Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года по делу N А58-6517/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции - Шевелев В.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
товарищество собственников жилья "Добрые соседи" (ОГРН 1031402035719, г. Якутск) (далее - ТСЖ "Добрые соседи", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания от 29.08.2014 N 08-01-752-14 Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, г. Якутск) (далее - Управление госстройжилнадзора РС (Я), административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований; предписание административного органа признано недействительным.
Управление госстройжилнадзора РС (Я)обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции части 5 статьи 20, частей 2, 3, 4 статьи 45, части 6 статьи 46, частей 1, 2, 3 статьи 48, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы суда апелляционной инстанции о незаконности предписания административного органа, ссылаясь на наличие у него полномочий проверять правомерность принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации); считает, что апелляционным судом неправомерно не принято во внимание, что в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное собрание собственников помещений было инициировано и проведено в отсутствие кворума, лицом, не являющимся собственником жилого помещения в многоквартирном доме; вывод суда апелляционной инстанции о том, что собственник помещения вправе обжаловать решение общего собрания в суд, может иметь значение в случае, если собрание было правомочно; в отсутствие кворума собрание является незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление госстройжилнадзора РС (Я)05.08.2014 от жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Жорницкого, 14/8 поступило заявление о проверке тарифов по оплате коммунальных услуг в связи с их завышением.
На основании приказа от 14.08.2014 N 01-10-2398-14 административным органом в отношении товарищества проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что согласно техническому паспорту от 29.01.2001 общая площадь помещений многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска составляет 2 028,9 кв. м.
Из протокола общего собрания от 25.06.2009 в очной форме следует, что инициатором собрания явилось ТСЖ "Добрые соседи"; в повестку дня собрания собственников помещений включен, в том числе вопрос N 3 об утверждении тарифов "софинансирование капремонта" и "управление отраслью"; в голосовании приняли участие собственники помещений N 1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19. 21, 22, 24, 27, 28, 31, 36, 37. Ручной подсчет площади перечисленных квартир с данных, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 26.08.2014 (далее - Росреестр), показал, что в собрании участвовали собственники помещений площадью 1 154,9 кв. м, что составило 56,92 процента от общей площади помещений дома; все указанные в повестке дня вопросы приняты единогласно, при этом вопрос N 3, являющийся предметом проверки, принят в следующей редакции: принять предложение председателя ТСЖ "Добрые соседи" Тарданского В.А. применить тариф "софинансирование капремонта" 8 руб. /кв. м до конца 2009 года. Тариф "управление" 4,5 руб. /кв. м в дальнейшем индексировать на 10-12 процентов в год.
К протоколу от 25.06.2009 приложен реестр собственников жилых помещений, принявших участие в голосовании.
Сличение данных о собственниках, указанных в реестре голосования, с данными, предоставленными Росреестром от 26.08.2014, показало, что принимавшие участие в голосовании собственники являются собственниками лишь частей площади квартир, от имени которых они голосовали, либо не являются собственниками этих квартир, доверенности на право голосования отсутствуют; в этой связи сумма площади квартир собственников, не подлежащих учету в связи с выявленными нарушениями, составила 274,8 кв. м, следовательно, в собрании участвовали собственники помещений площадью 880,1 кв. м, что составило 43,37 процента от общей площади помещений дома, то есть общее собрание в нарушение части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие кворума.
Из протокола общего собрания от 09.07.2014 в очной форме следует, что в голосовании приняли участие собственники помещений площадью 1 376,98 кв. м при общей площади помещений дома 2 028,9 кв. м, что составляет 67,86 процента; в повестку дня собрания собственников помещений включен, в том числе вопрос об утверждении тарифов на содержание и ремонт с 01.07.2014 (вопрос N 4); все указанные в повестке дня вопросы приняты большинством голосов; вопрос N 4 принят в следующей редакции: утвердить с 01.07.2014 по 01.07.2015 тарифы за содержание и ремонт общего имущества в размере (за 1 кв. м): вывоз мусора 3,5 руб., техническое обслуживание 15,25 руб., техническое обслуживание электрооборудования 2,6 руб., уборка двора, сан. точки 3,5 руб., уборка подъезда 3,5 руб. управление отраслью 0 руб., резервный фонд 6 руб.
