Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.03.2015 N 37-АПГ15-1

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 37-АПГ15-1


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Акулове Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению гражданина Потапова В.Н. о признании недействующим в части приказа Управления по тарифам Орловской области от 24 июня 2014 г. N 1030-Т "Об утверждении ООО "Газпром Межрегионгаз Орел" розничной цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)" по апелляционной жалобе Управления по тарифам Орловской области на решение Орловского областного суда от 13 ноября 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения гражданина Потапова В.Н. и его представителя Савина И.В., объяснения представителей Управления по тарифам Орловской области Гайдукова Р.М. и Сорокиной И.В., представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Орел" Столяровой О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

гражданин Потапов В.Н. обратился в Орловский областной суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующими пунктов 1, 2 приложения к приказу Управления по тарифам Орловской области от 24 июня 2014 г. N 1030-Т "Об утверждении ООО "Газпром Межрегионгаз Орел" розничной цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)".
Решением Орловского областного суда от 13 ноября 2014 г. заявленное требование удовлетворено. Признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 и пункт 2 в части слов "потребление газа при наличии приборов учета расхода газа" приложения к приказу Управления по тарифам Орловской области от 24 июня 2014 г. N 1030-Т "Об утверждении ООО "Газпром Межрегионгаз Орел" розничной цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)", которыми установлены розничные цены на газ по перечисленным в пункте 1 направлениям для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа, - в размере 5784,06 руб. за 1000 куб. метров (с НДС), для потребителей, оснащенных приборами учета газа, - в размере 4662,17 руб. за 1000 куб. метров (с НДС).
Не согласившись с решением суда, Управление по тарифам Орловской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Заявитель считает, что установление различных цен за использование природного газа в отношении потребителей, имеющих приборы учета, и потребителей, не имеющих таких приборов, по направлениям потребления природного газа является законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно положениям подпунктов 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Государственное регулирование цен и тарифов на территории Орловской области осуществляется Управлением по тарифам Орловской области (далее - Управление).
Управлением издан приказ от 24 июня 2014 г. N 1030-Т "Об утверждении ООО "Газпром Межрегионгаз Орел" розничной цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)" (далее - Приказ).
В соответствии с названным приказом с 1 июля 2014 г. установлены розничные цены на газ, реализуемый населению Орловской области, по направлениям потребления газа согласно приложению: пункт 1 - приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты; нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения в размере 5784,06 руб. за 1000 куб. м (с НДС); пункт 2 - отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме направления использования газа, указанного в пунктах 3, 4 данного приложения), потребление газа при наличии приборов учета расхода газа в размере 4662,17 руб. за 1000 куб. м (с НДС).
Приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным 25 июня 2014 г. на сайте Государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru и 27 июня 2014 г. в газете "Орловская правда", N 90.
Полагая, что установленный в оспариваемых пунктах приложения к Приказу расчет цены на природный газ в зависимости от наличия приборов учета является незаконным, Потапов В.Н. обратился в областной суд с заявлением об оспаривании данных пунктов.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения Приказа не соответствуют законодательству в области регулирования розничных цен на природный газ, реализуемый населению.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе законодательства, подлежащего применению по данному делу, и имеющихся в материалах дела доказательствах, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно положениям статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.
Пунктом 4 Основных положений предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания).
В силу пункта 5 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В разделе II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а в разделе III содержится формула расчета розничных цен на газ, реализуемый населению.
При этом ни принципы формирования розничных цен на газ, ни формула расчета розничных цен на газ не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета и не содержат величины (коэффициента), которые указывают на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Приказа не соответствуют требованиям законодательства по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, в связи с чем оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что установить единовременно розничные цены на природный газ в соответствии с Методическими указаниями не позволил индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги, подлежат отклонению, поскольку субъекты Российской Федерации полномочиями по своему усмотрению дифференцировать розничные цены на газ, поставляемый населению, не наделены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Орловского областного суда от 13 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по тарифам Орловской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)