Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право
Обстоятельства: По мнению истцов, органом местного самоуправления неправомерно продлен срок отселения граждан из данного дома, до настоящего времени никаких мер по отселению не произведено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кислянникова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Л.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования В.А.И., В.И.Г., В.Т.В., К. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным Постановления Администрации г.о. Сызрани, отселении из аварийного жилья удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление Администрации г.о. Сызрань N 1125 от 15.04.2014 г. в части изменения срока переселения из аварийного жилого дома <адрес> - до 2018 года.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань произвести отселение В.А.И., В.И.Г., В.Т.В., К. из квартиры <адрес> в соответствии с нормами жилищного законодательства.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., возражения представителя В.И.Г. - П.О., судебная коллегия
установила:
В.А.И., В.И.Г., В.Т.В. и К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) о возложении обязанности произвести отселение истцов из квартир <адрес> до 2015 года.
В обоснование заявленных требований указали, что они проживают в доме <адрес>, дом находится в муниципальной собственности. Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 190 от 11.11.1997 года дом признан непригодным для проживания, поскольку имеет процент износа более 60%.
Постановлением Администрации г. Сызрани N 1323 от 11.11.1997 г. утвержден график отселения жильцов с указанием срока отселения - 2000 год. Однако они не были отселены. Решением суда от 19.12.2003 года признаны неправомерными действия Администрации г. Сызрани, связанные с невыполнением Постановления от 11.11.1997 г. о выселении из ветхого жилья. Этим же решением на Администрацию г. Сызрани возложена обязанность произвести отселение истцов с представлением жилых помещений. Решением суда от 15.09.2011 года признано незаконным и отменено Постановление Администрации г.о. Сызрань N 674 от 25.03.2011 г. о признании многоквартирного дома по ул. Коммунистической, д. 22 пригодным для постоянного проживания.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 3031 от 02.11.2011 г. дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан из данного дома в срок до 2015 г. До настоящего времени никаких мер по отселению со стороны Администрации г.о. Сызрани не произведено. Определен новый срок переселения граждан из дома <адрес> - до 2018 года. Считают, что Администрация г.о. Сызрань должна выполнить обязательства по переселению граждан из дома N 22 по ул. Коммунистической согласно постановления N 3031 от 02.11.2011 г. в установленный срок до 2015 года. Они подлежали отселению еще с 2000 года и до настоящего времени ни одно из принимаемых постановлений не выполнено в этой части, решение суда о предоставления жилья не исполнено. На протяжении 14 лет они живут в квартирах в доме, в котором проживание невозможно и опасно для жизни и здоровья жильцов.
Уточнив требования в заявлении от 24.11.2014 г., так же просили признать незаконным и отменить Постановление Администрации г.о. Сызрань N 1125 от 15.04.2014 г. в части определения срока переселения из аварийного жилого дома <адрес> - до 2018 года.
В судебном заседании В.И.Г., В.А.И., В.Т.В., К. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации П.Ю. в судебном заседании возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что Истцы на очереди не состоят, с заявлениями в установленном порядке о постановке на очередь в качестве нуждающихся в предоставлении жилья не состоят, срок переселения истцов из аварийного жилья установлен областной Программой, в установленные сроки истцы будут отселены из аварийного жилья. Срок отселения был изменен в связи с финансированием Программы, поскольку из местного бюджета выделяется для переселения из ветхого жилья 5%, остальные средства поступают из областного бюджета.
Представитель Комитета ЖКХ П.В. не признала заявленные требования, просила в удовлетворении отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 86 - 91).
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Сызрань Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 92 - 95).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оформление В.А.И., В.И.Г., В.Т.В. и К. своих требований в форме искового заявлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что В.И.Г., В.Т.В. и К. с 17.10.2000 года зарегистрированы по адресу <адрес> проживают с 1991 года.
В.А.И. с 1979 года проживает и зарегистрирована в квартире <адрес>.
Решением суда от 15.09.2000 года, вступившим в законную силу, за В.И.Г., В.А.И., В.Т.В. признано право на жилую площадь в квартире <адрес>.
Решением суда от 19.12.2003 года, вступившим в законную силу действия Администрации г. Сызрани, связанные с невыполнением Постановления N 1323 от 11.11.1997 года о выселении из ветхого жилья признаны неправомерными. На Администрацию г. Сызрани возложена обязанность произвести отселение истцов из квартиры <адрес> с предоставлением жилых помещений в соответствии с требованиями законодательства.
Определением суда от 22.03.2004 года Администрации г. Сызрани предоставлена отсрочка по исполнению решения суда от 19.12.2003 года до 22.04.2004 года. Сведения об исполнении решения суда от 19.12.2003 года у сторон отсутствуют.