При этом административный орган установил отсутствие уведомлений собственников помещений о предстоящем собрании, что является нарушением части 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нарушение пункта 3, подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии подписи председательствующего на собрании и секретаря собрания, и неуказании времени и места проведения собрания, сведений о лицах, проводивших подсчет голосов.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.08.2014 N 08-01-2242-14.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что ТСЖ "Добрые соседи" начисляло и принимало плату за содержание и ремонт жилого помещения (вывоз бытовых отходов, уборка дворовой территории, уборка мест общего пользования) от жильцов квартир N 1, 2, 9, 15 многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 без определения их размера на общем собрании собственников помещений (нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также начисляло и принимало плату по статьям "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" от жильцов указанных квартир в период с 25.06.2009 по 01.07.2014 на основании неправомочного собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое оформлено протоколом от 25.06.2009 (нарушение части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предписанием Управления госстройжилнадзора РС (Я) от 29.08.2014 N 08-01-752-14 предписано товариществу в срок до 13.10.2014 устранить допущенные нарушения путем проведения перерасчета платы: за содержание и ремонт жилого помещения (вывод бытовых отходов, уборка дворовой территории, уборка мест общего пользования) от жильцов квартир N 1, 2, 9, 15 многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 (пункт 1); по статьям "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" жильцам квартир N 1, 2, 9, 15 многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска в период с 25.06.2009 по 01.07.2014 (пункт 2).
ТСЖ "Добрые соседи", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ТСЖ "Добрые соседи" начисляло и принимало плату за содержание и ремонт жилого помещения в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 без определения размера на общем собрании собственников помещений, а также начисляло и принимало плату по статьям "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" в период с 25.06.2009 по 01.07.2014 на основании неправомочного собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку решения собственников в многоквартирном доме N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска, оформленные протоколами общего собрания от 25.06.2009 и от 09.07.2014, в установленном законом порядке не оспорены в суде, у административного органа отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Из материалов дела следует и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что тарифы "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" утверждены на общем собрании собственников многоквартирного дома 25.06.2009, тарифы на содержание и ремонт с 01.07.2014 год утверждены общим собранием 09.07.2014.
Признавая незаконным предписание Управления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно исходил из того, что законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, может быть оспорена и проверена только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Поскольку доказательства проверки в судебном порядке законности проведения общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов и принятых по результатам таких собраний решений общих собраний собственников помещений и признания этих решений (протоколов) незаконными, в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у административного органа оснований для выдачи предписания об устранении нарушения порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названный вывод со ссылкой на наличие у Управления госстройжилнадзора РС (Я) полномочий по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации); и ссылкой на неправомочность вышеуказанных общих собраний, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, как несостоятельные в правовом отношении, не учитывающие положения статьи 20 и части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при правильном применении норм материального права и отсутствии нарушения норм процессуального права.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года по делу N А58-6517/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
А.А.СОНИН
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.05.2015 N Ф02-2216/2015 ПО ДЕЛУ N А58-6517/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N А58-6517/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года по делу N А58-6517/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции - Шевелев В.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
товарищество собственников жилья "Добрые соседи" (ОГРН 1031402035719, г. Якутск) (далее - ТСЖ "Добрые соседи", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания от 29.08.2014 N 08-01-752-14 Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, г. Якутск) (далее - Управление госстройжилнадзора РС (Я), административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований; предписание административного органа признано недействительным.
Управление госстройжилнадзора РС (Я)обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции части 5 статьи 20, частей 2, 3, 4 статьи 45, части 6 статьи 46, частей 1, 2, 3 статьи 48, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы суда апелляционной инстанции о незаконности предписания административного органа, ссылаясь на наличие у него полномочий проверять правомерность принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации); считает, что апелляционным судом неправомерно не принято во внимание, что в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное собрание собственников помещений было инициировано и проведено в отсутствие кворума, лицом, не являющимся собственником жилого помещения в многоквартирном доме; вывод суда апелляционной инстанции о том, что собственник помещения вправе обжаловать решение общего собрания в суд, может иметь значение в случае, если собрание было правомочно; в отсутствие кворума собрание является незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление госстройжилнадзора РС (Я)05.08.2014 от жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Жорницкого, 14/8 поступило заявление о проверке тарифов по оплате коммунальных услуг в связи с их завышением.
На основании приказа от 14.08.2014 N 01-10-2398-14 административным органом в отношении товарищества проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что согласно техническому паспорту от 29.01.2001 общая площадь помещений многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска составляет 2 028,9 кв. м.
Из протокола общего собрания от 25.06.2009 в очной форме следует, что инициатором собрания явилось ТСЖ "Добрые соседи"; в повестку дня собрания собственников помещений включен, в том числе вопрос N 3 об утверждении тарифов "софинансирование капремонта" и "управление отраслью"; в голосовании приняли участие собственники помещений N 1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19. 21, 22, 24, 27, 28, 31, 36, 37. Ручной подсчет площади перечисленных квартир с данных, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 26.08.2014 (далее - Росреестр), показал, что в собрании участвовали собственники помещений площадью 1 154,9 кв. м, что составило 56,92 процента от общей площади помещений дома; все указанные в повестке дня вопросы приняты единогласно, при этом вопрос N 3, являющийся предметом проверки, принят в следующей редакции: принять предложение председателя ТСЖ "Добрые соседи" Тарданского В.А. применить тариф "софинансирование капремонта" 8 руб. /кв. м до конца 2009 года. Тариф "управление" 4,5 руб. /кв. м в дальнейшем индексировать на 10-12 процентов в год.
