Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "Сковородинский Жилищно-коммунальный Сервис": Башкатова С.И., представителя по доверенности от 12.08.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сковородино
на решение от 15.04.2015
по делу N А04-202/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей А.В. Кравцовым,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сковородинский жилищно-коммунальный сервис"
к Администрации города Сковородино
о взыскании 2 595 880 рублей,
Общество с ограниченной ответственностью "Сковородинский жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН 1122808000248, ИНН 2826006507, далее - ООО "СЖКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации города Сковородино (ОГРН 1022801229714, ИНН 2826001795, далее - Администрация) о взыскании 2 595 880 рублей субсидии за период с 01.06.2014 по 31.12.2014.
Решением суда от 15.04.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит решение от 15.04.2015 отменить.
Обосновывая требования жалобы, ее податель считает принятие оспариваемого судебного акта без исследования судом первой инстанции решения Совета народных депутатов города Сковородино от 25.07.2014 N 286 "О внесении изменений в решение "О бюджете муниципального образования город Сковородино на 2014 год".
Также отмечает, что судом не учтены требования Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Администрации города Сковородино от 18.12.2012 N 384, в соответствии с которым получатель субсидии обязан в течение пяти дней после перечисления денежных средств поставщикам товаров, услуг предоставить распорядителю бюджетных средств отчет об использовании субсидий с приложением подтверждающих документов. Данная обязанность истцом не исполнена, в то время как Администрация перечислила ООО "СЖКС" в 2014 году субсидии в размере 2 758 856,78 рубля, что послужило основанием для одностороннего расторжения Администрацией соглашения по использованию средств субсидий с 21.08.2014.
Кроме того полагает, что истец мог претендовать на получение субсидии в полном объеме только при условии выполнения всех видов работ, определенных конкурсной документацией во всех жилых МКД, что истцом также документально не подтверждено.
В качестве возражения относительно расчета выпадающих доходов указывает, что для его проведения должен быть применен тариф без учета тарифа за вывоз ТБО в первой части 17,25 рублей за 1 кв. м (по конкурсной документации), по второй части (тариф утвержденный администрацией для населения) за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 15,05 рублей, за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 15,75 рублей.
Истец в письменных возражениях на жалобу не согласился с требованиями ответчика, отметив надлежащее исполнение ООО "СЖКС" функций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, и представив ряд дополнительных документов во исполнение определения суда от 26.06.2015.
Определением апелляционного суда от 13.08.2015 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ судья Михайлова А.И., с участием которой начато рассмотрение жалобы, заменена судьей Козловой Т.Д.
В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13.08.2015 по 18.08.2015.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенного конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории города Сковородино по протоколу рассмотрения заявок от 23.04.2012, ООО "СЖКС" признано единственным участником, с которым собственниками помещений и иными лицами, пользующимися помещениями в многоквартирных домах на законном основании на территории города Сковородино, были заключены договоры управления.
Согласно конкурсной документации тариф на содержание и обслуживание многоквартирных домов (благоустроенный жилой фонд) составляет - 18,30 руб. за 1 кв. м, в том числе вывоз твердых бытовых отходов - 1,06 руб. за 1 кв. м (далее - ТБО).
Постановлением Администрации г. Сковородино от 28.06.2013 N 203 на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 для расчетов с населением г. Сковородино определен размер платы за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных жилых домов - 16,50 руб./кв. м, в том числе 1,45 руб./кв. м - за сбор и вывоз ТБО.
В период с 01.07.2014 по 31.12.2014 применялся тариф 17,30 руб./кв. м в том числе сбор и вывоз ТБО - 1,55 руб./кв. м на основании постановления Администрации г. Сковородино от 26.05.2014 N 208.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в целях предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг для организации предоставления услуг Постановлением Администрации города Сковородино от 18.12.2015 N 384 утвержден Порядок предоставления таких субсидий, которым определены правила предоставления субсидий за счет средств городского бюджета организациям - производителям товаров, услуг в том числе в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено заключение Администрацией как главным распорядителем средств по перечислению субсидий с производителем товаров, услуг Соглашения о взаимодействии по использованию средств субсидий на софинансирование мероприятий по организации коммунального хозяйства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством таких услуг.
