительной власти или местного самоуправления. Частью 2 данной статьи определено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Из смысла приведенных правовых норм вытекает, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места осуществляется органами местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При рассмотрении заявления органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются проекты границ земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от <...> N <...> управлению капитального строительства горисполкома был отведен земельный участок площадью <...> га под строительство <...> этажного общежития по <...> в первую очередь на <...> места, во вторую очередь на <...> места (<...>).
Решениями Исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от <...> N <...> и от <...> N <...> введены в эксплуатацию общежития на <...> человека и <...> человека по <...> (<...>).
Постановлением Мэра г. Омска N <...> от <...> снят статус общежития со специализированного жилого дома N <...> по <...> (<...>).
<...> за муниципальным образованием г. Омск зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <...> кв. м, кадастровый номер N <...> с разрешенным использованием - земли общего пользования под улицей, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено в центральной части кадастрового района <...> г. Омск (<...>).
<...> распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью <...> кв. м и установлен вид использования для строительства офисного здания по <...>. Из пояснительной записки следует, что земельный участок для строительства капитального объекта образован из земельного участка с кадастровым номером N <...> <...>).
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> от <...> утвержден акт о выборе земельного участка для строительства здания офиса по <...> (вблизи строения по <...>, предварительно согласовано место размещения здания офиса по <...> согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> от <...> (<...>).
Из акта о выборе земельного участка для строительства следует, что информирование населения производилось через газету "<...>" от <...>.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> N <...> из земельного участка с кадастровым номером N <...> был образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м, предназначенный для строительства офисного здания, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено в <...> м южнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> (<...>).
<...> решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области земельный участок с кадастровым номером N <...> поставлен на кадастровый учет (<...>).
<...> право собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...> в установленном законом порядке зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области (<...>).
Постановлением Администрации г. Омска от <...> N <...> ООО "<...>" в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, для строительства офисного здания, местоположение которого установлено в <...> м южнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> (<...>).
На основании указанного постановления <...> между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (арендодатель) и ООО "<...>" (арендатор) заключен договор аренды N <...> земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в городе Омске для строительства (<...>).
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...> N <...> утвержден градостроительный план земельного участка в <...> м южнее многоквартирного жилого дома по <...> (<...>).
Постановлением Администрации г. Омска от <...> N <...> предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером N <...>, местоположение установлено в <...> м южнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес <...>, в части уменьшения минимального отступа от красной линии зданий, строений, сооружений до <...> м (<...>).
При выборе указанного земельного участка проведены предусмотренные законом процедуры согласования. ООО "<...>" получено заключение государственной экологической экспертизы N <...> о соответствии проектной документации по объекту установленным требованиям, Управлением Роспотребнадзора по Омской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N <...> о соответствии проектной документации требованиям СанПиН N <...>, СанПиН N <...> (<...>).
<...> департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ООО "<...>" выдано разрешение на строительство N <...> офисного здания на земельном участке площадью <...> кв. м, со сроком действия до <...>. Впоследствии действие данного разрешения было продлено до <...> (<...>).
Таким образом, предусмотренный земельным законодательством порядок предоставления земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта в данном случае был соблюден.
Ссылки заявителя на необходимость проведения в данном случае торгов для предоставления спорного земельного участка в аренду обоснованно не приняты судом во внимание.
Пункт 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров (посредством проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статья 30 ЗК РФ (утратила силу с 01.03.2015) предусматривает возможность предоставления земельного участка не только посредством проведения торгов, но и на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Земельный участок предоставляется решением органа местного самоуправления в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
<...> распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером N <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования участка - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, местоположение земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом <...> (<...>).
<...> решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м поставлен на кадастровый учет (общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома) (<...>).
Таким образом, на момент регистрации земельного участка под многоквартирным жилым домом, спорный земельный участок площадью 634 кв. м уже был в собственности муниципального образования г. Омска, в связи с чем публично-правовое образование в рассматриваемом случае не было ограничено в своих правах по распоряжению земельным участком, находящимся в его собственности, в том числе имело право на предоставление его в аренду.
Кроме того, Постановлением Администрации города Омска от <...> N <...> утверждены проекты планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в том числе расположенного в границах лица <...>, подготовленного на основании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от <...> N <...>, Плана реализации Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области на период до <...> года, утвержденного постановлением Мэра города Омска от <...> N <...>, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от <...> N <...>. Приложением N 5 к данному постановлению утверждено размещение объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах. Из фрагмента чертежа планировки данной территории следует, что спорный земельный участок, обозначенный под номером <...>, отнесен к зоне планируемого размещения объектов административно - делового и общественного назначения (<...>).
