Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Чулков Р.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Пристром И.Г., Слободянюк Т.А.
при секретаре Ч.
рассмотрев в судебном заседании 03 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе О. на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 23 октября 2013 года, по которому иск удовлетворен частично.
Взыскано с Открытого акционерного общества "..." в пользу О... рублей... копеек, уплаченных в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г. на общедомовые нужды по водоотведению.
В удовлетворении требований о возложении на Открытое акционерное общество "..." обязанности предъявлять О. к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению... от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда, взыскании... рублей... копейки отказано.
Взыскана с Открытого акционерного общества "..." в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме... рублей.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., заключение прокурора... судебная коллегия
установила:
Прокурор... обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов О. к ОАО "..." о возложении обязанности предъявлять к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению... от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда, взыскании... руб.... коп., уплаченных на общедомовые нужды по водоснабжению, взыскании... руб.... коп., уплаченных на общедомовые нужды по водоотведению.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик осуществляет услуги по теплоснабжению (центральному отоплению), холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, при этом самостоятельно начисляет плату за предоставленные коммунальные услуги, в т.ч. за общедомовые нужды. О. проживает в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ООО "..." По договору управления многоквартирным домом уборка мест общего пользования не входит в услуги, оказываемые управляющей компанией, а производится жильцами дома самостоятельно. Возможности забора воды для уборки мест общего пользования не имеется, в связи с чем, истец вынуждена набирать воду в собственной квартире, при этом оплачивать ее потребление по показаниям индивидуального прибора учета. В связи с этим прокурор полагает, что поскольку в законе отсутствует указание на долю в нормативе по водоснабжению на общедомовые нужды его необходимо определить как... наравне с нормативными техническими потерями и другими работами, связанными с расходом воды на содержание мест общего имущества дома. Поскольку О. набирает воду для мытья мест общего пользования в собственной квартире, ответчик должен предъявлять ей к оплате... от установленного норматива, и на ответчика должна быть возложена обязанность по возврату истице уплаченных ранее сумм по водоотведению в полном объеме, а по водоснабжению....
В судебном заседании помощник прокурора... исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что согласно представленным прокурору из администрации СП "..." данных в доме, где проживает истец, в местах общего пользования отсутствует отвод холодной воды, так же как и возможность ее набора.
Истец О., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОАО "..."...., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился по тем основаниям, что расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется ответчиком на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 с применением нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Службой Республики Коми по тарифам. Полагал, что предложенное прокурором "расщепление" норматива по водоснабжению на общедомовые нужды не соответствует смыслу применения метода расчета. Определение фактического объема потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды возможно лишь при использовании соответствующего общедомового прибора учета. Водоотведение ответчиком также осуществлялось на основании Приказа Службы РК по тарифам N 114/1 от 28.12.2012 и составляло 0,068 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц. С <Дата обезличена> по настоящее время ответчик не начисляет плату по водоотведению на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе О. не согласна с решением суда, ссылаясь на то, что общедомовые нужды подлежат оплате управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации, каковой является ОАО "...". Договор на предоставление указанных услуг между ней и ОАО "..." не заключался.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец О., представитель ответчика ОАО "...", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия не принимали.
Прокурор... в суде апелляционной инстанции полагал решение суда законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела О. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <Номер обезличен>, выданному <Дата обезличена> года Управлением..., является собственником квартиры <Адрес обезличен>. Истец зарегистрирована и фактически проживает по указанному адресу.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО "...", с которым ТСЖ "..." <Дата обезличена> заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе и домом <Адрес обезличен>.
Квартира истца снабжена индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения, установленного <Дата обезличена> г. и замененного О. <Дата обезличена>.
Общедомовые приборы учета холодного водоснабжении жилом доме N... не установлены.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частями 2 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги: за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. ст. 156 - 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры и колясочные.
В соответствии пп. "г" п. 11 и п. 12 Правил содержание общего имущества и п. 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, вступившего в силу 20.04.2013, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, в частности: сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов).
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.
В силу п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, Приложением N 1 к договору управления многоквартирными домами от <Дата обезличена> определен перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в котором не предусмотрено предоставление управляющей организацией услуг по уборке мест общего пользования в многоквартирном доме. По доводам стороны истца указанная услуга осуществляется жильцами многоквартирного дома <Адрес обезличен> самостоятельно. Поскольку возможности забора воды для уборки мест общего пользования не имеется, истец, в частности, в указанных целях вынуждена набирать и использовать воду из собственной квартиры.