Во исполнение названного положения между Администрацией и ООО "Сковородинский жилищно-коммунальный сервис" 01.01.2014 подписано соглашение N 07/2014 об использовании средств субсидий, по условиям которого Администрация г. Сковородино обязалась выплачивать из средств бюджета Обществу субсидию на покрытие выпадающих доходов из-за разницы тарифов в размере 370 840 рублей ежемесячно.
Срок действия данного Соглашения определен сторонами с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 5.1).
Сославшись на нарушение ООО "СЖКС" правил предусмотренных соглашением по представлению документов, подтверждающих реальное выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов г. Сковородино, претензией от 01.08.2014 в одностороннем порядке сообщил о расторжении договора с 21.08.2014.
В свою очередь ООО "СЖКС" отметив выполнение в полном объеме услуг по управлению многоквартирными домами в соответствии с договором управления в период с 01.06.2014 по 31.12.2014, по которым Администрацией не выполнено обязательство по перечислению субсидий направленных на возмещение Обществу недополученных доходов, претензией от 29.12.2014 потребовал от Администрации оплаты задолженности по субсидиям за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 в сумме 2 595 880 рублей.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и подлежащих бюджетному финансированию льгот, влечет возникновение у последней убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Применительно по аналогии к разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", истец в силу статьи 65 АПК РФ обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного для ресурсоснабжающей организации экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным для расчетов с гражданами, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Поэтому истцу следовало представить как доказательства, подтверждающие объем оказанных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирных жилых домов, так и подтверждающие размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также льготный тариф, утвержденный для населения.
Согласно представленной в материалы дела конкурсной документации по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город Сковородино, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 18,30 рублей за 1 кв. м общей площади.
Соответственно указания Администрации на тариф в размере 18,31 рублей за 1 кв. м несостоятельны.
Для населения Администрацией г. Сковородино постановлением от 28.06.2013 N 203 на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 определен размер платы за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных жилых домов - 16,50 руб./кв. м, в том числе 1,45 руб./кв. м - за сбор и вывоз ТБО, на период с 01.07.2014 по 31.12.2014-17,30 руб./кв. м в том числе сбор и вывоз ТБО - 1,55 руб./кв. м (постановление Администрации г. Сковородино от 26.05.2014 N 208).
Из аудиопротоколов судебных заседаний первой инстанции следует, что между сторонами достигнуто соглашение о площади жилых помещений (154 632,94 кв. м), исходя из которой, подлежит расчету размер субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления истцом услуг по управлению многоквартирными домами, подлежащей выплате истцу из местного бюджета.
Условия и порядок предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления истцом услуг по управлению многоквартирными домами, оговорены сторонами в Порядке предоставления субсидий и Соглашении N 07/2014 об использовании средств субсидий.
Одним из условий предоставления субсидий является факт оказания комплекса услуг, предусмотренных перечнем работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Из совокупности первичных документов представленных в дело следует, что управляющей компанией в период с марта по сентябрь 2014 года проведен комплекс работ по подготовке многоквартирных домов, находящихся в ее управлении к зимнему периоду 2014-2015 года, в том числе по отдельным МКД произведен ремонт кровли, входных дверей, заменены трубы горячего водоснабжения, застеклены окна, прочищена канализация и т.д. Помесячно с мая по декабрь 2014 года соответствующими актами подтверждено выполнение работ плотников, сантехников, электриков.
При документальной доказанности факта оказания управляющей компанией услуг по содержанию общего имущества МКД на ответчика переходит бремя доказывания обратного.
