Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14977/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Пруссия-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2014 по делу N А21-156/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Пруссия-Сервис"
к Управлению надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пруссия-Сервис" (ОГРН 1073905029175, адрес: 236000, г. Калининград ул. Чайковского, д. 58, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Калининградской области (далее - МЧС, Управление, заинтересованное лицо) от 13.12.13 N 161/1/66.
Решением суда от 25.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что обязанность по выполнению противопожарных мероприятий, перечисленных в предписании, договором управления не предусмотрена, в связи с чем подлежит исполнению собственниками жилых помещений.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения N 161 от 21.10.13, в период с 18.11.13 по 13.12.12, Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в процессе осуществления им хозяйственной деятельности.
В ходе проверки установлено, что ООО "Пруссия-Сервис" осуществляет управление и эксплуатацию жилищного фонда. На обслуживании Общества на момент проверки находились многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Калининград, Еловая аллея, 31-39; 41-49; ул. Куйбышева, 129-137, 141-149, 151-159, 117а, 113-117, 65А, 60-62, ул. Костикова, 40; ул. Стрелецкая, 2-6, ул. Гагарина, 10, ул. Гагарина, 2-4, 6-8, 1, Фортовая дорога, 7, пер. Кутаисский, 1, ул. Курганская, 3, ул. Фортовая, 9, ул. Толобухина, 10, ул. Нарвская, 50, ул. Дмитрия Донского, 20.
Управлением выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, Свода правил СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", Свода правил СП 4.13130.2013 "Ограничение распространения пожара на объекты защиты", Приказа МЧС РФ N 645 от 12.12.2007 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций":
1) автоматическая установка противодымной защиты в жилом доме по ул. Д.Донского, 20 находится в неисправном состоянии;
2) в системе автоматической пожарной сигнализации неисправны шлейфы: подъезд N 1-9 этаж, подъезд N 2-6 этаж, подъезд N 3 - 1, 4, 6 этажи по ул. Донского, 20;
3) не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода в подвальном, цокольном этаже жилого дома по ул. Д.Донского, 20 с составлением соответствующего акта;
4) отсутствует доступ личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение жилого здания по ул. Курганская, 3 (перекрыты пожарные подъезды к дому посредством установки шлагбаумов с обеих сторон);
5)допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками-рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника по ул. Фортовая дорога, 7 этаж, 1, 6, 9;
6) система АУПС и система оповещения в доме по ул. Фортовая дорога, 7 находятся в неисправном состоянии;
7) система АУПС и система оповещения в доме по ул. Фортовая дорога, 9 находятся в неисправном состоянии;
8) руководитель Общества не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума в соответствии с приказом МЧС N 645 от 12.12.07 г.
Результаты проверки отражены в акте от 13.12.2013 N 161.
По результатам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.07.2014.
Не согласившись с законностью указанного предписания, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно частям 1, 2 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется по договору на возмездной основе и в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Поскольку Общество осуществляет управление исследованными Управлением многоквартирными жилыми домами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном доме, соответственно, соблюдать правила и нормы, обеспечивающие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР N 390), которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, введен в действие с 01.05.2009, разработан в соответствии с Законом N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Своды правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" являются нормативными документами по пожарной безопасности (содержат требования пожарной безопасности), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, и применяются на всех этапах создания и эксплуатации зданий и сооружений.
Нарушение Обществом требований пожарной безопасности установлено Управлением и судом, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 13.12.2013 N 161).
Доводы подателя жалобы о том, что у руководителя организации отсутствует обязанность по прохождению обучения по программе пожарно-технического минимума отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Пунктом 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645) предусмотрено, что руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. В соответствии с пунктом 34 НПБ N 645 обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят в том числе: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности (пункты 36 и 37 НПБ N 645).
Пунктом 32 НПБ N 645 установлено, что обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Таким образом, обязанность по прохождению обучения по программе пожарно-технического минимума возложена, в том числе и на руководителя Общества.
Ссылки подателя жалобы на акт проверки работоспособности оборудования пожарной безопасности от 03.11.2013 N 2, приказ от 02.09.2013, письма собственникам жилого дома по ул. Дм.Донского, 20, датированные 30.09.2013, договоры на обслуживание с ООО "Интеллектуальный Центр Систем Безопасности", как на доказательства исправности систем пожарной безопасности, отклоняются апелляционным судом, поскольку означенные доказательства не опровергают выводы проверки.
Доводы подателя жалобы о нарушении Управлением при проведении положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно об отсутствии на официальном сайте Главного Управления МЧС по Калининградской области информации о проведении плановой проверки в отношении Общества опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами - распечатками с официальных сайтов Главного Управления МЧС России по Калининградской области, прокуратуры Калининградской области и Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодных планов проведения проверок на 2013 год, в которые включена проверка в отношении ООО "Пруссия-Сервис.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, не установив несоответствия оспариваемого предписания закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 25.04.2014 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2014 по делу N А21-156/2014 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прусия-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А21-156/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А21-156/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14977/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Пруссия-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2014 по делу N А21-156/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Пруссия-Сервис"
к Управлению надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пруссия-Сервис" (ОГРН 1073905029175, адрес: 236000, г. Калининград ул. Чайковского, д. 58, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Калининградской области (далее - МЧС, Управление, заинтересованное лицо) от 13.12.13 N 161/1/66.