Из объяснений сторон по делу и письменного ответа Администрации СП "..." от <Дата обезличена> установлено, что в местах общего пользования дома <Адрес обезличен> отсутствует возможность отвода холодной воды.
При этом, из платежных документов (счетов) для внесения платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения и предоставления коммунальных услуг за период... года -... года усматривается, что... филиалом ОАО "..." истцу начислено за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за... г. -... руб., за... года по... руб. за каждый месяц, за... г. -...... рублей, за... г. -... руб., а всего... руб.; по водоотведению на общедомовые нужды начислено за... года -... руб., за... года по... рублей за каждый месяц, а всего... руб.
Плата за водоотведение на общедомовые нужды начислялась ОАО "..." исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды (со степенью благоустройства дома - с водопроводом, канализацией и ваннами, с водонагревателями, работающими на твердом топливе) в размере... куб. м за месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Приказом Службы Республики Коми по тарифам N 114/1 от 28.12.2012 "О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 63/16".
С... года ООО "..." начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды не производит, руководствуясь приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.05.2013 N 28/17 "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжении., водоотведению муниципального образования муниципального района "Троицко-Печорский", в котором отсутствует указание на норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Удовлетворяя требования прокурора..., заявленные в защиту прав и законных интересов О., о взыскании с ответчика уплаченных истцом в период с... года по... года денежных средств за водоотведение на общедомовые нужды в сумме... руб.... коп., суд обоснованно исходил из того, что фактически услуга по водоотведению на общедомовые нужды ОАО "..." О. в спорный период не предоставлялась.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора... о возложении на ответчика обязанности предъявлять истцу к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению... от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда и взыскании... руб.... коп., уплаченных О. на общедомовые нужды по водоснабжению, суд правильно руководствовался п. 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 06.05.2011 N 306, и исходил из того, что действующее законодательство в части установления тарифа, взимаемого по водоснабжению на общедомовые нужды не предусматривает его дифференциации, при этом невозможно определить количественные показатели потребления ресурса по предложенному прокурором варианту, в связи с чем, они должны быть признаны равными с другими показателями (остальными 2/3). Корректировка потребления предъявляемого собственнику жилого помещения к оплате ресурса по водоснабжению на общедомовые нужды возможна лишь при наличии общедомовым приборов учета, которые в настоящее время в дома истца отсутствуют. При этом факт предоставления ответчиком услуг по водоснабжению на общедомовые нужды сторонами по делу не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они сделаны при верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и являются правильными.
Как следует из норм статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы определяют объем потребления коммунальных услуг в жилых помещения и на общедомовые нужды, в которых соответственно отсутствуют индивидуальные и общедомовые приборы учета.
Согласно п. 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктами 19 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода, и по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из представленного в материалы дела ответа Службы Республики Коми по тарифам от 26.02.2013 N 03-10/719 нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденных приведенными выше приказами Службы Республики Коми по тарифам, норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в части услуг водоснабжения предусматривают: 1) расходы на содержание мест общего пользования в соответствии с требованиями технических норм эксплуатации, а также санитарными нормами (мытье лестничных клеток и маршей, гидропромывку и пр.); 2) нормативные технологические потери.
При этом норматив потребления коммунальных услуг не отражает величину фактического расхода какого-либо коммунального ресурса, он является единой средней величиной, устанавливаемой для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета и не предусматривает возможности "расщепления" на составляющие части по видами объемам работ, оказываемых на общедомовые нужды с учетом специфики услуг. В связи с указанным, вывод суда об удовлетворении требований прокурора..., заявленных в защиту прав и законных интересов О., о возложении на ОАО "..." обязанности предъявлять к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению 2/3 от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда и взыскании с ответчика... руб.... коп., уплаченных истцом на общедомовые нужды по водоснабжению, является правомерным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повлечь отмену принятого по делу решения суда не могут, поскольку указание истца на то, что общедомовые нужды подлежат оплате управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации, каковой является ОАО "...", и договор на предоставление указанных услуг между ней и ОАО "..." не заключался, в качестве оснований предъявленных к ответчику исковых требований не приводилось и предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлось. В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только истцу предоставлено право определять предмет и основание иска.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-961/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N 33-961/2014
Судья Чулков Р.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Пристром И.Г., Слободянюк Т.А.
