Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2014 ПО ДЕЛУ N А33-2850/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N А33-2850/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "24" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" июля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Бабенко А.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Н.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг"): Клименко Т.В., представителя по доверенности от 19.09.2011 N 8/11,
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Сугоровой В.В., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 72,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" июня 2014 года по делу N А33-2850/2014, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (ИНН 2459013819, ОГРН 1052459013639) (далее - общество, ООО "ЦРКУ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) (далее - антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.01.2014 N А1484-9.16/13.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 июня 2014 года требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Красноярского УФАС России от 29.01.2014 по делу об административном правонарушении N А1484-9.16/13.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает, что суд первой инстанции не обосновал вывод о том, что ООО "ЦРКУ" не является лицом, ответственным за установку приборов учета, при этом отмечает следующее:
- - ООО "ЦРКУ" осуществляет эксплуатацию сетей холодного водоснабжения в г. Шарыпово, и осуществляет холодное водоснабжение жителей спорного многоквартирного дома, по тарифу установленному ООО "ЦРКУ", а не управляющей организации, в свою очередь, управляющая организация многоквартирного жилого дома осуществляет подачу потребителям холодной воды, а не водоснабжение, таким образом, отношения связанные с холодным водоснабжением имеют место только между ООО "ЦРКУ" и собственниками многоквартирного дома;
- - каждый собственник спорного многоквартирного дома имеет непосредственное присоединения к сетям ООО "ЦРКУ", поскольку иные собственники сетей, по которым осуществляется холодное водоснабжение, помимо ООО "ЦРКУ" (до ввода в многоквартирный дом) и собственников помещений в многоквартирном доме (после ввода в многоквартирный дом), отсутствуют.
ООО "ЦРКУ" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании обращения Региональной общественной организации по защите прав потребителей Красноярского края о привлечении ООО "ЦРКУ" к административной ответственности в связи с неосуществлением действий по оснащению приборами учета холодной воды многоквартирных жилых домов города Шарыпово Красноярского края Красноярское УФАС России провело в отношении ООО "ЦРКУ" проверку и составило протокол об административном правонарушении от 20.12.2013 N А1484-9.16/13, в котором зафиксировало следующие обстоятельства.
ООО "ЦРКУ" осуществляет эксплуатацию сетей холодного водоснабжения г. Шарыпово на основании договора аренды муниципального имущества от 08.06.2009 N 2, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово.
В соответствии с Реестром многоквартирных жилых домов г. Шарыпово, присоединенных к сетям водоснабжения ООО "ЦРКУ", многоквартирный жилой дом N 1, микрорайон имеет присоединение к сетям водоснабжения ООО "ЦРКУ".
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (управляющая организация) и собственниками жилых помещений - квартир в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: г. Шарыпово, микрорайон 1, жилые дома NN 1, 2, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 25, 26, 27, микрорайон 3, жилые дома NN 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, заключен договор N 1 управления многоквартирным домом от 01.01.2011.
Между ООО "ЦРКУ" (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "Красноярскэнергосбыт" (Абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды от 15.02.2010 N 125, предметом которого является отпуск питьевой воды к жилому многоквартирному дому, находящемуся в управлении абонента. Оплата абонентом отпущенной питьевой воды, водоснабжение на основании указанного договора предоставляется для нужд потребителей (физические или юридические лица, являющиеся собственниками (нанимателями, арендаторами) жилых и/или нежилых помещений многоквартирного жилого дома) (пункт 2.1 договора).
Дополнительным соглашением от 01.08.2011 N 8 о внесении изменений в договор от 15.02.2010 N 125 на отпуск питьевой воды в предмет договора включен отпуск питьевой воды к многоквартирному дому N 1, в 1 микрорайоне г. Шарыпово.
Пунктом 2.2 договора от 15.02.2010 N 125 установлено, что граница эксплуатационной ответственности определена в Акте разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям и сооружениям на них, по наружной стороне стены жилого дома.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган пришел к выводу, что полномочия управляющей организации ограничены управлением общедомовым имуществом и предоставлением коммунальных услуг на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем каждый собственник жилого помещения в многоквартирном доме имеет непосредственное присоединение своей системы холодного водоснабжения к сетям водоснабжения ООО "ЦРКУ".
Следовательно, по мнению антимонопольного органа именно на ООО "ЦРКУ" лежит обязанность по оснащению жилых помещений многоквартирного дома N 1 в 1 микрорайоне г. Шарыпово индивидуальными приборами учета холодной воды. При этом в установленный срок жилые помещения многоквартирного дома N 1 в 1 микрорайоне г. Шарыпово не были оснащены индивидуальными приборами учета.
Усмотрев в действиях (бездействии) ООО "ЦРКУ" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. в присутствии представителя общества по доверенности составил протокол об административном правонарушении от 20.12.2013 N 1484-9.16/13.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.01.2014 N А1484-9.16/13 вынесенным заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. в присутствии представителя общества по доверенности, ООО "ЦРКУ" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса, назначен штраф в размере 50 000 рублей.
