Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Король А.Г., доверенность от 02.09.2014,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4553/2015) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 по делу N А26-7587/2014 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "МИР"
заинтересованное лицо: Администрация Петрозаводского городского округа
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 25.07.2014 N 111-38-250, об обязании предоставить земельный участок.
Решением суда от 26.12.2014 заявление Общество удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, письмо от 25.07.2014 N 111-38-350 не может расцениваться как отказ в предоставлении земельного участка, поскольку носит лишь информативный характер о том, что Администрацией принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка и начата процедура подготовки земельного участка для его последующего предоставления путем проведения торгов. В подтверждение начала процедуры формирования земельного участка Администрация ссылается на схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 01.09.2014 N 4331, на основании которой будут производиться кадастровые работы. При этом Администрация указывает, что не принимала решение о предоставлении земельного участка на торгах. Также Администрация указывает, что испрашиваемый Обществом земельный участок не достаточен для строительства жилого дома.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.05.2014 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м для строительства многоэтажного жилого дома в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске на праве аренды сроком на 5 лет.
Письмом от 19.06.2014 Администрация уведомила заявителя о невозможности предоставления земельного участка испрашиваемой площади для строительства многоквартирного жилого дома и предложила представить свое согласие на формирование земельного участка площадью 2 000 кв. м, указав следующее. Испрашиваемый участок по ул. Ильича расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и в соответствии со статьей 34 Решения Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" на нем возможно размещение многоэтажных жилых домов. Однако размер испрашиваемого земельного участка (400 кв. м) не обеспечивает возможность строительства жилого здания и организации коллективной придомовой территории с функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, временных стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. С учетом границ сформированных земельных участков и красных линий ул. Ильича существует возможность увеличить площадь земельного участка ориентировочно до 2 000 кв. м с учетом сервитута для проезда к индивидуальному жилому дому N 50 по ул. Ильича.
27.06.2014 ООО "СК "Мир" направило в адрес Администрации новое заявление о предоставлении земельного участка в пределах того же кадастрового квартала для строительства административно-офисного объекта на земельном участке площадью 643 кв. м в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске на праве аренды сроком на 5 лет с приложением схемы расположения земельного участка.
В письме от 25.07.2014 Администрация разъяснила, что ею принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома и начата процедура подготовки земельного участка ориентировочной площадью 2 055 кв. м в кадастровых кварталах 10:01:0140132 и 10:01:0140135 для строительства многоквартирного жилого дома, в том числе с ориентировочной площадью 396 кв. м устанавливаемого публичного сервитута для организации проезда к жилому дому N 50 по ул. Ильича, для предоставления его путем проведения торгов (аукциона). В связи с вышеизложенным формирование земельного участка площадью 643 кв. м для размещения административного, офисного объекта невозможно.
Не согласившись с отказом Администрации, выраженном в письме от 25.07.2014, ООО "СК "Мир" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (земельные участки, изъятые из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства, регламентирован статьей 30 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории).
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 11 статьи 30 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 8 решения Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее - Правила землепользования) предоставление земельных участков для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом РФ. Предварительное согласование места размещения объекта проводится при предоставлении земельных участков для строительства юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество не относится к категориям лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обращалось в Администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка в городском поселении для строительства объектов, размещение которых на испрашиваемом земельном участке в соответствии с зонированием территории возможно. Соответственно, по заявлениям Общества земельный участок должен быть сформирован без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил землепользования земельные участки, предоставляемые заинтересованным лицам для строительства, должны быть сформированы как объекты недвижимости; не допускается предоставлять земельные участки, не сформированные как объекты недвижимости, для любого строительства; сформированным считается земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, определены разрешенное использование и технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также плата за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Формирование земельного участка производится в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, осуществление работ по формированию земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов и включает в себя проведение кадастровых работ, осуществление кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка и условий технологического присоединения, принятие решения о проведении торгов, публикация сообщения о проведении торгов.
