Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Маслова Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Зинкиной И.В.
судей Кушнаренко Н.В., Афанасьеве О.В.
прокурора Черновой Е.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах С.В. к администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, третье лицо: С.Н., о признании незаконным постановления главы Гигантовского сельского поселения, обязании предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области на решение Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в интересах С.В. с иском к администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, третье лицо: С.Н., о признании незаконным постановления главы Гигантовского сельского поселения, обязании предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, в обоснование указав следующее.
В ходе проверки исполнения должностными лицами администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации установлено, что С.В. зарегистрирован в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 1992 года; с 2003 года по настоящее время проживает у сына ФИО1 Супруга истца С.Н. - инвалид 1 группы.
Постановлением главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.
В августе 2004 года С.В. с составом семьи из двух человек поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с включением в льготный список. Сведений об отмене постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" либо признании его недействительным не представлено. До настоящего времени указанное постановление не исполнено, семье С.В. жилое помещение не предоставлено.
В 2012 году постановлением главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 19.03.2012 года N 68 "О признании гр. С.В. малоимущим и нуждающимся в жилом помещении" С.В. признан нуждающимся в жилом помещении, состав семьи 2 человека (жена - С.Н.).
Постановлением главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 27.01.2014 года N 29 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В." С.В. с составом семьи 2 человека снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По мнению прокурора, данное постановление вынесено с нарушением статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", статьи 56 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 части 3 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Ссылаясь на указанные фактические обстоятельства, положения статей 2, 11, 14, 57, 85 ЖК РФ, областное жилищное законодательство, прокурор просил признать незаконным постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области N 29 от 27.01.2014 года "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В." и обязать администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из двух человек не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд признал незаконным постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области N 29 от 27.01.2014 года "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В." и обязал администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске отказать ввиду отсутствия законных оснований для предоставления С.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
По утверждению апеллянта, доказательств о признании С.С. в 2004 году нуждающимся в жилых помещениях не имеется, заявление С.С. в 2004 году не подавалось, решение о его признании таковым не принималось, учетное дело не формировалось, что подтверждается его заявлением, датированным 2012 годом, согласно которому "... на учете я и члены моей семьи не состоим ...". При этом апеллянт не отрицает, что в 2012 году С.В. был признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем и был поставлен не учет.
Апеллянт настаивает на том, что изменение размера дохода С.В. является достаточным основанием для снятия его с учета нуждающихся, что и было сделано постановлением от 27.01.2014 N 29.
Кроме того, автор жалобы утверждает о незаконности постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району", которым жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ангельева, 39, пос. Правоюловский, Сальский район, Ростовская область, где зарегистрирован С.В. признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу ввиду отсутствия заявления владельца данного многоквартирного дома, в данном случае СПК им Ангельева, о признании дома непригодным для проживания. Указанные выводы апеллянт делает из системного анализа положений статей 42, 44, 45 постановления правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
Не привлечение СПК им Ангельева привело к неправильному определению обстоятельств по делу, а отказ в удовлетворении ходатайства о его привлечении - к нарушению норм процессуального права.
В обоснование доводов, что дом не был признан непригодным для проживания, апеллянт также ссылается на реестр аварийного жилья, согласно которому дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в реестре не значится.
Кроме того, апеллянт утверждает, что многоквартирный дом не является муниципальным, его владелец СПК им. Ангельева, что исключает заключение с С.В. договора социального найма.
Ссылаясь на положения указанного постановления правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Областного закона Ростовской области "О целевой программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в Ростовской области на 2004-2010 годы, Приказов Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 05.04.2006 N 37 "О порядке реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживания, за счет средств Фонда муниципального развития", от 05.04.2006 N 38 "О порядке финансирования в 2006 году мероприятий по отселению граждан из ветхого, непригодного для проживания (аварийного) жилищного фонда за счет средств Фонда муниципального развития", апеллянт полагает, что предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно только в случае признания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, жилого помещения - квартиры непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. Такого решения в отношении квартиры истца не принималось.
В возражениях на жалобу прокурор считает решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ, статей 2, 5, 9, 10, 11, 14, 57, 85 ЖК РФ, статьи 11 ГК РФ, в связи с чем просит в удовлетворении жалобы отказать.
В обоснование прокурор ссылается на законность постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району", которое до настоящего времени не признано незаконным и не отменено.
