Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" - до и после перерыва - Грачева А.А. (доверенность от 05.12.2014 N 831),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва- не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02-04 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2015 года по делу N А55-26769/2014 (судья Матюхина Т.М.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (ОГРН 1126320017900, ИНН 6321300279), г. Тольятти, Самарская область,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления N ТЦр-11916 от 30.09.2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - заявитель, общество, ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция) от 30.09.2014 N ТЦр-11916 по делу об административном правонарушении (л.д. 6-8)
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015 по делу N А55-26769/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 55-57).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 60-63).
Жилищная инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.03.2015 до 12 час. 50 мин. 04.03.2015, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения собственников помещений многоквартирного дома, заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области издано распоряжение от 14.07.2014N ТЦр-11916 о проведении проверки ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований жилищного законодательства по использованию и сохранности дома N 16 по ул. Победы в г.о. Тольятти Самарской области.
30.07.2014 в ходе проведения мероприятий по контролю выявлены нарушения, выразившиеся в не обеспечении надлежащего технического состояния внутренних устройств газоснабжения, а именно: газовые плиты, расположенные в местах общего пользования секции N 23 требуется заменить на новые, так как все детали изношены и ремонту не подлежат, тем самым нарушены п. п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, пункт 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации).
По результатам проверки составлен акт от 30.07.2014 N ТЦр-11916 (л.д. 33-35).
31.07.2014 жилищной инспекцией в отношении ООО "Департамент ЖКХ" составлен протокол N ТЦр-11916 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 39-41).
В результате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области вынесено постановление от 30.09.2014 N ТЦр-11916, которым ООО "Департамент ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 50-51).
Общество не согласилось с постановление жилищной инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основание для привлечения общества к административной ответственности, является вывод жилищной инспекции, что общество не заключило договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа (на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В рассматриваемом случае ООО "Департамент ЖКХ" исполняет обязанности по управлению многоквартирными домами, явившимися объектами проверки, на основании договора управления.
В соответствии с условиями договора ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, по содержанию общего имущества дома и его ремонту, направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и сохранение недвижимого имущества.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170).
В соответствии с пунктом 5.5.6. указанных Правил от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В силу приведенных выше норм права ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" обязано заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
Доказательств того, что заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, обществом не представлено, как и не представлено доказательств наличия у заявителя технических средств и квалифицированного персонала для самостоятельного осуществления названного вида деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции делает вывод, что ООО "Департамент ЖКХ" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7. 22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В абзаце 5 пункта 2 "Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), абзаце 3 пункта 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Согласно пункту 2 Правил N 410 под внутриквартирным газовым оборудованием понимаются газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 410, заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования является управляющая организация, а по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования является либо собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование, либо управляющая организация на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.
В рассматриваемом случае обществом заключен с ООО Средневолжская газовая компания" договор от 01.05.2013 N 07/13/Д-205 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
Газовые плиты, установленные в местах общего пользования (кухня) подключены к системам внутридомового газоснабжения после отсекающего устройства (газового крана), установленного на ответвлениях от газового стояка, следовательно, являются имуществом собственников, на которых возлагается ответственность за их сохранность и содержание (своевременный ремонт, замена).
Общих собраний по вопросу делегирования полномочий управляющей компании в лице - ООО "Департамент ЖКХ" по заключению договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в жилом доме N 16 по ул. Победы г. Тольятти не проводилось и в суд не представлено.
