Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом с территорией, предназначенной для его обслуживания, для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сурков В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Родиной Т.А.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2015 года, которым постановлено:
"Заявление М.А. о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности формирования земельного участка и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности сформировать земельный участок оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя М.А. - А.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара А.О., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - Департамент) и о восстановлении нарушенного права.
В обоснование заявления указал, что 7 октября 2014 года обратился в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом <адрес> с территорией предназначенной для его обслуживания общей площадью 1 280 кв. м для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений. К заявлению приложил проект границ земельного участка, изготовленный ООО "<данные изъяты>".
22 октября 2014 года Департаментом подготовлено решение N СП-1/3055-0-1, из которого следует, что формирование земельного участка не представляется возможным. Основанием для принятия такого решения послужило непредставление документов, подтверждающих существование испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет, Департамент также в решении ссылается на ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний и в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
С данным решением заявитель не согласен, ссылается на то, что оно принято в нарушений положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нарушает права собственников помещений в многоквартирном жилом доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, просит признать его незаконным и обязать Департамент сформировать земельный участок, указанный в его заявлении от 22 октября 2014 года.
В судебном заседании представитель М.А. требования поддержала, представитель Департамента в удовлетворении требований просил отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 119 - 121).
В апелляционной жалобе представитель М.А. просит решение суда отменить, полагая его неправильным, вынести новое решение об удовлетворении требований (л.д. 124 - 133).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Между тем в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона N 189-ФЗ с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из материалов дела следует, что М.А. является собственником квартиры <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 июля 2013 года (л.д. 14).
7 октября 2014 года М.А. обратился в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом для его предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений с учетом прилегающей территории площадью 1 280 кв. м. К заявлению приложил в том числе проект границ земельного участка и технический паспорт многоквартирного жилого дома (л.д. 18).
Письмом от 22 октября 2014 года Департамент в лице руководителя Р.С. сообщил заявителю о невозможности формирования земельного участка (л.д. 11 - 13). В обоснование указал на непредставление М.А. документов, подтверждающих существования испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет, ссылался на то, что по заказу заинтересованных лиц (застройщиков, землепользователей, собственников земельных участков) разрабатывается проект планировки территории (далее - ППТ) и который утверждается главами местных администраций поселений и местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений в случае если застроенные территории не разделены на земельные участки посредством подготовки ППТ устанавливаются границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое заявителем решение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара отмене не подлежит.
При этом судебная коллегия соглашается не со всеми суждениями суда.
Так суд указал, что М.А. к заявлению для получения муниципальной услуги не приложены документы поименованные в пункте 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции)", утвержденного распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 11 марта 2013 г. N Д05-01-06/17.
В перечень документов, которые заявитель должен представить самостоятельно входят: заявление о предоставлении муниципальной услуги; документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); документ технического учета многоквартирного дома (технический паспорт, инвентарное дело).
Из содержания заявления М.А. следует, что все необходимые для получения указанной муниципальной услуги документы заявителем были приложены.
Решения об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по основанию непредставления документов, предусмотренных п. 2.6.2 Административного регламента Департаментов не принималось, уполномоченный специалист Департамента действуя согласно пункту 3.2.4 административного регламента на заявлении поставил отметку о приеме материалов: входящий номер документа СП-1/1-3055 и дата - 7 октября 2014 года и в соответствии с пунктом 3.4 административного регламента проверил соответствие заявления и представленных документов требованиям действующего законодательства, по результатам которой Департаментом принято оспариваемое заявителем решение о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка.
Предметом судебного контроля по данному делу является наличие препятствий к формированию испрашиваемого участка, указанных в сообщении от 22 октября 2014 года о результатах рассмотрения заявления М.А., из которого следует, что единственным основанием по которому Департамент пришел к выводу невозможности формирования испрашиваемого земельного участка, явилось непредставление заявителем документов, подтверждающих существование испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет. При этом он ссылался на ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Вместе с тем, Департаментом и судом не принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, в заявлении М.А. только ставится вопрос о его формировании, в указанной же норме Закона о кадастре говорится об уточнении границ земельного участка.
Кроме того, вывод суда о том, что в состав проекта границ испрашиваемого участка входят земли общего пользования опровергается служебной запиской Департамента (л.д. 81).
Все остальные указанные судом в решении основания к тому, что формирование испрашиваемого земельного участка невозможно, отличные от содержащегося в ответе Департамента от 22 октября 2014 года основания (непредставление документов, подтверждающих существование испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет) не могут свидетельствовать о законности вывода Департамента в данном сообщении, поскольку в сообщении на них Департамент не ссылался. Оценку этим доводам суд давать был не вправе.
