Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что жилой дом расположен в полосе отвода железной дороги, что не соответствует требованиям санитарных и строительных норм и правил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бенсман И.Л.
Докладчик Давыдова Н.А.
судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Н.А.,
судей Кедриной О.В., Федосовой Н.Н.,
при секретаре З.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Правобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 17 марта 2015 года, которым постановлено:
"Отказать в иске прокурора Правобережного района г. Липецка, предъявленного в интересах жителей дома <адрес> <адрес> <адрес> к администрации г. Липецка о возложении обязанности по включению жилых помещений многоквартирного дома в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013 - 2017 годы".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Правобережного района г. Липецка в интересах жителей дома <адрес> обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о возложении обязанности по включению жилых помещений многоквартирного дома в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013 - 2017 годы", ссылаясь на то, что данный дом, построенный в 1982 году, находится на расстоянии 62 метров от оси крайнего пути станции Липецк в полосе отвода железной дороги, что не соответствует требованиям СанПиН и СНиП.
На основании решения межведомственной комиссии от 28 октября 2013 года постановлением администрации г. Липецка квартиры N указанного дома признаны непригодными для проживания, однако ответчик не включил дом в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013 - 2017 годы".
Представитель администрации г. Липецка иск не признал.
Третьи лица А., Л., С.Р., Ш.Н. иск поддержали.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении прокурор Правобережного района г. Липецка просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения процессуального истца, 3 лиц А., С.Л., представителя 3 лиц Б.Н.А., Б.О.Н., Б.М., С.Л., С.И., С.Р., З.А., Б.В., С.С., Х., Б.О.Ю., Ш.Н., Ш.В., Б.Н.К., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 1 и 2 статьи 16 данного Закона установлено, что региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. в случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с износом в процессе их эксплуатации.
В силу части 2.2 указанной статьи не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, в многоквартирном жилом доме <адрес>, построенном в 1982 году, находятся 18 квартир, 16 из которых принадлежат на праве собственности гражданам, а 2 являются муниципальной собственностью.
Постановлением администрации г. Липецка от 26 апреля 2013 года N утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013-2017 годы".
Государственным заказчиком данной Программы является администрация Липецкой области.
Задачей Программы является переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета, средства местных бюджетов являются источниками финансирования данной программы. Управление ЖКХ Липецкой области является исполнителем Программы, а участниками - муниципальные образования Липецкой области, органы местного самоуправления, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
28 января 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации N было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым полномочия по признанию жилых помещений непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу возложены на межведомственные комиссии, создаваемые органами местного самоуправления.
В пункте 49 Положения указано, что на основании заключения межведомственной комиссии орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, решение органа местного самоуправления о признании дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции должно быть принято до 1 января 2012 года.
Заключением межведомственной комиссии г. Липецка от 28 октября 2013 года жилые помещения N вышеуказанного дома признаны непригодными для проживания.
Данные обстоятельства также подтверждаются постановлением администрации г. Липецка от 18 ноября 2013 года N.
Вместе с тем органом местного самоуправления в установленном законом порядке не принималось решение о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, дав правовую оценку нормам, регулирующим данные правоотношения, и с учетом того, что решение о признании жилых помещений в доме непригодными для проживания было принято только в 2013 году, то есть после 1 января 2012 года, и до настоящего времени отсутствует решение органа местного управления о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе прокурору Правобережного района г. Липецка в удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию г. Липецка обязанности по включению жилых помещений дома N <адрес> в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы".
Также являются верными и выводы суда о том, что орган местного самоуправления не может выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную адресную программу все дома, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными Фондом.
Прокурором Правобережного района г. Липецка не представлено доказательств того, в настоящее время объем финансирования позволяет включить спорный дом в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы".
Исходя из установленных по делу обстоятельств, доводы жалобы о том, расположение жилого дома не соответствует требованиям СанПин и СНиП, о том, что жилые помещения, находящиеся в доме, непригодны для проживания, не влекут отмены постановленного по делу решения.
Ссылка в жалобе на то, что орган местного самоуправления на основании представленных документов должен был принять решение о признании жилых помещений непригодными для проживания еще в 2011 году, была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 17 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Правобережного района г. Липецка - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1354/2015
Требование: О возложении обязанности по включению жилых помещений многоквартирного дома в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что жилой дом расположен в полосе отвода железной дороги, что не соответствует требованиям санитарных и строительных норм и правил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. по делу N 33-1354/2015
Судья Бенсман И.Л.
