Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Вологодской области и апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 28 января 2014 года, которым удовлетворено заявление ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ-2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1": признан не действующим с момента принятия столбец N 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в виде формулы)) приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей Региональной энергетической комиссии Вологодской области Назаровой Л.Н. и Ситьковой Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заявителей Сысоева Е.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей доводы апелляционного представления и полагавшей, что решение суда подлежит изменению в части, касающейся момента, с которого оспариваемая норма признается недействующей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области, определенные расчетным методом, согласно приложению 1 к приказу.
Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 в названный выше приказ внесены изменения, в новой редакции изложено приложение 1 к приказу, в частности, согласно столбцу 7 приложения 1 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме установлены в виде расчетной формулы.
ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ-2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1", являющиеся специализированными коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по управлению, содержанию, ремонту многоквартирных жилых домов, обратились в Вологодский областной суд с заявлением о признании не действующим с момента принятия столбца 7 приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109, ссылаясь на противоречие его статье 157 Жилищного кодекса РФ, статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344.
Заявители указали на необоснованность неприменения метода аналогов, утверждения нормативов в виде расчетной формулы, возложения обязанности по расчету нормативов потреблении коммунальной услуги на общедомовые нужды на исполнителя коммунальных услуг индивидуально для каждого дома.
Решением Вологодского областного суда от 28 января 2014 года требование заявителей удовлетворено: оспариваемая норма признана не действующей с момента принятия приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об изменении решения суда в части, касающейся момента, с которого оспариваемая норма признается недействующей. С учетом применения постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 и реализации на его основании прав граждан и организаций прокурор полагал необходимым признать оспариваемую норму приказа не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Вологодской области ставится вопрос об изменении решения суда путем исключения из него вывода о недоказанности осуществления комиссией действий, необходимых для применения метода аналогов, и признании оспариваемой нормы не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым изменить решение суда и признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Правила изложены в новой редакции, которая действует с 1 июля 2012 года.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Региональная энергетическая комиссия Вологодской области в соответствии с пунктом 1.1 Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 года N 921, является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального хозяйства. К полномочиям комиссии отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 3.2.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области).
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что приказы от 13 декабря 2012 года N 1209 и от 24 мая 2013 года N 109 приняты Региональной энергетической комиссией Вологодской области в пределах ее полномочий.
В соответствии с пунктом 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно пункту 21 Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством РФ.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенную в пунктах 32 - 42 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 36 Правил после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
Оспариваемым приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета, определенные расчетным методом, в виде формулы.
Разрешая заявление, суд оценил доказательства, представленные в подтверждение невозможности применения при установлении норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды метода аналогов, и счел их не подтверждающими названное обстоятельство ввиду того, что не представлено доказательств осуществления Региональной энергетической комиссией Вологодской области работы по определению объема представительности выборки, по проведению измерений и снятию показаний приборов учета.
При таких данных следует признать правильным вывод суда о том, что установление норматива, определенного расчетным методом, противоречит пунктам 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы Региональной энергетической комиссии Вологодской области об ограниченности сроков, предоставленных законодателем для внесения изменений в ранее принятый приказ от 13 декабря 2012 года N 1209, и невозможности в связи с этим снять показания приборов учета не опровергают приведенных выше выводов суда и не могут явиться основанием к отмене решения.
Как уже отмечалось, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды утвержден в виде формулы, содержащейся в столбце 7 приложения 1 к приказу.
Между тем, согласно пунктам 2, 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг под нормативом потребления коммунальных услуг понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, электрическая энергия, тепловая энергия и т.п.), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; таковым показателем в отношении холодного водоснабжения на общедомовые нужды является кубический метр на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определены на федеральном уровне Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258, правильным является вывод суда о невозможности изменения такового порядка на уровне субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различии в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Как следует из примечания, содержащегося в приложении 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109, нормативы на общедомовые нужды рассчитываются исполнителем коммунальных услуг однократно на срок не менее трех лет индивидуально для каждого многоквартирного дома.
Анализ приведенных норм свидетельствует о правильности вывода суда, полагавшего, что возложение обязанности по расчету норматива на общедомовые нужды индивидуально для каждого дома на исполнителя коммунальных услуг противоречит пункту 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Находя решение суда, признавшего оспариваемую норму противоречащей федеральному законодательству и недействующей, законным и обоснованным, Судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части, касающейся момента, с которого оспариваемая норма признается недействующей.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ нормативный правовой акт (или его часть), противоречащий федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
Признавая оспариваемую норму приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 не действующей с момента принятия, суд не учел, что приказ до вынесения решения суда применялся, на его основании реализовывались права граждан и организаций, причем в связи с установлением оспариваемого норматива размер платы граждан за пользование коммунальными услугами уменьшился.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия полагает необходимым признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Вологодского областного суда от 28 января 2014 года изменить, признав столбец N 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в виде формулы)) приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209" не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.05.2014 N 2-АПГ14-2
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. N 2-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Вологодской области и апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 28 января 2014 года, которым удовлетворено заявление ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ-2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1": признан не действующим с момента принятия столбец N 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в виде формулы)) приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей Региональной энергетической комиссии Вологодской области Назаровой Л.Н. и Ситьковой Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заявителей Сысоева Е.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей доводы апелляционного представления и полагавшей, что решение суда подлежит изменению в части, касающейся момента, с которого оспариваемая норма признается недействующей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области, определенные расчетным методом, согласно приложению 1 к приказу.
Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 в названный выше приказ внесены изменения, в новой редакции изложено приложение 1 к приказу, в частности, согласно столбцу 7 приложения 1 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме установлены в виде расчетной формулы.
ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ-2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1", являющиеся специализированными коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по управлению, содержанию, ремонту многоквартирных жилых домов, обратились в Вологодский областной суд с заявлением о признании не действующим с момента принятия столбца 7 приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109, ссылаясь на противоречие его статье 157 Жилищного кодекса РФ, статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344.
Заявители указали на необоснованность неприменения метода аналогов, утверждения нормативов в виде расчетной формулы, возложения обязанности по расчету нормативов потреблении коммунальной услуги на общедомовые нужды на исполнителя коммунальных услуг индивидуально для каждого дома.
Решением Вологодского областного суда от 28 января 2014 года требование заявителей удовлетворено: оспариваемая норма признана не действующей с момента принятия приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об изменении решения суда в части, касающейся момента, с которого оспариваемая норма признается недействующей. С учетом применения постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 и реализации на его основании прав граждан и организаций прокурор полагал необходимым признать оспариваемую норму приказа не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Вологодской области ставится вопрос об изменении решения суда путем исключения из него вывода о недоказанности осуществления комиссией действий, необходимых для применения метода аналогов, и признании оспариваемой нормы не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым изменить решение суда и признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Правила изложены в новой редакции, которая действует с 1 июля 2012 года.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Региональная энергетическая комиссия Вологодской области в соответствии с пунктом 1.1 Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 года N 921, является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального хозяйства. К полномочиям комиссии отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 3.2.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области).
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что приказы от 13 декабря 2012 года N 1209 и от 24 мая 2013 года N 109 приняты Региональной энергетической комиссией Вологодской области в пределах ее полномочий.
В соответствии с пунктом 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно пункту 21 Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством РФ.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенную в пунктах 32 - 42 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 36 Правил после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
Оспариваемым приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета, определенные расчетным методом, в виде формулы.
Разрешая заявление, суд оценил доказательства, представленные в подтверждение невозможности применения при установлении норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды метода аналогов, и счел их не подтверждающими названное обстоятельство ввиду того, что не представлено доказательств осуществления Региональной энергетической комиссией Вологодской области работы по определению объема представительности выборки, по проведению измерений и снятию показаний приборов учета.
При таких данных следует признать правильным вывод суда о том, что установление норматива, определенного расчетным методом, противоречит пунктам 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы Региональной энергетической комиссии Вологодской области об ограниченности сроков, предоставленных законодателем для внесения изменений в ранее принятый приказ от 13 декабря 2012 года N 1209, и невозможности в связи с этим снять показания приборов учета не опровергают приведенных выше выводов суда и не могут явиться основанием к отмене решения.
Как уже отмечалось, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды утвержден в виде формулы, содержащейся в столбце 7 приложения 1 к приказу.
Между тем, согласно пунктам 2, 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг под нормативом потребления коммунальных услуг понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, электрическая энергия, тепловая энергия и т.п.), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; таковым показателем в отношении холодного водоснабжения на общедомовые нужды является кубический метр на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определены на федеральном уровне Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258, правильным является вывод суда о невозможности изменения такового порядка на уровне субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различии в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Как следует из примечания, содержащегося в приложении 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109, нормативы на общедомовые нужды рассчитываются исполнителем коммунальных услуг однократно на срок не менее трех лет индивидуально для каждого многоквартирного дома.
Анализ приведенных норм свидетельствует о правильности вывода суда, полагавшего, что возложение обязанности по расчету норматива на общедомовые нужды индивидуально для каждого дома на исполнителя коммунальных услуг противоречит пункту 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Находя решение суда, признавшего оспариваемую норму противоречащей федеральному законодательству и недействующей, законным и обоснованным, Судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части, касающейся момента, с которого оспариваемая норма признается недействующей.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ нормативный правовой акт (или его часть), противоречащий федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признается судом не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
Признавая оспариваемую норму приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 не действующей с момента принятия, суд не учел, что приказ до вынесения решения суда применялся, на его основании реализовывались права граждан и организаций, причем в связи с установлением оспариваемого норматива размер платы граждан за пользование коммунальными услугами уменьшился.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия полагает необходимым признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Вологодского областного суда от 28 января 2014 года изменить, признав столбец N 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в виде формулы)) приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209" не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)