Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 по делу N А28-13389/2014, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН 1074345051186, ИНН 4345207469)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089, ИНН 4345049124)
о признании недействительным предписания от 13.10.2014 N 15/470/14,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК Октябрьского района г. Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция) от 13.10.2014 N 15/470/14.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 по делу N А28-13389/2014.
В апелляционной жалобе Общество указывает на несостоятельность вывода ответчика о том, что управление и обслуживание спорного многоквартирного дома с июня 2014 осуществляет ООО "ЖКО 1 Мая", поскольку фактическое управление и техническое обслуживание указанного дома было передано ООО "ЖКО 1 Мая" не ранее ноября 2014 года.
По мнению заявителя жалобы, является неправомерным вывод арбитражного суда о том, что Общество оспаривает предписание Инспекции от 13.10.2014 N 15/470/14 в связи с результатами проверки ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14, поскольку в рассматриваемом заявлении об оспаривании предписания Инспекции отсутствуют упоминания об имеющемся ранее предписании.
Кроме того, ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" находит ошибочным вывод арбитражного суда о том, что ранее выданные Инспекцией предписания Обществом не обжаловались. В подтверждение названного довода заявитель жалобы ссылается на арбитражное дело N А28-10691/2014.
В подтверждение довода о незаконности оспариваемого предписания Общество указывает на изменение воли собственников дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова, а именно: 21.05.2014 на общем собрании собственниками было принято решение о продлении срока действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова".
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 22.09.2014 по 13.10.2014 на основании приказа от 16.09.2014 N 1563/14 Инспекцией в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14. В ходе проверки установлен факт неисполнения Обществом ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14, которое в свою очередь было выдано в связи с неисполнением предписания от 24.06.2014 N 9/253/14.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.10.2014 N 15/470/14 (л.д. 11-17).
13.10.2014 по результатам проверки Обществу выдано предписание N 15/470/14 с установлением нового срока исполнения обязательных требований, нарушение которых выявлено в ходе проверки, проведенной ГЖИ с 26.05.2014 по 24.06.2014 (л.д. 9-10).
Так, согласно указанному предписанию, Обществу в установленные в нем сроки необходимо выполнить следующее:
- - исключить препятствия в реализации исполнения решения общего собрания собственников многоквартирного дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова от 24.02.2014 о выборе управления домом управляющей организацией ООО "ЖКо 1 Мая" путем передачи технической документации на дом N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова в объеме и в соответствии с требованиями пунктов 24, 26 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416); требование части 2 статьи 20, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 491 и N 416;
- - предоставить в ГЖИ Кировской области отчет о выполнении всех предписанных мероприятий, с предоставлением документов, подтверждающих их исполнение.
Полагая, что выданное Инспекцией предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 44, части 1 статьи 162 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (например, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления многоквартирным домом, в том числе путем привлечения управляющей организации, при этом выбор управляющей организации осуществляется собственниками на общем собрании большинством голосов от числа участников собрания.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения (абзац 1).
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом (абзац 2).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Пунктом 22 Правил N 416 установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом (абзац 1).
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов (абзац 2).
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
Как следует из материалов дела, 24.02.2014 собственниками многоквартирного жилого дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова было принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" и о выборе новой управляющей организации - ООО "ЖКО 1 Мая".
Копия протокола собрания собственников направлена в адрес Общества 27.02.2014 и получена последним в тот же день. Следовательно, срок расторжения договора управления, принимая во внимание его условия (пункт 10.2) истек 27.05.2014, срок передачи технической документации истек 27.04.2014.
По результатам проведенной на основании приказа от 23.05.2014 N 840/14 проверки Инспекцией установлено, что ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" не исполнило установленное жилищным законодательством требование о передаче технической документации на многоквартирный жилой дом N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова, чем нарушило обязательные требования к порядку прекращения договора управления, передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, Правилами N 416.
В этой связи Обществу было выдано предписание от 24.06.2014 N 9/253/14.
В ходе проверки исполнения указанного предписания, проведенной на основании приказа от 10.07.2014 N 1130/14, Инспекцией установлено неисполнение вышеназванного предписания, в связи с чем Обществу выдано новое предписание от 13.08.2014 N 9/346/14.