Принимая во внимание положение части 1 статьи 9 АПК РФ, согласно которой судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, нежелание сторон представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от доказывания или опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Администрация, приводя доводы о том, что Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Администрации города Сковородино от 18.12.2012 N 384, установлена обязанность получателя субсидии в течение пяти дней после перечисления денежных средств поставщикам товаров, услуг предоставить распорядителю бюджетных средств отчет об использовании субсидий с приложением подтверждающих документов, не представляет документальных доказательств, которые бы позволяли апелляционному суду прийти к однозначному выводу о ненадлежащем исполнении ООО "СЖКС" или неисполнении вовсе обязанностей по договору управления МКД.
Основные разногласия сторон возникли в отношении услуг по вывозу твердых бытовых отходов за период с 01.06.2014 по 31.12.2014.
В силу пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), под содержанием общего имущества в том числе понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 4.8 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки: не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 °C; ежедневно - при температуре воздуха выше 14 °C; а также по мере накопления - нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
В перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме согласно тендерной документации помимо прочего включен вывоз твердых бытовых отходов с периодичностью 1 раз в неделю по тарифу 1,06 руб. кв. м.
В качестве подтверждения выполнения таких работ истцом в материалы дела представлены наряд - заказы на уборку дворов, акты выполненных работ по уборке подъездов за период с 01.06.2014 по 31.12.2014, а также путевые листы и договоры аренды транспортных средств за спорный период, свидетельствующие о вывозе твердых бытовых отходов один раз в неделю.
Таким образом, работы, оговоренные в конкурсной документации управляющей организацией в период с 01.06.2014 по 31.12.2015, но по нормативным срокам не соответствующие 4.8 ГОСТ Р 51617-2000, выполнены в полном объеме. В этой связи применение судом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения - 18,30 рублей за 1 кв. м общей площади, с учетом тарифа за вывоз ТБО правомерен.
Однако ввиду несоответствия таких работ ГОСТу суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости исключения тарифа за вывод ТБО из тарифа утвержденного Администрацией для населения (на который подлежит уменьшению тариф оговоренной конкурсной документацией при расчете субсидии для возмещения недополученных доходов) - с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 15,05 руб./кв. м, в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 15,75 руб./кв. м.
Расчет выпадающих доходов составлен судом первой инстанции верно.
В качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований Администрация ссылается на расторжение в одностороннем порядке Соглашения от 01.01.2014 ввиду непредставления управляющей организацией отчетов о расходовании средств субсидии, выплаченных в период с января по май 2014 года.
Однако расторжение Соглашения в одностороннем порядке само по себе не исключает ответственности Администрации как главного распорядителя средств по перечислению субсидий, по возмещению выпадающих доходов истца возникших из-за ограничения размера платы граждан за содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Также подлежит отклонению довод заявителя о невозможности компенсации выпадающих доходов, поскольку Советом народных депутатов города Сковородино 25.07.2014 принято решение N 286 "О внесении изменений в решение "О бюджете муниципального образования город Сковородино на 2014 год", в ведомственной классификации расходов бюджета в разделе "субсидии юридическим лицам" указана сумма 2 794 000 рублей.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 23) указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 23, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 17 указанного Постановления ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Принимая решение N 286 от 25.07.2015, Совет народных депутатов города Сковородино не отменял и не приостанавливал действие Соглашения N 07/2014 от 01.01.2014, поэтому расходы по ограничению размера платы граждан за содержание общего имущества в многоквартирных домах, возлагаются на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Принимая во внимание положения вышеназванных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что с учетом перечисления Администрацией в период с января по май 2014 года 2 758 856, 78 рубля, суд первой инстанции, не выходя за пределы заявленных требований, обоснованно удовлетворил требования истца в размере 2 595 880 рублей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
Решение от 15.04.2015 по делу N А04-202/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2015 N 06АП-2930/2015 ПО ДЕЛУ N А04-202/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. N 06АП-2930/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "Сковородинский Жилищно-коммунальный Сервис": Башкатова С.И., представителя по доверенности от 12.08.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сковородино
на решение от 15.04.2015
по делу N А04-202/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей А.В. Кравцовым,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сковородинский жилищно-коммунальный сервис"
к Администрации города Сковородино
о взыскании 2 595 880 рублей,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сковородинский жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН 1122808000248, ИНН 2826006507, далее - ООО "СЖКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации города Сковородино (ОГРН 1022801229714, ИНН 2826001795, далее - Администрация) о взыскании 2 595 880 рублей субсидии за период с 01.06.2014 по 31.12.2014.
