Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 25.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6283/2014

Требование: О возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части автомобильной дороги.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик ненадлежащим образом исполняет возложенные обязанности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N 33-6283/2014


Судья: Смирнов А.Г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Юдин А.В.,
судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "..."
на решение Сыктывкарского городского суда от 26 сентября 2014, которым возложена на администрацию МО ГО "..." обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги, пролегающей от улицы <Адрес обезличен> до ул. <Адрес обезличен> г. <Адрес обезличен> вдоль домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Заслушав доклад материалов дела судьи Машкиной И.М., объяснение прокурора Ковригиной О.Н., представителя третьего лица Управления ГИБДД МВД России по... Д.С.И.., судебная коллегия

установила:

Прокурор г.... обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к АМО ГО "..." о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части автомобильной дороги, пролегающей от ул. <Адрес обезличен> до ул. <Адрес обезличен> г. <Адрес обезличен> вдоль домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен> посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "..." не согласна с решением суда, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, проведенной прокуратурой г.... совместно с УГИБДД МВД по..., выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 на дороге, пролегающей от ул. <Адрес обезличен> до ул. <Адрес обезличен> г. <Адрес обезличен> вдоль домов <Дата обезличена> и <Дата обезличена> по ул. <Адрес обезличен>. Согласно акту проверки от <Дата обезличена> года на всем протяжении указанного участка автомобильной дороги имеются выбоины, превышающие ограничения, установленные выше поименованным ГОСТом, длина -... м, ширина -..., глубина... см, имеются неровности, выбоины, просадки, ямы.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что обязанность по содержанию дороги, прилегающей от ул. <Адрес обезличен> до ул. <Адрес обезличен> г.<Адрес обезличен> вдоль домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен> в силу закона возложена на администрацию МО ГО "...", как исполнительный орган местного самоуправления, и ею ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности и должным образом не обеспечивается содержание дороги, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с данными выводами, основанными на материалах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дворовая территория в перечне автомобильных дорог не значится, участок земли, выделенный для обслуживания многоквартирного дома не является автомобильной дорогой, в связи с чем, обязанность по устранению выбоин и восстановлению асфальтового полотна в соответствии с ГОСТом лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома, не принимается во внимание в качестве основания к отмене судебного решения в силу следующего.
В силу положений ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
СНиП 2.07.01-89* (свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) к улицам и дорогам местного назначения относит проезды - подъезды транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Из кадастровых выписок, имеющихся в материалах дела, видно, что границы земельных участков под домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен>, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Спорный участок внутриквартальной территории, требующей ремонта, находиться между многоквартирными домами и служит подъездом к другим домам, связывает между собой ул. <Адрес обезличен> и ул. <Адрес обезличен> г. <Адрес обезличен>. Следовательно, проезжая часть дороги, расположенная в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами, предназначена для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. Доказательств того, что на указанном участке проезжей части производились ремонтно-восстановительные работы, в материалы дела не представлено.
Поскольку спорная проезжая часть, имеющая асфальтовое покрытие, хотя и расположена в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами, но предназначена для общего пользования неопределенного круга лиц, не отвечает требованиям ГОСТа и выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, то суд обоснованно, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований к администрации МО ГО "...", которая не осуществила мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на территории МО ГО "...".
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "..." - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)