Довод Администрации о том, что письмо от 25.07.2014 N 111-38-350 не может расцениваться как отказ в предоставлении земельного участка, поскольку носит лишь информативный характер о том, что Администрацией принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка и начата процедура подготовки земельного участка для его последующего предоставления путем проведения торгов, является несостоятельным, поскольку информирование Общества о формировании земельного участка площадью 2055 кв. м фактически является отказом в предоставлении земельного участка испрашиваемой Обществом площадью - 643 кв. м.
Действующим законодательством не предусмотрено иных возможностей для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка, кроме предоставления такого участка либо отказа в его предоставлении. Поскольку оспариваемым письмом Администрация не предоставила заявителю земельный участок испрашиваемой площади, а указала на невозможность его предоставления, оно правомерно рассматривается Обществом в качестве решения об отказе в удовлетворении заявления Общества от 27.06.2014 о предоставлении земельного участка.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, у Администрации отсутствуют полномочия по самостоятельному изменению испрашиваемой Обществом площади земельного участка.
Вместе с тем, Администрацией не представлено доказательств совершения действий свидетельствующих о начале процедуры формирования земельного участка, в пределах которого находится испрашиваемый Обществом земельный участок, на момент составления письма от 25.07.2014.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 01.09.2014 N 4331, не может быть принята в качестве такого доказательства, поскольку Постановление об утверждении принято после письма от 25.07.2014.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка направленному в управление земельных ресурсов письму от 16.06.2014 за подписью заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства комитета экономики и управления муниципальным имуществом - начальника отдела обеспечения градостроительной деятельности Захаренковой И.А.
Суд обоснованно указал, что данное письмо не может быть признано документом, свидетельствующим о принятии Администрацией решения о предоставлении земельного участка на торгах поскольку: в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации такое решение может быть принято после проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета земельного участка, определения его разрешенного использования и условий технологического присоединения, чего в данном случае сделано не было; в соответствии с пунктом 3.4 Административного регламента такое решение принимается в форме постановления (с соблюдением всех требований); не представлено доказательств наличия у Захаренковой И.А. полномочий на принятие решений по распоряжению земельными участками; письмо направлено из одного отдела Администрации в другой отдел, то есть является внутренней перепиской ответчика, не имеющей в соответствии с положениями земельного законодательства процессуального значения.
Обстоятельств для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.13 Регламента по заявлению Общества у органа местного самоуправления не имелось. Какие-либо иные обстоятельства, препятствующие предоставлению земельного участка испрашиваемой площади, Земельным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами органов местного самоуправления, не предусмотрены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка по заявлению от 27.06.2014 содержит недостоверную информацию о начале процедуры формирования земельного участка иной площади и не соответствует требованиям земельного законодательства.
Ссылки апелляционной жалобы на невозможность строительства на земельном участке испрашиваемой Обществом площадью жилого дома являются несостоятельными, поскольку Общество в заявлении от 27.06.2014 просило предоставить земельный участок для строительства административного, офисного объекта. Доказательства невозможности размещения на земельном участке площадью 643 кв. м административного, офисного объекта Администрацией не представлено. Апелляционным судом не установлено обстоятельств, препятствующих строительству такого объекта на испрашиваемом земельном участке.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка ориентировочной площадью 643 кв. м для строительства административно-офисного объекта в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске на праве аренды сроком на 5 лет, выраженный в письме от 25.07.2014 N 111-38-250, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признан незаконным.
В порядке устранения нарушенного права заявителя суд обязал Администрацию в установленные статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации сроки и порядке провести процедуру предоставления земельного участка площадью 643 кв. м по ул. Ильича в кадастровом квартале 10:01:0140135 по заявлению общества с ограниченной "Строительная компания "МИР" от 27.06.2014 с проведением работ по формированию земельного участка.
Таким образом, суд в своем решении не разрешал вопрос о предоставлении земельного участка Обществу, а правомерно в соответствии с нормами действующего земельного законодательства обязал уполномоченный орган провести процедуру предоставления земельного участка с проведением работ по формированию земельного участка на основании заявления Общества.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 по делу N А26-7587/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 13АП-4553/2015 ПО ДЕЛУ N А26-7587/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N А26-7587/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Король А.Г., доверенность от 02.09.2014,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4553/2015) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 по делу N А26-7587/2014 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "МИР"
заинтересованное лицо: Администрация Петрозаводского городского округа
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 25.07.2014 N 111-38-250, об обязании предоставить земельный участок.