Решением Сызранского городского суда от 15.09.2011 г., вступившим в законную силу 31.10.2011 г. пункт 7 решения Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань от 3 марта 2011 года N 02 и заключение Межведомственной комиссии при Администрации городского округа Сызрань от 3 марта 2011 года N 07 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для проживания и соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, признаны незаконными и отменены. Постановление Администрации городского округа Сызрань от 25 марта 2011 года N 674 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания признано незаконным и отменено.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 3031 от 02.11.2011 г. признан аварийным и подлежащим сносу вышеуказанный жилой дом, срок отселения граждан из дома по вышеуказанному адресу установлен до 2015 года.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 15.04.2014 года N 1125 срок переселения граждан из вышеуказанного аварийного жилого дома определен до 2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. N 684 утверждена Областная адресная программа "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области" до 2017 года. В соответствии с указанной Программой жилой дом N 22 по ул. Коммунистическая в гор. Сызрани состоит в плане окончания переселения граждан до 31.08.2017 года.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 2620 от 30.08.2013 г. утверждена муниципальная программа г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории г.о. Сызрань" на 2014 - 2018 гг.
Из письма заместителя Главы администрации г.о. Сызрань по городскому хозяйству - руководителя КЖКХ от 21.08.2014 г. следует, что жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 02.11.2011 г., срок переселения граждан был указан до 2015 г. В связи с принятием муниципальной программы г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" был изменен срок переселения граждан из вышеуказанного дома - до 2018 года. Г.о. Сызрань включен в заявку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 гг. в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" областных адресных программ "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области", "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития - малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области". Жилой дом <адрес> включен в заявку на переселение в 2016 году, сроки переселения граждан из данного жилого дома в новое благоустроенное жилье, согласно вышеуказанной программы, установлены до 30.08.2017 г.
Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" согласно которым на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-строительных работ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан их аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено сразу после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
Таким образом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права заявителей были нарушены в результате бездействия администрации г.о. Сызрань по отселению из аварийного жилья.
Правильно и обоснованно суд первой инстанции удовлетворил требования о признании незаконным Постановления администрации г.о. Сызрань N 1125 от 15.04.2014 г. по изменению срока переселения с 2015 на 2018 год.
Ни суду первой инстанции ни судебной коллегии, администрацией г.о. Сызрань не предоставлено достаточных и объективных доказательств, подтверждающих необходимость изменения сроков отселения из аварийного дома.
Кроме того, предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Более того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников либо как в данном случае в рамках муниципальных и областных Программ).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное гражданское дело рассмотрено судом первой инстанции без учета положений главы 25 ГПК РФ не влияют на правильность вынесенного судебного решения и не ведут к его отмене.
Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Тем самым в нормах гражданского процессуального законодательства, конкретизирующих положения ст. 46 Конституции РФ, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана юридическая оценка, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше. Эти доводы были заявлены и в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и им дана правовая оценка. Оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1643/2015
Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления в части изменения срока переселения из аварийного жилого дома, обязании произвести отселение из квартиры.Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право
Обстоятельства: По мнению истцов, органом местного самоуправления неправомерно продлен срок отселения граждан из данного дома, до настоящего времени никаких мер по отселению не произведено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N 33-1643/2015
Судья: Кислянникова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Л.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования В.А.И., В.И.Г., В.Т.В., К. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным Постановления Администрации г.о. Сызрани, отселении из аварийного жилья удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление Администрации г.о. Сызрань N 1125 от 15.04.2014 г. в части изменения срока переселения из аварийного жилого дома <адрес> - до 2018 года.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань произвести отселение В.А.И., В.И.Г., В.Т.В., К. из квартиры <адрес> в соответствии с нормами жилищного законодательства.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., возражения представителя В.И.Г. - П.О., судебная коллегия
установила:
В.А.И., В.И.Г., В.Т.В. и К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) о возложении обязанности произвести отселение истцов из квартир <адрес> до 2015 года.
В обоснование заявленных требований указали, что они проживают в доме <адрес>, дом находится в муниципальной собственности. Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 190 от 11.11.1997 года дом признан непригодным для проживания, поскольку имеет процент износа более 60%.
Постановлением Администрации г. Сызрани N 1323 от 11.11.1997 г. утвержден график отселения жильцов с указанием срока отселения - 2000 год. Однако они не были отселены. Решением суда от 19.12.2003 года признаны неправомерными действия Администрации г. Сызрани, связанные с невыполнением Постановления от 11.11.1997 г. о выселении из ветхого жилья. Этим же решением на Администрацию г. Сызрани возложена обязанность произвести отселение истцов с представлением жилых помещений. Решением суда от 15.09.2011 года признано незаконным и отменено Постановление Администрации г.о. Сызрань N 674 от 25.03.2011 г. о признании многоквартирного дома по ул. Коммунистической, д. 22 пригодным для постоянного проживания.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 3031 от 02.11.2011 г. дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан из данного дома в срок до 2015 г. До настоящего времени никаких мер по отселению со стороны Администрации г.о. Сызрани не произведено. Определен новый срок переселения граждан из дома <адрес> - до 2018 года. Считают, что Администрация г.о. Сызрань должна выполнить обязательства по переселению граждан из дома N 22 по ул. Коммунистической согласно постановления N 3031 от 02.11.2011 г. в установленный срок до 2015 года. Они подлежали отселению еще с 2000 года и до настоящего времени ни одно из принимаемых постановлений не выполнено в этой части, решение суда о предоставления жилья не исполнено. На протяжении 14 лет они живут в квартирах в доме, в котором проживание невозможно и опасно для жизни и здоровья жильцов.