Решением суда от 15.04.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит решение от 15.04.2015 отменить.
Обосновывая требования жалобы, ее податель считает принятие оспариваемого судебного акта без исследования судом первой инстанции решения Совета народных депутатов города Сковородино от 25.07.2014 N 286 "О внесении изменений в решение "О бюджете муниципального образования город Сковородино на 2014 год".
Также отмечает, что судом не учтены требования Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Администрации города Сковородино от 18.12.2012 N 384, в соответствии с которым получатель субсидии обязан в течение пяти дней после перечисления денежных средств поставщикам товаров, услуг предоставить распорядителю бюджетных средств отчет об использовании субсидий с приложением подтверждающих документов. Данная обязанность истцом не исполнена, в то время как Администрация перечислила ООО "СЖКС" в 2014 году субсидии в размере 2 758 856,78 рубля, что послужило основанием для одностороннего расторжения Администрацией соглашения по использованию средств субсидий с 21.08.2014.
Кроме того полагает, что истец мог претендовать на получение субсидии в полном объеме только при условии выполнения всех видов работ, определенных конкурсной документацией во всех жилых МКД, что истцом также документально не подтверждено.
В качестве возражения относительно расчета выпадающих доходов указывает, что для его проведения должен быть применен тариф без учета тарифа за вывоз ТБО в первой части 17,25 рублей за 1 кв. м (по конкурсной документации), по второй части (тариф утвержденный администрацией для населения) за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 15,05 рублей, за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 15,75 рублей.
Истец в письменных возражениях на жалобу не согласился с требованиями ответчика, отметив надлежащее исполнение ООО "СЖКС" функций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, и представив ряд дополнительных документов во исполнение определения суда от 26.06.2015.
Определением апелляционного суда от 13.08.2015 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ судья Михайлова А.И., с участием которой начато рассмотрение жалобы, заменена судьей Козловой Т.Д.
В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13.08.2015 по 18.08.2015.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенного конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории города Сковородино по протоколу рассмотрения заявок от 23.04.2012, ООО "СЖКС" признано единственным участником, с которым собственниками помещений и иными лицами, пользующимися помещениями в многоквартирных домах на законном основании на территории города Сковородино, были заключены договоры управления.
Согласно конкурсной документации тариф на содержание и обслуживание многоквартирных домов (благоустроенный жилой фонд) составляет - 18,30 руб. за 1 кв. м, в том числе вывоз твердых бытовых отходов - 1,06 руб. за 1 кв. м (далее - ТБО).
Постановлением Администрации г. Сковородино от 28.06.2013 N 203 на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 для расчетов с населением г. Сковородино определен размер платы за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных жилых домов - 16,50 руб./кв. м, в том числе 1,45 руб./кв. м - за сбор и вывоз ТБО.
В период с 01.07.2014 по 31.12.2014 применялся тариф 17,30 руб./кв. м в том числе сбор и вывоз ТБО - 1,55 руб./кв. м на основании постановления Администрации г. Сковородино от 26.05.2014 N 208.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в целях предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг для организации предоставления услуг Постановлением Администрации города Сковородино от 18.12.2015 N 384 утвержден Порядок предоставления таких субсидий, которым определены правила предоставления субсидий за счет средств городского бюджета организациям - производителям товаров, услуг в том числе в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено заключение Администрацией как главным распорядителем средств по перечислению субсидий с производителем товаров, услуг Соглашения о взаимодействии по использованию средств субсидий на софинансирование мероприятий по организации коммунального хозяйства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством таких услуг.
