Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чуканова Н.А.
Докладчик: Крейс В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Крейса В.Р., Папушиной Н.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе ООО "Тепловодоснабжающая компания"
на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23 декабря 2013 года, по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Тепловодоснабжающая компания" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за услуги теплоснабжения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя ООО "Тепловодоснабжающая компания" Г., представителя ООО "ЖИЛФОНД" А., прокурора отдела прокуратуры <адрес> Д., судебная коллегия
установила:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ООО "Тепловодоснабжающая компания", ООО "Теплоэнерго" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за услуги теплоснабжения по следующим основаниям.
Прокуратурой Краснозерского района в соответствии с обращениями потребителей коммунальных услуг по теплоснабжению, проживающих в <...> проведена проверка соблюдения ООО "Тепловодоснабжающая компания" (далее - ООО "ТВК") законодательства об оказании коммунальных услуг.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства с ООО "ТВК". В соответствии с п. 1.1 концессионного соглашения, ООО "ТВК" обязуется осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии на территории р.п. Краснозерское.
В жилых домах по улицам <адрес> установлены приборы учета тепловой энергии.
При наличии приборов учета количество поставляемой тепловой энергии определяется согласно показаниям приборов учета.
Постановлением администрации <адрес> от 10.09.2013 г. N 330 "О начале отопительного периоде на 2013 - 2014 гг. на территории рабочего поселка Краснозерское" установлено, что началом отопительного периода на 2013-2014 г.г. является ДД.ММ.ГГГГ г.
В нарушение ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 6.7, п. п. 7.1, 7.2 Правил учета тепловой энергии, ООО "ТВК" до начала отопительного сезона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не проведена проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, акты о допуске, либо не допуске узла учета в эксплуатацию не составлены.
На основании изложенного прокурор полагает, что ответчиком фактически допущены к эксплуатации приборы учета потребленной тепловой энергии.
В нарушение ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, ответчиком не приняты показания узлов учета тепловой энергии потребителей по потребленным энергетическим ресурсам за ДД.ММ.ГГГГ года, начисление платы за коммунальные услуги произведено по нормативу потребления тепловой энергии без учета показаний приборов учета.
ООО "Теплоэнерго", в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса РФ, не оказывая потребителя услуги по теплоснабжению, производит взимание платы за оказанные услуги.
Истец просил признать незаконными действия ООО "Тепловодоснабжающая компания" по начислению платы за оказание услуги теплоснабжения по нормативу потребления потребителям, проживающих в жилых домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Обязать ООО "Тепловодоснабжающая компания" производить начисление платы потребителям услуги теплоснабжения, проживающим в домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО "Теплоэнерго" возвратить потребителям денежные средства, полученные за оказание услуг теплоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор отказалась от исковых требований к ООО "Теплоэнерго" и уточнила исковые требования, предъявленные к ООО "Тепловодоснабжающая компания": просила признать незаконными, противоречащими ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, действия ООО "Тепловодоснабжающая компания" по начислению платы за услуги теплоснабжения собственникам жилых помещений в домах, расположенных в р.п. Краснозерское Новосибирской области <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>.
Обязать ООО "Тепловодоснабжающая компания" производить начисление и взимание платы за услуги теплоснабжения собственникам жилых помещений в домах, расположенных в р.п. Краснозерское Новосибирской области по указанным выше адресам, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета с ДД.ММ.ГГГГ.
23.12.2013 года решением Краснозерского районного суда Новосибирской области исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены; также с ответчика в доход бюджета Краснозерского района Новосибирской области взыскана государственная пошлина в размере <***> рублей; информация о принятом решении направлена в редакцию газеты "К" для опубликования.
В апелляционной жалобе ООО "ТВК" изложена просьба об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии нового судебного акта.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что к ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТВК" акты повторного допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии ни потребителем, ни ООО "Жилфонд" не были представлены. Теплоснабжающая организация не была уведомлена о выходе теплосчетчика из строя (не предоставлен акт допуска в эксплуатацию). Таким образом, были нарушены требования эксплуатации приборов учета, что приравнивается к их неисправности и дает право теплоснабжающей организации осуществлять коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Обращает внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу новые Правила коммерческого учета тепловой энергии, согласно п. 3 которых, неисправность средств измерений узла учета определяется, в том числе, в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета.
