Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2015 ПО ДЕЛУ N А66-3701/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2015 г. по делу N А66-3701/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Козловой С.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Городская Управляющая Компания "Тверь" представителя Салтыкова Ю.Ю. по доверенности от 10.09.2014, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери представителя Снурницына А.Е. по доверенности от 12.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Городская Управляющая Компания "Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2015 года по делу N А66-3701/2015 (судья Кольцова М.С.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью Городская Управляющая Компания "Тверь" (место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Захарова, д. 17а; ОГРН 1146952011535; ИНН 6950183064; далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери (место нахождения: 170000, г. Тверь, ул. Московская, д. 21, корп. 1; ОГРН 1036900014469; ИНН 6901001988; далее - Департамент, ответчик) с требованием о взыскании 440 642 руб. 02 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда области от 15.06.2015 Компании отказано в удовлетворении исковых требований.
Компания с решением не согласилась, просила его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что денежные средства, истребуемые со специального счета Департамента, накоплены до вступления в силу Закона Тверской области от 28.06.2013 N 43-ЗО "О организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" (далее - Закон Тверской области N 43-ЗО) и до утверждения Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2015 годы; на то, что жители приняли решение потратить накопленные денежные средства на капитальный ремонт дома, ремонт водопроводной и канализационной системы; денежные средства, накопленные на специальном счете Департамента, не потрачены; на то, что денежные средства, перечисленные в качестве платы за капитальный ремонт многоквартирного дома являются собственностью плательщиков, имеют целевой характер; на то, что ответчик не вправе удерживать денежные средства и становиться приобретателем неосновательного обогащения; на то, что при вынесении спорного решения суд первой инстанции не принял во внимание положения части 3 статьи 25 Закона Тверской области N 43-ЗО.
Представитель Компании поддержал апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней.
Департамент в отзыве и в судебном заседании его представитель просили решение Арбитражного суда Тверской области от 15.06.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Компании - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим жалобы рассмотрены в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 1102 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из содержания указанной нормы следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие двух обстоятельств: приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовыми актами или сделкой (отсутствие договора) оснований, а также обогащение одного лица за счет другого.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Королева, д. 24, находится в управлении Компании с октября 2014 года (протокол о выборе Компании собственниками помещений дома от 26.09.2014).
На внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, ул. Королева, д. 24, состоявшемся 19.12.2014, были приняты решения, в том числе о перечислении денежных средств, собранных с жителей дома по статье капитального ремонта, с расчетного счета Департамента; о предоставлении Компании права на истребование ранее накопленных средств по строке "Капитальный ремонт" у Департамента.
Компания направила в адрес ответчика требование о перечислении денежных средств, собранных по строке "Капитальный ремонт".
В письме N 28/4277-и Департамент уведомил истца о том, что по статье "Капитальный ремонт" по состоянию на 01.12.2014 у дома по адресу: г. Тверь, ул. Королева, д. 24, имеется 440 642 руб. 02 коп.
В письме от 16.03.2015 Департамент указал на невозможность перечисления указанных денежных средств ввиду их фактического отсутствия.
Истец, ссылаясь на факт получения ответчиком от собственников многоквартирного дома денежных средств на капитальный ремонт дома и отсутствие оснований для их удержания, просит взыскать с Департамента сумму 440 642 руб. 02 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у истца права на истребование у ответчика спорных денежных средств.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 154, частям 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации платежи на капитальный ремонт являются накопительными, они вносятся собственниками помещений в многоквартирном доме в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному ремонту дома. Указанные денежные средства имеют строго целевой характер использования.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ).
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Право выбора способа формирования фонда капитального ремонта есть у всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от выбранного ими способа управления. При этом действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домов для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судом установлено, что Законодательным собранием Тверской области 28.06.2013 принят Закон Тверской области N 43-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" (далее - закон N 43-ЗО), который регулирует отношения, связанные с обеспечением своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области.
Частью 2 статьи 3 Закона N 43-ЗО установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принимается и реализуется собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2015 годы утверждена постановлением правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп и официально опубликована 31.12.2013 в газете "Тверская жизнь".
Исходя из указанной даты период, предусмотренный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, в течение которого собственниками помещений в многоквартирном доме должно было быть принято и реализовано решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, истекал 30.04.2014.
Как следует их материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, ул. Королева, д. 24, до указанного срока в полной мере не реализовали свое право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. Не было принято решение об избрании такого способа формирования фонда капитального ремонта, как перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, и не были выполнены юридически значимые действия, связанные с открытием специального банковского счета для учета средств капитального ремонта.
Постановлением администрации г. Твери от 27.05.2014 N 638 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" утвержден Перечень многоквартирных домов г. Твери, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В данный перечень включен и многоквартирный дом по адресу: г. Тверь, ул. Королева, д. 24, под номером 1.963.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте в сети Интернет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Действия уполномоченного органа по включению дома по адресу: г. Тверь, ул. Королева, д. 24, в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, утвержденный постановлением администрации г. Твери от 27.05.2014 N 638 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", собственники помещений не обжаловали.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств для удовлетворения требований истца о взыскании с Департамента неосновательного обогащения в сумме 440 642 руб. 02 коп.
Апелляционный суд также принимает во внимание то, что согласно части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год; внесение в региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 15 Закона Тверской области N 43-ЗО региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и подлежит актуализации не реже чем один раз в год на основании информации, представляемой органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и (или) ежегодно утверждаемых правительством Тверской области и органами местного самоуправления краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта.
В силу части 4 статьи 170 и статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме независимо от способа формирования фонда вправе принять решение о проведении капитального ремонта раньше запланированного срока.
Приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний данным Кодексом предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2015 года по делу N А66-3701/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Городской Управляющей Компании "Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУМИЛОВА
Судьи
О.Н.ВИНОГРАДОВ
С.В.КОЗЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)