Также обоснованно судом не приняты во внимание доводы заявителя о расположении спорного земельного участка ближе, чем <...> м относительно жилого дома по <...> поскольку факт нахождения спорного земельного участка именно на данном расстоянии установлен ненормативными актами органа местного самоуправления и закреплен в кадастровой выписке, доказательств обратного заявителем представлено не было.
Что касается расстояния от возводимого офисного здания до жилого дома, то согласно приложению N <...> Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, нормативное расстояние между строениями при степени огнестойкости зданий I и II предусмотрено равным <...> м.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных К.В. требований.
В целом доводы апелляционной жалобы К.В. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2281/2015
Требование: О признании незаконными ненормативных актов органов местного самоуправления.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемым постановлением было нарушено преимущественное право собственников многоквартирного дома на приобретение в долевую собственность земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-2281/2015
Председательствующий: Бажина Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Шукеновой М.А.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе К.В.
на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 января 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.В. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации г. Омска, ООО "<...>" о признании незаконными ненормативных актов органов местного самоуправления, признании права общей долевой собственности на земельный участок, возложении обязанности прекратить строительные работы, восстановить благоустройство придомовой территории оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения К.В. и ее представителя Л., представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - С., представителя УФАС по Омской области П., судебная коллегия
установила:
К.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными ненормативных актов органов местного самоуправления, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры N <...> в доме N <...> по <...>.
На придомовой территории указанного дома (детской площадке) производятся работы по строительству объекта капитального строительства. Проведение данных работ стало возможным в результате того, что земельный участок общей площадью <...> кв. м был изъят из придомовой территории.
В ответе на ее обращение Департамент имущественных отношений сообщил, что <...> состоялся государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м. Данный земельный участок принадлежит муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на основании постановления Администрации г. Омска от <...> и сдан в аренду для строительства офисного здания. Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <...>, сформирован в установленном порядке и учтен в государственном кадастре недвижимости <...> с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м. Соответственно, на момент регистрации земельного участка под многоквартирным домом спорный земельный участок уже был в собственности муниципалитета.
Считает постановление Мэра г. Омска от <...> незаконным, поскольку было нарушено преимущественное право собственников многоквартирного дома на приобретение в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Кроме того, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска <...> издано распоряжение "Об образовании земельных участков в Центральном АО г. Омска", которое также считает незаконным, поскольку спорный участок изначально входил в состав земельного участка многоквартирного дома.
Администрацией г. Омска был нарушен порядок передачи в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, который мог быть передан в аренду только путем проведения торгов. Разрешение на строительство было выдано ООО "<...>" департаментом архитектуры и строительства Администрации г. Омска на срок до <...>, в то время как строительство начато лишь в этом году.
ООО "<...>", проводя строительные работы, подвергает опасности здоровье и жизнь жителей дома, так как котлован, вырытый для строительства, должным образом не огорожен, в непосредственной близости располагается детская площадка. Строительством разрушено благоустройство придомовой территории: удалены зеленые насаждения, поврежден внешний вид детской площадки. Фактическое расстояние от забора стройки до стены дома намного меньше, чем заявлено в документах. Местное население не информировалось о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
С учетом уточнения заявленных требований просила признать незаконным постановление Мэра г. Омска от <...> N <...> и распоряжение N <...> от <...>; признать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <...>; обязать ООО "<...>" прекратить строительные работы, а также восстановить благоустройство придомовой территории рядом с указанным домом.
В судебном заседании К.В. и ее представитель Л. заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации г. Омска К.О. заявленные требования не признала, заявила о пропуске заявителем срока для обращения в суд с данными требованиями.
Представитель УФАС по Омской области П. заявленные требования нашла необоснованными.
Представители департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ООО "<...>", департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение установленного ст. 30 ЗК РФ семидневного срока. Постановление Мэра г. Омска от <...> вынесено через четыре дня после вынесения распоряжения от <...>. Указывает на истечение сроков предоставления спорного земельного участка, поскольку участок был предоставлен в аренду только на <...> года. Кроме того, разрешение на строительство было выдано сроком до <...>, данных о его продлении в материалах дела не имеется. Вновь указывает на возможность передачи в аренду участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лишь посредством проведения торгов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 ЗК РФ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется с соблюдением следующих процедур:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в органы исполнительной власти или местного самоуправления. Частью 2 данной статьи определено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Из смысла приведенных правовых норм вытекает, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места осуществляется органами местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При рассмотрении заявления органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются проекты границ земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от <...> N <...> управлению капитального строительства горисполкома был отведен земельный участок площадью <...> га под строительство <...> этажного общежития по <...> в первую очередь на <...> места, во вторую очередь на <...> места (<...>).
Решениями Исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от <...> N <...> и от <...> N <...> введены в эксплуатацию общежития на <...> человека и <...> человека по <...> (<...>).