Докладчик Давыдова Н.А.
судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Н.А.,
судей Кедриной О.В., Федосовой Н.Н.,
при секретаре З.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Правобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 17 марта 2015 года, которым постановлено:
"Отказать в иске прокурора Правобережного района г. Липецка, предъявленного в интересах жителей дома <адрес> <адрес> <адрес> к администрации г. Липецка о возложении обязанности по включению жилых помещений многоквартирного дома в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013 - 2017 годы".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Правобережного района г. Липецка в интересах жителей дома <адрес> обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о возложении обязанности по включению жилых помещений многоквартирного дома в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013 - 2017 годы", ссылаясь на то, что данный дом, построенный в 1982 году, находится на расстоянии 62 метров от оси крайнего пути станции Липецк в полосе отвода железной дороги, что не соответствует требованиям СанПиН и СНиП.
На основании решения межведомственной комиссии от 28 октября 2013 года постановлением администрации г. Липецка квартиры N указанного дома признаны непригодными для проживания, однако ответчик не включил дом в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2013 - 2017 годы".
Представитель администрации г. Липецка иск не признал.
Третьи лица А., Л., С.Р., Ш.Н. иск поддержали.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении прокурор Правобережного района г. Липецка просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения процессуального истца, 3 лиц А., С.Л., представителя 3 лиц Б.Н.А., Б.О.Н., Б.М., С.Л., С.И., С.Р., З.А., Б.В., С.С., Х., Б.О.Ю., Ш.Н., Ш.В., Б.Н.К., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 1 и 2 статьи 16 данного Закона установлено, что региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. в случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с износом в процессе их эксплуатации.
В силу части 2.2 указанной статьи не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, в многоквартирном жилом доме <адрес>, построенном в 1982 году, находятся 18 квартир, 16 из которых принадлежат на праве собственности гражданам, а 2 являются муниципальной собственностью.
Постановлением администрации г. Липецка от 26 апреля 2013 года N утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013-2017 годы".
Государственным заказчиком данной Программы является администрация Липецкой области.
Задачей Программы является переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета, средства местных бюджетов являются источниками финансирования данной программы. Управление ЖКХ Липецкой области является исполнителем Программы, а участниками - муниципальные образования Липецкой области, органы местного самоуправления, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
28 января 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации N было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым полномочия по признанию жилых помещений непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу возложены на межведомственные комиссии, создаваемые органами местного самоуправления.
В пункте 49 Положения указано, что на основании заключения межведомственной комиссии орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, решение органа местного самоуправления о признании дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции должно быть принято до 1 января 2012 года.
Заключением межведомственной комиссии г. Липецка от 28 октября 2013 года жилые помещения N вышеуказанного дома признаны непригодными для проживания.
Данные обстоятельства также подтверждаются постановлением администрации г. Липецка от 18 ноября 2013 года N.
Вместе с тем органом местного самоуправления в установленном законом порядке не принималось решение о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, дав правовую оценку нормам, регулирующим данные правоотношения, и с учетом того, что решение о признании жилых помещений в доме непригодными для проживания было принято только в 2013 году, то есть после 1 января 2012 года, и до настоящего времени отсутствует решение органа местного управления о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе прокурору Правобережного района г. Липецка в удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию г. Липецка обязанности по включению жилых помещений дома N <адрес> в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы".
Также являются верными и выводы суда о том, что орган местного самоуправления не может выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную адресную программу все дома, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными Фондом.
Прокурором Правобережного района г. Липецка не представлено доказательств того, в настоящее время объем финансирования позволяет включить спорный дом в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы".
Исходя из установленных по делу обстоятельств, доводы жалобы о том, расположение жилого дома не соответствует требованиям СанПин и СНиП, о том, что жилые помещения, находящиеся в доме, непригодны для проживания, не влекут отмены постановленного по делу решения.
Ссылка в жалобе на то, что орган местного самоуправления на основании представленных документов должен был принять решение о признании жилых помещений непригодными для проживания еще в 2011 году, была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 17 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Правобережного района г. Липецка - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)