Считает неверным вывод суда о том, что именно теплоснабжающая организация обязана инициировать подготовку проведения процедуры повторного допуска в эксплуатацию приборов учета - соответствующая обязанность возлагается на потребителя (или на балансодержателя).
Полагает, что ресурсоснабжающие организации (такие, как ООО "ТВК") не оказывают коммунальную услугу, а поставляют ресурс (тепловую энергию), который организация, осуществляющая управление домом, преобразует в коммунальную услугу.
Судом сделан вывод, несоответствующий материалам дела, о том, что проверки состояния узлов учета тепловой энергии теплоснабжающей организацией не проводилось, отмечая, что ни на одну ресурсоснабжающую организацию действующим законодательством такая обязанность не возложена, а инициировать проведение мероприятий по очередной поверке должен потребитель.
На апелляционную жалобу поступил отзыв и дополнительный отзыв прокуратуры <адрес>.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 2 статьи 13, пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Количество тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. По общему правилу коммерческий учет осуществляется путем измерения энергоресурсов приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета расчетными способами определения количества энергетических ресурсов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 157 предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 во исполнение статьи 157 ЖК РФ, определено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пункт 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, устанавливает, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (приложение N 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в жилых домах, расположенных в р.п. Краснозерское Новосибирской области <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> установлены и допущены в предыдущий отопительный период в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии.
Плата за услуги теплоснабжения за ДД.ММ.ГГГГ года потребителям начисляется без учета показаний приборов учета, а исходя из норматива потребления услуги.
Постановлением администрации р.п. Краснозерское от 16.08.2013 N 314 "О комиссии по проверке оценки готовности к отопительному периоду" утвержден состав комиссии по обследованию технического состояния тепловых сетей, утверждена Программа проверки готовности к отопительному периоду - ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что проверки состояния узлов учета тепловой энергии теплоснабжающей организацией в указанных домах не проводились, доказательств наличия препятствий со стороны потребителей к проведению таких проверок ответчиками не представлено.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь пунктами 80, 81, 82, 83 вышеуказанных Правил, а также пунктами 6.7, 7.1, 7.3 Правил учета тепловой энергии ..., пришел к выводу, что отсутствие актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию в вышеуказанных жилых домах является бездействием теплоснабжающей организации, поскольку в соответствии с Правилами предоставления ... N 354 от 06.05.2011 года, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия. Такие проверки исполнителем должны проводиться не реже 1 раза в год.
ООО "Тепловодоснабжающая компания" проверки состояния установленных приборов учета не проводились, соответствующие акты не составлялись, что не лишает возможности потребителей в случае несоответствия состояния прибора учета предъявляемым к нему требованиям устранить эти недостатки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам, подтвержденным представленными в материалах дела доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку суда, согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Довод жалобы о том, что акты повторного допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии ни потребителем, ни ООО "Жилфонд" не были представлены, теплоснабжающая организация не была уведомлена о выходе теплосчетчика из строя, что приравнивается к его неисправности, уже были предметом судебного исследования.
Суд нашел необоснованными доводы ответчика о том, что отсутствие акта повторного допуска учета тепловой энергии приравнивается к его неисправности, поскольку Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрены случаи, когда узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя.
Так, согласно п. 9.10 указанных Правил, узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности; врезок в трубопроводы, не предусмотренные проектом узла учета.
Исходя из того обстоятельства, что ответчиком не предоставлено доказательств нарушения требований эксплуатации, изложенных в технической документации, перечисленной в п. 7.1 указанных Правил; проверка соблюдения указанных требований никем не проводилась и соответствующие акты не составлялись, суд правомерно пришел к выводу, что отсутствие акта повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию не может свидетельствовать о нарушении потребителями требований их эксплуатации, а является следствием бездействия теплоснабжающей организации.
