Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" Учакина С.А. (доверенность от 03.02.2014), рассмотрев 05.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А21-3364/2013 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс", место нахождения: Калининградская область, город Калининград, улица Карташева, дом 86; основной государственный регистрационный номер 1083925041738 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области, Калининград, Барнаульская улица, дом 4; основной государственный регистрационный номер 1023901020021 (далее - ГЖИ, Инспекция), по делу об административном правонарушении от 27.03.2013 N 73. Указанным постановлением Обществу на основании части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено наказание в виде взыскания 250 000 руб. административного штрафа.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2013 (судья Мялкина А.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 решение суда от 18.07.2013 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, не соглашаясь с выводами апелляционного суда, просит отменить постановление от 29.10.2013 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 18.07.2013. Податель жалобы указывает на то, что требования о раскрытии информации для неопределенного круга лиц были им исполнены надлежащим образом, поскольку управляющая организация имеет право выбора сайта, на котором возможно размещение подобной информации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ГЖИ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, прокуратура Центрального района города Калининграда с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции в феврале 2013 года провела плановую проверку исполнения Обществом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Постановление N 731).
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 08.02.2013 N 08ЛЛС следующие нарушения:
- - в нарушение подпункта "е" пункта 8 Постановления N 731 на официальном сайте сети Интернет Обществом не размещены сведения о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - в нарушение подпункта "б" пункта 11 Постановления N 731 на официальном сайте Общества в сети Интернет отсутствуют:
а) сведения о мерах по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана на многоквартирных домах находящихся на обслуживании управляющей организации;
б) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
в) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
г) сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- - в нарушение пункта 12 Постановления N 731 на официальном сайте Общества не размещены сведения о привлечении управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;
- - в нарушение подпункта "а" пункта 13 Постановления N 731 на официальном сайте управляющей организации размещены не в полном объеме сведения о результатах выполнения работ (оказания услуг), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией) с указанием конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг), для такого дома, находящихся в управлении Общества;
- - в нарушение подпунктов "а", "б", "в" пункта 14 Постановления N 731 на официальном сайте не размещены:
а) сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организации-сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с требованиями;
б) сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки;
в) сведения о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
По результатам проведенной проверки 12.02.2013 прокурор Центрального района города Калининграда вынес постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки были направлены для рассмотрения по существу в Жилищную инспекцию.
Постановлением ГЖИ от 27.03.2013 N 73 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания 250 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Указанный Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, далее - Стандарт).
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 - 14 Стандарта.
- В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежит перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (пункт 8 "е" Стандарта);
- В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 11 "б" Стандарта):
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- - план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 13 Стандарта, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
Согласно пункту 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
Согласно части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч руб.
Из оспариваемого постановления Инспекции от 27.03.2013 N 73 следует, что Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, что выразилось в нарушении порядка и способа раскрытия обязательной информации, установленной Стандартом раскрытия информации.
Как установила Инспекция и подтверждено материалами дела, на официальном сайте Общества (www.kosma-kaliningrad.ru) указанные выше сведения, подлежащие обязательному раскрытию, не были размещены в полном объеме.
Данные обстоятельства проверены судами первой и апелляционной инстанций и признаны доказанными. При этом заявителем эти выводы не оспаривались.
Вместе с тем суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его, поскольку посчитал, что административным органом не опровергнуты доводы Общества о размещении необходимой информации на другом сайте в сети Интернет, а именно: на официальном сайте Администрации городского округа "Город Калининград".
Апелляционная инстанция не согласилась с данным выводом суда первой инстанции, сославшись на то, что Общество само определило собственный специально созданный сайт для обязательного опубликования информации, а сведений об ином сайте никому не сообщало. При этом апелляционный суд пришел к выводу, что "размещение информации на сайте органа исполнительной власти (если оно имело место) само по себе не свидетельствует о соблюдении заявителем установленного стандартом раскрытия информации порядка и способа раскрытия информации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, заслушав представителя Общества, считает постановление апелляционного суда от 29.10.2013 законным и обоснованным.
В пункте 5 Стандарта перечислены способы раскрытия информации, среди которых подпунктом "а" предусмотрено: обязательное опубликование на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в рассматриваемом случае - www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Таким образом, согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта управляющая организация в обязательном порядке должна опубликовать необходимую информацию хотя бы на одном из нескольких сайтов в сети Интернет по своему выбору. При этом таким сайтом может быть не только сайт управляющей организации, но и сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Отсутствие на сайте в сети Интернет требуемой информации в полном объеме образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как установили суды обеих инстанций, при вынесении оспариваемого постановления административный орган руководствовался теми материалами, которые были размещены на официальном сайте Общества - www.kosma-kaliningrad.ru. При этом суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае именно данный сайт является единственным надлежащим Интернет-ресурсом, который подлежит проверке Инспекцией, в связи с чем ГЖИ представила достаточные доказательства неисполнения управляющей организацией установленной Стандартами обязанности по опубликованию требуемых сведений.