ООО "ЦРКУ", не согласившись с постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.01.2014 N А1484-9.16/13, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 Кодекса, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19.11.2004 N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении", протокол об административном правонарушении от 20.12.2013 N 1484-9.16/13 составлен, оспариваемое постановление от 29.01.2014 N А1484-9.16/13 вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
Протокол об административном правонарушении составлен при участии представителя по доверенности от 15.08.2011 N 5/11 - Клименко Т.В. при надлежащем извещении законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 20.11.2013 N 22120, почтовое уведомление о вручении N 66001722214955).
Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя общества по доверенности.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, антимонопольным органом соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 12 статьи 9.16 Кодекса необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей..
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования исходил из недоказанности антимонопольным органом того обстоятельства, что ООО "ЦРКУ" является лицом, ответственным за установку приборов учета жилого дома N 1, расположенного в 1 мкр. г. Шарыпово, а, следовательно, надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса.
Антимонопольный орган не согласен с данным выводом, указывает, что ООО "ЦРКУ" осуществляет эксплуатацию сетей холодного водоснабжения в г. Шарыпово, и осуществляет холодное водоснабжение жителей спорного многоквартирного дома, по тарифу установленному ООО "ЦРКУ" а не управляющей организации. В свою очередь, управляющая организация многоквартирного жилого дома осуществляет подачу потребителям холодной воды, а не водоснабжение. Таким образом, отношения связанные с холодным водоснабжением имеют место только между ООО "ЦРКУ" и собственниками многоквартирного дома, следовательно, именно ООО "ЦРКУ" должно осуществлять установку приборов учета холодной воды.
При этом, по мнению антимонопольного органа, каждый собственник спорного многоквартирного дома имеет непосредственное присоединение к сетям ООО "ЦРКУ", поскольку иные собственники сетей, по которым осуществляется холодное водоснабжение, помимо ООО "ЦРКУ" (до ввода в многоквартирный дом) и собственников помещений в многоквартирном доме (после ввода в многоквартирный дом), отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции оценив обстоятельства дела не принимает доводы антимонопольного органа о том, что именно ООО "ЦРКУ" является субъектом исполнения обязанности по установке приборов учета используемых коммунальных ресурсов, мотивированный тем, что эта обязанность должна исполняться ресурсоснабжающей организацией.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, обязанность по оснащению приборами учета воды до 01.07.2013 многоквартирных жилых домов, не оснащенных в установленный срок приборами учета, изложена на организации, которые отвечают двум признакам:
1) осуществляют снабжение водой либо осуществляют ее передачу;
2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования.
Вместе с тем в силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность..
Частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрены следующие понятия:
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- Таким образом, управляющая компания многоквартирного дома в силу взятых на себя обязательств в рамках отношений с собственниками осуществляет деятельность по подаче потребителям (собственникам помещений многоквартирного дома) коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды.
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (управляющая организация) и собственниками жилых помещений - квартир в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: г. Шарыпово, микрорайон 1, жилые дома NN 1, 2, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 25, 26, 27, микрорайон 3, жилые дома NN 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2011 N 1, пунктом 3.1 которого установлено, что собственники (наймодатель, арендодатель) поручает, а управляющая организация обязуется в течение срока действия договора за плату, предусмотренную договором, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоэтажном доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Соответственно, ОАО "Красноярскэнергосбыт" выполняет функции управляющей организации, в том числе обеспечивает подачу воды собственникам.
Между ООО "ЦРКУ" (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "Красноярскэнергосбыт" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды от 15.02.2010 N 125, предметом которого является отпуск питьевой воды к жилому многоквартирному дому, находящемуся в управлении абонента. Оплата абонентом отпущенной питьевой воды, водоснабжение на основании указанного договора предоставляется для нужд потребителей (физические или юридические лица, являющиеся собственниками (нанимателями, арендаторами) жилых и/или нежилых помещений многоквартирного жилого дома) (пункт 2.1 договора).
Дополнительным соглашением N 8 от 01.08.2011 о внесении изменений в на отпуск питьевой воды договор от 15.02.2010 N 125 в предмет договора включен отпуск питьевой воды к многоквартирному дому N 1, расположенному в 1 микрорайоне г. Шарыпово.
В материалы дела представлена квитанция за февраль 2014 года (приложение в электронном виде к возражениям (т. 2, л.д. 37)) согласно которой ОАО "Красноярскэнергосбыт" оказывает услугу по водоснабжению и берет за это плату.
В этой ситуации установление тарифа ООО "ЦРКУ" не имеет правового значения, поскольку этот тариф применяется для расчетов между ООО "ЦРКУ" и ОАО "Красноярскэнергосбыт" за граждан.