Доказательств наличия иных оснований, кроме отсутствия актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию для начисления платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги, ответчиком не представлено.
По мнению судебной коллегии, необоснованной является и ссылка апеллянта на то, что исполнителем по договору оказания услуги теплоснабжения является организация, осуществляющая управление многоквартирными домами.
В данном случае судебная коллегия соглашается с доводами дополнительного отзыва прокурора о том, что между собственниками многоквартирных домов в р.п. Краснозерское и ООО "Жилфонд" заключены договоры управления общим имуществом многоквартирных домов.
Согласно указанных договоров, ООО "Жилфонд" выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов (обследования, содержание работоспособного состояния внутридомовых инженерных сетей, текущий ремонт конструктивных элементов зданий МКД, снятие показаний общедомовых приборов учета, аварийные работы, работы по дезинсекции, дератизации, проверка кровли на отсутствие протечек и др.).
Коммунальные услуги ООО "Жилфонд" не предоставляются. Коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, а также в частных жилых домах предоставляются отдельно заключенным договорам оказания коммунальных услуг.
Между ООО "Жилфонд" и ресурсоснабжающей организацией ООО "ТВК", ООО "Теплоэнерго" договоры на поставку и приобретение коммунального ресурса теплоснабжения нее заключались.
Поскольку исполнителем услуги теплоснабжения непосредственно является апеллянт, им не исполнена обязанность по проведению проверки узлов учета тепловой энергии. Доказательств наличия препятствий со стороны потребителей коммунальной услуги к проведению проверок узлов учета тепловой энергии ответчиком не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что отсутствие актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, не может свидетельствовать о нарушении потребителями требований эксплуатации приборов учета, а является бездействием теплоснабжающей организации. Отсутствие актов допуска, либо не допуска узла учета в эксплуатацию, лишает возможности потребителей устранить выявленные нарушения.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, ранее заявлялись ответчиком и также были предметом исследования и проверки судом первой инстанции.
При разрешении спора нарушений норм процессуального права не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23 декабря 2013 года обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Тепловодоснабжающая компания" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3406/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N 33-3406/2014
Судья: Чуканова Н.А.
Докладчик: Крейс В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Крейса В.Р., Папушиной Н.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе ООО "Тепловодоснабжающая компания"
на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23 декабря 2013 года, по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Тепловодоснабжающая компания" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за услуги теплоснабжения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя ООО "Тепловодоснабжающая компания" Г., представителя ООО "ЖИЛФОНД" А., прокурора отдела прокуратуры <адрес> Д., судебная коллегия
установила:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ООО "Тепловодоснабжающая компания", ООО "Теплоэнерго" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за услуги теплоснабжения по следующим основаниям.
Прокуратурой Краснозерского района в соответствии с обращениями потребителей коммунальных услуг по теплоснабжению, проживающих в <...> проведена проверка соблюдения ООО "Тепловодоснабжающая компания" (далее - ООО "ТВК") законодательства об оказании коммунальных услуг.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства с ООО "ТВК". В соответствии с п. 1.1 концессионного соглашения, ООО "ТВК" обязуется осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии на территории р.п. Краснозерское.
В жилых домах по улицам <адрес> установлены приборы учета тепловой энергии.
При наличии приборов учета количество поставляемой тепловой энергии определяется согласно показаниям приборов учета.
Постановлением администрации <адрес> от 10.09.2013 г. N 330 "О начале отопительного периоде на 2013 - 2014 гг. на территории рабочего поселка Краснозерское" установлено, что началом отопительного периода на 2013-2014 г.г. является ДД.ММ.ГГГГ г.
В нарушение ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 6.7, п. п. 7.1, 7.2 Правил учета тепловой энергии, ООО "ТВК" до начала отопительного сезона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не проведена проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, акты о допуске, либо не допуске узла учета в эксплуатацию не составлены.
На основании изложенного прокурор полагает, что ответчиком фактически допущены к эксплуатации приборы учета потребленной тепловой энергии.
В нарушение ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, ответчиком не приняты показания узлов учета тепловой энергии потребителей по потребленным энергетическим ресурсам за ДД.ММ.ГГГГ года, начисление платы за коммунальные услуги произведено по нормативу потребления тепловой энергии без учета показаний приборов учета.