Следовательно, на управляющую организацию - ООО "Департамент ЖКХ" не возложена обязанность по заключению договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в жилом доме N 16 по ул. Победы г. Тольятти Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что жилищная инспекция не представила в суд доказательств наличия события правонарушения, вины общества в совершении административного правонарушения. В силу изложенного, в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции следует отменить, а заявленные обществом требования удовлетворить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2015 года по делу N А55-26769/2014 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 30 сентября 2014 года N ТЦр-11916 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2015 N 11АП-1580/2015 ПО ДЕЛУ N А55-26769/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. по делу N А55-26769/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" - до и после перерыва - Грачева А.А. (доверенность от 05.12.2014 N 831),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва- не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02-04 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2015 года по делу N А55-26769/2014 (судья Матюхина Т.М.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (ОГРН 1126320017900, ИНН 6321300279), г. Тольятти, Самарская область,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления N ТЦр-11916 от 30.09.2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - заявитель, общество, ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция) от 30.09.2014 N ТЦр-11916 по делу об административном правонарушении (л.д. 6-8)
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015 по делу N А55-26769/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 55-57).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 60-63).
Жилищная инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.03.2015 до 12 час. 50 мин. 04.03.2015, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения собственников помещений многоквартирного дома, заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области издано распоряжение от 14.07.2014N ТЦр-11916 о проведении проверки ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований жилищного законодательства по использованию и сохранности дома N 16 по ул. Победы в г.о. Тольятти Самарской области.
30.07.2014 в ходе проведения мероприятий по контролю выявлены нарушения, выразившиеся в не обеспечении надлежащего технического состояния внутренних устройств газоснабжения, а именно: газовые плиты, расположенные в местах общего пользования секции N 23 требуется заменить на новые, так как все детали изношены и ремонту не подлежат, тем самым нарушены п. п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, пункт 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации).
По результатам проверки составлен акт от 30.07.2014 N ТЦр-11916 (л.д. 33-35).
31.07.2014 жилищной инспекцией в отношении ООО "Департамент ЖКХ" составлен протокол N ТЦр-11916 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 39-41).
В результате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области вынесено постановление от 30.09.2014 N ТЦр-11916, которым ООО "Департамент ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 50-51).
Общество не согласилось с постановление жилищной инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основание для привлечения общества к административной ответственности, является вывод жилищной инспекции, что общество не заключило договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа (на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В рассматриваемом случае ООО "Департамент ЖКХ" исполняет обязанности по управлению многоквартирными домами, явившимися объектами проверки, на основании договора управления.
В соответствии с условиями договора ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, по содержанию общего имущества дома и его ремонту, направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и сохранение недвижимого имущества.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170).
В соответствии с пунктом 5.5.6. указанных Правил от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В силу приведенных выше норм права ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" обязано заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
Доказательств того, что заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, обществом не представлено, как и не представлено доказательств наличия у заявителя технических средств и квалифицированного персонала для самостоятельного осуществления названного вида деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции делает вывод, что ООО "Департамент ЖКХ" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7. 22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В абзаце 5 пункта 2 "Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), абзаце 3 пункта 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Согласно пункту 2 Правил N 410 под внутриквартирным газовым оборудованием понимаются газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 410, заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования является управляющая организация, а по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования является либо собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование, либо управляющая организация на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.
В рассматриваемом случае обществом заключен с ООО Средневолжская газовая компания" договор от 01.05.2013 N 07/13/Д-205 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
Газовые плиты, установленные в местах общего пользования (кухня) подключены к системам внутридомового газоснабжения после отсекающего устройства (газового крана), установленного на ответвлениях от газового стояка, следовательно, являются имуществом собственников, на которых возлагается ответственность за их сохранность и содержание (своевременный ремонт, замена).
Общих собраний по вопросу делегирования полномочий управляющей компании в лице - ООО "Департамент ЖКХ" по заключению договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в жилом доме N 16 по ул. Победы г. Тольятти не проводилось и в суд не представлено.
Следовательно, на управляющую организацию - ООО "Департамент ЖКХ" не возложена обязанность по заключению договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в жилом доме N 16 по ул. Победы г. Тольятти Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что жилищная инспекция не представила в суд доказательств наличия события правонарушения, вины общества в совершении административного правонарушения. В силу изложенного, в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции следует отменить, а заявленные обществом требования удовлетворить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2015 года по делу N А55-26769/2014 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 30 сентября 2014 года N ТЦр-11916 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)