при секретаре Ч.
рассмотрев в судебном заседании 03 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе О. на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 23 октября 2013 года, по которому иск удовлетворен частично.
Взыскано с Открытого акционерного общества "..." в пользу О... рублей... копеек, уплаченных в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г. на общедомовые нужды по водоотведению.
В удовлетворении требований о возложении на Открытое акционерное общество "..." обязанности предъявлять О. к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению... от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда, взыскании... рублей... копейки отказано.
Взыскана с Открытого акционерного общества "..." в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме... рублей.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., заключение прокурора... судебная коллегия
установила:
Прокурор... обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов О. к ОАО "..." о возложении обязанности предъявлять к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению... от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда, взыскании... руб.... коп., уплаченных на общедомовые нужды по водоснабжению, взыскании... руб.... коп., уплаченных на общедомовые нужды по водоотведению.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик осуществляет услуги по теплоснабжению (центральному отоплению), холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, при этом самостоятельно начисляет плату за предоставленные коммунальные услуги, в т.ч. за общедомовые нужды. О. проживает в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ООО "..." По договору управления многоквартирным домом уборка мест общего пользования не входит в услуги, оказываемые управляющей компанией, а производится жильцами дома самостоятельно. Возможности забора воды для уборки мест общего пользования не имеется, в связи с чем, истец вынуждена набирать воду в собственной квартире, при этом оплачивать ее потребление по показаниям индивидуального прибора учета. В связи с этим прокурор полагает, что поскольку в законе отсутствует указание на долю в нормативе по водоснабжению на общедомовые нужды его необходимо определить как... наравне с нормативными техническими потерями и другими работами, связанными с расходом воды на содержание мест общего имущества дома. Поскольку О. набирает воду для мытья мест общего пользования в собственной квартире, ответчик должен предъявлять ей к оплате... от установленного норматива, и на ответчика должна быть возложена обязанность по возврату истице уплаченных ранее сумм по водоотведению в полном объеме, а по водоснабжению....
В судебном заседании помощник прокурора... исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что согласно представленным прокурору из администрации СП "..." данных в доме, где проживает истец, в местах общего пользования отсутствует отвод холодной воды, так же как и возможность ее набора.
Истец О., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОАО "..."...., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился по тем основаниям, что расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется ответчиком на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 с применением нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Службой Республики Коми по тарифам. Полагал, что предложенное прокурором "расщепление" норматива по водоснабжению на общедомовые нужды не соответствует смыслу применения метода расчета. Определение фактического объема потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды возможно лишь при использовании соответствующего общедомового прибора учета. Водоотведение ответчиком также осуществлялось на основании Приказа Службы РК по тарифам N 114/1 от 28.12.2012 и составляло 0,068 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц. С <Дата обезличена> по настоящее время ответчик не начисляет плату по водоотведению на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе О. не согласна с решением суда, ссылаясь на то, что общедомовые нужды подлежат оплате управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации, каковой является ОАО "...". Договор на предоставление указанных услуг между ней и ОАО "..." не заключался.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец О., представитель ответчика ОАО "...", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия не принимали.
Прокурор... в суде апелляционной инстанции полагал решение суда законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела О. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <Номер обезличен>, выданному <Дата обезличена> года Управлением..., является собственником квартиры <Адрес обезличен>. Истец зарегистрирована и фактически проживает по указанному адресу.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО "...", с которым ТСЖ "..." <Дата обезличена> заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе и домом <Адрес обезличен>.
Квартира истца снабжена индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения, установленного <Дата обезличена> г. и замененного О. <Дата обезличена>.
Общедомовые приборы учета холодного водоснабжении жилом доме N... не установлены.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частями 2 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги: за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. ст. 156 - 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры и колясочные.
В соответствии пп. "г" п. 11 и п. 12 Правил содержание общего имущества и п. 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, вступившего в силу 20.04.2013, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, в частности: сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов).
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.
В силу п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, Приложением N 1 к договору управления многоквартирными домами от <Дата обезличена> определен перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в котором не предусмотрено предоставление управляющей организацией услуг по уборке мест общего пользования в многоквартирном доме. По доводам стороны истца указанная услуга осуществляется жильцами многоквартирного дома <Адрес обезличен> самостоятельно. Поскольку возможности забора воды для уборки мест общего пользования не имеется, истец, в частности, в указанных целях вынуждена набирать и использовать воду из собственной квартиры.