Прокурор настаивает на том, что С.В. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в 2004 году со ссылкой на справку от 09.03.2006 г., выданную С.В. администрацией Сальского района РО в связи с признанием его жилого помещения непригодным для проживания.
Основанием для предоставления С.В. жилого помещения, по утверждению прокурора, является его нуждаемость в связи с признанием многоквартирного дома, в котором находится квартира истца, непригодным для проживания, а не признание его малоимущим, о чем утверждает апеллянт в жалобе.
Постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 27.01.2014 года N 29 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В.", по мнению прокурора, незаконно, нарушает положения Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", статьи 56 ЖК РФ, статьи 9 Областного закона РО от 07.10.2005 N 363-ЗС.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие С.В., С.Н., извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д. 147-148).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области по доверенности, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что с 25.12.1992 С.В. с супругой зарегистрированы в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
С 2003 года по настоящее время супруги С-вые проживают по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в доме, принадлежащем сыну.
Распоряжением Главы Администрации Сальского района N 243 от 25.10.2001 года создана межведомственная комиссия по определению ветхого и аварийного жилья (л.д. 102).
Постановлением главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" с приложением (в данном приложении отмечается техническая описка в части указания населенного пункта - вместо п. Правоюловский ошибочно указано "п. Правологовский". отделение 11 п. Гигант) жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу (л.д. 103-104).
23 августа 2004 года С.В. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции (л.д. 26).
Кроме того, 27.02.2012 с целью постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гр. С.В. в Администрацию Гигантовского сельского поселения подано заявление о принятии его и его супруги на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также дано согласие на проверку сведений о доходах и имуществе.
Постановлением Главы Гигантовского сельского поселения N 68 от 19.03.2012 года С.В. признан нуждающимся в жилом помещении, состав семьи 2 человека (л.д. 28, 29-30, 31, 32).
Постановлением Главы Гигантовского сельского поселения N 29 от 27.01.2014 С.В. снят с учета как нуждающийся в жилом помещении с составом семьи два человека, на основании пп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно - такого показателя, как размер дохода С.В. и членов его семьи для признания их малоимущими; протоколом заседания комиссии по проведению процедуры признания граждан малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, от 27.01.2014 С.В. и его супруга признаны не малоимущими и подлежащими снятию с учета в качестве таковых (л.д. 33-34, 36).
Считая действия по снятию истца с квартирного учета незаконны, совершенными с нарушением статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", статьи 56 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 части 3 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению истцу и членам его семьи жилого помещения, суд исходил из положений статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилых помещений, пришел к выводу о том, что истцу на состав семьи из двух человек должно быть предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания, поскольку истец в 2004 году был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с признанием дома непригодным для проживания, неоднократно обращался в органы местного самоуправления по вопросу предоставления жилья, жилое помещение не представлено до настоящего времени.
Признавая постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 27.01.2014 года N 29 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В.", незаконным, суд исходил из положений Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", статьи 56 ЖК РФ, статьи 9 Областного закона РО от 07.10.2005 N 363-ЗС. По мнению суда, признание дома непригодным для проживания является достаточным основанием для признания истца нуждающимся в жилом помещении. Поскольку постановление главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" до настоящего времени не отменено и незаконным не признано, оснований для снятия истца с учета не имелось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным исходя из представленных доказательств, и требованиям закона.
Частью 4 статья 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 части 2, части 5 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
С учетом предусмотренного вышеизложенной статьей внеочередного порядка реализации права граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, выводы суда первой инстанции являются правильными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
С учетом изложенных выше обстоятельств настоящего дела, приведенных норм права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В связи с этим, доводы жалобы об отсутствии законных оснований для предоставления С.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания, необоснованны.
Не нашли своего подтверждения и доводы апеллянта об отсутствии доказательств о признании С.С. в 2004 году нуждающимся в жилых помещениях взамен взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции (л.д. 26).
Отсутствие заявления С.С., датированного 2004 годом, о признании его нуждающимся, не влияет на признание его таковым. С.В. признан нуждающимся в 2004 году в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Доводы жалобы о том, что решение о признании С.В. в 2004 году нуждающимся не принималось, учетное дело не формировалось, голословны, опровергаются материалами дела (л.д. 26).
Подача С.В. в 2012 году заявления о признании его малоимущим и нуждающимся со ссылкой "... на учете я и члены моей семьи не состоим ..." не исключает признание его нуждающимся по иным основаниям, что имеет место в данном случае.
