Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-41197/13

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу N А41-41197/13


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Успенское" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2014 года, принятое судьей Фаньян Ю.А., по делу N А41-41197/13 по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" к Товариществу собственников жилья "Успенское" о взыскании задолженности за потребленные коммунальные ресурсы и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в заседании:
- от истца - Рубцова Н.В. по доверенности от 05.04.2014;
- от ответчика - Герасичкина Г.Ф. по доверенности от 25.04.2013, Павлов И.В. по доверенности от 12.12.2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Успенское" о взыскании задолженности за потребленные коммунальные ресурсы в сумме 2 248 901 руб. 83 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 156 158 руб. 12 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2014 года по делу N А41-41197/13 исковое заявление ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ТСЖ "Успенское", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции изменить в части суммы задолженности и определить подлежащую взысканию с ответчика сумму задолженности в размере 584 596,72 руб.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на несоблюдение при расчете платы за поставленные коммунальные ресурсы норм Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства России от 14.07.2008 N 520, неправильное истолкование пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства России от 23.05.2006 N 307.
Представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" и ТСЖ "Успенское" заключен договор N 20 от 01.01.2011 о предоставлении коммунальных услуг, в соответствии с которым истец оказывал коммунальные услуги ответчику - подача в жилой дом, обслуживаемый ТСЖ "Успенское" коммунальных ресурсов: питьевой и горячей воды, прием сточных вод, обеспечение тепловой энергией.
Срок действия договора между ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" и ТСЖ "Успенское" о предоставлении коммунальных услуг истек 31.12.2011, после чего договоры на обслуживание на 2012 год и на 2013 год заключены не были.
ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" не прекратило с 01.01.2012 поставку ТСЖ "Успенское" коммунальных ресурсов. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Между тем, ТСЖ "Успенское" получаемые коммунальные ресурсы не оплачивало, что послужило основанием для обращения с исковым требованием в суд.
Требования истца заявлены о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных ресурсов за период с октября 2012 года по июль 2013 года.
Расходы ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" подтверждаются помесячными актами снятия показаний приборов учета в помещении котельной села Успенское (холодная вода), ведомостями учета параметров теплопотребления (горячая вода и тепловая энергия). Копии указанных документов представлены истцом и приобщены судом к материалам дела.
Ответчик полагает, что истец неправомерно выставляет счета за нагрев холодной воды для горячего водоснабжения и холодную воду для этих целей, что приводит к завышению оплаты за горячую воду. В подтверждение изложенной позиции ответчиком представлен расчет переплаты за горячее водоснабжение.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает доводы ответчика ошибочными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства России от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" такие понятия как "коммунальный ресурс" и "коммунальная услуга" разделены.
Под "коммунальной услугой" понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов.
"Коммунальный ресурс" определен как холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
При этом в правоотношениях, возникших между сторонами спора, ТСЖ "Успенское" является исполнителем коммунальной услуги, а ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет продажу ответчику коммунальных ресурсов.
Как пояснил истец, многоквартирный дом N 40 по улице Учительской села Успенское (в котором создано ТСЖ "Успенское") сдан в эксплуатацию в 2002 году. Отопление и горячее водоснабжение жилого дома осуществляется по четырехтрубной системе, а именно: подача и обратка отопления, подача и обратка горячего водоснабжения.
На момент сдачи дома вступил в силу Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", согласно статье 11 которого, весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежал обязательному учету. При этом указывалось на обязанность оснащения коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществлялся в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
С целью исполнения требований закона, указанный дом был сдан в эксплуатацию с общедомовым прибором учета ТЭМ-104.
Согласно данным паспорта: "Теплосчетчик ТЭМ-104 предназначен для измерения и регистрации с целью коммерческого и технологического учета значений потребленного (отпущенного) количества теплоты (тепловой энергии), теплоносителя и других параметров систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также для организации информационных сетей сбора данных".
Теплосчетчик ТЭМ-104 фиксирует такие параметры как количество потребленной домом энергии (Гкал), массу вошедшей и ушедшей воды, температуру вошедшей и ушедшей воды, время наработки.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России от 12.09.1995 N Вк-4936, "теплосчетчик" - прибор или комплект приборов (средство измерения), предназначенный для определения количества теплоты и измерения массы и параметров теплоносителя.
Кроме понятия "теплосчетчик" названные Правила дают определение понятию "водосчетчик" (измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, определить объем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" по установленному на доме прибору учета не представляется возможным, так как названный прибор учета является теплосчетчиком, а не водосчетчиком (показывающим один параметр: объем горячей воды).
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми таким товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Содержащаяся в выставляемых счетах строка "нагрев воды" является некорректной формулировкой и подразумевает под собой "потребленная тепловая энергия".
Согласно расчету цены иска (л.д. 6) ТСЖ "Успенское" имеет перед ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" задолженность в сумме 2 248 901 руб. 83 коп.
Учитывая обоснованное выставление истцом счетов за потребленную тепловую энергию, расчет цены иска является верным.
Претензии ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" ответчиком оставлены без ответа. Доказательств погашения образовавшейся задолженности в сумме 2 248 901 руб. 83 коп. на момент рассмотрения спора в материалы дела не представлено, в связи с чем, требование истца о взыскании с ответчика задолженности на основании статьи 15 ГК РФ является правомерным.