Решением суда от 26.12.2014 заявление Общество удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, письмо от 25.07.2014 N 111-38-350 не может расцениваться как отказ в предоставлении земельного участка, поскольку носит лишь информативный характер о том, что Администрацией принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка и начата процедура подготовки земельного участка для его последующего предоставления путем проведения торгов. В подтверждение начала процедуры формирования земельного участка Администрация ссылается на схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 01.09.2014 N 4331, на основании которой будут производиться кадастровые работы. При этом Администрация указывает, что не принимала решение о предоставлении земельного участка на торгах. Также Администрация указывает, что испрашиваемый Обществом земельный участок не достаточен для строительства жилого дома.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.05.2014 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м для строительства многоэтажного жилого дома в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске на праве аренды сроком на 5 лет.
Письмом от 19.06.2014 Администрация уведомила заявителя о невозможности предоставления земельного участка испрашиваемой площади для строительства многоквартирного жилого дома и предложила представить свое согласие на формирование земельного участка площадью 2 000 кв. м, указав следующее. Испрашиваемый участок по ул. Ильича расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и в соответствии со статьей 34 Решения Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" на нем возможно размещение многоэтажных жилых домов. Однако размер испрашиваемого земельного участка (400 кв. м) не обеспечивает возможность строительства жилого здания и организации коллективной придомовой территории с функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, временных стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. С учетом границ сформированных земельных участков и красных линий ул. Ильича существует возможность увеличить площадь земельного участка ориентировочно до 2 000 кв. м с учетом сервитута для проезда к индивидуальному жилому дому N 50 по ул. Ильича.
27.06.2014 ООО "СК "Мир" направило в адрес Администрации новое заявление о предоставлении земельного участка в пределах того же кадастрового квартала для строительства административно-офисного объекта на земельном участке площадью 643 кв. м в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске на праве аренды сроком на 5 лет с приложением схемы расположения земельного участка.
В письме от 25.07.2014 Администрация разъяснила, что ею принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома и начата процедура подготовки земельного участка ориентировочной площадью 2 055 кв. м в кадастровых кварталах 10:01:0140132 и 10:01:0140135 для строительства многоквартирного жилого дома, в том числе с ориентировочной площадью 396 кв. м устанавливаемого публичного сервитута для организации проезда к жилому дому N 50 по ул. Ильича, для предоставления его путем проведения торгов (аукциона). В связи с вышеизложенным формирование земельного участка площадью 643 кв. м для размещения административного, офисного объекта невозможно.
Не согласившись с отказом Администрации, выраженном в письме от 25.07.2014, ООО "СК "Мир" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (земельные участки, изъятые из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства, регламентирован статьей 30 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории).
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 11 статьи 30 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 8 решения Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее - Правила землепользования) предоставление земельных участков для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом РФ. Предварительное согласование места размещения объекта проводится при предоставлении земельных участков для строительства юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество не относится к категориям лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обращалось в Администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка в городском поселении для строительства объектов, размещение которых на испрашиваемом земельном участке в соответствии с зонированием территории возможно. Соответственно, по заявлениям Общества земельный участок должен быть сформирован без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил землепользования земельные участки, предоставляемые заинтересованным лицам для строительства, должны быть сформированы как объекты недвижимости; не допускается предоставлять земельные участки, не сформированные как объекты недвижимости, для любого строительства; сформированным считается земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, определены разрешенное использование и технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также плата за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Формирование земельного участка производится в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, осуществление работ по формированию земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов и включает в себя проведение кадастровых работ, осуществление кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка и условий технологического присоединения, принятие решения о проведении торгов, публикация сообщения о проведении торгов.
