Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В адрес ответчика направлено заключение о признании жилого дома непригодным для проживания. Однако ответчик, не рассматривая вопрос о признании дома аварийным по существу, предложил истцам представить необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Грачева Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 сентября 2014 года с учетом определения этого же суда от 08 декабря 2014 года об исправлении описки, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., Е., Ч., С. к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N ***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения С., поддержавшей доводы апелляционного представления, прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., Е., Ч., С. обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N ***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что специалистом Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области 09.10.2013 проведено обследование многоквартирного жилого дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, по итогам которого акт обследования жилого дома *** 09.10.2013 направлен в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Между тем, по результатам рассмотрения заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о непригодности для проживания жилых помещений дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске межведомственной комиссией 15.11.2013 принято не предусмотренное п. 47 Положения решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.
При этом в соответствии с п. п. 3, 4, 6, 7 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697, а также п. 45 (2) Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы из органов государственной власти и жилищного фонда.
Просил суд признать заключение межведомственной комиссии от 15.11.2013 N *** незаконным; обязать администрацию г. Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, ссылаясь при этом на доводы аналогичные доводам искового заявления.
А., Е., Ч., представитель администрации г. Ульяновска, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы проживают в жилом доме N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, квартиры в данном доме находятся в собственности жильцов.
09.10.2013 Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области направила в адрес главы администрации г. Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией заключение о признания жилого помещения по адресу г. Ульяновск ул. О*** дом N *** возможно непригодным и копию акта обследования дома.
15.11.2013 межведомственная комиссия администрации, не рассматривая вопрос о признании дома аварийным по существу, предложила собственникам помещений дома представить документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Полагая данные требования незаконными, прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах граждан, проживающих в доме N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, с вышеуказанным иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что межведомственная комиссия не могла вынести заключение о признании многоквартирного дома аварийным без документов, предусмотренных п. 45 вышеуказанного Положения, в частности заключения специализированной организации, проводившей обследование дома.
Данный вывод судебная коллегия находит неправильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.
Более того, пунктом 45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 08.09.2010 N 697.
В ходе судебного разбирательства администрацией города Ульяновска не приведено никаких доводов, свидетельствующих о невозможности получения документов в электронной форме.
С учетом того, что в решении не приведен конкретный перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о признании дома, где проживают истцы аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, судебная коллегия не усматривает препятствий для получения ответчиком документов путем межведомственного электронного взаимодействия.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае заявителем выступал орган государственного надзора, в связи с чем межведомственная комиссия имела возможность запросить в компетентных органах необходимые документы в отношении дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске и принять решение по существу обращения.
В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., Е., Ч., С. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N ***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2014 года с учетом определения этого же суда от 08 декабря 2014 года об исправлении описки отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах А., Е., Ч., С. удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N *** об обязании предоставления документов собственниками помещений.
Обязать администрацию города Ульяновска в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-267/2015
Требование: О признании незаконным заключения органа местного самоуправления и обязании рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В адрес ответчика направлено заключение о признании жилого дома непригодным для проживания. Однако ответчик, не рассматривая вопрос о признании дома аварийным по существу, предложил истцам представить необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2015 г. по делу N 33-267/2015
Судья Грачева Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 сентября 2014 года с учетом определения этого же суда от 08 декабря 2014 года об исправлении описки, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., Е., Ч., С. к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N ***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения С., поддержавшей доводы апелляционного представления, прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., Е., Ч., С. обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N ***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что специалистом Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области 09.10.2013 проведено обследование многоквартирного жилого дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, по итогам которого акт обследования жилого дома *** 09.10.2013 направлен в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Между тем, по результатам рассмотрения заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о непригодности для проживания жилых помещений дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске межведомственной комиссией 15.11.2013 принято не предусмотренное п. 47 Положения решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.
При этом в соответствии с п. п. 3, 4, 6, 7 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697, а также п. 45 (2) Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы из органов государственной власти и жилищного фонда.
Просил суд признать заключение межведомственной комиссии от 15.11.2013 N *** незаконным; обязать администрацию г. Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, ссылаясь при этом на доводы аналогичные доводам искового заявления.
А., Е., Ч., представитель администрации г. Ульяновска, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы проживают в жилом доме N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, квартиры в данном доме находятся в собственности жильцов.
09.10.2013 Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области направила в адрес главы администрации г. Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией заключение о признания жилого помещения по адресу г. Ульяновск ул. О*** дом N *** возможно непригодным и копию акта обследования дома.
15.11.2013 межведомственная комиссия администрации, не рассматривая вопрос о признании дома аварийным по существу, предложила собственникам помещений дома представить документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Полагая данные требования незаконными, прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах граждан, проживающих в доме N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, с вышеуказанным иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что межведомственная комиссия не могла вынести заключение о признании многоквартирного дома аварийным без документов, предусмотренных п. 45 вышеуказанного Положения, в частности заключения специализированной организации, проводившей обследование дома.
Данный вывод судебная коллегия находит неправильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.
Более того, пунктом 45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 08.09.2010 N 697.
В ходе судебного разбирательства администрацией города Ульяновска не приведено никаких доводов, свидетельствующих о невозможности получения документов в электронной форме.
С учетом того, что в решении не приведен конкретный перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о признании дома, где проживают истцы аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, судебная коллегия не усматривает препятствий для получения ответчиком документов путем межведомственного электронного взаимодействия.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае заявителем выступал орган государственного надзора, в связи с чем межведомственная комиссия имела возможность запросить в компетентных органах необходимые документы в отношении дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске и принять решение по существу обращения.
В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., Е., Ч., С. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N ***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2014 года с учетом определения этого же суда от 08 декабря 2014 года об исправлении описки отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах А., Е., Ч., С. удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года N *** об обязании предоставления документов собственниками помещений.
Обязать администрацию города Ульяновска в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. О*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)