Судебная коллегия считает, что наличие в сообщении от 22 октября 2014 года ссылок на положения ГК РФ и Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентирующих порядок и основания разработки ППТ нельзя расценивать как основание которое делает невозможным формирование испрашиваемого М.И. земельного участка, поскольку такой вывод Департамента сообщение не содержит.
Вместе с тем, тот факт что предложенный заявителем к утверждению проект границ испрашиваемого земельного участка включает в себя площадь охранной зоны инженерных сетей общего пользования при отсутствии соответствующих согласований не позволяет удовлетворить требования заявителя.
Согласно представляемой Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара на основании постановления администрации г.о. Самара от 24 апреля 2012 года N 360 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации г.о. Самара" муниципальной услугой "утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции" формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ, в результате обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ, осуществление кадастрового учета такого земельного участка.
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий требования к размерам земельных участков, в границах которых расположены многоквартирные жилые дома.
Вместе с тем, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объектами, согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательством закреплена определенная процедура формирования земельного участка и определения его границ.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса РФ и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граница земельного участка многоквартирного дома устанавливаются на основании проекта межевания территории.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет в целях регистрации на него общей долевой собственности осуществляется в границах, согласно проекту на основании заявления любого собственника, за исключением земельных участков общего пользования (проезды, скверы, инженерные коммуникации, кабельные сети), которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации и отчуждению из собственности муниципального образования.
М.А. вправе вновь обратится в Департамент с заявлением о формировании земельного участка расположенного под многоквартирным жилым домом <адрес> с территорией предназначенной для его обслуживания общей площадью 1 280 кв. м для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений, приложив к нему те же документы, что и к заявлению от 7 октября 2014 года, а также сведения о согласовании по вхождению охранной зоны инженерных сетей общего пользования в состав испрашиваемого земельного участка. Департамент после получения данного заявления обязан его рассмотреть и принять в соответствии с действующим законодательством решение, в случае несогласия с которым М.А. вправе будет оспорить решение в суд в порядке установленном Главой 25 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4927/2015
Требование: О признании незаконным решения о невозможности формирования земельного участка.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом с территорией, предназначенной для его обслуживания, для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. по делу N 33-4927/2015
Судья: Сурков В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Родиной Т.А.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2015 года, которым постановлено:
"Заявление М.А. о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности формирования земельного участка и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности сформировать земельный участок оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя М.А. - А.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара А.О., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - Департамент) и о восстановлении нарушенного права.
В обоснование заявления указал, что 7 октября 2014 года обратился в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом <адрес> с территорией предназначенной для его обслуживания общей площадью 1 280 кв. м для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений. К заявлению приложил проект границ земельного участка, изготовленный ООО "<данные изъяты>".
22 октября 2014 года Департаментом подготовлено решение N СП-1/3055-0-1, из которого следует, что формирование земельного участка не представляется возможным. Основанием для принятия такого решения послужило непредставление документов, подтверждающих существование испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет, Департамент также в решении ссылается на ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний и в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
С данным решением заявитель не согласен, ссылается на то, что оно принято в нарушений положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нарушает права собственников помещений в многоквартирном жилом доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, просит признать его незаконным и обязать Департамент сформировать земельный участок, указанный в его заявлении от 22 октября 2014 года.
В судебном заседании представитель М.А. требования поддержала, представитель Департамента в удовлетворении требований просил отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 119 - 121).
В апелляционной жалобе представитель М.А. просит решение суда отменить, полагая его неправильным, вынести новое решение об удовлетворении требований (л.д. 124 - 133).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Между тем в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона N 189-ФЗ с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из материалов дела следует, что М.А. является собственником квартиры <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 июля 2013 года (л.д. 14).
7 октября 2014 года М.А. обратился в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом для его предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений с учетом прилегающей территории площадью 1 280 кв. м. К заявлению приложил в том числе проект границ земельного участка и технический паспорт многоквартирного жилого дома (л.д. 18).
Письмом от 22 октября 2014 года Департамент в лице руководителя Р.С. сообщил заявителю о невозможности формирования земельного участка (л.д. 11 - 13). В обоснование указал на непредставление М.А. документов, подтверждающих существования испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет, ссылался на то, что по заказу заинтересованных лиц (застройщиков, землепользователей, собственников земельных участков) разрабатывается проект планировки территории (далее - ППТ) и который утверждается главами местных администраций поселений и местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений в случае если застроенные территории не разделены на земельные участки посредством подготовки ППТ устанавливаются границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое заявителем решение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара отмене не подлежит.