Статьей 395 ГК РФ установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
Расчет процентов составлен в соответствии с требованиями закона, проверен судом и признан обоснованным.
Факт неправомерного удержания ответчиком денежных средств подтвержден материалами дела, поэтому требование истца о взыскании процентов за период с 01.10.2012 по 31.07.2013, исходя из ставки рефинансирования 8,25 процента, в сумме 156 158 руб. 12 коп. по статье 395 ГК РФ являются обоснованными.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на необходимость соблюдения при расчете платы за поставленные коммунальные ресурсы норм Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства России от 14.07.2008 N 520, пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства России от 23.05.2006 N 307.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210), тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию уполномоченными на то государственными органами.
Во исполнение этого полномочия Правительство Российской Федерации Постановлением N 2 утвердило Основы ценообразования, пунктом 5 которых в систему регулируемых тарифов и надбавок включены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 210 полномочия по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса предоставлены соответствующим органам субъектов Российской Федерации.
На территории Московской области уполномоченным органом в сфере регулирования, устанавливавшим тарифы на горячую воду для потребителей до 31.12.2011, являлось Министерство экономики Московской области, с 01.01.2012 - Комитет по ценам и тарифам Московской области.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду, устанавливаемые в силу пункта 7 органами регулирования в виде одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, а также двухставочного тарифа, состоящего из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности.
Основными видами деятельности ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" является эксплуатация водопроводных распределительных сетей и распределение воды на коммунально-бытовые нужды и населению, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, деятельность по распределению тепла на коммунально-бытовые нужды населения.
Следовательно, по мнению ответчика, ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" обязано применять тарифы на регулируемые виды деятельности, утвержденные в установленном порядке.
Тарифы на услуги горячего водоснабжения на 2012 год для ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" утверждены Распоряжением Министерства экономики Московской области от 08.12.2011 N 159-РМ в размерах: с 01.01.2012 по 30.06.2012-65,75 руб. /куб. м, с 01.07.2012 по 31.08.2012-66,71 руб. /куб. м, с 01.09.2012 по 31.12.2012-66,76 руб. /куб. м. Вместе с тем, общество в период с 01.11.2012 по 31.12.2012 расчет размера платы за горячее водоснабжение, взимаемой с ТСЖ "Успенское", осуществляло не по вышеуказанным тарифам на горячую воду, а исходя из тарифа на тепловую энергию, установленного для данной организации Распоряжением Министерства экономики Московской области от 05.12.2011 N 151-РМ на 2012 год в размере - 1 119,6 руб. /Гкал, а также тарифа на холодную воду, установленного для данной организации Распоряжением Министерства экономики Московской области от 01.11.2011 N 129-РМ в размере - 11,34 руб. /куб. м, что подтверждается счетами-фактурами от 30.11.2012 N 00001012 и от 31.12.2012 N 00001123.
Исходя из изложенного ответчик считает обоснованной задолженность в размере 584 596,72 руб., рассчитанную в соответствии с Распоряжением Министерства экономики Московской области от 08.12.2011 N 159-РМ.
Указанные выводы подателя апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" (ресурсоснабжающая организация) является собственником водозаборного узла, на котором осуществляется добыча коммунального ресурса: холодной воды (куб. м), а также собственником котельной, которая осуществляет выработку коммунального ресурса: тепловой энергии (Гкал). В дальнейшем названные ресурсы подлежат продаже, в том числе, ТСЖ "Успенское" для оказания жителям дома коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, отоплению.
Пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что тариф на горячую воду (коммунальную услугу) в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (коммунальные ресурсы).
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, согласно жилищному законодательству ТСЖ "Успенское" (исполнитель коммунальной услуги), получая от жителей плату за горячее водоснабжение (коммунальная услуга), расчет с ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" (ресурсоснабжающей организацией) должно осуществить за ресурсы: холодную воду и тепловую энергию.
Как указывалось ранее, во исполнение Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", спорный дом сдан застройщиком в эксплуатацию с общедомовым прибором учета ТЭМ-104, который предназначен для фиксации параметров ресурсов: воды (куб. м) и тепловой энергии (Гкал). Указанный счетчик счетчиком горячей воды (вертушкой, считающей кубы горячей воды) не является, а выдает параметры по двум ресурсам, измеряющимся в разных единицах: куб. м и Гкал.
Оснований для неприменения одного из параметров у ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" не имеется, поскольку счетчик соответствует всем установленным требованиям, прошел поверку, находится в исправном состоянии. Обратного ответчиком не доказано.
Установленный в доме прибор учета зафиксировал реальное потребление ресурса, ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" выставило счет с применением установленного тарифа по конкретному ресурсу.
ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" несет затраты на оплату электроэнергии, газа, техническое обслуживание водозаборного узла и котельной. Указанные затраты включены в тариф по холодной воде и тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию, установленные для ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Горки-Х" Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 05.12.2011 N 151-РМ, на холодную воду, установленные Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 09.11.2011 N 129-РМ, применялись при расчетах с исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению - ТСЖ "Успенское".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2014 по делу N А41-41197/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)