Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 17АП-3344/2014-АК ПО ДЕЛУ N А71-9717/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 17АП-3344/2014-АК

Дело N А71-9717/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (ОГРН 1111841013811, ИНН 1841022974): не явились;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 февраля 2014 года по делу N А71-9717/2013,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
о признании незаконным предписания от 29.08.2013 N 1204 и постановления от 06.11.2013 N 1856 по делу об административном правонарушении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр", г. Ижевск (далее - ООО "УК-Ижкомцентр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконными предписания об устранении выявленных нарушений от 29.08.2013 N 1204 и постановления по делу об административном правонарушении от 06.11.2013 N 1856, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.02.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции, о том, что начислением дополнительных сумм по статьям "Содержание и ремонт жилья", "Капитальный ремонт", общество компенсировало свои расходы по произведенным на общем имуществе многоквартирного дома работам. Работы были выполнены авансом, при отсутствии соответствующих средств на лицевом счете дома. При этом, все выполненные работы были необходимы для поддержания общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, для недопущения аварий и предотвращения угрозы жизни, здоровью и имуществу жителей дома. ООО "УК-Ижкомцентр" было произведено начисление сумм в счете-извещении с таким расчетом, чтобы дополнительные расходы управляющей организации были полностью покрыты.
Управление по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили (от управления поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, принятое судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ), что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 13.08.2013 N 902 по обращению граждан от 01.08.2013 по вопросу увеличения платы "Содержание и ремонт жилья", "Капитальный ремонт" за счет средств от экономии за оказание услуги по отоплению, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК-Ижкомцентр" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки было установлено, что на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Майская, 8 (протокол от 15.01.2012), выбран способ управления многоквартирным домом - управляющая организация, заключен договор управления многоквартирным домом с ООО "УК-Ижкомцентр".
Также было установлено, что данный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В ходе проведения проверки выявлено, что ООО "УК-Ижкомцентр" в декабре 2012 г. в адрес жильцов дома N 8 по ул. Майская г. Ижевска, дома N 14 по ул. Майская г. Ижевска были направлены платежные документы, согласно которым увеличен размер платы по статье "Содержание и ремонт жилья", "Капитальный ремонт" на сумму, аналогичную сумме уменьшенной платы по статье "Отопление".
Указанная корректировка произведена на основании решения ООО "УК-Ижкомцентр". В письме от 26.08.2013 N 0971 директор Зиновьев А.А. пояснил, что по многоквартирным домам, расположенным по адресам г. Ижевск, ул. Майская, дом 8, дом 14, собственники жилья не принимали решения об увеличении платы по статьям "Содержание и ремонт жилья", "Капитальный ремонт" за счет средств от экономии за отопление.
Так, для жильцов <...>а в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 3501,93 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 1664,24 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 1386,86 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 5551,46 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 2638,24 руб., за капитальный ремонт" увеличена на 2198,53 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 4446,00 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 2112,89 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 1760,74 руб.
Для жильцов,<...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 3534,21 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 1679,58 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 1399,65 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 1763,06 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 837,87 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 698,23 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 4349,18 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 2066,88 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 1722,39 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 3518,08 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 1671,91 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 1393,25 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 5567,60 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 2645,91 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 2204,91 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 2645,91 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 2204,91 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 2315,80 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 1100.54 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 917,11 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 3501,94 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 1664,25 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 1386,85 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 2315,80 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 1100.55 руб., за "Капитальный ремонт" увеличена на 917,11 руб.
Для жильцов <...> в декабре 2012 г. плата за отопление уменьшена на 3651,88 руб., а плата за "Содержание и ремонт жилья" увеличена на 2435,03 руб.
Как следует из объяснений директора ООО "УК-Ижкомцентр" Зиновьева А.А. от 26.08.2013, в декабре 2012 года жильцам многоквартирных домов N 8 и 14 по ул. Майская г. Ижевска произведен перерасчет по статье "Содержание и ремонт жилья" и "Капитальный ремонт" в связи с тем, что в 2012 г. были проведены работы по ремонту общего имущества домов, и управляющая организация таким образом компенсирует свои дополнительные затраты; действуя в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 29.08.2013 N 841.