Уточнив требования в заявлении от 24.11.2014 г., так же просили признать незаконным и отменить Постановление Администрации г.о. Сызрань N 1125 от 15.04.2014 г. в части определения срока переселения из аварийного жилого дома <адрес> - до 2018 года.
В судебном заседании В.И.Г., В.А.И., В.Т.В., К. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации П.Ю. в судебном заседании возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что Истцы на очереди не состоят, с заявлениями в установленном порядке о постановке на очередь в качестве нуждающихся в предоставлении жилья не состоят, срок переселения истцов из аварийного жилья установлен областной Программой, в установленные сроки истцы будут отселены из аварийного жилья. Срок отселения был изменен в связи с финансированием Программы, поскольку из местного бюджета выделяется для переселения из ветхого жилья 5%, остальные средства поступают из областного бюджета.
Представитель Комитета ЖКХ П.В. не признала заявленные требования, просила в удовлетворении отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 86 - 91).
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Сызрань Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 92 - 95).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оформление В.А.И., В.И.Г., В.Т.В. и К. своих требований в форме искового заявлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что В.И.Г., В.Т.В. и К. с 17.10.2000 года зарегистрированы по адресу <адрес> проживают с 1991 года.
В.А.И. с 1979 года проживает и зарегистрирована в квартире <адрес>.
Решением суда от 15.09.2000 года, вступившим в законную силу, за В.И.Г., В.А.И., В.Т.В. признано право на жилую площадь в квартире <адрес>.
Решением суда от 19.12.2003 года, вступившим в законную силу действия Администрации г. Сызрани, связанные с невыполнением Постановления N 1323 от 11.11.1997 года о выселении из ветхого жилья признаны неправомерными. На Администрацию г. Сызрани возложена обязанность произвести отселение истцов из квартиры <адрес> с предоставлением жилых помещений в соответствии с требованиями законодательства.
Определением суда от 22.03.2004 года Администрации г. Сызрани предоставлена отсрочка по исполнению решения суда от 19.12.2003 года до 22.04.2004 года. Сведения об исполнении решения суда от 19.12.2003 года у сторон отсутствуют.
Решением Сызранского городского суда от 15.09.2011 г., вступившим в законную силу 31.10.2011 г. пункт 7 решения Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань от 3 марта 2011 года N 02 и заключение Межведомственной комиссии при Администрации городского округа Сызрань от 3 марта 2011 года N 07 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для проживания и соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, признаны незаконными и отменены. Постановление Администрации городского округа Сызрань от 25 марта 2011 года N 674 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания признано незаконным и отменено.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 3031 от 02.11.2011 г. признан аварийным и подлежащим сносу вышеуказанный жилой дом, срок отселения граждан из дома по вышеуказанному адресу установлен до 2015 года.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 15.04.2014 года N 1125 срок переселения граждан из вышеуказанного аварийного жилого дома определен до 2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. N 684 утверждена Областная адресная программа "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области" до 2017 года. В соответствии с указанной Программой жилой дом N 22 по ул. Коммунистическая в гор. Сызрани состоит в плане окончания переселения граждан до 31.08.2017 года.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань N 2620 от 30.08.2013 г. утверждена муниципальная программа г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории г.о. Сызрань" на 2014 - 2018 гг.
Из письма заместителя Главы администрации г.о. Сызрань по городскому хозяйству - руководителя КЖКХ от 21.08.2014 г. следует, что жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 02.11.2011 г., срок переселения граждан был указан до 2015 г. В связи с принятием муниципальной программы г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" был изменен срок переселения граждан из вышеуказанного дома - до 2018 года. Г.о. Сызрань включен в заявку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 гг. в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" областных адресных программ "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области", "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития - малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области". Жилой дом <адрес> включен в заявку на переселение в 2016 году, сроки переселения граждан из данного жилого дома в новое благоустроенное жилье, согласно вышеуказанной программы, установлены до 30.08.2017 г.
Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" согласно которым на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-строительных работ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан их аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено сразу после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
Таким образом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права заявителей были нарушены в результате бездействия администрации г.о. Сызрань по отселению из аварийного жилья.
Правильно и обоснованно суд первой инстанции удовлетворил требования о признании незаконным Постановления администрации г.о. Сызрань N 1125 от 15.04.2014 г. по изменению срока переселения с 2015 на 2018 год.
Ни суду первой инстанции ни судебной коллегии, администрацией г.о. Сызрань не предоставлено достаточных и объективных доказательств, подтверждающих необходимость изменения сроков отселения из аварийного дома.
Кроме того, предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Более того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников либо как в данном случае в рамках муниципальных и областных Программ).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное гражданское дело рассмотрено судом первой инстанции без учета положений главы 25 ГПК РФ не влияют на правильность вынесенного судебного решения и не ведут к его отмене.
Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Тем самым в нормах гражданского процессуального законодательства, конкретизирующих положения ст. 46 Конституции РФ, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана юридическая оценка, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше. Эти доводы были заявлены и в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и им дана правовая оценка. Оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)