Поскольку С.В. был признан нуждающимся в 2004 году в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, изменение размера его дохода в сторону увеличения правового значения для разрешения спора не имеет.
Ссылка автора жалобы о незаконности постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району", которым жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ангельева, 39, пос. Правоюловский, Сальский район, Ростовская область, где зарегистрирован С.В., признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, несостоятельна. До настоящего времени указанное постановление незаконным не признано. С заявлением о признании его таковым администрация в суд не обращалась. В связи с этим иные доводы жалобы, касающиеся нарушения процедуры принятия постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 (отсутствие заявления владельца данного многоквартирного дома, в данном случае СПК им Ангельева, о признании дома непригодным для проживания, не включение дома в реестр аварийного жилья), также не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Довод апеллянта, что к участию в деле не привлечено СПК им. Ангельева в качестве третьего лица, не может быть принят во внимание, поскольку данное ходатайство разрешено судом в установленном законом порядке (л.д. 110-112) и отклонено судом обоснованно ввиду того, что СПК им. Ангельева не является собственником многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца.
То обстоятельство, что балансодержателем дома является СПК им. Ангельева, само по себе не освобождает государство в лице органов государственной и муниципальной власти, в данном случае администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, от обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При таких данных, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что именно орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Что касается площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, то судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в этой части.
В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В таких случаях другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (в том числе, названные в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя, в данном случае, было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах, необходимость обеспечения истца жильем по нормам предоставления, противоречит указанным выше предписаниям закона.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение предоставляется гражданам в связи с признанием дома аварийным, предоставляемое жилье должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению, отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в населенном пункте, жилищные условия вселяемых в него граждан не должны быть ухудшены.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение, обязав Администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее 3-х комнат, общей площадью не менее 43,2 кв. м, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года изменить, обязав администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее 3-х комнат, общей площадью не менее 43,2 кв. м, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
В остальной части решение Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.06.2015.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8978/2015
Требование: О признании незаконным постановления органа государственной власти, обязании предоставить жилое помещение.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. по делу N 33-8978/2015
Судья: Маслова Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Зинкиной И.В.
судей Кушнаренко Н.В., Афанасьеве О.В.
прокурора Черновой Е.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах С.В. к администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, третье лицо: С.Н., о признании незаконным постановления главы Гигантовского сельского поселения, обязании предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области на решение Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в интересах С.В. с иском к администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, третье лицо: С.Н., о признании незаконным постановления главы Гигантовского сельского поселения, обязании предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, в обоснование указав следующее.
В ходе проверки исполнения должностными лицами администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации установлено, что С.В. зарегистрирован в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 1992 года; с 2003 года по настоящее время проживает у сына ФИО1 Супруга истца С.Н. - инвалид 1 группы.
Постановлением главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.
В августе 2004 года С.В. с составом семьи из двух человек поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с включением в льготный список. Сведений об отмене постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" либо признании его недействительным не представлено. До настоящего времени указанное постановление не исполнено, семье С.В. жилое помещение не предоставлено.
В 2012 году постановлением главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 19.03.2012 года N 68 "О признании гр. С.В. малоимущим и нуждающимся в жилом помещении" С.В. признан нуждающимся в жилом помещении, состав семьи 2 человека (жена - С.Н.).
Постановлением главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 27.01.2014 года N 29 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В." С.В. с составом семьи 2 человека снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По мнению прокурора, данное постановление вынесено с нарушением статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", статьи 56 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 части 3 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Ссылаясь на указанные фактические обстоятельства, положения статей 2, 11, 14, 57, 85 ЖК РФ, областное жилищное законодательство, прокурор просил признать незаконным постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области N 29 от 27.01.2014 года "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В." и обязать администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из двух человек не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд признал незаконным постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области N 29 от 27.01.2014 года "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В." и обязал администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске отказать ввиду отсутствия законных оснований для предоставления С.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
По утверждению апеллянта, доказательств о признании С.С. в 2004 году нуждающимся в жилых помещениях не имеется, заявление С.С. в 2004 году не подавалось, решение о его признании таковым не принималось, учетное дело не формировалось, что подтверждается его заявлением, датированным 2012 годом, согласно которому "... на учете я и члены моей семьи не состоим ...". При этом апеллянт не отрицает, что в 2012 году С.В. был признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем и был поставлен не учет.