Постановлением Мэра г. Омска N <...> от <...> снят статус общежития со специализированного жилого дома N <...> по <...> (<...>).
<...> за муниципальным образованием г. Омск зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <...> кв. м, кадастровый номер N <...> с разрешенным использованием - земли общего пользования под улицей, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено в центральной части кадастрового района <...> г. Омск (<...>).
<...> распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью <...> кв. м и установлен вид использования для строительства офисного здания по <...>. Из пояснительной записки следует, что земельный участок для строительства капитального объекта образован из земельного участка с кадастровым номером N <...> <...>).
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> от <...> утвержден акт о выборе земельного участка для строительства здания офиса по <...> (вблизи строения по <...>, предварительно согласовано место размещения здания офиса по <...> согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> от <...> (<...>).
Из акта о выборе земельного участка для строительства следует, что информирование населения производилось через газету "<...>" от <...>.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> N <...> из земельного участка с кадастровым номером N <...> был образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м, предназначенный для строительства офисного здания, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено в <...> м южнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> (<...>).
<...> решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области земельный участок с кадастровым номером N <...> поставлен на кадастровый учет (<...>).
<...> право собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...> в установленном законом порядке зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области (<...>).
Постановлением Администрации г. Омска от <...> N <...> ООО "<...>" в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, для строительства офисного здания, местоположение которого установлено в <...> м южнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> (<...>).
На основании указанного постановления <...> между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (арендодатель) и ООО "<...>" (арендатор) заключен договор аренды N <...> земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в городе Омске для строительства (<...>).
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...> N <...> утвержден градостроительный план земельного участка в <...> м южнее многоквартирного жилого дома по <...> (<...>).
Постановлением Администрации г. Омска от <...> N <...> предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером N <...>, местоположение установлено в <...> м южнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес <...>, в части уменьшения минимального отступа от красной линии зданий, строений, сооружений до <...> м (<...>).
При выборе указанного земельного участка проведены предусмотренные законом процедуры согласования. ООО "<...>" получено заключение государственной экологической экспертизы N <...> о соответствии проектной документации по объекту установленным требованиям, Управлением Роспотребнадзора по Омской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N <...> о соответствии проектной документации требованиям СанПиН N <...>, СанПиН N <...> (<...>).
<...> департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ООО "<...>" выдано разрешение на строительство N <...> офисного здания на земельном участке площадью <...> кв. м, со сроком действия до <...>. Впоследствии действие данного разрешения было продлено до <...> (<...>).
Таким образом, предусмотренный земельным законодательством порядок предоставления земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта в данном случае был соблюден.
Ссылки заявителя на необходимость проведения в данном случае торгов для предоставления спорного земельного участка в аренду обоснованно не приняты судом во внимание.
Пункт 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров (посредством проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статья 30 ЗК РФ (утратила силу с 01.03.2015) предусматривает возможность предоставления земельного участка не только посредством проведения торгов, но и на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Земельный участок предоставляется решением органа местного самоуправления в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
<...> распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N <...> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером N <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования участка - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, местоположение земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом <...> (<...>).
<...> решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м поставлен на кадастровый учет (общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома) (<...>).
Таким образом, на момент регистрации земельного участка под многоквартирным жилым домом, спорный земельный участок площадью 634 кв. м уже был в собственности муниципального образования г. Омска, в связи с чем публично-правовое образование в рассматриваемом случае не было ограничено в своих правах по распоряжению земельным участком, находящимся в его собственности, в том числе имело право на предоставление его в аренду.
Кроме того, Постановлением Администрации города Омска от <...> N <...> утверждены проекты планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в том числе расположенного в границах лица <...>, подготовленного на основании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от <...> N <...>, Плана реализации Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области на период до <...> года, утвержденного постановлением Мэра города Омска от <...> N <...>, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от <...> N <...>. Приложением N 5 к данному постановлению утверждено размещение объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах. Из фрагмента чертежа планировки данной территории следует, что спорный земельный участок, обозначенный под номером <...>, отнесен к зоне планируемого размещения объектов административно - делового и общественного назначения (<...>).
Также обоснованно судом не приняты во внимание доводы заявителя о расположении спорного земельного участка ближе, чем <...> м относительно жилого дома по <...> поскольку факт нахождения спорного земельного участка именно на данном расстоянии установлен ненормативными актами органа местного самоуправления и закреплен в кадастровой выписке, доказательств обратного заявителем представлено не было.
Что касается расстояния от возводимого офисного здания до жилого дома, то согласно приложению N <...> Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, нормативное расстояние между строениями при степени огнестойкости зданий I и II предусмотрено равным <...> м.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных К.В. требований.
В целом доводы апелляционной жалобы К.В. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)