ООО "Теплоэнерго", в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса РФ, не оказывая потребителя услуги по теплоснабжению, производит взимание платы за оказанные услуги.
Истец просил признать незаконными действия ООО "Тепловодоснабжающая компания" по начислению платы за оказание услуги теплоснабжения по нормативу потребления потребителям, проживающих в жилых домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Обязать ООО "Тепловодоснабжающая компания" производить начисление платы потребителям услуги теплоснабжения, проживающим в домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО "Теплоэнерго" возвратить потребителям денежные средства, полученные за оказание услуг теплоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор отказалась от исковых требований к ООО "Теплоэнерго" и уточнила исковые требования, предъявленные к ООО "Тепловодоснабжающая компания": просила признать незаконными, противоречащими ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, действия ООО "Тепловодоснабжающая компания" по начислению платы за услуги теплоснабжения собственникам жилых помещений в домах, расположенных в р.п. Краснозерское Новосибирской области <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>.
Обязать ООО "Тепловодоснабжающая компания" производить начисление и взимание платы за услуги теплоснабжения собственникам жилых помещений в домах, расположенных в р.п. Краснозерское Новосибирской области по указанным выше адресам, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета с ДД.ММ.ГГГГ.
23.12.2013 года решением Краснозерского районного суда Новосибирской области исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены; также с ответчика в доход бюджета Краснозерского района Новосибирской области взыскана государственная пошлина в размере <***> рублей; информация о принятом решении направлена в редакцию газеты "К" для опубликования.
В апелляционной жалобе ООО "ТВК" изложена просьба об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии нового судебного акта.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что к ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТВК" акты повторного допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии ни потребителем, ни ООО "Жилфонд" не были представлены. Теплоснабжающая организация не была уведомлена о выходе теплосчетчика из строя (не предоставлен акт допуска в эксплуатацию). Таким образом, были нарушены требования эксплуатации приборов учета, что приравнивается к их неисправности и дает право теплоснабжающей организации осуществлять коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Обращает внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу новые Правила коммерческого учета тепловой энергии, согласно п. 3 которых, неисправность средств измерений узла учета определяется, в том числе, в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета.
Считает неверным вывод суда о том, что именно теплоснабжающая организация обязана инициировать подготовку проведения процедуры повторного допуска в эксплуатацию приборов учета - соответствующая обязанность возлагается на потребителя (или на балансодержателя).
Полагает, что ресурсоснабжающие организации (такие, как ООО "ТВК") не оказывают коммунальную услугу, а поставляют ресурс (тепловую энергию), который организация, осуществляющая управление домом, преобразует в коммунальную услугу.
Судом сделан вывод, несоответствующий материалам дела, о том, что проверки состояния узлов учета тепловой энергии теплоснабжающей организацией не проводилось, отмечая, что ни на одну ресурсоснабжающую организацию действующим законодательством такая обязанность не возложена, а инициировать проведение мероприятий по очередной поверке должен потребитель.
На апелляционную жалобу поступил отзыв и дополнительный отзыв прокуратуры <адрес>.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 2 статьи 13, пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Количество тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. По общему правилу коммерческий учет осуществляется путем измерения энергоресурсов приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета расчетными способами определения количества энергетических ресурсов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 157 предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 во исполнение статьи 157 ЖК РФ, определено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пункт 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, устанавливает, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (приложение N 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в жилых домах, расположенных в р.п. Краснозерское Новосибирской области <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> установлены и допущены в предыдущий отопительный период в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии.
Плата за услуги теплоснабжения за ДД.ММ.ГГГГ года потребителям начисляется без учета показаний приборов учета, а исходя из норматива потребления услуги.
