Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2014 N Ф09-6625/14 ПО ДЕЛУ N А50-723/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. N Ф09-6625/14

Дело N А50-723/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Гайдука А.А., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883; далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2014 по делу N А50-723/2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края,
приняли участие представители:
- Департамента - Канцер А.Р. (доверенность от 09.01.2014);
- товарищества собственников жилья "Хрустальная, 12" (ОГРН 1125906000263, ИНН 5906112111; далее - Товарищество) - Морозова Л.М. (председатель), Габдулсаитов Р.М. (доверенность от 20.03.2014).

Департамент обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Товарищества в пользу бюджета города Перми средств финансовой поддержки в сумме 850 000 руб. (85% от суммы, неправомерно размещенной ответчиком во вклад (депозит) по договору с открытым акционерным обществом "Сбербанк России" (далее - общество "Сбербанк России") в связи с нецелевым использованием ответчиком средств, предоставленных ему по договору долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 06.09.2013 N 70/2013 (далее - договор финансирования) (с учетом уточнения искового требования, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 25.03.2014, 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Решением суда от 19.06.2014 (судья Васильева Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы последняя возвращена Департаменту.
В кассационной жалобе Департамент просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование данной позиции заявитель ссылается на предоставление Товариществу финансовой поддержки за счет средств бюджета в размере 2 289 591 руб. 87 коп. на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Хрустальная, 12. Как указывает заявитель, данная сумма была предоставлена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ); Порядком предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 (далее - Порядок N 74), а также в соответствии с договором финансирования.
Со ссылкой на абз. 2 п. 3.1 Порядка N 74, п. 5 ст. 15, п. 12 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ заявитель жалобы указывает, что поскольку финансовая поддержка носит целевой характер, то Товарищество в случае использования средств по нецелевому назначению обязано произвести их возврат в бюджет города Перми.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить решение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Товариществом (исполнитель) и Департаментом (плательщик) заключен договор финансирования, согласно п. 1.1 которого Департамент принял на себя обязательства предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счет средств Фонда) средства финансовой поддержки Товариществу на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Хрустальная, 12, на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах, в размере, предусмотренном данным договором.
Пунктом 1.2 договора финансирования установлено, что предоставление финансовой поддержки производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" и постановлением администрации города Перми от 11.06.2013 N 481 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2013 год".
Плательщик, наряду с другими правомочиями, осуществляет по условиям указанного договора контроль за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт (п. 2.2 договора финансирования).
Исполнитель (Товарищество) обеспечивает целевое и эффективное использование средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт; срок использования средств финансовой поддержки - до 15.11.2013 (п. 3.1 договора финансирования).
Разделом 4 договора финансирования установлено, что общая стоимость капитального ремонта составляет 2 693 637 руб. 50 коп., размер финансовой поддержки из бюджета - 2 289 591 руб. 87 коп. (то есть 85% от стоимости ремонта), которые перечисляются в следующем порядке: первый платеж в сумме 974 049 руб. 62 коп. - после представления заявки на долевое финансирование капитального ремонта; 514 185 руб. 09 коп. - в случае поступления в бюджет города Перми средств Фонда. Оставшаяся сумма перечисляется после представления исполнителем отчета об использовании средств, а также платежного поручения, подтверждающего оплату собственниками и/или исполнителем за счет собственных (заемных) средств доли стоимости капитального ремонта в полном объеме.
В целях проведения капитального ремонта по замене внутридомовых инженерных систем электроснабжения в многоквартирном доме N 12 по ул. Хрустальная Товарищество заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Строй-вариант Групп" договоры N 8/13-эл на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения с установкой приборов учета потребления электрической энергии и N 8/13 пр/эл на выполнение обследования и разработку проектной документации по работам по капитальному ремонту. Стоимость работ по первому из названных договоров согласована в размере 2 402 030 руб. 94 коп., по второму - 240 203 руб. 09 коп.
В целях проведения капитального ремонта Товариществом также заключен договор от 06.09.2013 N 8 с обществом с ограниченной ответственностью "Доверенные лица" на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за работами по капитальному ремонту, стоимость которых согласована в сумме 51 403 руб. 47 коп.
