Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2015 N 13АП-30260/2014 ПО ДЕЛУ N А42-3175/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. по делу N А42-3175/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30260/2014) ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2014 по делу N А42-3175/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (место нахождения: 188304, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) в лице филиала "Колэнерго" (место нахождения: 184355, Мурманская обл., Кольский р-н, пос. Мурмаши, ул. Кирова, д. 2; далее - общество, ОАО "МРСК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26, ИНН 5190109281, ОГРН 1025100849850; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании недействительным предписания от 19.03.2014 N 312/36, в соответствии с которым общество обязано устранить нарушение начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Решением от 27.10.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления общества о признании недействительным предписания ГЖИ от 19.03.2014 N 312/36 отказал и возвратил ОАО "МРСК" государственную пошлину в сумме 133 руб. 93 коп., перечисленную по платежному поручению от 12.02.2014 N 973.
Не согласившись с решением суда, ОАО "МРСК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество вправе самостоятельно производить перерасчет платы за электроэнергию, потребленной многоквартирным домом на общедомовые нужды.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 17.02.2014 в ходе проведенной Инспекцией на основании распоряжения от 28.01.2014 N 177 внеплановой документарной проверки по жалобе жильцов квартиры N 13 о неправильном исчислении платы за электроснабжение в многоквартирном доме N 5 по улице Преображенского поселка Сафонова ЗАТО г. Североморск Мурманской области установлено, что указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, электрическая энергия в проверенный дом поставляется напрямую обществом. Таким образом, ОАО "МРСК" по отношению к рассматриваемому дому является одновременно ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению.
В ходе проверки начислений платы за коммунальные услуги выявлено, что обществом плата за электроснабжение на общедомовые нужды за апрель, май, июнь, август, сентябрь, ноябрь 2013 года пересчитана в сторону уменьшения в отношении четырех жилых помещений (квартир) по причине ее переплаты, которая одновременно была распределена путем доначисления между остальными жилыми помещениями (квартирами) рассматриваемого жилого дома. Административный орган пришел к выводу, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении ОАО "МРСК" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 17.02.2014 N 366.
Инспекция пришла к выводу о нарушении обществом как исполнителем коммунальных услуг рассматриваемого дома требований жилищного законодательства по определению платы за оказанные услуги в этом жилом доме, в связи с чем, в отношении общества вынесено предписание от 19.03.2014 N 312/36, которым заявителю предписано в срок до 05.05.2014 устранить нарушения Правил N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 5 по улице Преображенского поселка Сафонова ЗАТО г. Североморск Мурманской области.
Общество полагая, что у него отсутствует обязанность устранять выявленные нарушения, так как Правилами N 354 не запрещено корректировать рассматриваемую плату в случае выявления фактов излишней ее уплаты жильцами, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания ГЖИ от 19.03.2014 N 312/36.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого предписания от 19.03.2014 N 312/36, в связи с чем, требования общества оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 44 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
В силу абзаца четвертого пункта 44 Правил N 354 в случаях предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 этих же Правил.
На основании изложенного, судом первой инстанции и Инспекцией сделан правомерный и обоснованный вывод о том, Правилами N 354 не предусмотрен перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО "МРСК" вправе самостоятельно производить перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды со ссылкой на пункты 61, 88 Правил N 354. Аналогичные доводы заявлялись обществом при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно пункту 88 Правил N 354 не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Как правомерно указал суд первой инстанции, пункты 61 и 88 Правил N 354 регламентируют порядок устранения расхождений в показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, тогда как по настоящему делу рассматривается общедомовой (коллективный) прибор учета, а также определяют порядок перерасчета при временном отсутствии потребителя, то есть индивидуального, а не коллективного использования электроэнергии. При этом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отметил, что пункт 88 Правил N 354, напротив, закрепляет обязательность начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды независимо от отсутствия потребителя. Таким образом, в рассматриваемом случае, ссылки общества на данные пункты Правил N 354 не имеют правового значения. При таких обстоятельствах, доводы общества о том, что ОАО "МРСК" наделено действующим законодательством правом самостоятельно производить перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды ошибочны.
В подпункте "г" пункта 33 Правил N 354 определена обязанность исполнителя коммунальных услуг производить в установленном указанными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ОАО "МРСК" отклоняются апелляционным судом, как необоснованные и не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод о законности оспариваемого предписания ГЖИ. По мнению апелляционного суда, предписание от 19.03.2014 также не нарушает прав и законных интересов общества.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания недействительным предписания Инспекции, которым на заявителя возложена обязанность по устранению нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома, предусмотренного Правилами N 354.
Согласно пункту 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
Суд апелляционной инстанции, с учетом удовлетворения ходатайства общества о зачете государственной пошлины, возвращает ОАО "МРСК" 171 руб. 04 коп. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в порядке статьи 104 АПК РФ. В остальной части государственная пошлина (в сумме 2 000 рублей) возлагается на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 27 октября 2014 года по делу N А42-3175/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)