Решением суда от 25.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что обязанность по выполнению противопожарных мероприятий, перечисленных в предписании, договором управления не предусмотрена, в связи с чем подлежит исполнению собственниками жилых помещений.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения N 161 от 21.10.13, в период с 18.11.13 по 13.12.12, Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в процессе осуществления им хозяйственной деятельности.
В ходе проверки установлено, что ООО "Пруссия-Сервис" осуществляет управление и эксплуатацию жилищного фонда. На обслуживании Общества на момент проверки находились многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Калининград, Еловая аллея, 31-39; 41-49; ул. Куйбышева, 129-137, 141-149, 151-159, 117а, 113-117, 65А, 60-62, ул. Костикова, 40; ул. Стрелецкая, 2-6, ул. Гагарина, 10, ул. Гагарина, 2-4, 6-8, 1, Фортовая дорога, 7, пер. Кутаисский, 1, ул. Курганская, 3, ул. Фортовая, 9, ул. Толобухина, 10, ул. Нарвская, 50, ул. Дмитрия Донского, 20.
Управлением выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, Свода правил СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", Свода правил СП 4.13130.2013 "Ограничение распространения пожара на объекты защиты", Приказа МЧС РФ N 645 от 12.12.2007 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций":
1) автоматическая установка противодымной защиты в жилом доме по ул. Д.Донского, 20 находится в неисправном состоянии;
2) в системе автоматической пожарной сигнализации неисправны шлейфы: подъезд N 1-9 этаж, подъезд N 2-6 этаж, подъезд N 3 - 1, 4, 6 этажи по ул. Донского, 20;
3) не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода в подвальном, цокольном этаже жилого дома по ул. Д.Донского, 20 с составлением соответствующего акта;
4) отсутствует доступ личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение жилого здания по ул. Курганская, 3 (перекрыты пожарные подъезды к дому посредством установки шлагбаумов с обеих сторон);
5)допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками-рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника по ул. Фортовая дорога, 7 этаж, 1, 6, 9;
6) система АУПС и система оповещения в доме по ул. Фортовая дорога, 7 находятся в неисправном состоянии;
7) система АУПС и система оповещения в доме по ул. Фортовая дорога, 9 находятся в неисправном состоянии;
8) руководитель Общества не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума в соответствии с приказом МЧС N 645 от 12.12.07 г.
Результаты проверки отражены в акте от 13.12.2013 N 161.
По результатам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.07.2014.
Не согласившись с законностью указанного предписания, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно частям 1, 2 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется по договору на возмездной основе и в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Поскольку Общество осуществляет управление исследованными Управлением многоквартирными жилыми домами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном доме, соответственно, соблюдать правила и нормы, обеспечивающие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР N 390), которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, введен в действие с 01.05.2009, разработан в соответствии с Законом N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Своды правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" являются нормативными документами по пожарной безопасности (содержат требования пожарной безопасности), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, и применяются на всех этапах создания и эксплуатации зданий и сооружений.
Нарушение Обществом требований пожарной безопасности установлено Управлением и судом, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 13.12.2013 N 161).
Доводы подателя жалобы о том, что у руководителя организации отсутствует обязанность по прохождению обучения по программе пожарно-технического минимума отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Пунктом 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645) предусмотрено, что руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. В соответствии с пунктом 34 НПБ N 645 обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят в том числе: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности (пункты 36 и 37 НПБ N 645).
Пунктом 32 НПБ N 645 установлено, что обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Таким образом, обязанность по прохождению обучения по программе пожарно-технического минимума возложена, в том числе и на руководителя Общества.
Ссылки подателя жалобы на акт проверки работоспособности оборудования пожарной безопасности от 03.11.2013 N 2, приказ от 02.09.2013, письма собственникам жилого дома по ул. Дм.Донского, 20, датированные 30.09.2013, договоры на обслуживание с ООО "Интеллектуальный Центр Систем Безопасности", как на доказательства исправности систем пожарной безопасности, отклоняются апелляционным судом, поскольку означенные доказательства не опровергают выводы проверки.
Доводы подателя жалобы о нарушении Управлением при проведении положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно об отсутствии на официальном сайте Главного Управления МЧС по Калининградской области информации о проведении плановой проверки в отношении Общества опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами - распечатками с официальных сайтов Главного Управления МЧС России по Калининградской области, прокуратуры Калининградской области и Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодных планов проведения проверок на 2013 год, в которые включена проверка в отношении ООО "Пруссия-Сервис.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, не установив несоответствия оспариваемого предписания закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 25.04.2014 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2014 по делу N А21-156/2014 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прусия-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)