К протоколу от 25.06.2009 приложен реестр собственников жилых помещений, принявших участие в голосовании.
Сличение данных о собственниках, указанных в реестре голосования, с данными, предоставленными Росреестром от 26.08.2014, показало, что принимавшие участие в голосовании собственники являются собственниками лишь частей площади квартир, от имени которых они голосовали, либо не являются собственниками этих квартир, доверенности на право голосования отсутствуют; в этой связи сумма площади квартир собственников, не подлежащих учету в связи с выявленными нарушениями, составила 274,8 кв. м, следовательно, в собрании участвовали собственники помещений площадью 880,1 кв. м, что составило 43,37 процента от общей площади помещений дома, то есть общее собрание в нарушение части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие кворума.
Из протокола общего собрания от 09.07.2014 в очной форме следует, что в голосовании приняли участие собственники помещений площадью 1 376,98 кв. м при общей площади помещений дома 2 028,9 кв. м, что составляет 67,86 процента; в повестку дня собрания собственников помещений включен, в том числе вопрос об утверждении тарифов на содержание и ремонт с 01.07.2014 (вопрос N 4); все указанные в повестке дня вопросы приняты большинством голосов; вопрос N 4 принят в следующей редакции: утвердить с 01.07.2014 по 01.07.2015 тарифы за содержание и ремонт общего имущества в размере (за 1 кв. м): вывоз мусора 3,5 руб., техническое обслуживание 15,25 руб., техническое обслуживание электрооборудования 2,6 руб., уборка двора, сан. точки 3,5 руб., уборка подъезда 3,5 руб. управление отраслью 0 руб., резервный фонд 6 руб.
При этом административный орган установил отсутствие уведомлений собственников помещений о предстоящем собрании, что является нарушением части 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нарушение пункта 3, подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии подписи председательствующего на собрании и секретаря собрания, и неуказании времени и места проведения собрания, сведений о лицах, проводивших подсчет голосов.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.08.2014 N 08-01-2242-14.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что ТСЖ "Добрые соседи" начисляло и принимало плату за содержание и ремонт жилого помещения (вывоз бытовых отходов, уборка дворовой территории, уборка мест общего пользования) от жильцов квартир N 1, 2, 9, 15 многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 без определения их размера на общем собрании собственников помещений (нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также начисляло и принимало плату по статьям "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" от жильцов указанных квартир в период с 25.06.2009 по 01.07.2014 на основании неправомочного собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое оформлено протоколом от 25.06.2009 (нарушение части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предписанием Управления госстройжилнадзора РС (Я) от 29.08.2014 N 08-01-752-14 предписано товариществу в срок до 13.10.2014 устранить допущенные нарушения путем проведения перерасчета платы: за содержание и ремонт жилого помещения (вывод бытовых отходов, уборка дворовой территории, уборка мест общего пользования) от жильцов квартир N 1, 2, 9, 15 многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 (пункт 1); по статьям "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" жильцам квартир N 1, 2, 9, 15 многоквартирного дома N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска в период с 25.06.2009 по 01.07.2014 (пункт 2).
ТСЖ "Добрые соседи", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ТСЖ "Добрые соседи" начисляло и принимало плату за содержание и ремонт жилого помещения в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 без определения размера на общем собрании собственников помещений, а также начисляло и принимало плату по статьям "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" в период с 25.06.2009 по 01.07.2014 на основании неправомочного собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку решения собственников в многоквартирном доме N 14/8 по улице Жорницкого города Якутска, оформленные протоколами общего собрания от 25.06.2009 и от 09.07.2014, в установленном законом порядке не оспорены в суде, у административного органа отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Из материалов дела следует и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что тарифы "софинансирование капремонта" и "управление отраслью" утверждены на общем собрании собственников многоквартирного дома 25.06.2009, тарифы на содержание и ремонт с 01.07.2014 год утверждены общим собранием 09.07.2014.
Признавая незаконным предписание Управления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно исходил из того, что законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, может быть оспорена и проверена только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Поскольку доказательства проверки в судебном порядке законности проведения общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов и принятых по результатам таких собраний решений общих собраний собственников помещений и признания этих решений (протоколов) незаконными, в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у административного органа оснований для выдачи предписания об устранении нарушения порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названный вывод со ссылкой на наличие у Управления госстройжилнадзора РС (Я) полномочий по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации); и ссылкой на неправомочность вышеуказанных общих собраний, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, как несостоятельные в правовом отношении, не учитывающие положения статьи 20 и части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при правильном применении норм материального права и отсутствии нарушения норм процессуального права.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года по делу N А58-6517/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
А.А.СОНИН
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)