В период с 22.09.2014 по 13.10.2014 на основании приказа от 16.09.2014 N 1563/14 Инспекцией в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14. В ходе проверки установлен факт неисполнения Обществом предписания от 13.08.2014 N 9/346/14.
13.10.2014 по результатам проверки Обществу выдано предписание N 15/470/14 с установлением нового срока исполнения обязательных требований, нарушение которых выявлено в ходе проверки, проведенной ГЖИ с 26.05.2014 по 24.06.2014 (л.д. 9-10).
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание Инспекции, содержащее требование об исключении препятствия в реализации исполнения решения общего собрания собственников многоквартирного дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова от 24.02.2014 о выборе управления домом управляющей организацией ООО "ЖКО 1 Мая" путем передачи технической документации на дом N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова в объеме и в соответствии с требованиями пунктов 24, 26 правил N 491 и Правилами N 416, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Ссылка заявителя жалобы на то, что 21.05.2014 на общем собрании собственниками спорного многоквартирного дома было принято решение о продлении срока действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", не принимается апелляционным судом, поскольку решение о продлении срока действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" принято после даты расторжения указанного договора (в период с 21.05.2014 по 31.05.2014). Кроме того, учитывая, что собственники решением общего собрания от 24.02.2014 прямо выразили волеизъявление о расторжении договора управления с Обществом, выборе управляющей организации ООО "ЖКО 1 Мая" и реализовали данное решение путем заключения договора с ООО "ЖКО 1 Мая", решение, принятое собственниками о продлении действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", не соответствует положениям действующего законодательства.
Утверждение Общества о том, что фактическое управление и техническое обслуживание указанного дома было передано ООО "ЖКО 1 Мая" не ранее ноября 2014 года, ссылка на факт оспаривания предписания Инспекции от 13.08.2014 N 9/346/14, а также иные изложенные в апелляционной жалобе доводы не принимаются апелляционным судом, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, не указывают на ошибочность выводов суда первой инстанции в целом и не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 по делу N А28-13389/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2015 N 02АП-691/2015 ПО ДЕЛУ N А28-13389/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. по делу N А28-13389/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 по делу N А28-13389/2014, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН 1074345051186, ИНН 4345207469)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089, ИНН 4345049124)
о признании недействительным предписания от 13.10.2014 N 15/470/14,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК Октябрьского района г. Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция) от 13.10.2014 N 15/470/14.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 по делу N А28-13389/2014.
В апелляционной жалобе Общество указывает на несостоятельность вывода ответчика о том, что управление и обслуживание спорного многоквартирного дома с июня 2014 осуществляет ООО "ЖКО 1 Мая", поскольку фактическое управление и техническое обслуживание указанного дома было передано ООО "ЖКО 1 Мая" не ранее ноября 2014 года.
По мнению заявителя жалобы, является неправомерным вывод арбитражного суда о том, что Общество оспаривает предписание Инспекции от 13.10.2014 N 15/470/14 в связи с результатами проверки ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14, поскольку в рассматриваемом заявлении об оспаривании предписания Инспекции отсутствуют упоминания об имеющемся ранее предписании.
Кроме того, ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" находит ошибочным вывод арбитражного суда о том, что ранее выданные Инспекцией предписания Обществом не обжаловались. В подтверждение названного довода заявитель жалобы ссылается на арбитражное дело N А28-10691/2014.
В подтверждение довода о незаконности оспариваемого предписания Общество указывает на изменение воли собственников дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова, а именно: 21.05.2014 на общем собрании собственниками было принято решение о продлении срока действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова".
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 22.09.2014 по 13.10.2014 на основании приказа от 16.09.2014 N 1563/14 Инспекцией в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14. В ходе проверки установлен факт неисполнения Обществом ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14, которое в свою очередь было выдано в связи с неисполнением предписания от 24.06.2014 N 9/253/14.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.10.2014 N 15/470/14 (л.д. 11-17).
13.10.2014 по результатам проверки Обществу выдано предписание N 15/470/14 с установлением нового срока исполнения обязательных требований, нарушение которых выявлено в ходе проверки, проведенной ГЖИ с 26.05.2014 по 24.06.2014 (л.д. 9-10).