Во исполнение названного положения между Администрацией и ООО "Сковородинский жилищно-коммунальный сервис" 01.01.2014 подписано соглашение N 07/2014 об использовании средств субсидий, по условиям которого Администрация г. Сковородино обязалась выплачивать из средств бюджета Обществу субсидию на покрытие выпадающих доходов из-за разницы тарифов в размере 370 840 рублей ежемесячно.
Срок действия данного Соглашения определен сторонами с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 5.1).
Сославшись на нарушение ООО "СЖКС" правил предусмотренных соглашением по представлению документов, подтверждающих реальное выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов г. Сковородино, претензией от 01.08.2014 в одностороннем порядке сообщил о расторжении договора с 21.08.2014.
В свою очередь ООО "СЖКС" отметив выполнение в полном объеме услуг по управлению многоквартирными домами в соответствии с договором управления в период с 01.06.2014 по 31.12.2014, по которым Администрацией не выполнено обязательство по перечислению субсидий направленных на возмещение Обществу недополученных доходов, претензией от 29.12.2014 потребовал от Администрации оплаты задолженности по субсидиям за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 в сумме 2 595 880 рублей.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и подлежащих бюджетному финансированию льгот, влечет возникновение у последней убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Применительно по аналогии к разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", истец в силу статьи 65 АПК РФ обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного для ресурсоснабжающей организации экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным для расчетов с гражданами, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Поэтому истцу следовало представить как доказательства, подтверждающие объем оказанных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирных жилых домов, так и подтверждающие размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также льготный тариф, утвержденный для населения.
Согласно представленной в материалы дела конкурсной документации по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город Сковородино, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 18,30 рублей за 1 кв. м общей площади.
Соответственно указания Администрации на тариф в размере 18,31 рублей за 1 кв. м несостоятельны.
Для населения Администрацией г. Сковородино постановлением от 28.06.2013 N 203 на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 определен размер платы за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных жилых домов - 16,50 руб./кв. м, в том числе 1,45 руб./кв. м - за сбор и вывоз ТБО, на период с 01.07.2014 по 31.12.2014-17,30 руб./кв. м в том числе сбор и вывоз ТБО - 1,55 руб./кв. м (постановление Администрации г. Сковородино от 26.05.2014 N 208).
Из аудиопротоколов судебных заседаний первой инстанции следует, что между сторонами достигнуто соглашение о площади жилых помещений (154 632,94 кв. м), исходя из которой, подлежит расчету размер субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления истцом услуг по управлению многоквартирными домами, подлежащей выплате истцу из местного бюджета.
Условия и порядок предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления истцом услуг по управлению многоквартирными домами, оговорены сторонами в Порядке предоставления субсидий и Соглашении N 07/2014 об использовании средств субсидий.
Одним из условий предоставления субсидий является факт оказания комплекса услуг, предусмотренных перечнем работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Из совокупности первичных документов представленных в дело следует, что управляющей компанией в период с марта по сентябрь 2014 года проведен комплекс работ по подготовке многоквартирных домов, находящихся в ее управлении к зимнему периоду 2014-2015 года, в том числе по отдельным МКД произведен ремонт кровли, входных дверей, заменены трубы горячего водоснабжения, застеклены окна, прочищена канализация и т.д. Помесячно с мая по декабрь 2014 года соответствующими актами подтверждено выполнение работ плотников, сантехников, электриков.
При документальной доказанности факта оказания управляющей компанией услуг по содержанию общего имущества МКД на ответчика переходит бремя доказывания обратного.