Постановлением администрации р.п. Краснозерское от 16.08.2013 N 314 "О комиссии по проверке оценки готовности к отопительному периоду" утвержден состав комиссии по обследованию технического состояния тепловых сетей, утверждена Программа проверки готовности к отопительному периоду - ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что проверки состояния узлов учета тепловой энергии теплоснабжающей организацией в указанных домах не проводились, доказательств наличия препятствий со стороны потребителей к проведению таких проверок ответчиками не представлено.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь пунктами 80, 81, 82, 83 вышеуказанных Правил, а также пунктами 6.7, 7.1, 7.3 Правил учета тепловой энергии ..., пришел к выводу, что отсутствие актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию в вышеуказанных жилых домах является бездействием теплоснабжающей организации, поскольку в соответствии с Правилами предоставления ... N 354 от 06.05.2011 года, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия. Такие проверки исполнителем должны проводиться не реже 1 раза в год.
ООО "Тепловодоснабжающая компания" проверки состояния установленных приборов учета не проводились, соответствующие акты не составлялись, что не лишает возможности потребителей в случае несоответствия состояния прибора учета предъявляемым к нему требованиям устранить эти недостатки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам, подтвержденным представленными в материалах дела доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку суда, согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Довод жалобы о том, что акты повторного допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии ни потребителем, ни ООО "Жилфонд" не были представлены, теплоснабжающая организация не была уведомлена о выходе теплосчетчика из строя, что приравнивается к его неисправности, уже были предметом судебного исследования.
Суд нашел необоснованными доводы ответчика о том, что отсутствие акта повторного допуска учета тепловой энергии приравнивается к его неисправности, поскольку Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрены случаи, когда узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя.
Так, согласно п. 9.10 указанных Правил, узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности; врезок в трубопроводы, не предусмотренные проектом узла учета.
Исходя из того обстоятельства, что ответчиком не предоставлено доказательств нарушения требований эксплуатации, изложенных в технической документации, перечисленной в п. 7.1 указанных Правил; проверка соблюдения указанных требований никем не проводилась и соответствующие акты не составлялись, суд правомерно пришел к выводу, что отсутствие акта повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию не может свидетельствовать о нарушении потребителями требований их эксплуатации, а является следствием бездействия теплоснабжающей организации.
Доказательств наличия иных оснований, кроме отсутствия актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию для начисления платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги, ответчиком не представлено.
По мнению судебной коллегии, необоснованной является и ссылка апеллянта на то, что исполнителем по договору оказания услуги теплоснабжения является организация, осуществляющая управление многоквартирными домами.
В данном случае судебная коллегия соглашается с доводами дополнительного отзыва прокурора о том, что между собственниками многоквартирных домов в р.п. Краснозерское и ООО "Жилфонд" заключены договоры управления общим имуществом многоквартирных домов.
Согласно указанных договоров, ООО "Жилфонд" выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов (обследования, содержание работоспособного состояния внутридомовых инженерных сетей, текущий ремонт конструктивных элементов зданий МКД, снятие показаний общедомовых приборов учета, аварийные работы, работы по дезинсекции, дератизации, проверка кровли на отсутствие протечек и др.).
Коммунальные услуги ООО "Жилфонд" не предоставляются. Коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, а также в частных жилых домах предоставляются отдельно заключенным договорам оказания коммунальных услуг.
Между ООО "Жилфонд" и ресурсоснабжающей организацией ООО "ТВК", ООО "Теплоэнерго" договоры на поставку и приобретение коммунального ресурса теплоснабжения нее заключались.
Поскольку исполнителем услуги теплоснабжения непосредственно является апеллянт, им не исполнена обязанность по проведению проверки узлов учета тепловой энергии. Доказательств наличия препятствий со стороны потребителей коммунальной услуги к проведению проверок узлов учета тепловой энергии ответчиком не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что отсутствие актов повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, не может свидетельствовать о нарушении потребителями требований эксплуатации приборов учета, а является бездействием теплоснабжающей организации. Отсутствие актов допуска, либо не допуска узла учета в эксплуатацию, лишает возможности потребителей устранить выявленные нарушения.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, ранее заявлялись ответчиком и также были предметом исследования и проверки судом первой инстанции.
При разрешении спора нарушений норм процессуального права не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23 декабря 2013 года обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Тепловодоснабжающая компания" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)