Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
от инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Захаров О.В. доверенность от 28.08.2014,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-8949/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" о признании недействительным пункта 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 10.12.2013 N 3468,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 10.12.2013 N 3468.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 4 предписания инспекции от 10.12.2013 N 3468 в части обязания открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", начиная с декабря 2013 года, не производить перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
На основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - жилищная инспекция, административный орган, госорган) Махониной Н.Г. от 07.11.2013 N 3441 с целью проверки доводов обращения гражданина, проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дружбы, д. <...>, кв. <...>, гражданина, проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Дубовка, ул. Московская, д. <...>, кв. <...>, по вопросам обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужны, в период с 22.11.2013 по 19.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество), по результатам которой составлен акт проверки от 19.12.2013 N 3441, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По результатам проверки административным органом выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований, согласно пункту 2 которого ОАО "Волгоградэнергосбыт" надлежит, начиная с января 2013 года не производить не предусмотренный действующим законодательством перерасчет платы за общедомовые нужды.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что указанный пункт выданного административным органом предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует закону, ущемляет права общества как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку запрещает производить какой-либо перерасчет платы за общедомовые нужды, в то время как Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлена возможность такого перерасчета при наличии соответствующих оснований.
Апелляционная инстанция согласилась с позицией суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом проверки, инициированной гражданами, проживающими в многоквартирном доме N 70 по ул. Республиканской г. Серафимович Волгоградской области, явилось соблюдение ОАО "Волгоградэнергосбыт", предоставляющему услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе обоснованность начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за период с января по октябрь 2013 года и в период с 03.12.2013 по 10.12.2013.
Проверкой установлено несоблюдение обществом положений Правил предоставления коммунальных услуг в части перерасчета платы за общедомовые нужды по электроэнергии в спорный период.
В оспариваемой части предписания жилищной инспекции от 10.12.2013 обществу указано на необходимость не производить не предусмотренный действующим законодательством перерасчет платы за общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Контроль за соблюдением обязательных требований, в том числе предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", возложена на органы Государственного жилищного надзора.
В оспариваемом пункте предписания, вынесенным в полном соответствии с предоставленными госоргану полномочиями, жилищная инспекция предписывает не производить не предусмотренные действующим законодательством перерасчет за общедомовые нужды.
Признавая незаконным данный пункт предписания суды указали на необоснованное в предписании требование в части обязания общества начиная с декабря 2013 года не производить перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии. То есть, по мнению судов нижестоящих инстанций, предписание содержит категоричный вывод об отсутствии законных оснований для любого перерасчета.
Между тем, как усматривается из текста предписания, госорган предписывает запрет на перерасчет платы лишь не предусмотренный действующим законодательством. Другими словами требование, содержащееся в предписании, направлено на соблюдение обществом действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, суд кассационной инстанции не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами судов относительно отсутствия конкретных указаний, которые необходимо совершить для исполнения предписания, поскольку оспариваемый пункт предписания необходимо было оценивать в совокупности с пунктами 1, 2, 3 предписания, который не оспаривался обществом, а также акта проверки, по результатам которого оно и было вынесено. В связи с изложенным, суд кассационной инстанции считает, что предписание в оспариваемой части реально исполнимо и содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу.
Ввиду отсутствия совокупности условий, которая в соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ необходима для признания ненормативного акта недействительным, у судов отсутствовали основания для признания не соответствующим закону оспариваемый пункт предписания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу N А12-8949/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2014 N Ф06-17584/2013 ПО ДЕЛУ N А12-8949/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А12-8949/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
от инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Захаров О.В. доверенность от 28.08.2014,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-8949/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" о признании недействительным пункта 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 10.12.2013 N 3468,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 10.12.2013 N 3468.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 4 предписания инспекции от 10.12.2013 N 3468 в части обязания открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", начиная с декабря 2013 года, не производить перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
На основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - жилищная инспекция, административный орган, госорган) Махониной Н.Г. от 07.11.2013 N 3441 с целью проверки доводов обращения гражданина, проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дружбы, д. <...>, кв. <...>, гражданина, проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Дубовка, ул. Московская, д. <...>, кв. <...>, по вопросам обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужны, в период с 22.11.2013 по 19.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество), по результатам которой составлен акт проверки от 19.12.2013 N 3441, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По результатам проверки административным органом выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований, согласно пункту 2 которого ОАО "Волгоградэнергосбыт" надлежит, начиная с января 2013 года не производить не предусмотренный действующим законодательством перерасчет платы за общедомовые нужды.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что указанный пункт выданного административным органом предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует закону, ущемляет права общества как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку запрещает производить какой-либо перерасчет платы за общедомовые нужды, в то время как Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлена возможность такого перерасчета при наличии соответствующих оснований.
Апелляционная инстанция согласилась с позицией суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом проверки, инициированной гражданами, проживающими в многоквартирном доме N 70 по ул. Республиканской г. Серафимович Волгоградской области, явилось соблюдение ОАО "Волгоградэнергосбыт", предоставляющему услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе обоснованность начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за период с января по октябрь 2013 года и в период с 03.12.2013 по 10.12.2013.
Проверкой установлено несоблюдение обществом положений Правил предоставления коммунальных услуг в части перерасчета платы за общедомовые нужды по электроэнергии в спорный период.
В оспариваемой части предписания жилищной инспекции от 10.12.2013 обществу указано на необходимость не производить не предусмотренный действующим законодательством перерасчет платы за общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Контроль за соблюдением обязательных требований, в том числе предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", возложена на органы Государственного жилищного надзора.
В оспариваемом пункте предписания, вынесенным в полном соответствии с предоставленными госоргану полномочиями, жилищная инспекция предписывает не производить не предусмотренные действующим законодательством перерасчет за общедомовые нужды.
Признавая незаконным данный пункт предписания суды указали на необоснованное в предписании требование в части обязания общества начиная с декабря 2013 года не производить перерасчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии. То есть, по мнению судов нижестоящих инстанций, предписание содержит категоричный вывод об отсутствии законных оснований для любого перерасчета.
Между тем, как усматривается из текста предписания, госорган предписывает запрет на перерасчет платы лишь не предусмотренный действующим законодательством. Другими словами требование, содержащееся в предписании, направлено на соблюдение обществом действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, суд кассационной инстанции не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами судов относительно отсутствия конкретных указаний, которые необходимо совершить для исполнения предписания, поскольку оспариваемый пункт предписания необходимо было оценивать в совокупности с пунктами 1, 2, 3 предписания, который не оспаривался обществом, а также акта проверки, по результатам которого оно и было вынесено. В связи с изложенным, суд кассационной инстанции считает, что предписание в оспариваемой части реально исполнимо и содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу.
Ввиду отсутствия совокупности условий, которая в соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ необходима для признания ненормативного акта недействительным, у судов отсутствовали основания для признания не соответствующим закону оспариваемый пункт предписания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу N А12-8949/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)