Во исполнение договора финансирования Департамент после получения заявки перечислил 1 488 234 руб. 71 коп. на банковский счет Товарищества, открытый ему в Пермском отделении общества "Сбербанк России" для учета средств, выделенных на проведение капитального ремонта (договор банковского счета от 04.07.2013 N 08-14/005), в том числе 16.09.2013 на данный счет поступили средства финансовой поддержки из местного бюджета в сумме 974 049 руб. 62 коп. и средства Фонда в сумме 514 185 руб. 09 коп.
По заявлению Товарищества денежные средства в сумме 1 000 000 руб. перечислены со специального банковского счета на открытый Товариществу депозит (вклад); 02.10.2013 средства в сумме 1 000 000 руб. возвращены на специальный банковский счет и вновь перечислены Товариществом на депозит.
Неисполнение Товариществом требования Департамента о возврате средств финансовой поддержки в сумме 1 488 234 руб. 71 коп. в связи с их нецелевым использованием послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Товарищество при участии в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов не допустило нарушений норм действующего законодательства. В предусмотренный договором финансирования срок - до 15.11.2013 средства финансовой поддержки в сумме 2 289 591 руб. 87 коп. израсходованы на цели, предусмотренные Федеральным законом N 185-ФЗ и Порядком N 74.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1 данного Закона).
Федеральный Закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, гл. 8 названного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном ч. 3 данной статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном ч. 3 названной статьи, в местные бюджеты.
Контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств Фонда проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1.1, 1.2 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ).
Во исполнение данного Закона решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 утвержден Порядок N 74.
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона N 185-ФЗ определено понятие "предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда". Это предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно п. 2.1 Порядка N 74 финансовая поддержка на капитальный ремонт - это безвозмездное и безвозвратное предоставление средств бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах при осуществлении капитального ремонта общего имущества.
В силу п. 2.3 Порядка N 74 заявителями на получение финансовой поддержки могут быть товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив или, если они не созданы в многоквартирном доме, - управляющая организация (далее - ТСЖ или иные управляющие организации).
Финансовая поддержка предоставляется в случае принятия собственниками помещений обязательства по финансированию капитального ремонта за счет собственных (заемных) средств не менее 15% общей стоимости работ по капитальному ремонту (п. 3.4.2 Порядка N 74).
Частью 3 ст. 15 Федерального закона N 185-ФЗ к видам работ по указанному выше капитальному ремонту многоквартирных домов отнесен, в частности, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. Аналогичное предусмотрено п. 3.3 Порядка N 74.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств ТСЖ или иных управляющих организаций в пределах минимального объема, установленного соответственно ч. 2 ст. 18 и п. 2 ч. 6 ст. 20 названного Закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 185-ФЗ, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 185-ФЗ многоквартирных домов, виды работ по которому установлены ч. 3 ст. 15 данного Закона, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как следует из ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ, а также п. 6 Порядка N 74, ТСЖ или иные управляющие организации открывают отдельный банковский счет, на который орган местного самоуправления будет перечислять средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома; аккумулируют на данном счете средства, перечисляемые собственниками помещений в многоквартирном доме на долевое финансирование капитального ремонта; производят оплату работ за счет данных средств на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (ч. 9 ст. 20 данного Закона). Частью 11 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено, что размещенные на отдельном банковском счете средства могут быть использованы также на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств.
Согласно ч. 12 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ ТСЖ или иные управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 и 11 названной статьи.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что перечисление Товариществом на депозит 1 000 000 руб. с банковского счета, открытого специально для операций со средствами на проведение капитального ремонта, является нарушением установленного порядка расходования средств Фонда.
Вместе с тем, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: выписку со специального банковского счета Товарищества от 16.10.2013, акт от 13.11.2013, акт от 12.12.2013, акт от 13.12.2013, и придя к выводу о том, что 09.10.2013 средства в сумме 1 000 000 руб. были возвращены на специальный банковский счет Товарищества и направлены на оплату выполненных по капитальному ремонту работ, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу аналогичны доводам, изложенном в исковом заявлении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, данные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Департамента - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2014 по делу N А50-723/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ

Судьи
А.А.ГАЙДУК
Л.В.ГРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)