Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2015 N 12АП-4477/2015 ПО ДЕЛУ N А57-22740/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. по делу N А57-22740/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" и муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-22740/2014 (судья М.Е. Медникова),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания", г. Саратов, (ИНН 6454100617, ОГРН 1106454001587),
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
о взыскании задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд, в размере 14405 руб. 80 коп.,
о взыскании задолженности за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд в размере 11229 руб. 11 коп.,
о взыскании задолженности за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд в размере 6474 руб.,
о взыскании задолженности за электроэнергию ОДН в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд в размере 2497 руб. 95 коп.,
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2012 по 03.04.2015 в размере 3834 руб. 17 коп.
третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Бахус", г. Саратов,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "Приволжская ЖЭК", истец) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам, ответчик), третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Бахус", о взыскании задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд, в размере 14405 руб. 80 коп., о взыскании задолженности за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд в размере 11 229 руб. 11 коп., о взыскании задолженности за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд в размере 6474 руб., о взыскании задолженности за электроэнергию ОДН в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд в размере 2497 руб. 95 коп., о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2012 по 27.08.2014 в размере 2110,22 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил исковые требования в части периода и суммы взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, а именно: за период с 11.09.2012 по 03.04.2015 в размере 3834 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-22740/2014 с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ООО "Приволжская ЖЭК" взыскана задолженность за содержание общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд за период с 01.05.2013 по 31.07.2014 в сумме 14405 руб. 80 коп., задолженность за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд за период с 01.05.2013 по 31.07.2014 в сумме 11229 руб. 11 коп., задолженность за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд за период с 01.08.2012 по 31.10.2013 в размере 6474 руб., задолженность за ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме N 4 по ул. 1-й Московский пр-зд за период 01.05.2013 по 31.07.2014 в сумме 2497 руб. 95 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2012 по 03.04.2015 в размере 3834 руб. 17 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб. ООО "Приволжская ЖЭК" из федерального бюджета Российской Федерации возвращена государственная пошлина в размере 187 руб.
Комитет по финансам и администрация не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10 апреля 2015 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители апелляционных жалоб считают, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Кроме того, Комитет по финансам полагает, что он не является надлежащим ответчиком по делу, не выступает стороной по договору.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МО "Город Саратов" принадлежит на праве собственности нежилое помещение литер "А" общей площадью 107,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, 1-й Московский проезд, N 4, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 27.01.2015 N 64/001/005/2015-2520.
27.09.2010 решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 4 по 1-му Московскому проезду г. Саратова выбран способ управления - управление управляющей организацией и избрана обслуживающая организация - ООО "УК Волжская ЖЭК", с которой заключен договор управления по обслуживанию данного дома, утверждены тарифы на содержание жилья в размере 7 руб. 63 коп., на ремонт жилья - 2 руб. 98 коп., на капитальный ремонт - 4 руб. за 1 квадратный метр.
В последующем тарифы изменялись на основании протокола общего собрания собственников помещения многоквартирного дома от 16.11.2012, в соответствии с которым утвержден тариф на содержание жилья в размере 8 руб. 83 коп., на ремонт жилья 4 руб. 47 коп. за 1 квадратный метр и протокола общего собрания собственников помещения многоквартирного дома от 22.11.2013, в соответствии с котором утвержден тариф на ремонт жилья 8 руб. 47 коп. за 1 квадратный метр.
Данные решения никем из собственников не оспорены.
Согласно договору управления от 27.09.2010 истец приступил к управлению домом, расположенным по адресу: г. Саратов, 1-й Московский проезд, N 4. В указанном многоквартирном жилом доме находится нежилое помещение литер "А" общей площадью 107,9 кв. м, являющееся собственностью муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с договором аренды N 997/4 от 29.04.2011, заключенным между комитетом по управлению имуществом МО "Город Саратов" и ООО "Бахус", ООО "Бахус" занимало данное помещение с 26.04.2011 по 31.07.2012.
С 01.11.2010 по 25.04.2011 указанное выше помещение было пустующим, арендатор отсутствовал.
Согласно сообщению комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов" нежилое помещение литер "А" общей площадью 107,9 кв. м в настоящий момент не сдано в аренду.
Неоплата МО "Город Саратов" задолженности за коммунальные услуги послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящего в состав управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
МО "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир в жилом доме доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома, который находится в управлении ООО "Приволжская ЖЭК".
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Общее собрание собственников помещений по вопросу установления платы за жилое помещение в части содержания, текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 4.6. договора управления собственники помещений многоквартирного дома вносят плату на расчетный счет или в кассу Управляющего не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилыми помещениями в этом доме на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, находящемся под управлением ООО "Приволжская ЖЭК".
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Приволжская ЖЭК", в порядке и размере, установленными общим собранием собственников помещений.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на содержание общего имущества, текущий и капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, находящегося под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно расчету истца общая задолженность за период с 01.08.2012 по 31.08.2014 составила 34606 руб. 86 коп. Судами расчет задолженности проверен и признан правильным.
Доводу комитета по финансам о невыставлении истцом платежных документов и несоблюдении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом первой инстанции дана правильная правовая оценка, поскольку подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами направления счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Иных доводов апелляционные жалобы не содержат.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" и администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-22740/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)