Апеллянт настаивает на том, что изменение размера дохода С.В. является достаточным основанием для снятия его с учета нуждающихся, что и было сделано постановлением от 27.01.2014 N 29.
Кроме того, автор жалобы утверждает о незаконности постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району", которым жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ангельева, 39, пос. Правоюловский, Сальский район, Ростовская область, где зарегистрирован С.В. признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу ввиду отсутствия заявления владельца данного многоквартирного дома, в данном случае СПК им Ангельева, о признании дома непригодным для проживания. Указанные выводы апеллянт делает из системного анализа положений статей 42, 44, 45 постановления правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
Не привлечение СПК им Ангельева привело к неправильному определению обстоятельств по делу, а отказ в удовлетворении ходатайства о его привлечении - к нарушению норм процессуального права.
В обоснование доводов, что дом не был признан непригодным для проживания, апеллянт также ссылается на реестр аварийного жилья, согласно которому дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в реестре не значится.
Кроме того, апеллянт утверждает, что многоквартирный дом не является муниципальным, его владелец СПК им. Ангельева, что исключает заключение с С.В. договора социального найма.
Ссылаясь на положения указанного постановления правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Областного закона Ростовской области "О целевой программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в Ростовской области на 2004-2010 годы, Приказов Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 05.04.2006 N 37 "О порядке реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживания, за счет средств Фонда муниципального развития", от 05.04.2006 N 38 "О порядке финансирования в 2006 году мероприятий по отселению граждан из ветхого, непригодного для проживания (аварийного) жилищного фонда за счет средств Фонда муниципального развития", апеллянт полагает, что предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно только в случае признания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, жилого помещения - квартиры непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. Такого решения в отношении квартиры истца не принималось.
В возражениях на жалобу прокурор считает решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ, статей 2, 5, 9, 10, 11, 14, 57, 85 ЖК РФ, статьи 11 ГК РФ, в связи с чем просит в удовлетворении жалобы отказать.
В обоснование прокурор ссылается на законность постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району", которое до настоящего времени не признано незаконным и не отменено.
Прокурор настаивает на том, что С.В. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в 2004 году со ссылкой на справку от 09.03.2006 г., выданную С.В. администрацией Сальского района РО в связи с признанием его жилого помещения непригодным для проживания.
Основанием для предоставления С.В. жилого помещения, по утверждению прокурора, является его нуждаемость в связи с признанием многоквартирного дома, в котором находится квартира истца, непригодным для проживания, а не признание его малоимущим, о чем утверждает апеллянт в жалобе.
Постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 27.01.2014 года N 29 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В.", по мнению прокурора, незаконно, нарушает положения Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", статьи 56 ЖК РФ, статьи 9 Областного закона РО от 07.10.2005 N 363-ЗС.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие С.В., С.Н., извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д. 147-148).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области по доверенности, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что с 25.12.1992 С.В. с супругой зарегистрированы в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
С 2003 года по настоящее время супруги С-вые проживают по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в доме, принадлежащем сыну.
Распоряжением Главы Администрации Сальского района N 243 от 25.10.2001 года создана межведомственная комиссия по определению ветхого и аварийного жилья (л.д. 102).
Постановлением главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" с приложением (в данном приложении отмечается техническая описка в части указания населенного пункта - вместо п. Правоюловский ошибочно указано "п. Правологовский". отделение 11 п. Гигант) жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу (л.д. 103-104).
23 августа 2004 года С.В. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции (л.д. 26).
Кроме того, 27.02.2012 с целью постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гр. С.В. в Администрацию Гигантовского сельского поселения подано заявление о принятии его и его супруги на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также дано согласие на проверку сведений о доходах и имуществе.
Постановлением Главы Гигантовского сельского поселения N 68 от 19.03.2012 года С.В. признан нуждающимся в жилом помещении, состав семьи 2 человека (л.д. 28, 29-30, 31, 32).
Постановлением Главы Гигантовского сельского поселения N 29 от 27.01.2014 С.В. снят с учета как нуждающийся в жилом помещении с составом семьи два человека, на основании пп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно - такого показателя, как размер дохода С.В. и членов его семьи для признания их малоимущими; протоколом заседания комиссии по проведению процедуры признания граждан малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, от 27.01.2014 С.В. и его супруга признаны не малоимущими и подлежащими снятию с учета в качестве таковых (л.д. 33-34, 36).