Также апелляционный суд обоснованно отклонил довод о размещении необходимой информации на официальном сайте Администрации городского округа "Город Калининград" со ссылкой на Соглашение от 06.07.2012 о взаимодействии между администрацией городского округа "Город Калининград" и управляющей организацией, осуществляющей на территории названного городского округа деятельность по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует и установлено судами, что проверка соблюдения управляющей организацией способа и порядка раскрытия информации проводилась по материалам официального сайта Общества, им же указанного, при этом сведений о размещении необходимой информации на другом сайте в Интернете (на сайте Администрации городского округа) Общество ни во время проверки, ни в судах Общество не представило, достоверный адрес спорного сайта в сети Интернет не указало.
Таким образом, надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих заявление Общества о размещении необходимой информации на сайте названной Администрации, Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что поскольку Общество само в соответствии с пунктом 5 Стандарта определило для обязательного опубликования информации собственный специально созданный им сайт, на котором не в полном объеме размещены сведения, подлежащие обязательному раскрытию, размещение возможной информации на сайте органа исполнительной власти (если оно имело место) само по себе не свидетельствует о соблюдении заявителем установленного стандартом раскрытия информации порядка и способа раскрытия информации, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В данном случае Общество не учло, что в силу пунктов 1 и 2 названного Стандарта этот документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив). При этом под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Таким образом, Управляющая организация, товарищество и кооператив, в обязанности которых входит именно раскрытие необходимой информации (сведений о фактах), а не указание на возможный источник ее нахождения на одном из сайтов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или сайта органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Согласно требованиям статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, является несостоятельным довод подателя жалобы и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку представленные административным органом доказательства не содержат достаточных сведений, позволяющих полагать установленной объективную сторону правонарушения, вменяемого Обществу, а именно: не содержат фактических доказательств отсутствия либо отражения не в полном объеме информации, подлежащей размещению управляющей организацией на Интернет-сайте Администрации городского округа.
Для признания Общества нарушившим порядок и способы раскрытия обязательной информации, установленной Стандартом раскрытия информации, необходимо установить факт отсутствия такой информации или ее неполноту исходя из сведений Интернет-сайта, на котором управляющая организация имеет право выбрать конкретный Интернет-ресурс для размещения такой информации.
Учитывая изложенное, выводы, содержащиеся в постановлении апелляционного суда от 29.10.2013, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А21-3364/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2014 ПО ДЕЛУ N А21-3364/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. по делу N А21-3364/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" Учакина С.А. (доверенность от 03.02.2014), рассмотрев 05.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А21-3364/2013 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс", место нахождения: Калининградская область, город Калининград, улица Карташева, дом 86; основной государственный регистрационный номер 1083925041738 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области, Калининград, Барнаульская улица, дом 4; основной государственный регистрационный номер 1023901020021 (далее - ГЖИ, Инспекция), по делу об административном правонарушении от 27.03.2013 N 73. Указанным постановлением Обществу на основании части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено наказание в виде взыскания 250 000 руб. административного штрафа.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2013 (судья Мялкина А.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 решение суда от 18.07.2013 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, не соглашаясь с выводами апелляционного суда, просит отменить постановление от 29.10.2013 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 18.07.2013. Податель жалобы указывает на то, что требования о раскрытии информации для неопределенного круга лиц были им исполнены надлежащим образом, поскольку управляющая организация имеет право выбора сайта, на котором возможно размещение подобной информации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ГЖИ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, прокуратура Центрального района города Калининграда с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции в феврале 2013 года провела плановую проверку исполнения Обществом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Постановление N 731).
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 08.02.2013 N 08ЛЛС следующие нарушения:
- - в нарушение подпункта "е" пункта 8 Постановления N 731 на официальном сайте сети Интернет Обществом не размещены сведения о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - в нарушение подпункта "б" пункта 11 Постановления N 731 на официальном сайте Общества в сети Интернет отсутствуют:
а) сведения о мерах по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана на многоквартирных домах находящихся на обслуживании управляющей организации;
б) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
в) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
г) сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- - в нарушение пункта 12 Постановления N 731 на официальном сайте Общества не размещены сведения о привлечении управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;
- - в нарушение подпункта "а" пункта 13 Постановления N 731 на официальном сайте управляющей организации размещены не в полном объеме сведения о результатах выполнения работ (оказания услуг), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией) с указанием конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг), для такого дома, находящихся в управлении Общества;
- - в нарушение подпунктов "а", "б", "в" пункта 14 Постановления N 731 на официальном сайте не размещены:
а) сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организации-сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с требованиями;
б) сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки;
в) сведения о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
По результатам проведенной проверки 12.02.2013 прокурор Центрального района города Калининграда вынес постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки были направлены для рассмотрения по существу в Жилищную инспекцию.
Постановлением ГЖИ от 27.03.2013 N 73 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания 250 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Указанный Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, далее - Стандарт).