Из объяснений сторон по делу и письменного ответа Администрации СП "..." от <Дата обезличена> установлено, что в местах общего пользования дома <Адрес обезличен> отсутствует возможность отвода холодной воды.
При этом, из платежных документов (счетов) для внесения платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения и предоставления коммунальных услуг за период... года -... года усматривается, что... филиалом ОАО "..." истцу начислено за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за... г. -... руб., за... года по... руб. за каждый месяц, за... г. -...... рублей, за... г. -... руб., а всего... руб.; по водоотведению на общедомовые нужды начислено за... года -... руб., за... года по... рублей за каждый месяц, а всего... руб.
Плата за водоотведение на общедомовые нужды начислялась ОАО "..." исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды (со степенью благоустройства дома - с водопроводом, канализацией и ваннами, с водонагревателями, работающими на твердом топливе) в размере... куб. м за месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Приказом Службы Республики Коми по тарифам N 114/1 от 28.12.2012 "О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 63/16".
С... года ООО "..." начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды не производит, руководствуясь приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.05.2013 N 28/17 "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжении., водоотведению муниципального образования муниципального района "Троицко-Печорский", в котором отсутствует указание на норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Удовлетворяя требования прокурора..., заявленные в защиту прав и законных интересов О., о взыскании с ответчика уплаченных истцом в период с... года по... года денежных средств за водоотведение на общедомовые нужды в сумме... руб.... коп., суд обоснованно исходил из того, что фактически услуга по водоотведению на общедомовые нужды ОАО "..." О. в спорный период не предоставлялась.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора... о возложении на ответчика обязанности предъявлять истцу к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению... от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда и взыскании... руб.... коп., уплаченных О. на общедомовые нужды по водоснабжению, суд правильно руководствовался п. 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 06.05.2011 N 306, и исходил из того, что действующее законодательство в части установления тарифа, взимаемого по водоснабжению на общедомовые нужды не предусматривает его дифференциации, при этом невозможно определить количественные показатели потребления ресурса по предложенному прокурором варианту, в связи с чем, они должны быть признаны равными с другими показателями (остальными 2/3). Корректировка потребления предъявляемого собственнику жилого помещения к оплате ресурса по водоснабжению на общедомовые нужды возможна лишь при наличии общедомовым приборов учета, которые в настоящее время в дома истца отсутствуют. При этом факт предоставления ответчиком услуг по водоснабжению на общедомовые нужды сторонами по делу не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они сделаны при верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и являются правильными.
Как следует из норм статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы определяют объем потребления коммунальных услуг в жилых помещения и на общедомовые нужды, в которых соответственно отсутствуют индивидуальные и общедомовые приборы учета.
Согласно п. 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктами 19 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода, и по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из представленного в материалы дела ответа Службы Республики Коми по тарифам от 26.02.2013 N 03-10/719 нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденных приведенными выше приказами Службы Республики Коми по тарифам, норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в части услуг водоснабжения предусматривают: 1) расходы на содержание мест общего пользования в соответствии с требованиями технических норм эксплуатации, а также санитарными нормами (мытье лестничных клеток и маршей, гидропромывку и пр.); 2) нормативные технологические потери.
При этом норматив потребления коммунальных услуг не отражает величину фактического расхода какого-либо коммунального ресурса, он является единой средней величиной, устанавливаемой для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета и не предусматривает возможности "расщепления" на составляющие части по видами объемам работ, оказываемых на общедомовые нужды с учетом специфики услуг. В связи с указанным, вывод суда об удовлетворении требований прокурора..., заявленных в защиту прав и законных интересов О., о возложении на ОАО "..." обязанности предъявлять к оплате за общедомовые нужды по водоснабжению 2/3 от начисляемой суммы с момента вступления в законную силу решения суда и взыскании с ответчика... руб.... коп., уплаченных истцом на общедомовые нужды по водоснабжению, является правомерным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повлечь отмену принятого по делу решения суда не могут, поскольку указание истца на то, что общедомовые нужды подлежат оплате управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации, каковой является ОАО "...", и договор на предоставление указанных услуг между ней и ОАО "..." не заключался, в качестве оснований предъявленных к ответчику исковых требований не приводилось и предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлось. В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только истцу предоставлено право определять предмет и основание иска.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)