Так, согласно указанному предписанию, Обществу в установленные в нем сроки необходимо выполнить следующее:
- - исключить препятствия в реализации исполнения решения общего собрания собственников многоквартирного дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова от 24.02.2014 о выборе управления домом управляющей организацией ООО "ЖКо 1 Мая" путем передачи технической документации на дом N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова в объеме и в соответствии с требованиями пунктов 24, 26 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416); требование части 2 статьи 20, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 491 и N 416;
- - предоставить в ГЖИ Кировской области отчет о выполнении всех предписанных мероприятий, с предоставлением документов, подтверждающих их исполнение.
Полагая, что выданное Инспекцией предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 44, части 1 статьи 162 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (например, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления многоквартирным домом, в том числе путем привлечения управляющей организации, при этом выбор управляющей организации осуществляется собственниками на общем собрании большинством голосов от числа участников собрания.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения (абзац 1).
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом (абзац 2).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Пунктом 22 Правил N 416 установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом (абзац 1).
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов (абзац 2).
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
Как следует из материалов дела, 24.02.2014 собственниками многоквартирного жилого дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова было принято решение о расторжении договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" и о выборе новой управляющей организации - ООО "ЖКО 1 Мая".
Копия протокола собрания собственников направлена в адрес Общества 27.02.2014 и получена последним в тот же день. Следовательно, срок расторжения договора управления, принимая во внимание его условия (пункт 10.2) истек 27.05.2014, срок передачи технической документации истек 27.04.2014.
По результатам проведенной на основании приказа от 23.05.2014 N 840/14 проверки Инспекцией установлено, что ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" не исполнило установленное жилищным законодательством требование о передаче технической документации на многоквартирный жилой дом N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова, чем нарушило обязательные требования к порядку прекращения договора управления, передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, Правилами N 416.
В этой связи Обществу было выдано предписание от 24.06.2014 N 9/253/14.
В ходе проверки исполнения указанного предписания, проведенной на основании приказа от 10.07.2014 N 1130/14, Инспекцией установлено неисполнение вышеназванного предписания, в связи с чем Обществу выдано новое предписание от 13.08.2014 N 9/346/14.
В период с 22.09.2014 по 13.10.2014 на основании приказа от 16.09.2014 N 1563/14 Инспекцией в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания от 13.08.2014 N 9/346/14. В ходе проверки установлен факт неисполнения Обществом предписания от 13.08.2014 N 9/346/14.
13.10.2014 по результатам проверки Обществу выдано предписание N 15/470/14 с установлением нового срока исполнения обязательных требований, нарушение которых выявлено в ходе проверки, проведенной ГЖИ с 26.05.2014 по 24.06.2014 (л.д. 9-10).
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание Инспекции, содержащее требование об исключении препятствия в реализации исполнения решения общего собрания собственников многоквартирного дома N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова от 24.02.2014 о выборе управления домом управляющей организацией ООО "ЖКО 1 Мая" путем передачи технической документации на дом N 113 по ул. Пятницкой г. Кирова в объеме и в соответствии с требованиями пунктов 24, 26 правил N 491 и Правилами N 416, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Ссылка заявителя жалобы на то, что 21.05.2014 на общем собрании собственниками спорного многоквартирного дома было принято решение о продлении срока действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", не принимается апелляционным судом, поскольку решение о продлении срока действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" принято после даты расторжения указанного договора (в период с 21.05.2014 по 31.05.2014). Кроме того, учитывая, что собственники решением общего собрания от 24.02.2014 прямо выразили волеизъявление о расторжении договора управления с Обществом, выборе управляющей организации ООО "ЖКО 1 Мая" и реализовали данное решение путем заключения договора с ООО "ЖКО 1 Мая", решение, принятое собственниками о продлении действия договора управления с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", не соответствует положениям действующего законодательства.
Утверждение Общества о том, что фактическое управление и техническое обслуживание указанного дома было передано ООО "ЖКО 1 Мая" не ранее ноября 2014 года, ссылка на факт оспаривания предписания Инспекции от 13.08.2014 N 9/346/14, а также иные изложенные в апелляционной жалобе доводы не принимаются апелляционным судом, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, не указывают на ошибочность выводов суда первой инстанции в целом и не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2014 по делу N А28-13389/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)