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 - 14 Стандарта.
- В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежит перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (пункт 8 "е" Стандарта);
- В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 11 "б" Стандарта):
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- - план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 13 Стандарта, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
Согласно пункту 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
Согласно части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч руб.
Из оспариваемого постановления Инспекции от 27.03.2013 N 73 следует, что Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, что выразилось в нарушении порядка и способа раскрытия обязательной информации, установленной Стандартом раскрытия информации.
Как установила Инспекция и подтверждено материалами дела, на официальном сайте Общества (www.kosma-kaliningrad.ru) указанные выше сведения, подлежащие обязательному раскрытию, не были размещены в полном объеме.
Данные обстоятельства проверены судами первой и апелляционной инстанций и признаны доказанными. При этом заявителем эти выводы не оспаривались.
Вместе с тем суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его, поскольку посчитал, что административным органом не опровергнуты доводы Общества о размещении необходимой информации на другом сайте в сети Интернет, а именно: на официальном сайте Администрации городского округа "Город Калининград".
Апелляционная инстанция не согласилась с данным выводом суда первой инстанции, сославшись на то, что Общество само определило собственный специально созданный сайт для обязательного опубликования информации, а сведений об ином сайте никому не сообщало. При этом апелляционный суд пришел к выводу, что "размещение информации на сайте органа исполнительной власти (если оно имело место) само по себе не свидетельствует о соблюдении заявителем установленного стандартом раскрытия информации порядка и способа раскрытия информации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, заслушав представителя Общества, считает постановление апелляционного суда от 29.10.2013 законным и обоснованным.
В пункте 5 Стандарта перечислены способы раскрытия информации, среди которых подпунктом "а" предусмотрено: обязательное опубликование на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в рассматриваемом случае - www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Таким образом, согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта управляющая организация в обязательном порядке должна опубликовать необходимую информацию хотя бы на одном из нескольких сайтов в сети Интернет по своему выбору. При этом таким сайтом может быть не только сайт управляющей организации, но и сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Отсутствие на сайте в сети Интернет требуемой информации в полном объеме образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как установили суды обеих инстанций, при вынесении оспариваемого постановления административный орган руководствовался теми материалами, которые были размещены на официальном сайте Общества - www.kosma-kaliningrad.ru. При этом суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае именно данный сайт является единственным надлежащим Интернет-ресурсом, который подлежит проверке Инспекцией, в связи с чем ГЖИ представила достаточные доказательства неисполнения управляющей организацией установленной Стандартами обязанности по опубликованию требуемых сведений.
Также апелляционный суд обоснованно отклонил довод о размещении необходимой информации на официальном сайте Администрации городского округа "Город Калининград" со ссылкой на Соглашение от 06.07.2012 о взаимодействии между администрацией городского округа "Город Калининград" и управляющей организацией, осуществляющей на территории названного городского округа деятельность по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует и установлено судами, что проверка соблюдения управляющей организацией способа и порядка раскрытия информации проводилась по материалам официального сайта Общества, им же указанного, при этом сведений о размещении необходимой информации на другом сайте в Интернете (на сайте Администрации городского округа) Общество ни во время проверки, ни в судах Общество не представило, достоверный адрес спорного сайта в сети Интернет не указало.
Таким образом, надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих заявление Общества о размещении необходимой информации на сайте названной Администрации, Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что поскольку Общество само в соответствии с пунктом 5 Стандарта определило для обязательного опубликования информации собственный специально созданный им сайт, на котором не в полном объеме размещены сведения, подлежащие обязательному раскрытию, размещение возможной информации на сайте органа исполнительной власти (если оно имело место) само по себе не свидетельствует о соблюдении заявителем установленного стандартом раскрытия информации порядка и способа раскрытия информации, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В данном случае Общество не учло, что в силу пунктов 1 и 2 названного Стандарта этот документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив). При этом под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Таким образом, Управляющая организация, товарищество и кооператив, в обязанности которых входит именно раскрытие необходимой информации (сведений о фактах), а не указание на возможный источник ее нахождения на одном из сайтов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или сайта органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Согласно требованиям статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, является несостоятельным довод подателя жалобы и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку представленные административным органом доказательства не содержат достаточных сведений, позволяющих полагать установленной объективную сторону правонарушения, вменяемого Обществу, а именно: не содержат фактических доказательств отсутствия либо отражения не в полном объеме информации, подлежащей размещению управляющей организацией на Интернет-сайте Администрации городского округа.
Для признания Общества нарушившим порядок и способы раскрытия обязательной информации, установленной Стандартом раскрытия информации, необходимо установить факт отсутствия такой информации или ее неполноту исходя из сведений Интернет-сайта, на котором управляющая организация имеет право выбрать конкретный Интернет-ресурс для размещения такой информации.
Учитывая изложенное, выводы, содержащиеся в постановлении апелляционного суда от 29.10.2013, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А21-3364/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)