При этом судебная коллегия соглашается не со всеми суждениями суда.
Так суд указал, что М.А. к заявлению для получения муниципальной услуги не приложены документы поименованные в пункте 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции)", утвержденного распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 11 марта 2013 г. N Д05-01-06/17.
В перечень документов, которые заявитель должен представить самостоятельно входят: заявление о предоставлении муниципальной услуги; документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); документ технического учета многоквартирного дома (технический паспорт, инвентарное дело).
Из содержания заявления М.А. следует, что все необходимые для получения указанной муниципальной услуги документы заявителем были приложены.
Решения об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по основанию непредставления документов, предусмотренных п. 2.6.2 Административного регламента Департаментов не принималось, уполномоченный специалист Департамента действуя согласно пункту 3.2.4 административного регламента на заявлении поставил отметку о приеме материалов: входящий номер документа СП-1/1-3055 и дата - 7 октября 2014 года и в соответствии с пунктом 3.4 административного регламента проверил соответствие заявления и представленных документов требованиям действующего законодательства, по результатам которой Департаментом принято оспариваемое заявителем решение о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка.
Предметом судебного контроля по данному делу является наличие препятствий к формированию испрашиваемого участка, указанных в сообщении от 22 октября 2014 года о результатах рассмотрения заявления М.А., из которого следует, что единственным основанием по которому Департамент пришел к выводу невозможности формирования испрашиваемого земельного участка, явилось непредставление заявителем документов, подтверждающих существование испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет. При этом он ссылался на ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Вместе с тем, Департаментом и судом не принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, в заявлении М.А. только ставится вопрос о его формировании, в указанной же норме Закона о кадастре говорится об уточнении границ земельного участка.
Кроме того, вывод суда о том, что в состав проекта границ испрашиваемого участка входят земли общего пользования опровергается служебной запиской Департамента (л.д. 81).
Все остальные указанные судом в решении основания к тому, что формирование испрашиваемого земельного участка невозможно, отличные от содержащегося в ответе Департамента от 22 октября 2014 года основания (непредставление документов, подтверждающих существование испрашиваемого участка в указанных границах 15 и более лет) не могут свидетельствовать о законности вывода Департамента в данном сообщении, поскольку в сообщении на них Департамент не ссылался. Оценку этим доводам суд давать был не вправе.
Судебная коллегия считает, что наличие в сообщении от 22 октября 2014 года ссылок на положения ГК РФ и Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентирующих порядок и основания разработки ППТ нельзя расценивать как основание которое делает невозможным формирование испрашиваемого М.И. земельного участка, поскольку такой вывод Департамента сообщение не содержит.
Вместе с тем, тот факт что предложенный заявителем к утверждению проект границ испрашиваемого земельного участка включает в себя площадь охранной зоны инженерных сетей общего пользования при отсутствии соответствующих согласований не позволяет удовлетворить требования заявителя.
Согласно представляемой Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара на основании постановления администрации г.о. Самара от 24 апреля 2012 года N 360 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации г.о. Самара" муниципальной услугой "утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции" формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ, в результате обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ, осуществление кадастрового учета такого земельного участка.
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий требования к размерам земельных участков, в границах которых расположены многоквартирные жилые дома.
Вместе с тем, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объектами, согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательством закреплена определенная процедура формирования земельного участка и определения его границ.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса РФ и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граница земельного участка многоквартирного дома устанавливаются на основании проекта межевания территории.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет в целях регистрации на него общей долевой собственности осуществляется в границах, согласно проекту на основании заявления любого собственника, за исключением земельных участков общего пользования (проезды, скверы, инженерные коммуникации, кабельные сети), которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации и отчуждению из собственности муниципального образования.
М.А. вправе вновь обратится в Департамент с заявлением о формировании земельного участка расположенного под многоквартирным жилым домом <адрес> с территорией предназначенной для его обслуживания общей площадью 1 280 кв. м для предоставления в общую долевую собственность собственников жилых помещений, приложив к нему те же документы, что и к заявлению от 7 октября 2014 года, а также сведения о согласовании по вхождению охранной зоны инженерных сетей общего пользования в состав испрашиваемого земельного участка. Департамент после получения данного заявления обязан его рассмотреть и принять в соответствии с действующим законодательством решение, в случае несогласия с которым М.А. вправе будет оспорить решение в суд в порядке установленном Главой 25 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)