Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2015 N 11АП-3424/2015 ПО ДЕЛУ N А55-19214/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу N А55-19214/2014


Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
с участием:
от истца - представитель Кузьмина А.А., доверенность N 98 от 27.03.2015
- от ответчика - представитель Вдовина В.В., доверенность от 07.05.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Серебряная Молния" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2015 года по делу N А55-19214/2014 (судья Разумов Ю.М.)
по иску открытого акционерного общества "Тевис", (ИНН 6320000561), г. Тольятти, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Серебряная Молния", (ИНН 6321334197), г. Тольятти, о взыскании 11 442 148 руб. 95 коп.,

установил:

открытое акционерное общество "Тевис" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Серебряная Молния" (далее - компания, ответчик) о взыскании 11 442 148 руб. 95 коп. задолженности за оказанные услуги по поставке тепловой воды в горячей воде и теплоносителя в феврале - июне 2014 года (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2015 года по делу N А55-19214/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам, заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы с целью исследования проектов тепловых узлов, установленных в многоквартирных домах на предмет их идентичности, с установлением разницы показаний теплоузла, расположенного по адресу: Тольятти, бульвар Приморский, 42, с приборами учета, установленных на вводе здания, в момент начала отопительного сезона 2014-2015 года до даты осмотра.
Представитель истца просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, возражал против удовлетворения ходатайства о назначении по делу экспертизы.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, компания является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Южное шоссе, 63, проспект Степана Разина, 72, проспект Степана Разина, 76, проспект Степана Разина, 81, бульвар Приморский, 18, 42, ул. Автостроителей,90, ул. Дзержинского, 5а, ул. 40 Лет Победы, 82, находящиеся у ответчика в управлении, что подтверждается протоколами общих собраний и заключенными договорами управления.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества с момента начала управления домом.
В период с февраля по июнь 2014 года общество в отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора, поставило в вышеуказанные дома через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель (ХОВ) на общую сумму 14 127 756 руб. 44 коп.
Неисполнение компанией (исполнителем коммунальных услуг) обязательств по оплате коммунального ресурса послужило основанием для обращения общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик, не оспаривая факт поставки тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя в спорный период в находящиеся у него в управлении упомянутые выше многоквартирные дома, указал на нарушение истцом в тарификации ГВС (превышение норматива тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. ХОВ), что, по мнению компании, влечет уменьшение его долга на сумму 1 699 191 руб. 30 коп. Кроме того, ответчик указал, что жители МКД Приморский, 42 платят за полученные ГВС и отопление в завышенном размере - не за количество фактически полученных ресурсов, а за количество ресурсов, зафиксированных некорректно работающими приборами учета, поэтому разница в суммовом выражении по этому основанию по всем жилым домам составляет 2 615 628 руб. 90 коп. В обоснование своих возражений компания представила акты экспертных исследований от 26.05.2014 N 185/2014 и от 14.01.2015 N 2015/09, проведенным по заказу ответчика ООО "Федеральная лаборатория судебной экспертизы".
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, отсутствие между сторонами в период с февраля по июнь 2014 года договорных отношений не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически поставленный коммунальный ресурс.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В статье 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" установлено, что в целях осуществления расчетов между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии организуется коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, обеспечивающие коммерческий учет объемов коммунальных ресурсов, поэтому стороны при расчетах обязаны руководствоваться показаниями этих приборов учета.
Система теплоснабжения Автозоводского района города Тольятти является открытой, потребители используют воду от ТЭЦ ОАО "АвтоВАЗ" с непосредственным разбором сетевой воды на нужды горячего водоснабжения (ГВС) из тепловой сети осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Исходя из положений части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
За спорный период расчет поставленного коммунального ресурса определен истцом на основании данных приборов учета, представленных ответчиком, стоимость поставленного ресурса составляет 14 127 756 руб. 44 коп., в соответствии с тарифами, утвержденными приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, N 440 от 19.12.2013, N 404 от 13.12.2013, N 425 от 17.12.2013.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17).