Считая действия по снятию истца с квартирного учета незаконны, совершенными с нарушением статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", статьи 56 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 части 3 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению истцу и членам его семьи жилого помещения, суд исходил из положений статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилых помещений, пришел к выводу о том, что истцу на состав семьи из двух человек должно быть предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания, поскольку истец в 2004 году был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с признанием дома непригодным для проживания, неоднократно обращался в органы местного самоуправления по вопросу предоставления жилья, жилое помещение не представлено до настоящего времени.
Признавая постановление главы Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области от 27.01.2014 года N 29 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. С.В.", незаконным, суд исходил из положений Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", статьи 56 ЖК РФ, статьи 9 Областного закона РО от 07.10.2005 N 363-ЗС. По мнению суда, признание дома непригодным для проживания является достаточным основанием для признания истца нуждающимся в жилом помещении. Поскольку постановление главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району" до настоящего времени не отменено и незаконным не признано, оснований для снятия истца с учета не имелось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным исходя из представленных доказательств, и требованиям закона.
Частью 4 статья 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 части 2, части 5 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
С учетом предусмотренного вышеизложенной статьей внеочередного порядка реализации права граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, выводы суда первой инстанции являются правильными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
С учетом изложенных выше обстоятельств настоящего дела, приведенных норм права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В связи с этим, доводы жалобы об отсутствии законных оснований для предоставления С.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания, необоснованны.
Не нашли своего подтверждения и доводы апеллянта об отсутствии доказательств о признании С.С. в 2004 году нуждающимся в жилых помещениях взамен взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции (л.д. 26).
Отсутствие заявления С.С., датированного 2004 годом, о признании его нуждающимся, не влияет на признание его таковым. С.В. признан нуждающимся в 2004 году в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Доводы жалобы о том, что решение о признании С.В. в 2004 году нуждающимся не принималось, учетное дело не формировалось, голословны, опровергаются материалами дела (л.д. 26).
Подача С.В. в 2012 году заявления о признании его малоимущим и нуждающимся со ссылкой "... на учете я и члены моей семьи не состоим ..." не исключает признание его нуждающимся по иным основаниям, что имеет место в данном случае.
Поскольку С.В. был признан нуждающимся в 2004 году в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, изменение размера его дохода в сторону увеличения правового значения для разрешения спора не имеет.
Ссылка автора жалобы о незаконности постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 "О признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания по г. Сальску и Сальскому району", которым жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ангельева, 39, пос. Правоюловский, Сальский район, Ростовская область, где зарегистрирован С.В., признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, несостоятельна. До настоящего времени указанное постановление незаконным не признано. С заявлением о признании его таковым администрация в суд не обращалась. В связи с этим иные доводы жалобы, касающиеся нарушения процедуры принятия постановления главы Администрации г. Сальска и Сальского района Ростовской области от 20.02.2002 N 301 (отсутствие заявления владельца данного многоквартирного дома, в данном случае СПК им Ангельева, о признании дома непригодным для проживания, не включение дома в реестр аварийного жилья), также не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Довод апеллянта, что к участию в деле не привлечено СПК им. Ангельева в качестве третьего лица, не может быть принят во внимание, поскольку данное ходатайство разрешено судом в установленном законом порядке (л.д. 110-112) и отклонено судом обоснованно ввиду того, что СПК им. Ангельева не является собственником многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца.
То обстоятельство, что балансодержателем дома является СПК им. Ангельева, само по себе не освобождает государство в лице органов государственной и муниципальной власти, в данном случае администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, от обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При таких данных, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что именно орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Что касается площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, то судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в этой части.
В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В таких случаях другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (в том числе, названные в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя, в данном случае, было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах, необходимость обеспечения истца жильем по нормам предоставления, противоречит указанным выше предписаниям закона.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение предоставляется гражданам в связи с признанием дома аварийным, предоставляемое жилье должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению, отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в населенном пункте, жилищные условия вселяемых в него граждан не должны быть ухудшены.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение, обязав Администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее 3-х комнат, общей площадью не менее 43,2 кв. м, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года изменить, обязав администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области предоставить С.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, на семью из двух человек, не менее 3-х комнат, общей площадью не менее 43,2 кв. м, в границах муниципального образования "Гигантовское сельское поселение Сальского района Ростовской области" взамен аварийного жилья, непригодного для постоянного проживания.
В остальной части решение Сальского городского суда Ростовской области от 30 марта 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.06.2015.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)