29.08.2013 обществу выдано предписание N 1204 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.09.2013.
Обществу предписывалось прекратить нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей, выразившееся в увеличении платы по статьям "Содержание и ремонт жилья", "Капитальный ремонт" за счет средств от экономии за оказание услуги по отоплению.
Также, в предписании указывалось на то, что обществу необходимо обеспечить начисление платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По факту выявленного нарушения 27.09.2013 управлением составлен протокол об административном правонарушении.
06.11.2013, установив в действиях заявителя, выразившихся в увеличении платы за "Содержание и ремонт жилья" и "Капитальный ремонт" за счет средств от экономии платы за "Отопление", состав административного правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ, управление в отношении ООО "УК-Ижкомцентр" вынесло постановление N 1856 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Несогласие заявителя с вынесенными предписанием и постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения; отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, являющейся действующей в спорный период).
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановления Удмуртской Республики от 10.09.2012 N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах "Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" принято решение о расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применять в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, в спорный период регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пп. "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Материалами дела подтверждено, что заявитель осуществляет управление многоквартирными домами N 8 и N 14 по ул. Майская г. Ижевска.
Из материалов дела следует и заявителем не отрицается, что ООО "УК-Ижкомцентр" в декабре 2012 г. в адрес жильцов дома N 8 по ул. Майская г. Ижевска, дома N 14 по ул. Майская г. Ижевска выставило платежные документы с корректировкой платы по статье "Отопление" и увеличением размера платы по статье "Содержание и ремонт жилья", "Капитальный ремонт" на сумму, аналогичную сумме уменьшенной за отопление.
Однако, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о проведении текущего ремонта за счет денежных средств, образовавшихся от экономии за отопление, не принималось; указанная корректировка в нарушение действующего законодательства, не предусматривающего право исполнителя услуг самостоятельно принимать решения об увеличении платы по статьям "Содержание и ремонт жилья" и "Капитальный ремонт", произведена на основании решения ООО "УК-Ижкомцентр".
Суд апелляционной инстанции полагает, что при установленных обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о том, что управляющей компанией допущен обман потребителей, выразившийся в увеличении платы за "Содержание и ремонт жилья" и "Капитальный ремонт" за счет средств от экономии платы за "Отопление", что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Доводы апеллятора о том, что начислением дополнительной платы по спорным статьям ООО "УК-Ижкомцентр" компенсировало свои расходы по произведенным работам, судом первой инстанции исследованы и обоснованно отклонены, как основанные на неверном толковании норм права.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность корректировки сумм по оплате за содержание и ремонт жилья, капитальный ремонт, а также перераспределение образовавшейся после корректировки размера платы за отопление суммы на нужды управляющей компании.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств того, что обществом своевременно приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также доказательств отсутствия реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.
Виновное совершение правонарушения подтверждено материалами дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, является обоснованным.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями лица, привлекаемого к административной ответственности.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено обществу в пределах санкции ст. 14.7 КоАП РФ; размер штрафа, превышающий минимальный, мотивирован административным органом.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания постановления незаконным.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения. Аналогичное положение содержит пп. "в" п. 5 "Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей", утвержденного Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 412.
Таким образом, предписание о прекращении нарушений прав потребителей является мерой, прямо предусмотренной Законом о защите прав потребителей.
Следовательно, в случае выявления правонарушений административным органом, вынесение предписания о прекращении нарушений прав потребителей является правомерным.
В основу выдачи предписания положены те же фактические и правовые основания, что для вынесения постановления по ст. 14.7 КоАП РФ, следовательно, у управления в силу п.п. 3 п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, имелись основания для направления обществу предписания об устранении этого нарушения.
Предписание, вынесенное компетентным органом, законно и исполнимо, совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания его незаконным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм законодательства, и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии с положениями ст. 270 АПК РФ отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2014 года по делу N А71-9717/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)