Довод Администрации о том, что письмо от 25.07.2014 N 111-38-350 не может расцениваться как отказ в предоставлении земельного участка, поскольку носит лишь информативный характер о том, что Администрацией принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка и начата процедура подготовки земельного участка для его последующего предоставления путем проведения торгов, является несостоятельным, поскольку информирование Общества о формировании земельного участка площадью 2055 кв. м фактически является отказом в предоставлении земельного участка испрашиваемой Обществом площадью - 643 кв. м.
Действующим законодательством не предусмотрено иных возможностей для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка, кроме предоставления такого участка либо отказа в его предоставлении. Поскольку оспариваемым письмом Администрация не предоставила заявителю земельный участок испрашиваемой площади, а указала на невозможность его предоставления, оно правомерно рассматривается Обществом в качестве решения об отказе в удовлетворении заявления Общества от 27.06.2014 о предоставлении земельного участка.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, у Администрации отсутствуют полномочия по самостоятельному изменению испрашиваемой Обществом площади земельного участка.
Вместе с тем, Администрацией не представлено доказательств совершения действий свидетельствующих о начале процедуры формирования земельного участка, в пределах которого находится испрашиваемый Обществом земельный участок, на момент составления письма от 25.07.2014.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 01.09.2014 N 4331, не может быть принята в качестве такого доказательства, поскольку Постановление об утверждении принято после письма от 25.07.2014.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка направленному в управление земельных ресурсов письму от 16.06.2014 за подписью заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства комитета экономики и управления муниципальным имуществом - начальника отдела обеспечения градостроительной деятельности Захаренковой И.А.
Суд обоснованно указал, что данное письмо не может быть признано документом, свидетельствующим о принятии Администрацией решения о предоставлении земельного участка на торгах поскольку: в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации такое решение может быть принято после проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета земельного участка, определения его разрешенного использования и условий технологического присоединения, чего в данном случае сделано не было; в соответствии с пунктом 3.4 Административного регламента такое решение принимается в форме постановления (с соблюдением всех требований); не представлено доказательств наличия у Захаренковой И.А. полномочий на принятие решений по распоряжению земельными участками; письмо направлено из одного отдела Администрации в другой отдел, то есть является внутренней перепиской ответчика, не имеющей в соответствии с положениями земельного законодательства процессуального значения.
Обстоятельств для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.13 Регламента по заявлению Общества у органа местного самоуправления не имелось. Какие-либо иные обстоятельства, препятствующие предоставлению земельного участка испрашиваемой площади, Земельным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами органов местного самоуправления, не предусмотрены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка по заявлению от 27.06.2014 содержит недостоверную информацию о начале процедуры формирования земельного участка иной площади и не соответствует требованиям земельного законодательства.
Ссылки апелляционной жалобы на невозможность строительства на земельном участке испрашиваемой Обществом площадью жилого дома являются несостоятельными, поскольку Общество в заявлении от 27.06.2014 просило предоставить земельный участок для строительства административного, офисного объекта. Доказательства невозможности размещения на земельном участке площадью 643 кв. м административного, офисного объекта Администрацией не представлено. Апелляционным судом не установлено обстоятельств, препятствующих строительству такого объекта на испрашиваемом земельном участке.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка ориентировочной площадью 643 кв. м для строительства административно-офисного объекта в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске на праве аренды сроком на 5 лет, выраженный в письме от 25.07.2014 N 111-38-250, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признан незаконным.
В порядке устранения нарушенного права заявителя суд обязал Администрацию в установленные статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации сроки и порядке провести процедуру предоставления земельного участка площадью 643 кв. м по ул. Ильича в кадастровом квартале 10:01:0140135 по заявлению общества с ограниченной "Строительная компания "МИР" от 27.06.2014 с проведением работ по формированию земельного участка.
Таким образом, суд в своем решении не разрешал вопрос о предоставлении земельного участка Обществу, а правомерно в соответствии с нормами действующего земельного законодательства обязал уполномоченный орган провести процедуру предоставления земельного участка с проведением работ по формированию земельного участка на основании заявления Общества.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 по делу N А26-7587/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)