Согласно пунктам 67 - 68 указанных Правил при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Как следует из материалов дела, акт ввода в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 2010 года соответствует положениям Правил N 1034. Решение о выборе схемы учета тепловой энергии и теплоносителя принималось проектной организацией ООО "Промтехпроект", выполнявшей проектирование системы учета и согласовано с потребителем (о чем свидетельствуют печати согласования на принципиальной схеме узла учета).
Оформленные акты допуска узлов учета тепловой энергии и теплоносителя жилых домов, находящихся в управлении компании, подписаны сторонами без разногласий.
За техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии (пункт 74 Правил N 1034).
Согласно пункту 75 Правил N 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:
а) отсутствие результатов измерений;
б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;
е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств выхода узлов учета из строя в случаях, указанных в пункте 75 Правил N 1034.
В течение всего периода обслуживания жилых домов компания ни разу не обращалась к обществу с просьбой внести изменений в существующую схему учета тепловой энергии. Сведения об объеме поставленного ресурса по приборам учета ответчик ежемесячно предоставлял истцу, без указания на наличие неисправности приборов.
Существующая схема учета тепловой энергии и массы теплоносителя (ХОВ) обеспечивает достоверный учет тепловой энергии, теплоносителя, обеспечивает надлежащее измерение и контроль параметров теплоносителя, соответствует Правилам N 1034, в связи с чем, суд обоснованно отклонил возражения ответчика о завышенном потреблении тепловой энергии и массы ХОВ на нужды ГВС.
Содержащийся в акте экспертного исследования от 26.05.2014 N 185/2014 вывод о том, что тепловой пункт функционирует таким образом, что невозможно установить точную тарификацию, применяемую к жителям многоквартирного дома, поскольку температура воды, подаваемой в итоге жителям, в результате подмеса становится меньше температуры воды, поступающей из магистральной трубы общества, основана на неправильном толковании норм материального права.
В силу пункта 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Следовательно, объектом отношений по энергоснабжению посредством открытой системы теплоснабжения являются тепловая энергия и теплоноситель (химически очищенная вода).
Пунктом 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), установлено, что температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Автоматизация тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения обеспечивает: поддержание заданной температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения; регулирование подачи теплоты (теплового потока) в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха с целью поддержания заданной температуры воздуха в отапливаемых помещениях (пункт 9.1.42 Правил N 115).
Согласно пункту 6.2.58 Правил N 115 при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60°C.
Температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 часов, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется (пункт 6.2.59 Правил N 115).
В соответствии с Правилами N 115 в открытой водяной системе теплоснабжения вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Поскольку из открытой системы теплоснабжения вода частично отбирается потребителями для нужд горячего водоснабжения и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды.
Согласно пункту 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
Следовательно, исполнители коммунальных услуг при открытой системе теплоснабжения обязаны оплачивать ресурсоснабжающим организациям не горячую воду, а услугу теплоснабжения в Гкал по тарифам, установленным в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения, а также расходы теплоносителя на цели горячего водоснабжения.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие заявленные требования, в связи с чем, правомерно удовлетворил иск.
Довод заявителя жалобы о том, что суд неправомерно отклонил ходатайство о назначении экспертизы, отклоняется.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний (часть 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассмотренном деле суд не усмотрел, что для разрешения спора необходимо исследовать вопросы, требующие специальных познаний. По тем же основаниям суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении по делу экспертизы.
Ссылка заявителя жалобы на несвоевременное исполнение жителями обязательств по внесению платы за коммунальные услуги, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает компанию от обязательств по оплате фактически поставленного обществом коммунального ресурса.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о нарушении норм материального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами. Оснований для отмены решения суда не усматривается.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2015 года по делу N А55-19214/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА

Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
К.К.ТУРКИН
sttаbsttаbсbраt19
ustright




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)