Между гражданами - собственниками квартир и ООО "ЦРКУ" отсутствуют прямые договоры на поставку воды, более того, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации заключение таких договоров напрямую с ресурсоснабжающей организацией предусмотрено только в случае непосредственного управления, однако в данном случае, как было сказано, дом управляется управляющей организацией, а Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность выбора только одного способа управления.
Таким образом, ООО "ЦРКУ" не является организацией, непосредственно поставляющей воду гражданам - собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Как следует из материалов дела обществу вменено несоблюдение обязанности по установке индивидуальных приборов учета холодной воды. При этом антимонопольный орган исходил из того, что собственники помещений многоквартирного дома непосредственно присоединены к сетям ООО "ЦРКУ".
Вместе с тем в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как уже отмечалось в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Из положений пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - (Правил N 491) следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управление управляющей организацией предполагает фактическое наделение такой организации полномочиями, обеспечивающими доступ и распоряжение (в установленных собственниками пределах) общим имуществом многоквартирного дома.
Пунктом 5 Правил N 491 также предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "ЦРКУ" осуществляет эксплуатацию сетей холодного водоснабжения г. Шарыпово на основании договора аренды муниципального имущества от 08.06.2009 N 2, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово. Согласно акту приема-передачи имущества от 01.07.2009 ООО "ЦРКУ" получено имущество "Сооружение - сети водоснабжения 1 микрорайона протяженностью 2762,62 п. м.", расположенное по адресу:г. Шарыпово, мкр-н 1, соор. N 2, инв. N 04*440*002*000742340 (свидетельство о государственной регистрации от 21.03.2008 24ЕЗ 840254).
В соответствии с Реестром многоквартирных жилых домов г. Шарыпово, присоединенных к сетям водоснабжения ООО "ЦРКУ", многоквартирный жилой дом N 1 в 1 микрорайоне имеет присоединение к сетям водоснабжения ООО "ЦРКУ".
Как было сказано, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011 N 1, заключенного между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и собственниками жилых помещений - квартир в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: г. Шарыпово, микрорайон 1, жилые дома N N 1, 2, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 25, 26, 27, микрорайон 3, жилые дома N N 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, ОАО "Красноярскэнергосбыт" приняло на себя обязанности управляющей компании. Для исполнения этих обязанностей ОАО "Красноярскэнергосбыт" заключило с ООО "ЦРКУ" договор на отпуск питьевой воды от 15.02.2010 N 125, дополнительным соглашением N 8 от 01.08.2011 к которому в предмет договора включен отпуск питьевой воды к многоквартирному дому N 1, расположенному в 1 микрорайоне г. Шарыпово.
Пунктом 2.2 договора от 15.02.2010 N 125 установлено, что граница эксплуатационной ответственности определена в Акте разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям и сооружениям на них.
В Акте от 01.08.2011 (приложение N 35 к договору от 15.02.2010 N 125) стороны определили границы эксплуатационной ответственности по сетям по адресу: 1 м-он, д. 1:
- - сети, обслуживаемые абонентом: внутридомовые сети водоснабжения от наружной стены дома N 1, 1 микрорайона);
- - сети, эксплуатируемые ресурсоснабжающей организацией: до наружной стены дома N 1, 1 микрорайона, в том числе колодцы ВК20 и ВК8 с запорной арматурой.
Таким образом, ООО "ЦРКУ" не поставляет воду непосредственно в квартиры, его сети не имеют непосредственного присоединения к сетям собственников, а заканчиваются на наружной стене жилого дома.
После стены дома начинаются внутридомовые сети, которые относятся к общедомовому имуществу, не принадлежащему одному собственнику.
Довод антимонопольного органа о том, что эти сети не передавались на каком-либо праве ОАО "Красноярскэнергосбыт" не имеет значения для настоящего дела - во-первых, осуществление функций управления само по себе не предполагает передачи общедомового имущества на каком либо праве; во-вторых, точно так же эти сети не передавались и ООО "ЦРКУ".
ООО "ЦРКУ" производит отпуск воды по договору с ОАО "Красноярскэнергосбыт" и не имеет отношений с собственниками помещений многоквартирного дома в которых должны быть установлены индивидуальные приборы учета, не имеет непосредственного подключения к сетям собственников.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что антимонопольный орган не доказал, что ООО "ЦРКУ" является лицом, ответственным за установку приборов учета жилого дома N 1, расположенного в 1 мкр. г. Шарыпово, в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении и следовательно, что оно надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 Кодекса.
Антимонопольный орган указывает, что в решении суда первой инстанции приведено обоснование к ситуации по установлению общедомовых приборов учета, в данном же случае исследуется вопрос об установлении индивидуальных приборов учета.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Рассмотрев дело повторено апелляционный суд пришел к тем же выводам, что и суд первой инстанции, примененные апелляционным судом нормы права изложены в мотивировочной части постановления.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции отсутствуют.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" июня 2014 года по делу N А33-2850/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)