Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
от жилищно-строительного кооператива N 246 - Мещеряков В.А. доверенность от 17.07.2013,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 246
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013
А55-16581/2013
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 246 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
жилищно-строительный кооператив N 246 обратился в Арбитражный суд Самарской области к Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2013 N 640 о назначении административного наказания ЖСК-246 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе жилищно-строительного кооператива N 246 просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, основанием для обращения в арбитражный суд явилось постановление от 03.07.2013 N 640, вынесенное Главным управлением МЧС России по Самарской области, о привлечении жилищно-строительного кооператива N 246 (далее - ЖСК-246, кооператив) к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Нарушения были выявлены при проведении плановой выездной проверки ЖСК-246 по адресу: г.о. Самара, ул. Стара-Загора, д. 106 и выразились в следующем:
- - на лестничной клетке 2-го этажа 2-го подъезда и в левом крыле поэтажного коридора устроены кладовые (пункт 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима));
- - на лестничной площадке 9-го этажа допускается хранение горючих материалов, а именно (разобранная мебель) (пункт 23 Правил противопожарного режима);
- - не обеспечено соблюдение проектных решений при эксплуатации эвакуационных путей, а именно установлены металлические двери на этажах с 1 по 9, перекрывающие общий коридор, препятствующие свободной эвакуации людей из квартир и ухудшающие условия эвакуации (пункт 33 Правил противопожарного режима);
- - наружные пожарные лестницы, установленные на фасаде многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем виде (обшиты горючими материалами с 5 - 9 этажи) (пункт 24 Правил противопожарного режима).
В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как указали суды, факт нарушения кооперативом требований подпункта "к" пункта 23, пункта 24 Правил противопожарного режима судами установлен и материалами дела подтвержден.
Признавая кооператив субъектом административного правонарушения, суды сослались на пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии которым управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, по мнению судов, ЖСК-246 обязано соблюдать требования пожарной безопасности и в случае их нарушения несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, заявитель является субъектом административной ответственности за совершенное правонарушение.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
- В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- ЖСК-246 представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, которое не вправе распоряжаться имуществом собственников, в данном случае демонтировать металлические межэтажные двери и кладовые принадлежащие другим лицам. Такие действия ЖСК-246 будут признаны незаконными.
Привлечение кооператива к ответственности необоснованно, поскольку он не является субъектом данного правонарушения. Нарушение допущено не в результате деятельности кооператива, а в результате действий физических лиц - жильцов данного дома. Связь между установкой дверей, складированием мебели на этажах и действиями ЖСК-246 административным органом не доказана.
Таким образом, ответственными за данные нарушения требований пожарной безопасности, являются - жильцы (собственники) дома и положения части 4 статьи 20.4 КоАП РФ позволяют административному органу привлечь за вмененные кооперативу правонарушения граждан, допустивших нарушение требований пожарной безопасности.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требований кооператива, не направляя дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу А55-16581/2013 отменить.
Кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 246 удовлетворить.
Постановление отдела надзорной деятельности городского округа Самара Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области 03.07.2013 N 640 о привлечении жилищно-строительного кооператива N 246 к административной ответственности признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
Н.Н.САФИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-16581/2013
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. по делу N А55-16581/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
от жилищно-строительного кооператива N 246 - Мещеряков В.А. доверенность от 17.07.2013,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 246
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013
А55-16581/2013
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 246 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
жилищно-строительный кооператив N 246 обратился в Арбитражный суд Самарской области к Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2013 N 640 о назначении административного наказания ЖСК-246 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе жилищно-строительного кооператива N 246 просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, основанием для обращения в арбитражный суд явилось постановление от 03.07.2013 N 640, вынесенное Главным управлением МЧС России по Самарской области, о привлечении жилищно-строительного кооператива N 246 (далее - ЖСК-246, кооператив) к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Нарушения были выявлены при проведении плановой выездной проверки ЖСК-246 по адресу: г.о. Самара, ул. Стара-Загора, д. 106 и выразились в следующем:
- - на лестничной клетке 2-го этажа 2-го подъезда и в левом крыле поэтажного коридора устроены кладовые (пункт 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима));
- - на лестничной площадке 9-го этажа допускается хранение горючих материалов, а именно (разобранная мебель) (пункт 23 Правил противопожарного режима);
- - не обеспечено соблюдение проектных решений при эксплуатации эвакуационных путей, а именно установлены металлические двери на этажах с 1 по 9, перекрывающие общий коридор, препятствующие свободной эвакуации людей из квартир и ухудшающие условия эвакуации (пункт 33 Правил противопожарного режима);
- - наружные пожарные лестницы, установленные на фасаде многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем виде (обшиты горючими материалами с 5 - 9 этажи) (пункт 24 Правил противопожарного режима).
В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как указали суды, факт нарушения кооперативом требований подпункта "к" пункта 23, пункта 24 Правил противопожарного режима судами установлен и материалами дела подтвержден.
Признавая кооператив субъектом административного правонарушения, суды сослались на пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии которым управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, по мнению судов, ЖСК-246 обязано соблюдать требования пожарной безопасности и в случае их нарушения несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, заявитель является субъектом административной ответственности за совершенное правонарушение.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
- В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- ЖСК-246 представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, которое не вправе распоряжаться имуществом собственников, в данном случае демонтировать металлические межэтажные двери и кладовые принадлежащие другим лицам. Такие действия ЖСК-246 будут признаны незаконными.
Привлечение кооператива к ответственности необоснованно, поскольку он не является субъектом данного правонарушения. Нарушение допущено не в результате деятельности кооператива, а в результате действий физических лиц - жильцов данного дома. Связь между установкой дверей, складированием мебели на этажах и действиями ЖСК-246 административным органом не доказана.
Таким образом, ответственными за данные нарушения требований пожарной безопасности, являются - жильцы (собственники) дома и положения части 4 статьи 20.4 КоАП РФ позволяют административному органу привлечь за вмененные кооперативу правонарушения граждан, допустивших нарушение требований пожарной безопасности.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требований кооператива, не направляя дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу А55-16581/2013 отменить.
Кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 246 удовлетворить.
Постановление отдела надзорной деятельности городского округа Самара Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области 03.07.2013 N 640 о привлечении жилищно-строительного кооператива N 246 к административной ответственности признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
Н.Н.САФИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)