Принимая во внимание положение части 1 статьи 9 АПК РФ, согласно которой судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, нежелание сторон представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от доказывания или опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Администрация, приводя доводы о том, что Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Администрации города Сковородино от 18.12.2012 N 384, установлена обязанность получателя субсидии в течение пяти дней после перечисления денежных средств поставщикам товаров, услуг предоставить распорядителю бюджетных средств отчет об использовании субсидий с приложением подтверждающих документов, не представляет документальных доказательств, которые бы позволяли апелляционному суду прийти к однозначному выводу о ненадлежащем исполнении ООО "СЖКС" или неисполнении вовсе обязанностей по договору управления МКД.
Основные разногласия сторон возникли в отношении услуг по вывозу твердых бытовых отходов за период с 01.06.2014 по 31.12.2014.
В силу пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), под содержанием общего имущества в том числе понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 4.8 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки: не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 °C; ежедневно - при температуре воздуха выше 14 °C; а также по мере накопления - нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
В перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме согласно тендерной документации помимо прочего включен вывоз твердых бытовых отходов с периодичностью 1 раз в неделю по тарифу 1,06 руб. кв. м.
В качестве подтверждения выполнения таких работ истцом в материалы дела представлены наряд - заказы на уборку дворов, акты выполненных работ по уборке подъездов за период с 01.06.2014 по 31.12.2014, а также путевые листы и договоры аренды транспортных средств за спорный период, свидетельствующие о вывозе твердых бытовых отходов один раз в неделю.
Таким образом, работы, оговоренные в конкурсной документации управляющей организацией в период с 01.06.2014 по 31.12.2015, но по нормативным срокам не соответствующие 4.8 ГОСТ Р 51617-2000, выполнены в полном объеме. В этой связи применение судом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения - 18,30 рублей за 1 кв. м общей площади, с учетом тарифа за вывоз ТБО правомерен.
Однако ввиду несоответствия таких работ ГОСТу суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости исключения тарифа за вывод ТБО из тарифа утвержденного Администрацией для населения (на который подлежит уменьшению тариф оговоренной конкурсной документацией при расчете субсидии для возмещения недополученных доходов) - с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 15,05 руб./кв. м, в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 15,75 руб./кв. м.
Расчет выпадающих доходов составлен судом первой инстанции верно.
В качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований Администрация ссылается на расторжение в одностороннем порядке Соглашения от 01.01.2014 ввиду непредставления управляющей организацией отчетов о расходовании средств субсидии, выплаченных в период с января по май 2014 года.
Однако расторжение Соглашения в одностороннем порядке само по себе не исключает ответственности Администрации как главного распорядителя средств по перечислению субсидий, по возмещению выпадающих доходов истца возникших из-за ограничения размера платы граждан за содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Также подлежит отклонению довод заявителя о невозможности компенсации выпадающих доходов, поскольку Советом народных депутатов города Сковородино 25.07.2014 принято решение N 286 "О внесении изменений в решение "О бюджете муниципального образования город Сковородино на 2014 год", в ведомственной классификации расходов бюджета в разделе "субсидии юридическим лицам" указана сумма 2 794 000 рублей.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 23) указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 23, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 17 указанного Постановления ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Принимая решение N 286 от 25.07.2015, Совет народных депутатов города Сковородино не отменял и не приостанавливал действие Соглашения N 07/2014 от 01.01.2014, поэтому расходы по ограничению размера платы граждан за содержание общего имущества в многоквартирных домах, возлагаются на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Принимая во внимание положения вышеназванных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что с учетом перечисления Администрацией в период с января по май 2014 года 2 758 856, 78 рубля, суд первой инстанции, не выходя за пределы заявленных требований, обоснованно удовлетворил требования истца в размере 2 595 880 рублей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 15.04.2015 по делу N А04-202/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
С.Б.РОТАРЬ
С.Б.РОТАРЬ
Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
Т.Д.КОЗЛОВА
Т.С.ГЕТМАНОВА
Т.Д.КОЗЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)